Научная статья на тему 'Современные методы управления себестоимостью в химической промышленности'

Современные методы управления себестоимостью в химической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ / ТАРГЕТ-КОСТИНГ / КАЙЗЕН-КОСТИНГ / COSTS / COST MANAGEMENT METHODS / COST CALCULATION / TARGET COSTING / KAIZEN COSTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киенко Юлия Александровна, Сукманов Эдуард Валентинович

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе с одной стороны под влиянием нестабильных экономических условий темпы развития химической промышленности снизились, с другой стороны именно химическая промышленность обладает высоким потенциалом в сфере производства инновационной продукции, которая может экспортироваться как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Для реализации этого потенциала необходимо совершенствовать методы управления затратами, что позволит повысить устойчивость предприятий химической промышленности к колебаниям экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киенко Юлия Александровна, Сукманов Эдуард Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF COST MANAGEMENT IN THE CHEMICAL INDUSTRY

The relevance of the chosen topic is due to the fact that at the present stage, on the one hand, under the influence of unstable economic conditions, the pace of development of the chemical industry has decreased, on the other hand, the chemical industry has a high potential in the production of innovative products that can be exported both to the CIS countries and to foreign countries. To realize this potential, it is necessary to improve the methods of cost management, which will increase the resilience of the chemical industry to economic fluctuations

Текст научной работы на тему «Современные методы управления себестоимостью в химической промышленности»

УДК 338.512

Киенко Юлия Александровна, магистрант Курского государственного университета

e-mail: kienkoyu@yandex.ru

Сукманов Эдуард Валентинович, кандидат экономических наук, доцент Курского государственного университета e-mail: edik-24@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ В ХИМИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе с одной стороны под влиянием нестабильных экономических условий темпы развития химической промышленности снизились, с другой стороны именно химическая промышленность обладает высоким потенциалом в сфере производства инновационной продукции, которая может экспортироваться как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Для реализации этого потенциала необходимо совершенствовать методы управления затратами, что позволит повысить устойчивость предприятий химической промышленности к колебаниям экономики.

Ключевые слова: затраты, методы управления затратами, калькулирование себестоимости; таргет-костинг, кайзен-костинг.

Kienko Y. A., undergraduate of Kursk state University e-mail: kienkoyu@yandex.ru

Sukmanov E. V., candidate of economic Sciences, associate Professor of Kursk state University

e-mail: edik-24@yandex.ru

MODERN METHODS OF COST MANAGEMENT IN THE CHEMICAL INDUSTRY

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (27), 2019

Annotation. The relevance of the chosen topic is due to the fact that at the present stage, on the one hand, under the influence of unstable economic conditions, the pace of development of the chemical industry has decreased, on the other hand, the chemical industry has a high potential in the production of innovative products that can be exported both to the CIS countries and to foreign countries. To realize this potential, it is necessary to improve the methods of cost management, which will increase the resilience of the chemical industry to economic fluctuations.

Keywords: costs, cost management methods, cost calculation; target costing, Kaizen costing.

Проблема ухода России от сырьевой зависимости экспорта, переориентация на инновационное производство не нова, однако на современном этапе она стала особенно остро. Необходимость поиска отраслей, имеющих высокий потенциал экспорта обратил внимание экономистов на химическую отрасль. Несмотря на снижение темпов развития отрасли в 2015 -2016 годах, именно в химической отрасли отмечается высокий уровень внедрения инноваций. Продукция отечественной химической отрасли имеет высокое качество, она востребована. При этом рынки многих зарубежных стран далеки от насыщения. Сдерживающим фактором для многих предприятий для развития и выхода на внешние рынки становится неиспользование современных технологий управления, в том числе и в сфере управления затратами.

Себестоимость выступает комплексным отражением всех сторон деятельности предприятия [6, с.2]. Управление затратами является ключевым элементом экономической работы, направленным на максимизацию прибыли.

Процесс управления затратами включает в себя определенные структурные элементы, к числу которых можно отнести [3, с.8]:

- обеспечение информационных потоков, раскрывающих содержание, состав и структуру затрат, целевые ориентиры;

- оценку уровня возможностей достоверного прогнозирования затрат;

- анализ динамики и структуры затрат;

- использование факторного анализа в качестве основы прогнозирования объема и динамики затрат;

- планирование максимально и минимально допустимых уровней затрат;

- использование приемов нормирования затрат как в общем так и в разрезе статей затрат;

- доведение информации полученной в ходе планирования и прогнозирования затрат до подведомственных подразделений, служб, отдельных лиц.

- обеспечение контроля и оперативного управления затратами с учетом изменения условий функционирования предприятия;

- поиск путей и методов совершенствования учета затрат;

- поиск резервов снижения себестоимости.

Особенности организации учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятия химической промышленности определяются типом и характером производства, особенностями его организации и технологии, разнообразием номенклатуры выпускаемых изделий, их сложности, уровнем специализации производства, структурой управления и другими факторами.

ОАО «Курскрезинотехника» является одной из самых стабильных компаний в своей отрасли. В 2007 году специалистам компании удалось модернизировать и нарастить производственную базу, что позволило осуществлять поставки узкоспециализированных резинотехнических изделий для промышленных секторов бизнеса в России. За это время организация зарекомендовала себя как надежный поставщик изделий промышленного назначения, как для внутреннего рынка России, так и для рынков стран Таможенного союза.

ОАО «Курскрезинотехника» предлагает приобрести изделия РТИ самой разной направленности - от конвейерных резинотканевых лент, отбойных устройств различного типа и назначения, норийных ремней и изделий РОЧ до элеваторного и мукомольного оборудования.

Самым перспективным и востребованным является производство изделий из формованной резины. Это изделие имеет высокий экспортный потенциал, однако вывод изделий на внешний рынок требует дополнительных затрат. Их рост сокращает планируемый объем прибыли предприятия. Для повышения эффективности управления издержками ОАО «Курскрезинотехника» предприятию можно рекомендовать перейти на применение сочетания двух современных методов калькулирования - таргет-костинг и Кайзен-костинг. Применение сочетания этих систем калькулирования в других сферах промышленности уже доказало свою эффективность. В основе системы таргет-костинг лежит расчет себестоимости по следующей формуле:

Себестоимость = Цена - Прибыль.

Этот метод калькулирования целесообразно применять на этапе планирования себестоимости устанавливая ее плановые показатели. В большинстве случаев предприятие заинтересовано в росте прибыли при стабильных ценах. В этом случае, чтобы достичь плановых показателей прибыли при фиксированных ценах себестоимость необходимо снижать. Схематично процесс управления себестоимостью при применении системы таргет-костинг можно представить следующим образом (см. рис.) [1, с.110].

Рисунок - Процесс управления по целевой себестоимости (таргет-костинг)

Порядок расчета затрат при применении этого метода включает в себя четыре этапа. На первом этапе на основе маркетинговых исследований рынка определяется возможная цена реализации. На втором этапе рассчитывается целевая себестоимость единицы продукции. После расчета целевой

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (27), 2019 себестоимости ее сравнивают со сметной, выявленная разница подлежит корректировке. На заключительном этапе производится перепроектирование продукта. Именно на этой стадии применяется Кайзен-костинг (kaizen costing) -инструмент снижения себестоимости и создания дружественной по отношению к человеку системы производства.

Таким образом, разница между расчетной (после завершения проектирования) и целевой себестоимостью продукта является отправной точкой для определения кайзен-задачи, т.е. целевого снижения отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства. Устанавливать Кайзен-задачу можно как в целом для предприятия, так и для структурных подразделений.

Применение этого метода для ОАО «Курскрезинотехника» основано на том, что часть продукции предприятия реализуется по ценам ниже средней рыночной.

В таблице 1 представлены цены на изделия из формованной резины на отечественном рынке ОАО «Курскрезинотехника» и ее непосредственных конкурентов. Для анализа были выбраны идентичные марки изделий.

Таблица 1 - Отпускные цены на изделия из формованной резины

Вид изде- Производители Средне-

лий ОАО ООО «ГСК ЗАО «Уральский АО «Яро- рыноч-

«Курскрези- Красный Тре- завод эласто- славль - Ре- ная цена

нотехника» угольник» мерных уплотнений» зинотехника»

Арка 250 450 500 480 477

Шайба 270 520 550 500 523

Платформа 240 480 450 480 470

-мини

Если установить среднерыночную цену на изделия, то прибыль увеличится даже при неизменной себестоимости на эту часть продукции.

В случае повышения себестоимости применение методов таргет-костинг и кайзен-костинг позволит сохранить объемы прибыли и оптимизировать затраты.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (27), 2019

Таким образом, можно отметить, что применение современных методов управления затратами позволит сохранить планируемый уровень прибыли, а также сдерживать рост себестоимости, что положительно отразится на экономической эффективности предприятия и повысит его конкурентоспособность.

Список источников:

1. Арутюнян, Ю.И., Силаева, Э.Е. Некоторые вопросы управления затратами предприятия / Ю.И. Арутюнян, Э.Е. Силаева / В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы XIII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2017. - С. 109-112.

2. Бикбулатова, М.Н., Василенко, М.Е. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М.Н. Бикбулатова, М.Е. Василенко // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 555-558.

3. Болатбиев, А.К., Миркина, О.Н. Управление затратами как фактор влияния на финансовые результаты деятельности предприятия / А.К. Болатбиев, О.Н. Миркина // В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты научных исследований Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. 2017. - С. 8-13.

4. Бондина, Н.Н. Управление затратами. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент / Н.Н. Бондина // Пензенский государственный аграрный университет, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Пенза, 2017. - 347 с.

5. Говдя, В. В. Управленческий учет затрат на современном предприятии: научное издание / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. - Краснодар: изд-во «КрасЕрон», 2018. - 187 с.

6. Сукманов Э.В. Экономическая оценка себестоимости продукции / Сукманов Э.В., Киенко Ю.А. // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 5 (22). - С. 1 -7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.