УДК 34 ББК 67
© Н.В. Румянцев, С.М. Колотушкин, 2018 Научная специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ДОСТАВКИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Николай Викторович Румянцев, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Сергей Михайлович Колотушкин, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Появление в последние три года большого количества беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в личном пользовании у граждан создало большие криминогенные риски. В пенитенциарных учреждениях ФСИН России зафиксированы десятки случаев доставки на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов запрещенных предметов, чаще всего наркотических средств и средств мобильной связи. Противодействие этим правонарушениям законодательно не урегулировано надлежащим образом. Из различных способов противодействия полетам БПЛА над территориями учреждений ФСИН России наиболее эффективными оказались комплексы блокирования и подавления радиосигналов управления БПЛА и спутниковой навигации. В ходе проведенных авторами исследований обоснован режим работы таких комплексов.
Ключевые слова: противодействие преступности, уголовно-исполнительная система, запрещенные предметы, беспилотные летательные аппараты, технические средства обнаружения и подавления.
MODERN METHODS AND MEANS OF COUNTERING THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES FOR THE DELIVERY OF PROHIBITED ITEMS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA
Nikolai Rumyantsev, doctor of law, professor of the department of administrative law, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after VYa. Kikotya, chief research officer of the PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) Sergey Kolotushkin, chief researcher PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia doctor of law, Professor.
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)
Annotation. the Appearance in the last three years of a large number of unmanned aerial vehicles (UAVs) in the personal use of citizens has created large criminal risks. In penitentiaries of FSIN of Russia tens cases of delivery to the territory of correctional institutions and pre-trial detention centers of the forbidden subjects, most often drugs and mobile communication means are recorded. Countering these offences is not legally regulated properly. Of the various ways to counter the UAV flights over the territories of the FSIN institutions of Russia, the most effective were the complexes for blocking and suppressing the radio signals of the UAV control and satellite navigation. In the course of the studies conducted by the authors, the operating modes of such complexes are justified.
Keywords: crime counteraction, criminal-Executive system, prohibited items, unmanned aerial vehicles, technical means of detection and suppression.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Н.В. Румянцев, С.М. Колотушкин. Современные методы и средства противодействия использованию беспилотных летательных аппаратов, для доставки запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы России. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):224-7
В последнее десятилетие в самых разных отраслях науки происходит революционное развитие цифровых технологий, цифровой экономики, телекоммуникаций,
робототехники. Это сопровождается разработкой и использованием беспилотных летательных аппаратов (далее — БПЛА). Распространение БПЛА, их финан-
совая доступность населению (стоимость квадрокопте-ра с видеокамерой и дальностью управления не менее 300 м составляет от 6 до 40 тыс. рублей), отсутствие серьезных правовых ограничений в приобретении и осуществлении полетов создали условия возникновения серьезных криминогенных рисков. Эти криминогенные риски разнообразны: БПЛА могут применяться для осуществления террористических актов (доставка и сброс на объект взрывных устройств); фиксируются случаи пересечения государственной границы Российской Федерации для контрабанды наркотических средств и др. Проведенный нами анализ показывает, что современные тенденции развития БПЛА касаются совершенствования навигации полетов, повышения разрешения видеонаблюдения, увеличения времени и дальности полетов. Это свидетельствует о том, что использование БПЛА будет увеличиваться, а, следовательно, будут расти криминогенные риски.
Технические характеристики современных БПЛА позволяют совершать полеты на высотах до 5000 м, развивать скорость в благоприятных погодных условиях до 80 км/час, дальность управления их полетом составляет от 300 до 9000 метров [1]. По нашим оценкам, за последних три года в России количество коммерческих БПЛА, находящихся в собственности у граждан увеличилось в 9 раз. Сегодня на территории России в частном пользовании находится не менее 30 тысяч БПЛА разного класса [2].
К числу криминогенных рисков, в первую очередь, мы относим применение БПЛА для доставки на территории учреждений ФСИН России таких запрещенных предметов, как сотовые телефоны, сим-карты, а также наркотические средства. За последние три года заметна динамика подобных противоправных действий, по данным управления режима и надзора ФСИН России в 2015 году было зафиксировано 8 случаев использования БПЛА для передачи запрещенных предметов, в 2016 году — 19, в 2017 году — 43.
Тактика использования БПЛА для доставки запрещенных предметов на территорию учреждений ФСИН России разнообразна и зависит от расположения и конфигурации территории учреждений ФСИН России, особенностей контингента осужденных, режима и ряда других обстоятельств. Осужденные, по ранее полученным средствам мобильной связи, согласуют с оператором БПЛА или иным лицом время и место сброса заказанного груза. Для сброса на территорию учреждения груз имеет противоударную упаковку, которая покрыта лентой двойного скотча или иного липкого материала (фиксировались случаи, когда упаковка груза была обмазана медом или сгущенным молоком), за счет чего имеет липкую основу (рис. 1).
При падении в такие места, где поверхность грунта покрыта древесными опилками, песком или иным сыпучим материалом, сбрасываемый груз легко маскируется за счет налипания на его поверхность структуры подстилающей поверхности, что существенно затрудняет его розыск.
Рис. 1. Противоударная упаковка сбрасываемого груза с липкой внешней поверхностью
Для наведения БПЛА в нужную точку сброса оператор, как правило, предварительно изучает местность, объекты на территории учреждения, дорожную сеть в данном районе, используя для этого фотоснимки, сделанные из космоса и размещенные в приложении «Яндекс-карты». Как показывает практика, во время управления БПЛА при доставке груза, оператор находится на удалении от 300 до 1000 метров от внешнего периметра учреждения, место выбирается из условий маскировки, позволяющей скрытно выдвигаться и осуществлять управление БПЛА, чаще всего это лесопосадки, плотный кустарник, небольшие овраги и балки. Также учитывается расположение и состояние дорожной сети, позволяющей в критической ситуации покидать на автомобиле или мотоцикле место запуска БПЛА.
Полет и сброс груза с БПЛА, как правило, осуществляется в темное время суток с высот от 30 до 150 метров. Место сброса груза согласуется так, чтобы оно было узнаваемым при полете ночью с помощью бортовой видеокамеры БПЛА (рис. 2). Проведенные исследования показывают, что место сброса груза различимо за счет конфигурации ночного освещения территории учреждения и отдельных его объектов. В отдельных случаях, с целью предварительной рекогносцировки может производиться дневной облет территории учреждения. Полет осуществляется на большой высоте (более 100 метров), исключающей визуальное и акустическое обнаружение БПЛА.
Сброс груза осуществляется по команде оператора, для этого делается зависание БПЛА над точкой сброса на 10-15 секунд для стабилизации горизонтального положения и прицеливания с использованием бортовой видеокамеры. Штатное ночное освещение территорий учреждений ФСИН России и характеристики видеокамеры БПЛА позволяет производить сброс груза с высоты 100 метров с отклонением от заданной точки не более 3 метров.
Следует выделить некоторые тенденции в сфере использования БПЛА над территориями учреждений территориальных органов ФСИН России. Во-первых, это рост объемов производства и, связанное с этим удешевление коммерческих летательных аппаратов. Это позволяет прогнозировать рост правонарушений, связанных с доставкой запрещенных предметов на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов
ФСИН России. Во-вторых, бурное развитие цифровых технологий в области навигации и телекоммуникаций создает условия для роста качества БПЛА коммерческого сектора, что в свою очередь приведет к снижению аварий БПЛА из-за ошибок оператора.
в эфире фиксируется активная радиолиния БПЛА, автоматически происходит ее идентификация. Радиопеленгатор позволяет также определить местоположение оператора (рис. 3), что дает возможность оперативно провести задержание.
Подавление системы управления БПЛА выполняется с помощью технологии интеллектуального глушения, задача которого — прервать связь между оператором и БПЛА. Когда БПЛА теряет сигнал управления (в течение 3-7 секунд), то он переходит в режим возвращения в точку взлета и управление берет на себя автопилот, связанный с системой спутниковой навигации. В этих условиях комплексы борьбы с БПЛА имеют модули глушения или искажения сигнала спутниковой навигации. При подавлении одновременно систем управления и спутниковой навигации БПЛА переходит в аварийный режим и по истощению источ-ииков тока совершает аварийную посадку.
Рис. 2. Тактика сброса груза в ночных условиях на территорию одного из исправительных учреждений УФСИН: а — снимок учреждения из космоса (Яндекс-карты); б — вид участка ночью с БПЛА; 1 — место оператора БПЛА; 2 — административное здание; 3 — место сброса — подсобное хозяйство домашних уток; 4 — периметр ограждения.
В-третьих, рост противоправного применения БПЛА над территориями учреждений ФСИН России в настоящее время провоцируется отсутствием организованного противодействия полетам БПЛА.
Традиционные средства борьбы с воздушным противником, которые применяются вооруженными силами, как показывает практика, малоэффективны для борьбы с БПЛА. Это связано, главным образом, со сложностью их обнаружения средствами радиолокации. Основным недостатком существующих способов является их низкая эффективность в ближней зоне по отношению к охраняемому объекту при полете сверхмалой цели на малых высотах. В настоящее время пока не накоплен опыт противодействия БПЛА, есть лишь пилотные предложения в этой области.
Проведенные НИИ ФСИН России исследования показали, что присутствие БПЛА возможно обнаружить путем мониторинга радиоканалов, используемых для связи летательного аппарата с оператором. По существу, обнаружению подлежит не сам БПЛА, а радиоканал его управления. С помощью радиопеленгатора
Рис. 3. Подвижная станция радиопеленгации БПЛА и оператора: а — мобильный комплекс развернут для работы; б — монитор пеленгов; 1 — антенна обнаружения; 2- антенна радио-подавления; 3 — пеленг оператора; 4 — пеленг БПЛА
В качестве опытного образца для оценки технической эффективности противодействия применению БПЛА был выбран комплекс «Тревога-Щит», созданный отечественной промышленностью в интересах ФСИН России. Этот комплекс обеспечивает обнаружение, идентификацию и блокирование БПЛА на расстоянии от 30 до 2000 метров. Определение траектории перемещения БПЛА и места нахождения оператора производится в масштабе реального времени с выводом на электронную карту монитора. Для регулярной проверки работоспособности комплекса имеется блок имитации БПЛА, он представляет собой носимый малогабаритный модуль, излучающий сигнал линии радиолинии управления одной из моделей БПЛА.
В ходе проведенного исследования были проведены совещания с рядом руководителей территориальных органов ФСИН России, на которых обсуждались концептуальные вопросы построения системы обнаружения и подавления БПЛА, в ходе которых были выделены две точки зрения на данную проблему.
Первая позиция касалась того, что необходимо полностью исключить подлет БПЛА к территории учреждения и добиться его падения или аварийной посадки уже на подлете до внешнего ограждения. Это связано с тем, что при падении БПЛА на территории жилой
или промышленной зоны, осужденные овладевают упавшим грузом быстрее, чем силы наряда и караула данного учреждения. Для этого осужденными предпринимается ряд мер. Например, согласованное место и время сброса, что обеспечивает нахождение груза и его сокрытие в короткое время. Кроме этого, осужденными организуется противодействие быстрому выдвижению оперативной группы к месту падения груза или БПЛА. Для этого они используют металлические прутья и арматуру для скручивания и тем самым блокирования решетчатых дверей в ограждении между объектами как в жилой, так и в промышленной зоне.
Вторая позиция типична для территории следственных изоляторов и тюрем — добиться аварийного приземление БПЛА на территории учреждения. Это дает возможность изъятия как БПЛА, так и переносимого груза. В данной ситуации реализуется возможность установления лиц, причастных к незаконной доставке запрещенных предметов на территорию учреждений ФСИН России. Как на БПЛА, так и на переносимом грузе могут находиться следы пальцев рук, биологические и иные следы. Кроме того, информация на флэш-карте БПЛА позволяет получить доступ к записанным трекам предыдущих полетов и материалам видеозаписи.
В ходе проведенных исследований была обоснована типизация задач с использованием комплекса «Тревога-Щит». Первая задача — не допустить пролета БПЛА к территории учреждения, режим «Отталкивания». Для этого необходимо увеличить зону обнаружения БПЛА от внешней границы периметра ограждения — не менее 300 метров. Система подавления должна запускаться без задержки, а одновременно с обнаружением БПЛА. Падение БПЛА происходит вне территории учреждения, для его поиска может направляться оперативная группа с кинологом.
Вторая задача типична для следственных изоляторов и тюрем — это добиться падение БПЛА на территории учреждения, — режим «Захват». Для этого необходимо зону обнаружения БПЛА приблизить к
границе периметра ограждения на 30 — 50 метров. Для гарантированного падения БПЛА на территорию учреждения необходимо согласование и настройка нескольких параметров: место установки комплексов обнаружения и подавления БПЛА на территории учреждения в зависимости от его площади и конфигурации; чувствительность антенн для обнаружения БПЛА; время задержки включения радио-подавления и его мощность.
Третья задача. После обнаружения БПЛА запуск комплекса радио-подавления производится в ручном режиме в зависимости от специфики решаемых оперативных, учебных и иных задач. Например, ручной режим предусматривает отключение комплекса радиоподавления в случае запуска БПЛА по приказу руководства в условиях чрезвычайной обстановки или проведения учений.
Таким образом, представленные комплексы являются первыми разработками, позволяющими в настоящее время решать задачи по противодействию доставки запрещенных предметов на территории учреждений ФСИН России с использованием БПЛА.
Литература
1. Фетисов В.С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние / Под редакцией В.С. Фетисова / В.С. Фетисов, Л.М. Неугодникова, В.В. Адамовский. — Уфа: Фотон, 2014. — 217 с.
2. Колотушкин С.М. Правовые и организационные аспекты профилактики поступления на территорию учреждений Федеральной службы исполнения наказаний запрещенных предметов с использованием беспилотных летательных аппаратов / С.М. Колотушкин // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». — Рязань, 2017. — С. 148-152.