Дудник Татьяна Александровна, канд. экон. наук, доцент, 8 910 3036300, ta1204@mail.ru, Россия, Орёл, Госуниверситет-УНПК
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE OBJECT AND PROCESS CONCEPT OF MANAGEMENT BY THE INTEGRATED BUSINESS FORMATIONS IN THE
INDUSTRY
T.A.Dudnik
Need of use of the object and process concept of management by integrated business formations in the industry is proved. The economic models causing development of methodology of system and process management by integrated business formations in the industry, and also development of methodology of monitoring of management efficiency by by integrated business formations in the industry are developed.
Keywords: integrated economic education, object-concept of process, monitor the effectiveness of management
Dudnik Tatiana Aleksandrovna, candidate of economy science, associate professor, 8 910 3036300, ta1204@mail.ru, Russia, Eagle, State University-ESPC
УДК 005.591.6:332.12
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
С.С. Бахтина, Л.В. Парахина
Рассмотрен комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих развитие современных форм и способов, направленных на эффективную реализацию инновационных инфраструктурных проектов на уровне региона. Отличительной особенностью комплекса является обеспечение адекватной взаимосвязи и взаимодействия между рекомендуемыми специализированными организационными структурами с учетом социально-экономических условий развития конкретного региона.
Ключевые слова: региональные инфраструктурные проекты, методы управления, государственно-частное партнерство
Осуществление инфраструктурных проектов должно отвечать требованиям современного развития, должно идти по пути внедрения новых технологий, позволяющих повышать технический уровень и качество продукции, позволяющих обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности продукции.
Развитие масштабных инфраструктурных проектов является одной из ключевых задач руководства страны. Ведь именно инфраструктурные проекты, ставящие своей целью развитие ключевых отраслей экономики,
обеспечивают региональную финансовую стабильность в непростых экономических условиях благодаря созданию огромного количества рабочих мест. Развитие инфраструктурных проектов невозможно без модернизации и технического перевооружения производственного аппарата на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности.
Инфраструктурные проекты обладают рядом принципиальных особенностей, представленных на рисунке 1.
Проведенный анализ процессов формирования и реализации инфраструктурных проектов показал, что практика эффективного управления инфраструктурными проектами в регионах находится на разных уровнях становления.
Принципиальные особенности реализации инновационных инфраструктурных проектов
Среди регионов-лидеров:
- Белгородская область (региональный инвестиционный проект «Строительство инженерных, транспортных сетей, зданий и сооружений территории комплексной застройки жилого района «Юго-Западный-2», строительство магистральной автодороги общегородского значения регулируемого движения «Спутник-Сумская-Чичерино-ротонда», создание современной комплексной системы обращения с отходами в г. Губкин);
- Владимирская область (проект «Развитие систем теплоснабжения г. Владимира и Владимирской области на 2009-2012 годы, проект ЖКХ по развитию системы теплоснабжения г. Владимир и Владимирской области);
- Калужская область (региональный инвестиционный проект «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского рай-
она Калужской области»; инфраструктурный проект «Развитие индустриальных парков Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов») [3,4].
Однако в большинстве регионов администрации пока не обладают достаточными компетенциями для подготовки проектов под требования частных инвесторов и кредитующих организаций. В этой связи важная роль отводится созданию специальных организаций, которые будут выполнять роль связующего звена при подготовке проектов.
Управление инфраструктурными проектами это сложный процесс, ориентированный на привлечение частных инвестиций. В этой связи, для повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурной сферы в регионе необходимо формирование специальной функциональной структуры, отвечающей за содействие реализации проектов, значимых для региональной экономики.
В связи с возрастающей ролью инфраструктуры, правительства стран должны активнее формировать партнерство с частными компаниями для финансирования и управления крупными инфраструктурными проектами. Для этого в зарубежной, а с недавних пор и в российской практике, используется такой институциональный и организационный формат взаимодействия между государством и бизнесом для реализации долгосрочных капиталоемких инфраструктурных проектов, как государственно-частное партнерство (ГЧП).
Механизм ГЧП позволяет эффективно решить один из главных вопросов развития инфраструктуры - привлечение финансовых ресурсов. Огромная капиталоемкость инфраструктурных проектов ограничивает возможности государства по их финансированию.
Классификационные признаки форм государственно-частного партнерства, применяемых при реализации региональных инфраструктурных проектов, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Классификационные признаки форм государственно-частного партнерства, применяемых при реализации региональных инфраструктурных проектов
Виды ЧГП Продолжительность Компенсация для исполнителя Функции исполнителя
1 2 3 4
Сервисные контракты Короткий срок (1-3 года) Вознаграждение от заказчика за выполнение услуг Определенный, всегда связанный с техникой вид услуг
Управляющие контракты Средний срок (3-8 лет) Вознаграждение от правительства за оказание услуг Управление деятельностью, переданной государством
Окончание табл.1
1 2 3 4
Аренда и временная передача прав Длительный срок (8-15 лет) Все доходы, вознаграждения и сборы от потребителя за оказанные услуги; поставщик услуг выплачивает государству ренту за объект Управление, ремонт и техническое обслуживание (возможно, ивестирование) муниципальным имуществом, которое оказывает услуги по специфическим стандартам
Концессионное соглашение Длительный срок (15-30 лет) Все доходы от потребителя за оказанные услуги; поставщик услуг выплачивает государству установленные договором выплаты и может брать на себя выплату существующих задолженностей Управление, ремонт, техническое обслуживание и инвестирование в государственную/муниципальную инфраструктуру по заданным параметрам
Участие в капитале Неограниченный срок Доходы компании с участием государственного и частного капитала распределяются пропорционально участию В соответствии с ГК РФ
Эффективность реализации инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП на наш взгляд состоит в следующем:
1) экономия бюджетных средств за счет привлечения финансирования со стороны частного сектора - механизм ГЧП позволяет государству существенно уменьшить объем своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов;
2) привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора - ГЧП открывает дополнительные возможности для инновационных решений при оказании услуг, поскольку представители частного инвестора осуществляют независимую проверку окупаемости проекта (сроки строительства, контроль качества работ и целевого использования средств).
Оценка эффективности реализации инфраструктурных проектов с
использованием и без использования принципов ГЧП представлена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка эффективности реализации инфраструктурных проектов с использованием и без использования принципов ГЧП
Реализация инфраструктурного проекта без использования механизмов ГЧП Реализация инфраструктурного проекта с использованием механизмов ГЧП
1. менее долгосрочные отношения по сравнению с проектами ГЧП 1. удорожание проекта; 2. необходимость более тщательной проработки договорных отношений; 3. больше рисков на частном инвесторе; 4. снижение маржи за реализацию проекта
1. все риски ложатся на государство 2. возможность получения большего количества бюджетных средств 1. повышение стоимости компании на рынке, надежности, имиджа; 2. стабильность денежных поступлений по про- екту 3. возможность использования и внедрения но- вых технологий и инноваций; 4. построение долгосрочных отношений с органами власти
Сегодня существует ряд возможностей по привлечению необходимых инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов:
- государственные органы - средства местных муниципалитетов Федеральные целевые программы (например, ФЦП «Жилище», подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»);
- инфраструктурные инвесторы - российские банки, осуществляющие инвестиции в инфраструктурные проекты (Внешэкономбанк), Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда России (региональные инвестиционные проекты); Инвестиционные фонды с банковским участием ОАО «Евразийский» (при участии ВЭБ); Зарубежные банки (ЕБРР -Европейский банк реконструкции и развития, ЕАБР - Евразийский банк развития);
- крупные инвесторы - ООО «Курск Энергия», «Веолия вода Томск», Российские коммунальные системы;
- независимые инвесторы (кредитные организации, частные инвесторы) [1,5].
Привлечение инвестиций из перечисленных источников возможно при наличии определенных условий (таблица 3).
Таблица 3
Требования и условия участия субъектов в финансировании инфраструктурных проектов
Источник финансирования Требования и условия Форма участия в проекте
Государственные органы 1) наличие детально проработанной инвестиционной программы; 2) общеэкономическая эффективность (вклад в ВРП); 3) бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений); 4) финансовая эффективность (ВНД, сроки окупаемости); 5) удовлетворение требованиям и условиям соответствующей целевой программы; - софинансирование проектов; - выделение бюджетных средств на реализацию проекта; - участие в акционерном капитале компании, занимающейся реализацией проекта; - предоставление гарантий и по- ручительств; - предоставление объектов инфраструктуры в долгосрочную аренду, - заключение концессионных со- глашений; - выполнение контрольных функций при реализации соглашения между инвестором и частным оператором.
Инфраструктур- ные инвесторы 1) наличие детально проработанной инвестиционной программы; 2) период реализации проекта; 3) ограничения по сумме проектов; 4) ограничения по доле либо сумме вложений частного инвестора; 5) ограничения по рентабельности проекта; 6) наличие поручителя по кредиту; 7) ограничения по численности населения городов, в которых предполагается реализация проектов и др. - предоставление кредитов, зай- мов; - участие в акционерном капитале компании, занимающейся реализацией проекта; - предоставление гарантий и по- ручительств.
Крупные инвесторы 1) заключение договора долгосрочной аренды, заключение концессионного соглашения с собственником объектов инфраструктуры; 2) согласование уровня тарифов; 3) предоставление органами власти гарантий/поручительств по кредитам; 4) участие бюджетных средств в фи- нансировании/ - непосредственная реализация проектов за счет собственных средств; - реализация проектов за счет привлеченных средств (бюджетные средства, заемные средства); - участие в совместных предприятиях с органами власти.
Существует множество задач, которые могут решать инфраструктурные проекты, реализуемые на принципах ГЧП, например:
- возможность привлечения крупных частных инвестиций в инфраструктуру;
- повышение эффективности использования государственных средств;
- более эффективное управление объектами инфраструктуры;
- значительная экономия затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание объектов инфраструктуры;
- стимулирование инноваций как следствие конкуренции.
Выбор конкретной формы государственно-частного партнерства при реализации конкретного инфраструктурного проекта на региональном уровне зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить:
- структуру собственности в рамках проекта - некоторые виды имущества могут находиться только в государственной собственности;
- распределение рисков строительства и эксплуатации;
- особенности конкурсных процедур;
- доступные формы обеспечения и финансовой поддержки со стороны государственного сектора.
Таким образом, механизм ГЧП позволяет эффективно решить один из главных вопросов развития инфраструктуры - привлечение финансовых ресурсов. Огромная капиталоемкость инфраструктурных проектов ограничивает возможности государства по их финансированию. Применение механизмов ГЧП позволяет привлечь в проекты средства частных инвесторов и кредиты банков, в том числе международных.
Для повышения эффективности управления процессами реализации инфраструктурных проектов следует обратить внимание на некоторые принципиальные действия со стороны участников ГЧП.
Со стороны государства требуется:
- перейти от избыточного уклона в сторону политических деклараций и PR к четкой ориентации на реальные экономические эффекты и к увеличению масштабов применения основных инструментов структурной политики;
- рассмотрение механизмов ГЧП как взаимосвязанных элементов экономической политики. В настоящее время, например, присвоение статуса ОЭЗ или выделение финансирования из Инвестиционного фонда трактуются скорее как разовый бонус для соответствующего региона, а не как часть комплексной государственной политики;
- постепенно перевести опыт федерального уровня на региональный уровень;
- снять избыточные ограничения и требования;
- обеспечить дальнейшее снижение коррупционной емкости инструментов структурной политики, прежде всего, при проведении конкурсов и отборе заявок.
Со стороны бизнеса следует учитывать неразвитость российского бизнеса, что проявляется в его стремлении к получению собственности, а не к предпринимательской активности как таковой. В погоне за прибылью бизнес вкладывает мало средств в инвестиции, обеспечение систем безопасности, снижает издержки на подготовку персонала. Как крупный, так
и средний и малый бизнес демонстрируют стремление в основном к получению прибыли, перераспределению средств федерального и региональных бюджетов, правительственных фондов, а не к инвестированию или иному участию в инфраструктурных проектах, имеющих особое значение для экономики страны.
В частности в качестве основных путей решения проблем развития ГЧП в Орловской области предлагается:
- развитие инструментов господдержки инвесторов;
- организация взаимодействия власти и бизнеса в виде различных мероприятий с целью поиска частных инвесторов;
- налаживание межрегионального взаимодействия в сфере разработки инвестиционных проектов;
- повышение квалификации государственных и муниципальных служащих;
- внесение поправок в законодательство о возможности инициативы разработки инвестиционных проектов бизнесом;
- создание Центра ГЧП;
- создание Регионального инвестиционного фонда.
В целом практика применения механизмов ГЧП в регионах находится на разных уровнях становления, например, в Сибири наиболее заметна положительная динамика (как показало исследование «Развитие инфраструктурных проектов и развития механизмов ГЧП в регионах Сибирского федерального округа», количество актуальных инфраструктурных проектов достигает в некоторых субъектах 20).
Региональный уровень инфраструктурных проектов ГЧП нуждается, прежде всего, в финансовой государственной поддержке, гарантировании со стороны государства спроса на услуги ГЧП и в эффективном тарифном регулировании. Эти меры обеспечат возможность противостоять неблагоприятным изменениям рыночной среды и, соответственно, уменьшению или исчезновению ожидаемого дохода.
В рамках ГЧП государственный сектор сохраняет стратегический контроль за оказанием услуг и не снимает с себя обязательства по выполнению социальных функций. Проекты ГЧП, прежде всего, призваны обеспечить наиболее эффективное использование бюджетных и иных ресурсов государственного сектора в интересах населения нашей страны. В то же время государство должно создать условия для использования финансового, управленческого и интеллектуального потенциала частного сектора в общественных проектах.
Через механизм ГЧП эффективность рыночных механизмов и элементов трансформируется в выгоды для государства и общества, которые проявляются в расширении номенклатуры, масштабов и повышении качества общественных услуг, работ и товаров. Мировой опыт подтверждает, что ГЧП-проекты при условии их правильной организации отличаются большей эффек-
тивностью по сравнению с традиционной системой государственных закупок.
Данный вид взаимодействия государства и частного бизнеса - балансирование на грани двух фундаментальных интересов: выполнение социальных обязательств и стремление к получению прибыли, что сопряжено со значительными рисками для обеих сторон. В идеальном случае такого взаимодействия предполагается, что государство, беря на себя правовые риски, дает частному партнеру долгосрочные гарантии в отношении проекта (вплоть до неизменности законодательства на срок его осуществления). Все политические риски государство также должно взять на себя. В случае если проект осуществляется в социально чувствительной сфере, например в жилищно-коммунальном хозяйстве или строительстве платных дорог, государство, как правило, должно «гарантировать минимальный уровень спроса» для обеспечения рентабельности проекта. Еще одной существенной проблемой для ГЧП может быть неадекватное управление проектом со стороны государства (коррупция в системе отбора проектов на конкурс и последующих процессов - существует опасность, что развитие ГЧП будет порождать коррупцию стимулировать нечестную конкуренцию за рынок и собственно на рынке услуг). В этой связи прозрачность процедур отбора и свободная конкуренция частных партнеров имеют большое значение для эффективного функционирования института ГЧП.
Итак, наиболее актуальными проблемами в области развития инфраструктурных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства являются следующие.
1. Неразвитость законодательной базы. Часто в литературе о ГЧП в России пишут о неразвитости законодательной базы, отсутствии необходимых законов и подзаконных актов. Например, указывается на то, что в российских законах и нормативных актах отсутствует само определение ГЧП.
В первую очередь нужен федеральный закон о ГЧП, в котором должны быть прописаны система организации и партнерских отношений, порядок регулирования государственных общественных институтов, а также риски и гарантии. Кроме того, должна быть определена система дальнейшей реализации и функционирования проекта. Также закон должен зафиксировать роль гражданского общества и его институтов.
Принятие закона о ГЧП на федеральном уровне может стабилизировать правовой фон, сделать его более прозрачным и придать новый импульс развитию ГЧП. Однако есть риск, что в него включат такие юрисдикции и ограничительные нормы, которые не позволят структурировать нормальные проекты ГЧП, в том числе с международным участием, как показывает случай с концессионным законом.
2. Низкий уровень квалификации и компетентности.
Не менее важной, чем развитие законодательной базы, является проблема низкого уровня квалификации государственных чиновников и (в меньшей степени) представителей бизнеса. Со стороны чиновников это
выражается в непонимании того, что такое ГЧП, в отсутствии навыков проектного подхода, неготовности представителей госсектора к партнерским отношениям с бизнесом, распространенности бюрократического мышления, в рамках которого чиновники стараются максимизировать свои полномочия и минимизировать собственную ответственность.
Основное препятствие для развития ГЧП в России - отсутствие проектов, способных принести прибыль. Причина кроется в низкой культуре чиновников: с их точки зрения не существует альтернативы бюджету, унитарному предприятию и приватизации, а ГЧП - слишком долгое, сложное и затратное предприятие. Неготовность госсектора, оборачивающаяся нехваткой компетенций в проектном финансировании и привлечении частного капитала, также препятствует развитию ГЧП. Ведь в повседневной работе чиновникам эти компетенции им просто не нужны.
Неготовность частного сектора: малое число частных операторов в крайне небольшом количестве секторов. Нехватка финансирования для подготовки проектов и их реализации. Законодательные ограничения существуют, прежде всего, для регионов и муниципалитетов, в целях предоставления гарантий.
3. Неравноправие сторон, участвующих в ГЧП.
Некомпетентность чиновников усугубляется тем, что взаимодействие
между государством и бизнесом носит неравноправный характер. Чиновник изначально обладает большим числом полномочий и не готов к партнерскому взаимодействию. А в том случае, если его действия еще и мотивируются личной материальной заинтересованностью, то это неравноправие неизбежно приводит к появлению коррупционных схем, особенно в ситуации непрозрачной схемы принятия решений на стороне государства. Партнерство невозможно без доверия, без прозрачности во взаимоотношениях.
Коррупционное поле ГЧП очень широкое и только полная открытость информации по подготовке, исполнению, контролю над ходом таких проектов может обеспечить их успех.
Любой проект ГЧП должен быть сбалансированным: необходимо учитывать интересы и государства, и частного сектора. Но если чьи-то интересы в проекте ущемлены, тогда он, скорее всего, не получится, т.к. не будет интересен одной из сторон взаимодействия.
Нередко реализация проекта с использованием механизма ГЧП обходится государству дороже, чем проект, который осуществляется исключительно за счет государственных бюджетных средств.
4. Отсутствие идеологии партнерства и проблема субъектности.
Ключевой является сама идеология партнерства, начиная с партнерства в широком смысле слова. Например, в обществе нельзя ввести толерантность законом или указом президента. Цивилизованный рынок - это человеческие отношения. Если человек не знает своей позиции, своего места, он не самоидентифицирован и напротив него такой же, чаще оказыва-
ется, что это враждебно настроенные субъекты, каждый из которых говорит о своих естественных правах и их отстаивает. Это типичная модель отношений, которая в социологических опросах проявляется очень точно. Например, в США принят закон, который наделяет почти 800 с лишним тысяч чиновников правом на контакты и взаимоотношения с бизнесом [2]. Первое и обязательное условие развития ГЧП - наличие субъектности, причем партнеры должны быть равными, как со стороны государства, так и бизнеса, плюс контроль гражданского общества.
Помимо Банка развития, который занимается, как известно, крупными проектами, необходимо создать источники финансирования для средних и малых проектов. И, наконец, больше делать пилотных проектов, формировать новые правила игры, уже исходя из приобретенного опыта. Необходим механизм ГЧП, обеспечивающий прозрачность и защищенность участников. Проблемы ГЧП напрямую связаны и с бюджетным законодательством, с гарантией и защитой капиталовложений, распределением рисков и расходов. При этом бизнес должен иметь возможность гибко оперировать выделенными средствами, чтобы решить вопросы их целевого использования.
5. Короткий горизонт стратегического планирования.
На практике до сих пор применяется устаревший подход к выработке стратегии развития страны («найти задачу под имеющиеся бюджетные средства, а не средства под задачу»). Для развития ГЧП требуются изменения в системе стратегического планирования на стороне государства: необходимы долгосрочное финансовое планирование, разработка системы гарантирования инвестиций частного сектора, вложенных в объекты государственной собственности, разработка системы мониторинга проектов ГЧП, оценки экономической эффективности проектов.
Основные проблемы ГЧП заключаются в невозможности принятия на себя обязательств органами государственного, муниципального управления в рамках соответствующих контрактов за пределами того, что у них на сегодняшний день определяется бюджетом, а также дорогостоящее выполнение начальных условий контрактов и др.
Таким образом, необходима отработка механизмов координации исполнения обязательств публичного участника антимонопольного регулирования, регулирования публичных закупок при осуществлении проектов ГЧП, т.е. организация исполнения обязательств публичного участника ГЧП.
В Банке развития должны появиться такие компоненты, как лидирующая позиция по формированию методологии экономических моделей долгосрочного развития, предоставление грантов субъектам РФ и, в первую очередь, муниципалитетам, на разработку стратегий и формирование местных институтов долгосрочного развития, соответствующих методологии Банка, инструменты участия в капитале проектных компаний, которые должны формироваться субъектами РФ и муниципалитетами для подготовки проектов ГЧП, инструменты гарантий и страхования рисков исполнения
контрактных обязательств субъектов РФ и муниципалитетов, принимаемых в рамках проектов ГЧП. При этом правила должны быть понятными и стабильными, тогда есть надежда на долгосрочность стратегий со стороны бизнеса. Проекты ГЧП в основной своей массе долгосрочные, поэтому необходима система, которая может работать на протяжении 25 и более лет.
Концессионные соглашения - самый сложный юридический документ, который может достигать 500 страниц, потому что партнерство на концессионной основе заключается на 30 - 40 лет [3]. Следовательно, в соглашении должны быть учтены все нюансы, а риски - взвешены.
Главное препятствие развития ГЧП - бюджетное планирование. Важным является то, что государство должно гарантировать частному бизнесу - риски, в том числе и в финансовой сфере. Самый успешный сектор российской экономики, где реализуется ГЧП, это сфера стратегических транспортных проектов, которые окупаются через 25 и более лет, что для современного бизнеса практически является синонимом неокупаемости. Ни одна крупная российская компания не планирует на такой горизонт.
Система гарантирования долгосрочных инвестиций частных компаний в объекты государственной собственности в рамках проектов ГЧП отсутствует на уровне закона.
Список литературы
1. Головина Т.А, Авдеева И.Л. Формирование нормативно-правовой базы по реализации окупаемых инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства в России / Т.А. Головина, И.Л. Авдеева / Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов №4(21) Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2013. - С. 108-114
2. Измалкова С.А. Механизмы формирования технологических платформ для целей инновационного развития региональной экономики / С.А. Измалкова // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №3. С. 5 - 9.
3. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С.А., Измалкова Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фа-устова, С.С. Елецкая - М.: Финансы и кредит, 2012. - 208 с.
4. Хорева Т.В. Основные способы и формы управления инфраструктурными проектами в России: анализ и оценка / Т.В. Хорева // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов XXV международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2012. С. 212-216.
5. Хорева Т.В. Преимущества механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов модернизации инфраструктуры / Т.В. Хорева // Управление стратегическими и инновационными проектами в региональной экономике: материалы VI международной научно-практической конференции. Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. С. 97-102.
Бахтина Светлана Сергеевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, ESSvet-ic@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Парахина Лариса Владимировна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, novila@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»
MODERN METHODS OF CONTROL OVER INNOVATIVE INFRASTRUCTURE
PROJECTS AT REGIONAL LEVEL
S.S. Bachtina, L.V. Parachina
In article the complex of the organizational actions providing development of modern forms and ways, the innovative infrastructure projects directed on effective realization at the level of the region is considered. Distinctive feature of a complex is ensuring adequate interrelation and interaction between recommended specialized organizational structures taking into account social and economic conditions of development of the concrete region.
Keywords: regional infrastructure projects, methods of management, state-private partnership.
Bakhtina Svetlana Sergeevna , candidate of economic sciences, senior lecturer, ESSvetic@yandex.ru, Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC",
Parakhina Larisa Vladimirovna, candidate of economic sciences, senior lecturer, novila@mail.ru, Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC"
УДК 338.45:621
МАШИНОСТРОЕНИЕ ПОЛНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ЦИКЛА
А.С. Батаева
Рассмотрены проблемы российской промышленности и обоснована необходимость развития машиностроения полного производственного цикла.
Ключевые слова: машиностроение, конкурентоспособность, полный производственный цикл
Испытает ли промышленность Российской Федерации подъем и какие требуются мероприятия для реализации программ модернизации?
Свидетельством положительной динамики развития машиностроения являются спрос и внутренне потребление различных металлов, неметаллических композиционных материалов и рост энергопотребления промышленности. За последние двадцать лет потребление металла внутри РФ неуклонно уменьшается, так же как и снижается потребление электроэнергии. Сейчас трудно говорить о возрождении или развитии отечественного машиностроения и промышленности в целом. В то время как, китайская