ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 624
Атаев Ы.
Преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
Туркменистан, г. Ашхабад
Нурыев М.
Преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
Туркменистан, г. Ашхабад
Кенанов С.
Преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
Туркменистан, г. Ашхабад
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ПОДЗЕМНЫХ ТУННЕЛЕЙ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проектирования и строительства подземных сооружений. Автор показывает, что подземное строительство является сложной и многогранной областью, которая включает в себя множество различных видов сооружений, таких как тоннели, метрополитены, подземные парковки, бункеры и т.д.
Ключевые слова: подземное строительство, проектирование подземных сооружений, строительство подземных сооружений, тоннели.
Установка вывесок состоит из двух отдельных этапов: во время строительства и после завершения строительства. Во время строительства появляется больше признаков опасности, таких как поражение электрическим током, падение камней и места выхода. Необходимо указать расположение защитного оборудования и стандартные знаки OSHA. В зависимости от типа туннеля в туннелях для транспортировки жидкостей (канализационных, водопроводных) имеются указатели. На транзитных и автодорожных туннелях установлены знаки с указанием противопожарного оборудования, мест выхода, расстояния до выходов, а также будки вызова пожарной полиции.
Современные тенденции используемые при постройке подземных туннелей:
• Туннели становятся больше (большего диаметра)
• Технология бурения тоннелей в твердых породах и мягких грунтах (ТБМ)
• Передовые системы гидроизоляции туннелей
• Достижения в области материалов и технологий для затирки позволяют подрядчикам делать грунт более прочным и менее проницаемым.
• Когда возникает проблема с водой, работают насосы или колодезные системы, чтобы земля оставалась сухой.
• Операции по подъему труб с дистанционным управлением обеспечивают непрерывную поддержку забоя за счет применения механического давления или давления жидкости для балансировки давления грунтовых вод и грунта.
• Лазерные SD-сканеры и другие сетевые сенсорные системы быстро исследуют и оценивают подземные условия и стабильность.
Геотехники всего мира все активнее разрабатывают, проектируют и возводят подземные сооружения различного назначения, которые при этом часто органично связаны между собой, а также с надземными зданиями и сооружениями и с геологической и гидрогеологической средой.
К основным современным тенденциям и концепциям при комплексном освоении подземного пространства возможно отнести:
- переход от плоскостного к объемному развитию городского пространства (в перспективе в нем возможно размещать большинство гражданских и производственных объектов, коммуникации, склады, гаражи и стоянки, спортивные и культурные сооружения, отели, торговые центры, предприятия бытового обслуживания и др.);
- экономию земли и круговорот природных материалов с минимумом трансформаций и возможным использованием энергии в естественной природной форме (по Д. Беннету);
- концепцию вертикальных городов, которая, в частности, предполагает основную часть объема многоэтажного наземного строительства перенести в пригороды, а в центре города организовать зону с густым озеленением и развитой подземной инфраструктурой.
Технические проблемы возведения подземных сооружений обусловлены главным образом необходимостью создания и последующей эксплуатации внутреннего пространства. Наличие таких внутренних пустот вызывает эффект одностороннего горизонтального давления грунта, что требует достаточной прочности стенок подземных сооружений.
Вследствие высокого уровня подземных вод и возможности его изменения геотехник обязан обеспечить как водонепроницаемость его ограждающих конструкций и днища, так и устойчивость сооружения от всплывания (ведь днище испытывает гидростатическое давление воды).
При возведении подземных сооружений в открытых глубоких (обычно при глубине более 4-5 м) котлованах необходимо, с одной стороны, обеспечить устойчивость их стенок, а с другой - возможно неравномерное разуплотнение грунта дна котлована из-за его большего подъема в центральной части. Это явление соответственно вызывает большие осадки основания фундаментов в средней части сооружения.
Строители чаще всего классифицируют подземные сооружения по их функциональному назначению (например, жилые, не предназначенные для
постоянного проживания, объекты инфраструктуры, оборонные объекты), геометрическим параметрам (форма, глубина заложения, размеры, объемнопланировочное решение), происхождению (естественное, отработанные горные выработки, искусственное), особенностям застраиваемой территории (климатические, географические, геологические), особенностям проектного решения (размещение, компоновка, конструкция, сроки эксплуатации) и некоторым другим признакам.
Подземные сооружения бывают промышленного (корпуса первичного дробления руды, установки непрерывной разливки стали, вагоноопрокидывателей, скиповых ям доменных цехов, отстойников окалины), гражданского и общественного (подвальные этажи зданий, архивы, библиотеки, фондохранилища, склады, торговые комплексы, спортивнозрелищные сооружения), транспортного (тоннели, метрополитен, паркинги, переходы), энергетического (подземные корпуса электростанций), агропромышленного (овощехранилища, холодильники, продуктовые склады), инженерного (коллекторы водо-, газо-, электро-, теплоснабжения, очистные, водозаборные сооружения, дренажи), складского (резервуары жидкостей, газов, горюче-смазочных материалов), специального (ускорители заряженных частиц, тоннели аэродинамических испытаний, оборонные объекты, сооружения гражданской обороны) и другого функционального назначения.
Основными задачами инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий для последующей разработки проектов подземных сооружений являются: установление неблагоприятных для сооружения геологических и инженерно-геологических процессов, характерных для осваиваемой территории; составление инженерно-геологического разреза на всю глубину сжимаемой толщи основания; определение значений физико-механических характеристик грунтов в ее пределах; фиксация существующего и прогноз изменения уровня подземных вод, а также анализ химического состава и агрессивности по отношению к бетону
и арматуре этих вод; установление соответствия полученных данных с архивными материалами.
Геотехнические обследования зданий и сооружений для решения задач подземного строительства проводятся специализированными организациями в соответствии с техническим заданием и должны дать исчерпывающий анализ состояния существующих оснований и фундаментов, обеспечить комплексное изучение условий влияния нового подземного строительства на существующие здания, быть достаточными для выбора наиболее надежного и экономически целесообразного проектного решения. Чаще обследованиям подлежат объекты, по которым нет достаточно достоверной информации об их фундаментах и инженерногеологическим условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Проектирование фундаментов зданий и подземных сооружений / Б.И. Далматов, В.Н. Бронин [и др.] - М.: Изд-во АСВ; СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2006. -428 с.
2. Драновский А.Н, Фадеев А.Б. Подземные сооружения в промышленном и гражданском строительстве. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1993. - 355 с.
3. Пономарев А.Б. Реконструкция подземного пространства. - М.: Изд-во АСВ, 2006. - 232 с.
Atayev Y.
Lecturer,
Turkmen State Institute of Architecture and Construction Turkmenistan, Ashgabat
Nuryyev M.
Lecturer,
Turkmen State Institute of Architecture and Construction Turkmenistan, Ashgabat
Kenanov S.
Lecturer,
Turkmen State Institute of Architecture and Construction Turkmenistan, Ashgabat
BASIC PRINCIPLES OF SUSTAINABLE CONSTRUCTION
Abstract: The article discusses issues of design and construction of underground structures. The author shows that underground construction is a complex and multifaceted field that includes many different types of structures, such as tunnels, subways, underground parking lots, bunkers, etc.
Key words: underground construction, design of underground structures, construction of underground structures, tunnels.