Научная статья на тему 'Современные методы управления товарооборотом'

Современные методы управления товарооборотом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / TRADE / MANAGEMENT AND PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалаева Л. В., Горбунова О. В.

Товарооборот играет неоднозначную роль. Он является основным оценочным показателем объема деятельности предприятия, также определяющим показателем формирования его ресурсов. Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей. Рассчитываемый объем товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade plays an ambiguous role. It is a major indicator of the estimated volume of the enterprise, as a defining indicator of formation of its resources. The main objective is to ensure management turnover high rates of development of commercial enterprise and meet the demand of customers served by contingents. Calculate the volume of trade turnover can be specified after the determination of the necessary commercial enterprise in the planned year the amount of profit.

Текст научной работы на тему «Современные методы управления товарооборотом»

просто привлекать инвесторов в регион, но и способствовать получению ими ожидаемого экономического эффекта, тем самым формировать положительную репутацию региона в глазах инвесторов.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, научный проект № 15-4602521 «Проект повышения инновационной активности и

инвестиционной привлекательности региона на основе развития территории пригородной зоны».

Список литературы

1. Клюшин В.В. Анализ формирования ресурсов инвестиционно-строительной деятельности Волгоградской области // Синергия. 2016. № 3. С. 69-79.

2. Покидова В.В. Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области // Экономическая наука и практика: материалы международной научной конференции. Чита, 2012. С. 77-79.

3. Соколова С.А. Модель выбора оптимального типа застройки территории пригородной зоны // Синергия. 2016. № 1. С. 69-75.

4. Першина Т.А., Выприцкая Е.Ю. Анализ рынка недвижимости в условиях нестабильной экономической ситуации в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-2. С. 13-16.

5. Баулина О.А. Микро-подход к идентификации региональных кластеров (на примере строительной отрасли волгоградского региона) // Синергия. 2016. № 2. С. 49-55.

Шалаева Л.В., Горбунова О.В.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

Ключевые слова: товарооборот, управление, планирование.

Аннотация: товарооборот играет неоднозначную роль. Он является основным оценочным показателем объема деятельности предприятия, также определяющим показателем формирования его ресурсов. Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей. Рассчитываемый объем товарооборота может быть уточнен после определения

необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли.

Keywords: trade, management and planning.

Abstract: trade plays an ambiguous role. It is a major indicator of the estimated volume of the enterprise, as a defining indicator of formation of its resources. The main objective is to ensure management turnover high rates of development of commercial enterprise and meet the demand of customers served by contingents. Calculate the volume of trade turnover can be specified after the determination of the necessary commercial enterprise in the planned year the amount of profit.

Управление - процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия субъекта управления на объект управления с помощью, так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи; продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Прогноз товарооборота рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары.

При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте

покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2.Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3.Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

4.Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем

потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения.

В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов. Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

- продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

- продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

- непродовольственные товары;

- товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.

Методы прогнозирования и планирования структуры товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

При планировании общего объема розничного товарооборота предприятия могут быть использованы следующие методы: -опытно-статистический; -экономико-статистический; -экономико-математического моделирования;

-комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год, исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 - 5 лет, предшествующих планируемому году. Одним из методов расчета товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. При планировании товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели. Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени.

Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как

инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Список литературы

1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Корпоративные финансы. Воронеж, 2015. - 180 с.

2. Жулина Е.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2013.

3. Кабанов В.Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости // Синергия. 2016. № 1. С. 39-43.

4. Ковалева А.И., Привалова В.П. Финансы предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2013.

5. Легкий Н.М. Управление логистическими потоками на производстве // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 66-68.

Шмойлова А.И.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: государственный долг, формы государственного долга, структура внешнего долга, национальная экономика, государственный бюджет.

Аннотация: в статье рассматривается государственный внешний долг России, его формы и структура. Анализируются тенденции в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.