Научная статья на тему 'Современные методы изучения древнейшего искусства (обзор материалов научно-практических семинаров, организованных научно-исследовательскими центрами Франции в мае 2011 года)'

Современные методы изучения древнейшего искусства (обзор материалов научно-практических семинаров, организованных научно-исследовательскими центрами Франции в мае 2011 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREHISTORY ART / DIGITAL TECHNOLOGY / WORKSHOP / ARCHAEOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна, Митько Олег Андреевич, Черемисин Дмитрий Владимирович, Зоткина Лидия Викторовна

In this review, a series of scientific workshops presented materials three events, organized by research centers in France (University Bordo-1 & Bordo-3, CNRS, CNP, INRAP et all) within one perspective the use of the capabilities of modern digital technology in archaeological research. Primitive art (such as cave paintings, rock art, and mobile forms) are the most fragile material, which often suffers from the used in archaeological research methods. Modern digital technology allows not only preserving the unique examples of ancient creativity of people, but also opens new perspectives in its study. Seminars have different profiles. Program participants to share and discuss in a friendly debate their research materials, learn about the latest developments of programmers and IT professionals, learn to use new software products in research activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна, Митько Олег Андреевич, Черемисин Дмитрий Владимирович, Зоткина Лидия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN LEARNING PREHISTORY ART (REVIEW OF MATERIALS SCIENCE WORKSHOPS, ORGANIZED BY RESEARCH CENTERS OF FRANCE IN MAY 2011)

In this review, a series of scientific workshops presented materials three events, organized by research centers in France (University Bordo-1 & Bordo-3, CNRS, CNP, INRAP et all) within one perspective the use of the capabilities of modern digital technology in archaeological research. Primitive art (such as cave paintings, rock art, and mobile forms) are the most fragile material, which often suffers from the used in archaeological research methods. Modern digital technology allows not only preserving the unique examples of ancient creativity of people, but also opens new perspectives in its study. Seminars have different profiles. Program participants to share and discuss in a friendly debate their research materials, learn about the latest developments of programmers and IT professionals, learn to use new software products in research activities.

Текст научной работы на тему «Современные методы изучения древнейшего искусства (обзор материалов научно-практических семинаров, организованных научно-исследовательскими центрами Франции в мае 2011 года)»

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙШЕГО ИСКУССТВА (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ, ОРГАНИЗОВАННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ЦЕНТРАМИ ФРАНЦИИ В МАЕ 2011 ГОДА)

Развитие информационных технологий и использование электронных средств фиксации и изучения в археологических исследованиях в последнее время приобретают определенные акценты и специализацию. Разработка информационных систем и баз данных, развитие локальных и тематических геоинформационных систем, использование возможностей современных электронных технологий - далеко неполный список использования технологических возможностей современного археологического поиска.

Программа развития Новосибирского государственного университета как Национального исследовательского университета (НИУ) предусматривает поддержку инновационных методов изучения, их использования в научных исследованиях и в образовательном процессе, в том числе в гуманитарной сфере. Большое значение в данном отношении имеет обмен соответствующим опытом, в том числе на международном уровне. В последнее время преподаватели и сотрудники университета - специалисты в области археологии, приняли участие в ряде разнохарактерных международных мероприятий, направленных на обмен опытом и повышение квалификации в практике применения инновационных технологий. Особо следует отметить программу «Инновационные и образовательные технологии», в рамках которой с 4 по 10 мая 2011 г. состоялась серия рабочих совещаний и научно-практических семинаров в Южной Франции, в городах Периго, Капаньи, Лес Эйзи, Бордо.

На научно-практическом семинаре «Методы изучения древнейшего искусства» в г. Периго, организованном Университетом Бордо-1, Национальным музеем первобытной истории и Национальным центром преистории (CNP), для обсуждения были представлены современные методы исследования коллекций мобильного искусства и памятников наскального искусства на материалах различных зон мира (Африки, Европы, Азии, Австралии). Заслушано 19 докладов, посвященных различным аспектам и новейшим методам исследования памятников первобытного искусства.

Первый блок докладов был посвящен происхождению древнейшей символической деятельности человека. В совместном докладе сотрудников Национального центра научных исследований (CNRS) - Ф. Д. Эррико, К. Хеншильвуда, Р. Гарсии Морено, Р. Рифкинса, К. Ван Ниекерк, Д. Россо «Возникновение признаков символизма в материальной культуре Африки и Европы» обсуждались результаты мультидисциплинарных исследований древнейших проявлений когнитивной деятельности человеческих популяций в Европе и Африке. Находки из новейших раскопок пещер Бломбос, Дипклоф в Южной Африке были представлены в контексте сравнительного анализа с известными материалами Европы.

Близкая проблематика была рассмотрена в докладе Л. В. Лбовой «Свидетельства древнейшего символизма в Сибири (ранний верхний палеолит)» применительно к материалам начальной поры верхнего палеолита на территории Северной Азии. В докладе представлялись материалы известных стратифицированных объектов палеолитического возраста Сибири (Алтай, Приангарье, Забайкалье) и Монголии, демонстрирующие устойчивые традиции производства предметов персональной орнаментации, музыкальных инструментов и произведений мобильных форм палеолитического искусства.

В совместном докладе М. Ванхаерен и Ф. Эррико «Социальные функции украшений в верхнем палеолите: от индивида к культуре» продемонстрирован современный комплексный подход к изучению предметов персональной орнаментации на основе археологических (та-фономических) и аналитических концептов, экспериментально-трасологического подхода, результатов физико-химических наук, а также семантического анализа. В частности, предложен тезис об определении серий предметов персональной орнаментации (украшений из

раковин морских моллюсков) как знаков социального статуса индивида и общественных групп.

Следующая группа докладов касалась проблем функционирования памятников наскального искусства как объектов менеджмента и индустрии туризма. М. Дюваль в сообщении «Менеджмент и туризм историко-культурного наследия в наскальном искусстве Хахламбы -Драгенсберга» раскрыла особенности включения в современную туристическую практику элементов традиционной культуры, в том числе связанных с памятниками наскального искусства в Южной Африке (парк Хахламба - Драгенсберг). Оказалось, что многие проблемы Южной Африки являются общими и для российских территорий, например Горного Алтая (в частности, в области консервации аутентичных памятников и производства псевдокуль-турной экзотики, ориентированной на туристов).

Аналогичный круг проблем затронут в докладе Л. Ф. Зубьеты об этно-археологическом подходе к изучению древнего наскального искусства. На материалах современного наскального искусства племени чинамвали были показаны возможности интерпретации сюжетов и образов рисунков в контексте ритуалов, связанных с женскими инициациями. При обсуждении встал вопрос о степени достоверности результатов, полученных с помощью методов этнологии.

Как и в Африке, с памятниками наскального искусства Австралии связан комплекс традиционных ритуалов аборигенного населения. В докладе, представленном Ж. М. Женестом, Б. Давидом и Ж.-Ж. Деланоем, «Археологическое и социальное пространства в наскальном искусства на территории Арнем, Австралия» были рассмотрены возможности «археологического» и «социологического» подходов к изучению наскального искусства Австралии.

Еще один блок докладов касался традиционных методов изучения памятников наскального искусства мира. М. Ферульо в докладе «Наскальное искусство Армении» представила результаты исследования петроглифов Армении, проведенного в сотрудничестве с Институтом археологии и этнографии АН Армении. Создаваемые археологами базы данных, как показало обсуждение, во много сходны с аналогичными разработками в отношении петроглифов Сибири и Центральной Азии. Это наглядно продемонстрировал доклад П. Кампмайо, Е. Боше, Д. Краболя, К. Кретан, С. Эрле и В. Лалеманд «Пространство наскального искусства на материалах Сердани». В центре внимания авторов - наскальное искусство региона Сердань, расположенного в Пиренеях на границе между Испанией и Францией, и его использование в историко-культурном контексте развития туризма. В докладе Д. В. Черемисина обсуждались новейшие методики изучения наскального искусства Алтая. Наибольший интерес вызвала проблема определения возраста древнейших петроглифов памятника Калгутинский Рудник на плато Укок. П. Пайе представил результаты новейших исследований наскального искусства Бразилии. Полихромная живопись памятника Мато Гроссо на огромном каменном останце рядом с самым крупным болотом в джунглях Южной Америки сходна с искусством других памятников наличием нефигуративных знаковых изображений и трудно идентифицируемых фигур животных.

Истории изучения известных памятников наскального искусства Евразии было посвящено два доклада. А. Солодейников (г. Санкт-Петербург) рассказал об основных этапах исследования росписей Каповой пещеры на Урале и современных проблемах консервации и сохранения палеолитической живописи. В. П. Мыльников (Новосибирск) осветил историю исследования петроглифов Северной Азии в трудах академика А. П. Окладникова, представив серию уникальных слайдов из своего фотоархива.

В рамках семинаров было также представлено направление, связанное с технологическими и трасологическими исследованиями в петроглифоведении. Доклад Е. Ю. Гири «Обзор методологии исследований наскального искусства: новый взгляд на технику в наскальном искусстве и способы датирования» был посвящен технологиям создания петроглифов Пег-тымельских писаниц (Чукотка). В докладе представлены результаты, полученные в ходе нескольких лет совместных исследований с Е. Г. Дэвлет. Особое внимание в докладе было уделено специальной методике копирования петроглифов для трасологического анализа и отдельным аспектам трасологического изучения гипсовых копий наскальных изображений при помощи микроскопа и специального освещения. В докладе Л. В. Зоткиной «Результаты технологических исследований сибирских петроглифов» были представлены результа-

ты экспериментально-трасологического изучения петроглифов Шалаболинской писаницы (Красноярский край). Был предложен подход к изучению технологий создания петроглифов как специфического выразительного средства в наскальном искусстве, а также обозначены основные трасологические признаки, позволяющие зафиксировать применение каменных и металлических инструментов для создания изображений.

Особый интерес вызвали доклады, посвященные исследованию семантики знаков в палеолите. В докладах П. Паскаля и К. Сан-Хуан на материалах грота Гаргас и Е. Роббера «Территориальные маркеры, локальные особенности тектиформ в районе г. Лез Эйзи» представлены новые материалы из пещер окрестностей г. Лес Эйзи. До сих пор тектиформы являются одной из загадочных форм искусства палеолита. В докладе К. Бурдье «Символическая и культурная география в среднем мадлене на Западе Франции» рассмотрены методические и практические вопросы культурной географии позднего палеолита и возможности интерпретации таких материалов.

Работа семинара была завершена демонстрацией возможностей 3D-моделирования геологических процессов, представленного Ж.-Ж. Деланной в выступлении «Вклад в “подход многопараметровой геоморфологии 3D” в изучении памятников наскального искусства: по материалам пещеры Шовэ-Пон д'Арк (Ардэш)». Составление моделей изменения геоморфологического окружения пещеры Шове, демонстрация разнообразных процессов, повлиявших на условия сохранности рисунков в этом уникальном месте, была оценена участниками рабочего совещания не только как иллюстрация, но и как полноценный метод исследования и демонстрации результатов.

Особый интерес российской группы участников вызвали научно-практический семинар на биологическом факультете Университета Бордо-1 по возможностям 3D-моделирования в антропологических исследованиях, а также посещение студии «Археовизион» Университета Бордо-3 с демонстрацией возможностей трехмерного моделирования и реконструкции исторических процессов на основе археологических материалов. Были представлены также результаты анализа демонстрационных возможностей последних проектов студии пещерных комплексов Ляско и Шовэ.

В развитие образовательной и исследовательской программы для участников научного семинара были проведены мастер-классы в г. Кампань на базе Национального института охранно-спасательных археологических исследований (INRAP) под руководством Х. Плис-сона, Н. Клименте-Контэ и Е. Ю. Гири по микро- и макрофотографии в археологии и трасологии. Особое внимание уделялось электронной обработке фотографий, в том числе созданию трехмерных моделей на основе методов фотограмметрии и лазерного сканирования. Мастер-классы включали вводные лекции, посвященные основам цифровой археологической и трасологической фотографии, а также способам работы со специализированным оборудованием (портативными и кольцевыми вспышками, микроскопами с различным увеличением, макро-фотообъективами, окулярами микроскопов (микроскопических объективов, использующихся в совокупности с фотообъективами) и т. д.). Практические занятия в рамках мастер-классов предполагали обучение участников навыкам фотографирования с учетом различных целей археологических и трасологических исследований. Кроме того, особое место в практической части образовательной программы заняли мастер-классы по объемному моделированию на основе принципа фотограмметрии, например компиляции фотографий одного объекта с разных ракурсов при стабильном освещении. В результате участниками семинара были освоены навыки работы со специализированными программами, позволяющими строить объемные модели на основе цифровых фотографий как микро-, так и макрообъектов.

Программа развития НИУ НГУ позволяет эффективно использовать возможности коммуникации исследовательских коллективов России и Франции в области электронных методов исследования коллекций первобытного искусства, максимально корректно собирать, анализировать и использовать новую информацию без нарушения целостности памятников древнейшей культуры. Новосибирскими учеными были продемонстрированы уникальные материалы археологии Сибири, способы их изучения и интерпретации, что соответствовало международному уровню. Однако следует отметить значительное отставание наших разработок в области применения электронных, цифровых технологий в области археологии в це-

лом (отсутствие современного цифрового оборудования, программного обеспечения и т. д.) как в научных исследованиях, так и в образовательном процессе. Наше участие в данных семинарах позволило не только понять это, но и наметить некоторые возможные мероприятия по преодолению такой ситуации.

Л. В. Лбова доктор исторических наук профессор кафедры археологии и этнографии НГУ

О. А. Митько кандидат исторических наук доцент кафедры археологии и этнографии НГУ

Д. В. Черемисин кандидат исторических наук старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН

Л. В. Зоткина аспирантка НГУ

L. V. Lbova, O. A. Mit’ko, D. V. Cheremisin, L. V. Zotkina

THE MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN LEARNING PREHISTORY ART (REVIEW OF MATERIALS SCIENCE WORKSHOPS, ORGANIZED BY RESEARCH CENTERS

OF FRANCE IN MAY 2011)

In this review, a series of scientific workshops presented materials three events, organized by research centers in France (University Bordo-1 & Bordo-3, CNRS, CNP, INRAP et all) within one perspective - the use of the capabilities of modern digital technology in archaeological research. Primitive art (such as cave paintings, rock art, and mobile forms) are the most fragile material, which often suffers from the used in archaeological research methods. Modern digital technology allows not only preserving the unique examples of ancient creativity of people, but also opens new perspectives in its study. Seminars have different profiles. Program participants to share and discuss in a friendly debate their research materials, learn about the latest developments of programmers and IT professionals, learn to use new software products in research activities.

Keywords: prehistory art, digital technology, workshop, archaeological research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.