о том, что ксенон нормализует (стабилизирует) основные показатели работы жизненно важных систем: гемодинамики, внешнего дыхания и газообмена, а ингаляционный способ введения ксенона в организм больного обеспечивает полную безопасность, быстродействие и хорошую управляемость фармакологическим эффектом. При повторном применении ксенона не происходит роста толерантности к нему. Выявлено, что ксенон хорошо совместим со всеми фармакологическими препаратами, которые используются при лечении больных наркологического профиля. После курса ингаляционной терапии ксеноном толерантность к психокорректорам снижается. Не описано ни одного случая тяжелых нежелательных психических, гемодинамических и иных эффектов, а также случаев опасного усиления побочных эффектов или извращения действия других препаратов [1, 2].
Хорошая совместимость ксенона с другими препаратами дает возможность включать его в широкий круг терапевтических схем и разрабатывать новые варианты лечения, а совершенствование ингаляционной техники и вариантов ингаляционного введения ксенона сделает терапию ксеноном более эффективной и снизит затраты на ее проведение [13].
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Применение ксенона для лечения и реабилитации наркологических больных»), проект № 11-06-01150 а.
Список литературы:
1. Бекман И.Н. Мембраны в медицине. Курс лекций. -Москва. - 47.
2. Кузнецов А.В. Применение лечебного ксенонового наркоза в комплексной терапии абстинентных и постабстинентных расстройств у больных алкоголизмом. Дисс. канд. мед. наук - Москва. - 150.
3. Буров Н.Е., Корниенко Л.Ю., Арзамасцев Е.В. Изучение токсичности ксенона в условиях субхронического эксперимента // Анестезиология и реаниматология. - 1998. - №3. - С. 58 - 60.
4. Буров Н.Е., Миронова И.И., Корниенко Л.Ю. Влияние анестезии ксеноном на морфологию и свертывающую систему крови // Анестезиология и реаниматология. - 1993. - № 6. - С. 14- 17.
5. Буров Н.Е., Потапов В.Н., Макеев Г.Н. Ксенон в анестезиологии (клинико-экспериментальные исследования). - М.: Пульс, 2000. - 356 с.
6. Буров Н.Е. Клинические стадии и субъективные ощущения при ксеноновой анестезии // Анестезиология и реаниматология. - 1993. - № 4. - С. 7- 31.
7. Буров Ю.В. Ведерникова Н.Н. Нейрохимия и фармакология алкоголизма. -М.: Медицина, 1985. -240 с.
8. Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии. -М.:Прогрессивные биомедицинские технологии, 2001.
- С. 36.
9. Владимиров Ю.А. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах. - М., 1972. - 252 с.
10. Галанкин JI.H., Ливанов Г.А. Непсихотический и делириозный синдром отмены алкоголя: Концепция формирования и лечения. - Спб.: ООО «Книга», 2003.
- 271 с.
11. Гамалея Н.Б. Особенности клеточного и гуморального иммунитета у больных алкоголизмом в абстинентном состоянии и ремиссии // Вопросы наркологии.
- 1994. - № 3. - С. 45-48.
12. Наркология. Национальное руководство. Под ред. Иванца Н.Н., Анохиной И.П., Винниковой М.А. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - с. 719.
13. Цыганков Б.Д., Шамов С.А., Брюн Е.А., Шуляк Ю.А., Рыхлецкий П.З., Рощин И.Н. Ингаляционная терапия медицинским ксеноном в наркологической клинике. Учебно-методическое пособие для врачей. -М., 2011. - 34 с.
ХENONIN NARCOLOGY T.N. Dudko, N.F. Safina
National Sciency Centre of Narcology, Moscow, RF
Abstract. In this article the results of results of Russian clinical trials of xenon application in the complex therapy opioid and alcoholic adictionare held. Possible pathophysiological mechanisms of xenon influence on the human body and standart plans of preparing to xenon-oxygen inhalation with its stage marking were considered.
Key words: alcoholic adictionare, xenon, therapy.
Статья поступила в редакцию 28. 08. 2011г.
© МОЛОСТВОВА Г. Н., ДРОЗДОВА Т. И.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПСОРИАЗОМ
Г. Н. Молоствова, Т. И. Дроздова
ФГУЗ Клиническая больница № 51 ФМБА России, кожно-венерологический диспансер, центр восстановительного лечения, г. Железногорск, Красноярский край, РФ
662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д. 5. E-mail:[email protected]
Резюме. В статье освещены современные методы светолечения, применяемые в терапии больных с псориазом. Анализируются возможности фотохимиотерапии, селективной фототерапии, показания к применению, осложнения, побочные явления.
Ключевые слова: ПУВА-терапия, селективная фототерапия, псориаз.
Псориаз - один из самых распространенных хронических дерматозов, которым, по данным разных авторов, страдает от 3 до 7% населения планеты [1]. В последнее время все чаще о псориазе говорят, как о системном заболевании из-за вовлечения в процесс не только кожи, но и суставов, почек, печени, называя его «псориатической болезнью». Несмотря на большое количество исследований по изучению псориаза, причина заболевания остается до конца невыясненной. Заболевание характеризуется гиперпролиферацией эпидермальных клеток, нарушением дифферен-цировки кератиноцитов, нарушением иммунной системы с образованием иммунозависимых ци-токинов и медиаторов, индуцирующих воспалительную реакцию в дерме [2]. Среди пусковых механизмов, прежде всего, имеет значение эмоциональный стресс и психоэмоциональный статус пациента. Наличие очагов хронической инфекции также может спровоцировать появление первых признаков псориаза. Достаточно часто псориаз возникает в местах механического повреждения кожи, а именно в области порезов, царапин, уколов, расчесывания, потертостей, ожогов или после приема лекарственных препаратов (b-блокаторов, нестероидных противовоспалительных средств, интерферона). Нельзя не учитывать влияния климатических факторов. Практически все больные псориазом отмечают благотворное влияние солнца на течение псориаза [1].
В последние годы разработаны и предложены новые высокоэффективные и патогенетически обоснованные методы лечения псориаза, которые если и не позволяют добиться полного излечения заболевания, то избавляют больных от шелушащихся высыпаний, так как именно они являются главным виновником снижения показателей качества жизни больных [3]. Лечение является комплексным и включает общую, местную терапию, а также физиотерапевтические процедуры. При назначении того или иного метода лечения учитываются стадия, клиническая форма, тип заболевания (летний, зимний), распространенность процесса, сопутствующие болезни и возраст пациента.
Среди современных и эффективных методов лечения в мире ведущее место занимают методы светолечения, такие как: фотохимиотерапия и селективная фототерапия. Фотохимиотерапия или ПУВА-терапия (PUVA, P-псорален, UVA- ультрафиолетовое излучение зоны А) - это сочетание длинноволнового ультрафиолетового облучения и приема фотосенсибилизатора псоралена внутрь [4]; селективная фототерапия-это узковолновая УФБ-терапия (ультрафиолетовое излучение зоны Б) с пиком эмиссии на длине волны 311 нм. Фотоиммунологический эффект светолечения об-
условлен глубиной проникновения ультрафиолетовых лучей. УФБ-лучи воздействуют в основном на эпидермальные кератиноциты и клетки Лан-герганса, а УФА-лучи проникают в более глубокие слои кожи и оказывают действие на дермальные фибробласты, дендрические клетки и клетки воспалительного инфильтрата. Ультрафиолетовые лучи оказывают влияние на продукцию цитоки-нов, обладающих иммуносупрессивным действием, экспрессию молекул на клеточной поверхности и индукцию апоптоза клеток, что объясняет терапевтический эффект ультрафиолетового излучения [2].
Наиболее эффективной в лечении псориаза является ПУВА-терапия. Эффективность данного метода, по нашим наблюдениям и опыту других авторов, составляет от 90 до 97% [1]. Механизм действия фотохимиотерапии сложный. Исследования позволили выявить тормозящее влияние фотосенсибилизатора и УФА на синтез ДНК в клетках эпидермиса. В качестве фотосенсибилизатора в разное время применялись химические соединения фурокумаринового ряда: псорален, аммифурин, пувален в виде ванн и таблетиро-ванных форм. Эти вещества сенсибилизируют кожу больного к длинноволновому ультрафиолетовому излучению и стимулируют синтез меланина. Кванты длинноволнового ультрафиолетового излучения нарушают целостность нуклеиновых кислот, свободные радикалы которых вступают в ковалентную связь с препаратами псораленового ряда. Образующиеся соединения тормозят репликацию ДНК и пролиферацию эпидермальных клеток, возникает пигментация кожи и исчезают бляшки на пораженных участках. В результате курсового лечения происходит полное восстановление структуры кожи [4]. Как и при любом методе лечения, светолечение имеет нежелательные побочные эффекты, которые можно условно разделить на ранние и отдаленные. Ранние осложнения возникают во время проведения процедур, и к ним относятся фототоксическая эритема, кожный зуд и сухость кожных покровов. Отдаленные побочные явления появляются гораздо позже в виде актинических повреждений (фотостарения) и стойких пигментационных изменений кожи. Кроме того, псоралены в состоянии проникнуть в хрусталик и образовать под воздействием УФА фотоаддитивные продукты с аминокислотами протеина хрусталика. Так как эти продукты представляют собой прочные соединения и не подлежат репарации, часто повторяющиеся экспозиции ПУВА-терапии могут привести к накоплению измененного белка хрусталика, это происходит в том случае, если больные не пользуются специальными фотозащитными очками. Наконец, нельзя не считаться с мнением о том, что светолечение может
повышать риск возникновения злокачественных заболеваний кожи. ПУВА-терапия может играть роль псевдостимулятора, то есть фактора, подавляющего механизмы иммунологического надзора, давая возможность проявиться эффектам, вызванным более сильными факторами риска (рентгеновское облучение, инсоляция, лечение в прошлом дегтем и т.д.).
Аппараты ПУВА-терапии, состоящие на оснащении в ФГУЗ КБ №51 ФМБА Россиии (КБ №51) с сентября 2010 года - это специальные установки для локального облучения UV 181 AL/BL и UV 200 AL, применяемые при лечении псориаза в основном ладонно-подошвенной локализации. С сентября 2010 года было пролечено 8 человек (из них 3 мужчин и 5 женщин). В качестве фотосенсибилизатора использовали 0,3% р-р аммифурина в виде ванночек. Фотолечение проводилось по схеме 4-х разового облучения в неделю. Начальная доза облучения определялась с учетом типа кожи и составляла 0,25 Дж/см2. Постепенно доза УФА увеличивалась - через каждые две процедуры на 0,5 Дж/см2. В среднем, для достижения клинического излечения, требовалось около 15-25 процедур. После проведенного лечения отмечалось улучшение состояния кожи на пораженных участках, больные отмечали уменьшение шелушения, чувства стянутости кожи. Однако все пациенты в качестве побочного действия отметили эритему здоровых участков кожи, чувство жжения.
При поражении волосистой части головы проводились процедуры селективной фототерапии, с длиной волны 311нм, излучателем в виде расчески.
Данный метод лечения обладает максимальной терапевтической эффективностью при минимальной эритемности и сопоставим по результатам лечения с ПУВА-терапией. Фототерапия УФБ лучами узкого спектра 311 нм проводилась 13 пациентам (из них 3 мужчин и 10 женщин) 5 раз в неделю с начальной дозы 0,1 Дж/см2. Следующая процедура проводилась при отсутствии эритемы на 0,1 Дж/ см2 больше, чем предшествующая. Курс лечения состоял обычно из 20-30 процедур. После лечения все пациенты отмечали уменьшение количества бляшек, шелушения, а также более быстрое восстановление структуры кожи. Побочных эффектов от терапии не наблюдалось.
Таким образом, внедрение в схему терапии больных псориазом высокотехнологичных видов лечения, таких как фотохимиотерапия и селективная фототерапия позволяет улучшить качество помощи данной категории пациентов.
Список литературы:
1. Владимиров В.В. Светотерапия в лечении кожных болезней // Les nouvelles esthetiques. - 2003.- № 2. -С.90 - 96.
2. Владимиров В.В., Меньшикова Л.В. Современные представления о псориазе и методы его лечения
// Русский медицинский журнал.- 2001.- т.6, №20.-С.1318 - 1323.
3. Олисова О.Ю., Пестерева Е.П., Атькова Е.О. Отдаленные результаты лечения больных методом ПУВА // Тезисы докладов к 70-летию Тульского ОКВД.- Тула, 1993.- С.10.
4. Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия // С-Пб., 2008.- 287 с.
MODERN METHODS OF TREATMENT SICK OF THE PSORIASIS G.N. Мolostvova, Т. I. Drozdova
Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract. In article the modern methods of phototherapy applied in therapy of patients with a psoriasis are shined. Possibilities of photochemotherapy, selective phototherapy, the indication to application, complications, by-effects are analyzed.
Key words: PUVA-THERAPY, selective phototherapy, a psoriasis.
Статья поступила в редакцию 10.10.2011г.
© КЛЕЙМЕНОВА И.С., ШНАЙДЕР Н.А., ШАПОВАЛОВА Е.А.
КЛИНИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ РАПАМИЦИНА ПРИ НЕЙРОФИБРОМАТОЗЕ РЕКЛИНГХАУЗЕНА
И.С. Клейменова1, Н.А. Шнайдер2, Е.А. Шаповалова2
Воронежская клиническая областная детская больница №2, Воронеж1; ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедра медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО, Красноярск2, РФ 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 Тел.: 8 (391) 220-98-71. E-mail: [email protected]
Резюме. В статье представлен клинический случай применения Рапамуна (рапамицина) при болезни Реклингхаузе-на у 7-летней девочки с множественными нейрофибромами кожи, головного мозга и малого таза.
Ключевые слова: болезнь Реклингхаузена, опухоль, рапамицин, клинический случай.