Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УТИЛИЗАЦИИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КУЗБАССЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УТИЛИЗАЦИИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КУЗБАССЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УТИЛИЗАЦИИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КУЗБАССЕ»

за что их не накажет начальник. Герчиков назвал данный тип избегательным, или люмпенским. В западных теориях существование такой категории людей в принципе отрицается, однако в российской практике они встречаются достаточно часто. Несмотря на яркость и простоту, типологическую модель Герчикова используют не много компаний. Возможно, потому, что далеко не все фирмы готовы прикладывать усилия, чтобы выделять разные группы сотрудников и для каждой из них разрабатывать свои мотивационные схемы.

Использованные источники:

1. Хэрри М. Шредер Р. 6 SIGMA. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

2. Герчиков В.И.. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003.

Шапранко Д.С.

Базанов М.М.

Двоеглазова А.А.

Касьянова О. В., к.т.н. научный руководитель, доцент Кузбасский государственный технический университет

им. Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УТИЛИЗАЦИИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КУЗБАССЕ

Среди многочисленных экологически опасных техногенных отходов особое место занимают резинотехнические изделия (РТИ) - отработанные автомобильные шины (АШ), транспортные ленты, шланги и др. Так, только в Кузбассе ежегодно образуется изношенных АШ более 20 тыс. тонн, а накоплено более 180 тыс. тонн. Учитывая быстро растущий автопарк эти цифры будут значительно возрастать [1].

Особенности химического строения РТИ относящихся к классу эластомеров, имеющих прочную трехмерную структуру с поперечными связями, а также сложность надмолекулярных образований придают им уникальные свойства - эластичность, теплостойкость, маслобензостойкость и т.д. В то же время, именно эти свойства, в ряде случаев усугубляющиеся конструкцией изделия (например, АШ, их состав входят резина, металлическая проволока, полимерные нити) являются основой значительных трудностей, связанных с утилизацией после завершения эксплуатации.

Опасность для окружающей среды, а, следовательно, и здоровья людей, от РТИ, связана с тем, что:

• под действием ультрафиолетового излучения, озона и других сильных окислителей происходит медленная деструкция резины (85-90 %) и ее компонентов, что приводит к образованию и вымыванию природными водами вымыванием ряда токсичных органических соединений:

дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т. д., все эти соединения попадают в почву;

• шины огнеопасны и, в случае возгорания, погасить их весьма затруднительно. Известны случаи, когда шины горели несколько месяцев. При сгорании образуются такие химические соединения, которые, попадая в атмосферу, становятся источником повышенной опасности для человека: это бифенил, антрацен, флуорентан, пирен, бенз(а)пирен. Два соединения из перечисленных - бифенил и бенз(а)пирен относятся к сильнейшим канцерогенам. Например, при сжигании АШ в атмосферу попадает более 250 кг сажи и более 400 кг токсичных газов с каждой тонны.

• Кроме того, при складировании РТИ представляют собой достаточно удобное место для проживания целых колоний грызунов и насекомых, многие из которых являются источником инфекционных заболеваний [2, 3].

В данной работе рассмотрены современные технологии утилизации РТИ применяемые в Кузбассе.

Анализ литературных данных показал, что способы утилизации резинотехнических изделий делятся на физические (дробление), физико-химические (регенерация), химические (сжигание, пиролиз) [3].

На сегодняшний день, в Кузбассе ведущими предприятиями занимающиеся утилизацией и переработкой РТИ являются ООО «Эко Шина» (г. Новокузнецк) и ООО «СибЭкоПром-Н» (г. Ленинск-Кузнецкий). На данных предприятиях используется физический метод - измельчения шин с получением резиновой крошки. Способ механического измельчения считается одним из самых эффективных, так как при данном виде измельчения РТИ резиновая крошка сохраняет свои молекулярные свойства, что способствует выпускать продукции на основе резиновой крошки высокого качества. Измельчение проходит в три-пять этапов.

На первом этапе, при грубом дроблении покрышек образуются куски («чипсы») размером примерно равным 10^50 мм, в этом случае достигается максимальная насыпная плотность разрезанной резины (480^520 кг/м3), а такой важный показатель качества конечного продукта, как фактор развитости удельной поверхности для «чипсов» имеет низкое значение -1^3 см2/г.

На следующей стадии механического измельчения покрышек в целях отделения металлокорда и текстиля получают гранулят с размером частиц от 3 мм до 10 мм, насыпная плотность которого составляет ~ 400 кг/м3, а удельная поверхность частиц -100 см2/г.

Резиновую крошку отделяют от корда, волокна и посторонних включений с помощью вибрационных сит, трепальных барабанов, магнитных и воздушных сепараторов различной конструкции. По степени измельчения резиновая крошка следует за гранулятом, который может входить в гранулометрический состав товарной резиновой крошки, также как, и тонкоизмельчённым резиновый порошок с размером частиц менее 0,5

мм. На рис. представлены компоненты шины, получаемые при переработке.

Рис. Компоненты шины, получаемые при переработке.

Достоинства данного способа переработки:

• отделение резины от металлокорда и волокна;

• широкий спектр областей применения резиновой крошки;

• экологическая чистота;

• извлечение всех компонентов шины.

Резиновая крошка широко применяется в различных отраслях промышленности, и прежде всего в качестве полноценной добавки к «свежим» резиновым смесям. При использовании резиновой крошки в составе резин необходимо учитывать, что ее свойства в процессе хранения ухудшаются, так как происходит ее старение вследствие интенсивного окисления по образованной в процессе измельчения высокоразвитой поверхности. Целесообразно использование резиновой крошки в составе асфальтобетонных дорожных покрытий. Такие покрытия эффективны на площадках и улицах с интенсивными транспортными потоками из-за повышенных фрикционных свойств и лучшему сопротивлению износа. Данные свойства делают этот материал полезным для создания дорог в регионах с большими температурными перепадами, при строительстве трамвайных путей (виброзащитные свойства), беговых дорожек стадионов. Полученная резиновая крошка применяется и в производстве кровельных материалов, в частности рубероида, что улучшает их механические свойства - уменьшает растрескиваемость как при низких, так и при высоких температурах.

На данный момент ООО «Эко Шина» производит следующие виды резиновых покрытий: бесшовные покрытия, коврики, тротуарная плитка, маты, бордюры, покрытия методом напыления резинополимерной смеси, полимерные наливные полы [4].

Компания ООО «СибЭкоПром-Н» применяет резиновую крошку в следующих направлениях: для изготовления РТИ, в строительном материале, для дорожного покрытия, восстановлении покрышек, получении регенерата и т.д. [5].

Использованные источники:

1. http://kuzrecycling.tiu.ru

2. Баркан, М. Ш. ] Утилизация резинотехнических отходов / М.Ш. Баркан [и др.] // Экологические системы и приборы. - 2010-№ 3 - С. 45-49

3. Бобович, Б .Б. Утилизация автомобилей и автокомпонентов: учебное пособие / Б. Б. Бобович - М. ФОРУМ, 2014. - 168с.

4. Официальный сайт ООО «Эко Шина» http://www.ecoshina-nk.ru/index.php?page=30

5. Официальный сайт ООО «СибЭкоПром-Н» http://www.splyse.ru/company/8607/about/

Шмидт А.Н., д-р полит. наук, к.э.н. профессор, директор по экспертному сопровождению

Гибелев И.В., к.филос.н. зам. зав. отделом экспертизы инвестиционных проектов

Хлебникова С.А. заместитель руководителя Отделение экспертного сопровождения инвестиционных проектов ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС)

Россия, г. Москва ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ Аннотация. В статье рассматривается ряд типичных ошибок при формировании документации инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку. В качестве основных причин снижения качества проектов названа низкая инвестиционная культура заявителей, ошибки оформления проектной документации, а также неоднозначность восприятия формулировок критериев оценки эффективности инвестиционных проектов с государственным участием.

Ключевые слова: инвестиционный проект, инвестиционный проект с государственным участием, критерии оценки эффективности инвестиционных проектов, ошибки при разработке проектной документации.

Abstract. The paper has deal with typical mistakes in an investment projects expert support with participation of the state. Generally the basic reason of quality decrease is mistakes in author's projects and also the ambiguity in the criterion terms that established rules for projects. Thus we have the necessity of recommendations that standardized terms, parameters and indicators that applied to investment projects.

Key words: investment projects, investment projects support with participation of the state, application and criteria for projects, mistakes in project producing.

Актуальная макроэкономическая среда крайне неблагоприятна для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.