Научная статья на тему 'Современные миграционные процессы в Европе в аспекте межкультурной коммуникации'

Современные миграционные процессы в Европе в аспекте межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1298
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АККУЛЬТУРАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / АФРИКА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ИНТЕГРАЦИЯ / КУЛЬТУРА / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МИГРАНТ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / РАДИКАЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Авдеева Надежда Алексеевна, Болотина Наталья Ивановна

Статья посвящено анализу влияния миграционных процессов на этнический состав Европы и ее культуру. Авторы обращают внимание на ситуацию беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, сложившуюся в настоящее время в Европе. Стремительное увеличение их потока ставит вопросы о выживании коренных европейцев, о сохранении западноевропейской культуры, а также о выработке новых тактик и стратегий в проведении политики аккультурации новых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные миграционные процессы в Европе в аспекте межкультурной коммуникации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 325.2

Авдеева Надежда Алексеевна

старший преподаватель РУДН, г.Москва, РФ E-mail: avdeeva_na@pfur.ru Болотина Наталья Ивановна старший преподаватель РУДН, г.Москва, РФ E-mail: bolotina_ni@pfur.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

Статья посвящено анализу влияния миграционных процессов на этнический состав Европы и ее культуру. Авторы обращают внимание на ситуацию беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, сложившуюся в настоящее время в Европе. Стремительное увеличение их потока ставит вопросы о выживании коренных европейцев, о сохранении западноевропейской культуры, а также о выработке новых тактик и стратегий в проведении политики аккультурации новых мигрантов.

Ключевые слова

Аккультурация, ассимиляция, Африка, Ближний Восток, Западная Европа, интеграция, культура, маргинализация, межкультурная коммуникация, мигрант, мультикультурализм,

радикальный фундаментализм.

В настоящее время под влиянием активных миграционных процессов меняются многие ценностные установки Западной Европы как в отношении самих мигрантов, так и своих граждан, современной миграционной политики, своей роли в мировом историческом процессе. В частности, изменяются традиционные стереотипные представления о внешности людей, проживающих в той или иной европейской стране. Например, смуглый темнокожий человек может быть и французом, и шведом, и англичанином. А швед, в свою очередь, может не быть голубоглазым блондином, англичанин - рыжеволосым худощавым человеком. Так, приезжая, на Лазурный Берег, туристов встречают высокие темнокожие женщины и мужчины вместо миниатюрных кудрявых людей. Подобные наблюдения, по мнению некоторых ученых, социологов, журналистов и известных общественных деятелей, указывают на факты вымирания самых фундаментальных наций Европы. К тому же среди европейских стран лишь в Великобритании, в Испании и во Франции рождаемость превышает смертность. В Дании, в Швеции и в Польше эти показатели одинаковы, а в Италии, в Австрии и в Германии - отрицательны [5].

Постепенное изменение этнического состава Европы происходит ввиду стремительного притока иностранцев из стран Ближнего Востока, Африки и Азии. Подобная тенденция не оказывает большого влияния на существование нации при условии невысокого уровня миграции, рассмотренной на коротком временном отрезке. Но если взглянуть на это с исторической перспективы, анализируя продолжительный промежуток времени и массовый приток иностранцев в определенную страну, то можно заметить, что постепенно в ней начинают происходить процессы культурной и этнической ассимиляции, и подобное «переселение» оказывает необратимое влияние на этнос в целом, и на внешний вид, в частности [3]. Со временем потомки эмигрантов перестают восприниматься как чужие или представители иной культуры. В свою очередь, они как часть той культуры, с которой они соединились, создают смешанные браки, что оказывает влияние на облик нации, и, при сопутствующих условиях, может со временем в корне переменить его. Так, например, современные смуглые темноволосые итальянцы имеют мало общего со светлыми голубоглазыми жителями Римской Империи, наследниками которой они, бесспорно, являются. Это результат продолжительных войн, массового переселения жителей средней Азии на Апеннинский полуостров,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

крестовых походов и так далее.

В настоящее время мы наблюдаем подобные процессы этнических изменений во многих странах Европы. Наиболее быстро этот процесс происходит во Франции. Достаточно посмотреть хотя бы на сборную страны по футболу, внешность игроков которой изменилась менее чем за 30 лет. Важно понимать, что никто из этих людей не рассматривается как мигрант, или, по крайней мере, как натурализованный спортсмен (как, например, триумфатор олимпиады в Сочи, Виктор Ан). Они все французы в полном смысле этого слова (за исключением, разве что, ДНК). Семьи многих из них уже не одно поколение живут во Франции, которую в свое время по экономическим, политическим или иным причинам они выбрали как страну проживания.

Очень большое количество мигрантов во Франции стало уже национальной проблемой для страны. Николя Саркози открыто сказал об усталости Франции от мигрантов. По его мнению, конфликт состоит в том, что традиционно Французская Республика открыта для всех приезжих, однако на ее территории слишком много иностранцев, которых надо обеспечивать жильем, рабочими местами, школами и поликлиниками [4].

Высокий уровень миграции определяет не только на настоящее страны, но и ее будущее. Принимая беженцев с Ближнего Востока или стран Африки, европейские страны сталкиваются с проблемами их аккультурации. Так, мигранты первой волны на территории чужой страны обычно стремятся не отходить от своей культуры, жить, соблюдая обычая и традиции своей исторической родины. Некоторые переселенцы по несколько лет живут в созданных ими диаспорах, ограничивая свой круг общения только людьми своего этноса. При этом они мало контактируют с местным населением. Как следствие, они не владеют языком страны, которая их приняла, не знают ее культуру, традиций и обычаев. Подобное положение сохраняется в рамках одного поколения, потому что их потомки, осознанно или нет, часто отдаляются от своей исторической родины, предпочитая вести тот образ жизни, который принят в стране, где они проживают. Например, сын алжирских эмигрантов, родившийся во Франции, с немалой долей вероятности предпочтет жить именно так, как живут французы, а не так, как живут люди на родине его предков, более того - он будет позиционировать себя именно как француз и, в сущности, будет прав. Молодые люди, чьи родители когда-то поменяли свое историческое место жительства, идентифицируют себя с новой культурой, но, как правило, сохраняя уважение к культуре своих предков. Выбор подобной стратегии вполне объясним. С одной стороны, дети мигрантов реализуют мечту их родителей - сделать карьеру, стать успешными и богатыми. Очевидно, что это возможно сделать, интегрируясь в ту культуру, в которой они выросли и живут. С другой стороны - крепкие родовые связи, уважение к старшим, приоритет семейных ценностей - одним словом, все то, что отличает, к примеру, современного француза арабского происхождения от коренного француза, не позволит ему полностью ассимилироваться с культурой страны, которая предоставила ему жилье, образование, медицинскую помощь и прочее. В настоящее время участившиеся случаи радикализации среди выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, проживающих во Франции, указывают на большие проблемы в европейской политике аккультурации мигрантов [2, с. 286]. Апологеты фундаментализма легко находят последователей своим идеям среди маргинальной молодежи. Обычно это молодые люди, которые оторвались от собственной культуры и у которых большие проблемы с интеграцией в новое культурное пространство [1, с. 47].

Рассматривая современные процессы этнической ассимиляции в Европе, надо также отметить, что трудности этих явлений связаны во многом и с тем фактом, что речь идет о столкновении двух типов культур, которые отличаются между собой по многим параметрам. Например, по склонности людей к индивидуалистическому поведению или коллективному; по их готовности принимать или, соответственно не принимать неравномерность распределения власти в институтах и организациях; по уровню избегания неопределенности; по степени долгосрочной/кратковременной ориентации на будущее и т.д. В своих исследованиях нидерландский социолог Герт Хофстеде, подчеркивал, что представители коллективистской культуры хорошо адаптируются в индивидуалистической культуре. Причем, речь идет не только о выживании в другой культуре, но и саморазвитии и самообогащении своей собственной [6]. Таким примером приспосабливаемости может, в какой-то степени, служить отказ многих мусульманок в Европе от ношения хеджаба, обязательного для женщин в тех странах, откуда прибыли их предки, и где существует жесткое

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

традиционное распределение тендерных ролей, где женщина традиционно хранительница очага, а ее основное предназначение - быть матерью. Обычно в этих странах в семье всегда много детей, а главная роль принадлежит мужчине.

Ситуация меняется, когда речь идет об западноевропейских культурах, где конкуренция преобладает над сотрудничеством, а личные достижения, как правило, ценятся выше, чем групповые; большое значение приобретает индивидуальная свобода, в том числе свобода выбора, не зависимо от гендерной принадлежности. Женщины, как и мужчины, могут вести бизнес и занимать высокие должности в крупных компаниях, и традиция, по которой главная роль женщины - быть матерью, уходит в прошлое. Для европейцев стало привычным создавать маленькие семьи, в которых максимум двое детей, а то и вовсе их нет. Именно в индивидуалистической природе европейской культуры, в ее маскулинности и ориентированности на результат кроются причины малочисленности французов, немцев, англичан, шведов и др.

Интересно, что возвращение хеджаба воспринимается как проявление радикализма не только европейской общественностью, но и частью европейских мусульман. Некоторые социологи и политики даже прогнозируют, что ношение хеджаба для мусульманской женщины в Европе в будущем перестанет быть обязательным, а по прошествии какого-то времени для европейских мусульманок возможен даже полный отказ от данного вида одежды.

Коллективистскую и индивидуалистскую культуры отличает отношение к собственной истории, литературе, традициям и обычаям. Представители восточных, среднеазиатских, арабских стран (стран с наибольшим оттоком населения) гораздо выше ценят, чтут и оберегают собственную культуру, чем представители стран западной Европы (стран с наибольшим числом мигрантов). Выходцы с Востока очень религиозны, даже при условии их проживания в одной из европейских стран. Крайне трудным представляется встретить араба-атеиста даже в наши дни.

Таким образом, на данный момент в странах Запада в целом и во Франции, в частности, происходят два разных явления. С одной стороны, это большие перемены в этническом составе всей Европы. С другой стороны, мы имеем дело с конкуренцией культур, в котором доля восточной значительно преобладает, потому что численность мигрантов стремительно растет. Их высокая степень приспосабливаемое™ к чужому языку, традициям, новому образу жизни при сохранении приверженности к своей культуре противостоит европейской разочарованности в традиционных христианских ценностях и идеях постмодернизма, политики мультикультурализма и пр. С настоящее время молодые люди европейского происхождения часто находятся в поиске новых форм и идей вплоть до увлечения радикальным исламом.

Таким образом, изменения этнического состава Европы неизбежно влекут за собой не только изменение внешнего облика нации, но и перемены в культурном плане. В известном фильме Дж. Кэмерона «Аватар» (2009) побеждают герои, способные на равенство в отношениях и солидарность друг с другом, сочувствие, интуитивное принятие решений. Они не склонны к планированию, принимают решения о своей жизни эмоционально, судя по обстоятельствам. Для них ценна связь между будущим и прошлым. Их противники готовы жертвовать сиюминутными выгодами ради будущего. Они не представляют свою жизнь без планирования на много лет вперед. При выборе средств в достижении результата моральные аспекты для них чаще всего не важны - цель оправдывает средства.

Будущее Европы во многом зависит от того, как сегодня разрешатся межкультурные несовпадения между коренными жителями и новыми мигрантами. Только слияние культур прекратит множество разных споров и конфликтов, разногласий между народами. С другой стороны, важно помнить, что иметь общую культуру, так или иначе, - означает забыть о собственной, а каждая культура, культура каждой страны, каждого народа, большого или маленького, представляет собой огромную ценность, и терять ее, подвергать забвению означает наносить вред всему человечеству.

Список использованной литературы: 1. Авдеева Н. А. Современное европейское общество и его педагогические системы в борьбе с феноменом радикализации молодежи [Текст] / Н. А. Авдеева, Е. А. Марковская // Образовательная среда сегодня:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

стратегии развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — ISSN 2411-8184.

2.Аскарова Д.А. Исламские экстремистские организации-угроза

международной безопасности. Языки и культуры в эпоху глобализации. Особенности функционирования, перспективы развития и взаимодействия самоидентификации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М., 2016., С. 286.

3. Малышев И. Франция. Спокойной старости не будет?// Топос. Электронный журнал. - М., 2005г. [Электронный ресурс] URL: http://www.topos.ru/article/4219(Дата обращения: 17.05.16).

4. Вести.Яи: Саркози хочет ограничить приток мигрантов во Францию [Электронный ресурс] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=734406&cid=9 (Дата обращения: 14.05.16).

5. Семенова Елена. Европа вымирает? [Электронный ресурс] URL: http://rus.delfi.lv/archive/evropa-vymiraet.d?id=8681056 (Дата обращения: 10.05.16).

6. Hofstede G., Culture's Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001г.

© Авдеева Н.А., Болотина Н.И., 2016

УДК 304

Баркова Екатерина Валериевна

канд. филос. наук, доцент каф. социально-культурных технологий СПбГУП

г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: barkova_katya@bk.ru

ПРИРОДНОЕ И РУКОТВОРНОЕ В УСЛОВИЯХ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема современной культуры повседневности - роль экологического осмысления оппозиции природы и цивилизации, естественного и искусственного. Выявлены новые теоретические аспекты такой художественно-эстетической деятельности как флористическое искусство, малоизученной на уровне культурологических исследований. Рассмотрена роль флористического дизайна в структуре современной культуры повседневности как фактора, способствующего экологизации и гуманизации повседневной среды.

Ключевые слова

Культура повседневности, флористический дизайн, экологическая эстетика, эстетика повседневности,

природа, пространство повседневности.

Проблема культурологического анализа дегуманизации городской среды неразрывно связана с осмыслением вхождения образа природы, природных форм в повседневную среду. В XXI веке мы неизменно обращаемся к природному как возможности сохранения и восстановления некого экологического и «духовного» ресурса.

В настоящее время проблема соотношения цивилизации и природы приобретает разнообразную палитру культурологических смыслов. Сверхдинамичный ритм современной цивилизации заставляет нас иначе воспринимать проблему гармоничных отношений между человеком и природой. Формирование экологически сбалансированной среды в пространстве повседневности особенно актуально для личности в контексте удовлетворения ее духовных потребностей. В природном наполнении своего повседневного бытия человек находит новые смыслы. Творимая им в процессе практическо-преобразовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.