СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ АНОМАЛИЙ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.В. БРАТЧИКОВА, Г.А. КОТАЙШ
Родильное отделение ГКБ № 29 им. Н.Э. Баумана Госпитальная площадь, д.2, Москва 111020, Россия
А.Д. ПОДТЕТЕНЕВ
Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета с курсом вечернего отделения Российский государственный медицинский университет Ул. Островитянова д.2, 117896 Москва, Россия
И.В. ЮДОЧКИНА
Кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 8, Медицинский факультет, Москва 117198, Россия
Проведена сравнительная оценка эффективности трех подходов к ведению беременных с патологическим прелиминарным периодом (Г1ПП). 18-ти беременным (группа 1) вводили сенсибилизатор |)2-адренорецепторов милдронат 10%-5мл в/в болюсно, гинипрап 5 мкг в/в капельно (0,15 мкг/мин) и предоставляли акушерский сон (ГОМК 50-65 мг/кг (в среднем 4 гр) per os + раствор промедола 2%-1мл в/м + раствор реланиума 2 мл (10 мг) в/м). 18-ти беременным (группа 2) вводили гинипрал 10 мкг в/в капельно (0,3 мкг/мин) и проводили акушерский сон. 15-ти беременным (группа 3) предоставляли только акушерский сон. В 1-й и 2-й группах эффективность лечения ППП была наиболее высокой: продолжительность сна составила 5,4±1,2 ч и 5,1±1,4 ч, что достоверно больше по сравнению с 3-ей группой - 3, 4±0,8 ч (р<0,05). При этом побочные эффекты токолиза в 1-й группе, где использовали сенсибилизатор (32-адренорецепторов, зарегистрированы только у одной пациентки, а во второй группе - у 8 беременных (р<0,05).
Патологический прелиминарный период (ППП) является наиболее часто встречающимся осложнением, предшествующим развитию аномалий родовой деятельности (АРД) [6]. По нашим данным, ППП предшествует развитию слабости родовой деятельности (СРД) в 16,0% случаев, дискоординации родовой деятельности (ДРД) - в 23,8% и физиологической родовой деятельности - в 5,0% случаев [4]. При этом у каждой второй беременной с ППП проводимые лечебные мероприятия не являются в полной мере эффективными [2].
В связи с вышеизложенным нами была поставлена следующая цель исследования: повысить эффективность лечебных мероприятий у беременных с ППП на основании использования нового лечебного подхода, включающего воздействие на р2-адренергические механизмы контрактильности.
Материалы и методы исследования.
Клинические исследования проведены у 51 беременной с ППП более 6 ч. Возраст обследованных женщин колебался в пределах от 19 до 32 лет, срок беременности - от 38 до 41 нед.
В процессе проводимой терапии сократительную деятельность матки и функциональное состояние плода оценивали на основании кардиотокограмм, регистрируемых с помощью кардиотокоргафа.
До начала лечения у всех беременных ППП протекал с болевыми ощущениями, приводящими к утомлению женщин, появлению чувства беспокойства, дискомфорта и к нарушению сна. Все пациентки были первородящими. «Зрелая» шейка матки была у 11 беременных, «созревающая» - у 9 беременных, «незрелая» - у 31.
Обследованные были разделены на три группы. Первую группу составили 18 беременных, у которых лечение ППП проводилось сочетанием милдроната 10%-5мл однократно внутривенно, гинипрала 5 мкг в 100 мл 5% раствора глюкозы внутривенно капельно в течение 30 мин. (0,15 мкг/мин.) и медикаментозного сна-отдыха (ГОМК 50-65 мг/кг (в среднем 4 гр) per os + раствор промедола 2%-1мл в/м + раствор реланиума 2 мл
(10 мг) в/м). Вторую группу составили 18 беременных, которым применяли сочетание гинипрапа 10 мкг в 100 мл 5% раствора глюкозы внутривенно капельно в течение 30 мин. (0,3 мкг/мин.) и медикаментозного сна-отдыха. В третью группу вошли 15 беременных, которым был предоставлен только медикаментозный сон-отдых.
При сравнении течения данной беременности, исхода предыдущих беременностей, экстрагенитальных и гинекологических заболеваний достоверных различий между группами выявлено не было. Первобеременных было 35 (68,6%), повторнобеременных -16 (31,4%), во всех случаях предыдущая беременность была прервана по желанию женщины до 12 нед. Хронический сальпингоофорит до настоящей беременности был у 6 (11,8%) женщин. Ранний токсикоз, не требовавший стационарного лечения, диагностирован в 5 (9,8%) случаях, гестоз - в 8 (15,7%) случаях.
Результаты исследования.
В первой группе после введения милдроната, гинипрапа, ГОМК, промедола и реланиума было зарегистрировано урежение маточных сокращений, снижение их амплитуды, снижение базисного давления между схватками, а спустя 30-40 мин. - полное прекращение схваток. Побочные эффекты (тремор, потливость, тахикардия), связанные с введением р-адреномиметиков, зарегистрированы у 2 беременных. Однако частота сердечных сокращений не превышала 110 уд. в мин., что позволило ввести препарат в полном объеме (5 мкг).
Во второй фуппе (гинипрал 10 мкг + мед. сон-отдых) уже в процессе введения ги-нипрала было зарегистрировано урежение маточных сокращений, снижение их амплитуды, снижение базисного давления между схватками, а к концу введения - полное прекращение схваток. Побочные эффекты обнаружены у 7 беременных, спустя 10 мин. от начала введения, при этом в 5 случаях потребовалось вдвое снизить скорость введения препарата до 0,15 мкг/мин.
В третьей группе спустя 30-40 мин. с момента введения наркотических веществ зарегистрировано незначительное снижение маточной активности, заключающееся в увеличении интервала между схватками. Однако полного прекращения схваток не было зафиксировано ни в одном случае.
Все беременные через 30-50 мин. с момента введения наркотических препаратов находились в состоянии сна. Продолжительность сна у пациенток первой и второй групп составила 5,4+1,2 ч. и 5,1 ±1,4 ч., что достоверно больше по сравнению с третьей группой - 3, 4±0,8 ч. (р<0,05). Кроме того, пациентки двух первых групп чувствовали себя после сна значительно более отдохнувшими, в то время как беременные третьей группы неоднократно просыпались в связи с продолжающимися болями внизу живота.
После пробуждения у пациенток первой группы роды осложнились слабостью у 5 (27,8%), во второй группе - у 4 (22,2%). В третьей группе СРД была диагностирована у 4 (26,7%), а ДРД - у 3 (20%) рожениц. Иными словами, в третьей группе АРД в сумме составили 46,6%, что достоверно выше, чем в первой и во второй группах (р<0,05).
Операцией кесарева сечения в связи с упорной СРД родоразрешены две роженицы в первой группе и одна во второй. В третьей группе в связи с отсутствием эффекта от коррекции патологии сократительной деятельности матки абдоминальные роды были у двух рожениц со СРД, и двух - с ДРД.
Средняя продолжительность родов не имела достоверных различий между группами, составив 10,9 ± 1,3 ч., 11,1 ± 1,5 ч. и 11,4 ± 1,2 ч. - соответственно.
При изучении состояния плода и новорожденного установлено, что применение ги-нипрала и гинипрала в сочетании с милдронатом при ППП позволило уменьшить число детей, родившихся в состоянии асфиксии. Так, в первой группе в состоянии асфиксии родилось 3 ребенка (16,7%), во второй - 2 (11,1%), а в третьей группе - 6 (40%) детей, что статистически достоверно больше (р<0,05). Оценка новорожденных по шкале Апгар
на первой минуте была 7,35 ± 0,03. 7,40 ± 0,04, 7,32 ± 0,04, на пятой минуте - 8,52 ± 0,05, 8,31 ± 0,04, 8,32 ± 0,03 баллов - соответственно. На пятой минуте после родов у новорожденных первой группы, где использовали комбинацию милдроната, гинипрала и медикаментозного сна, оценка по шкале Апгар достоверно выше по сравнению с II и III группами (р<0,05).
Обсуждение результатов.
Высокий риск развития АРД у беременных с ППП согласуется с мнением И.С. Сидоровой (1997), указывающей, что данное осложнение следует рассматривать как начальные проявления гипертонической дисфункции матки, так как патогенетические механизмы, лежащие в основе ППП и ДРД, во многом сходны. На основании этого при лечении ППП целесообразно использовать препараты, воздействующие на Р2-адренорецепторы миометрия - токолитики. Только применение токолиза позволяет купировать основные клинические проявления ППП, так как является единственным патогенетическим подходом к лечению данного осложнения. Однако в практической деятельности акушеры редко используют р2-адреномиметики из-за риска развития побочных эффектов [1].
В связи с изложенным выше особый интерес представляет использование в комплексном лечении ППП блокатора окисления жирных кислот - милдроната. Препарат обладает свойством экзогенного сенсибилизатора р2-адренорецепторов, то есть в его присутствии увеличивается сродство рецепторов с эндогенными и экзогенными (Р2-адреномиметики) агонистами [7]. Комбинированное использование милдроната и р2-адреномиметиков позволяет вдвое снизить дозу последних при проведении токолиза, что значительно снижает риск возникновения побочных эффектов. Кроме того, милдро-нат является универсальным антигипоксантом и обладает фетопротекторным действием [3]. Этот эффект препарата отчасти объясняет статистически значимо более высокую оценку новорожденных по шкале Апгар в группе женщин с предложенным нами комплексным методом лечения ППП.
Таким образом, проведенное исследование показало, что применение агонистов и сенсибилизаторов p-адренорецепторов в сочетании с акушерским сном-отдыхом при лечении ППП дает более благоприятный эффект, нежели использование только одного акушерского сна. При этом в группах, где использовали комплексную терапию, в процессе лечения отрицательного влияния на организм матери, состояние плода и новорожденного зарегистрировано не было. Кроме того, в первой группе, где применяли милд-ронат, побочные эффекты от введения p-адреномиметиков практически отсутствовали, а оценка новорожденных на пятой минуте после рождения была достоверно выше.
Литература
1. Аорамченко В.В., Капленко О.В. Адренергические средства в акушерской практике. - СПб.: Петрополис, 2000. -272 с.
2. Егорова Н.А., Добротина А.Ф., Струкова В.И., Загрядская Л.П., Гусева О.И. Аномалии родовой деятельности: Учеб. - метод, пособие. - Н Новгород: НГМА, 2002. - 5В с.
3. Павлова Н.Г. Антенатальная диагностика, профилактика и лечение функциональных нарушений развития ЦНС плода: Автореф. дис. ... доктор, мед. наук. - СПб, 2000. - 36 с.
4. Подтетенев А.Д., Братчикова Т.В., Котайш Г.А. Регуляция родовой деятельности: Учеб. -метод, пособие / Под ред. В.К. Радзинского. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 54 с.: ил.
5. Сидорова И.С. Гипертоническая дисфункция матки (дискоординация родовой деятельности) // Вестн. Рос. ассоц. акуш.-гин. - 1997. -№4. - С. 104-111.
6. Сидорова И.С. Физиология и патолог ия родовой деятельности. - М.: МЕДпресс, 2000. -320 с.
7. Циркин В. И., Сизова Е.Н., Подтетенева А.Д. и др. Триметазидин и милдронат как р2-адреносенсибилизатор прямого действия (экспериментальные доказательства) // Росс, кардиолог журн -2002.-т. 1. -№33.-С.45-52.
THE MODERN PROF1LACTIC METHODS OF DISTOCIA IN LABOR
T.V. BRATCHIKOVA, G.A. KOTAISH
Clinical hospital № 29 2, Gospitalnaya sq„ Moscow 111020, Russia
A.D. PODTETENEV
Department of Obstetrics and Gynecology Russian State Medical University 2, Ostrovitanova St., Moscow 117869, Russia
I.V. JUDOCHKINA
Department of Obstetrics and Gynaecology with course of Perinatology Peoples’ Friendship University of Russia 8, Miklukho-Maklaya St., Medical Faculty, 117198 Moscow, Russia
The comparative estimate of the efficiency the three ways of the management of labor, complicated with the pathological preliminary period was conducted. There were 18 women in the 1 group who were cured with the endogenic activators of fi2-receptors mildronat 10% - 5 ml intravenously bolusly, hinipral 5 meg intravenously (0,15 mcg/min) and the druginduced dream (natrii oxibutirati 50-65 mg/kg (4 g) per os + promedol solution 2% - 1 ml intramuscular + relanium solution 2 ml (10 mg) intramuscular). 18 women in the II group were cured with the hinipral 10 meg intravenously (0,3 mcg/min) and the druginduced dream. 15 women (the 111 group) were cured only with the druginduced dream. The efficiency of the the pathological preliminary period s treatment in the I and 11 groups were at 5,4 ±1,2 h and 5,1 ±1,4 h, these figures are higher in accordance with the III group: 3,4 ± 0,8 h (p<0,05). Speaking about side effects of tocolysis in the I group, where the endogenic activators of Вг-receptors were used, these side effects were noticed by one patient and by eight patients in the II group (p<0,05).