Научная статья на тему 'Современные механизмы фьючерсного и опционного рынков Российской Федерации'

Современные механизмы фьючерсного и опционного рынков Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ДОСТУПА / АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ТОРГОВЛЯ / «БИРЖЕВЫЕ РОБОТЫ» / «STOCK MARKET ROBOTS» / ACCESS MECHANISMS / ALGORITHMIC TRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунов В. С.

В статье рассматрены современные механизмы торговли на фьючерсном и опционном рынках Российской Федерации. Особое внимание уделено механизмам доступа на рынки, дано определение «алгоритмической торговли» в широком и узком смыслах. Рассмотрена проблема спекулятивной торговли, осуществляемой во мно­гом благодаря использованию «биржевых роботов». Предложены пути преодоления этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MECHANISMS OF FUTURES AND OPTIONS MARKETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper describes current trading methods on the futures and options markets of the Russian Federation. The article considers in detail the mechanisms of market access and gives broad and narrow definition for "algorithmic trading". The author deals with the issue of speculative trading which is conducted with the help of "stock market robots". The ways to overcome existing problems are offered.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы фьючерсного и опционного рынков Российской Федерации»

УДК 336. 761(470) В.С. Горбунов

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФЬЮЧЕРСНОГО И ОПЦИОННОГО РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматрены современные механизмы торговли на фьючерсном и опционном рынках Российской Федерации. Особое внимание уделено механизмам доступа на рынки, дано определение «алгоритмической торговли» в широком и узком смыслах. Рассмотрена проблема спекулятивной торговли, осуществляемой во многом благодаря использованию «биржевых роботов». Предложены пути преодоления этой проблемы.

Ключевые слова: механизмы доступа, алгоритмическая торговля, «биржевые роботы».

V.S. Gorbunov

MODERN MECHANISMS OF FUTURES AND OPTIONS MARKETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper describes current trading methods on the futures and options markets of the Russian Federation. The article considers in detail the mechanisms of market access and gives broad and narrow definition for “algorithmic trading”. The author deals with the issue of speculative trading which is conducted with the help of “stock market robots”. The ways to overcome existing problems are offered.

The Key words: access mechanisms, algorithmic trading, «stock market robots».

В современный период Российская Федерация значительно окрепла в глазах мирового сообщества, что позволило привлечь необходимые средства для технического перевооружения и возрождения тех отраслей и сфер, которые находились в плачевном состоянии в последние 20 лет. Политика глубокой интеграции в мировое сообщество, проводимая Правительством и Президентом РФ, позволяют надеяться на дальнейшее качественное развитие государства в различных сферах, что во многом обеспечивает финансовый рынок страны.

Финансовый рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с мобилизацией временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их перераспределением на коммерческой основе между различными секторами экономики. Фьючерсный и опционный рынки являются сегментами срочного рынка, который, в свою очередь, составляет часть финансового рынка, и ему присущи как основные, так и свои собственные признаки и цели. Именно цены фьючерсов и опционов дают некоторую информацию относительно будущего направления изменения процентных ставок, курсов валют, уровня инфляции. Фирмы и частные лица могут использовать информацию, обнаруженную на фьючерсном и опционном рынках, для повышения качества своих экономических решений даже в том случае, если они сами не занимаются заключением сделок с производными финансовыми инструментами.

Производные финансовые инструменты, обращающиеся на фьючерсном и опционном рынках, осуществляют прикладную функцию - управление финансовыми рисками. Эта функция предполагает выявление как систематических, так и несистематических рисков, а также контроль этих рисков. Недиверсифицированная часть рисков может быть нейтрализована, как правило, только применением производных финансовых инструментов. Так, в рамках операций хеджирования при предположительно известных рисках предпринимают-

ся действия по управлению, ограничению, ослаблению, вплоть до нейтрализации воздействия рыночных рисков [3, с. 197 - 198]. Именно в этом зачастую таится опасность, так как нейтрализация субъектами рынка определенных рисков может иметь негативное влияние на рынок в целом, а следовательно, избавляясь от риска, экономический субъект тем самым подвергает себя потенциальной опасности, поэтому не следует забывать, что большие возможности, предоставляемые фьючерсным и опционным рынками, сопряжены со значительной опасностью.

Российский фьючерсный и опционный рынки создавались на неокрепших нормативной, регулятивной и организационной основах, что обусловило значительные юридические и экономические риски его участников и, соответственно, значительные препятствия его развитию. В связи с этим у теоретиков и практиков рынка производных финансовых инструментов возникает необходимость четкого представления о его специфике, механизме действия, связанных с ним рисках и возможностях риск-менеджмента [1, с. 12 - 14].

Заслуживают рассмотрения современные биржевые механизмы, используемые в Российской Федерации. Всем известны операции хеджирования, спекуляций и арбитража. Для выполнения указанных операций и применяются определенные биржевые механизмы. Несмотря на то что данные механизмы известны и применяются в течение уже длительного времени, прогресс не стоит на месте, постоянно разрабатываются новые способы и методы получения конкурентного преимущества при их использовании. Время, когда торговля проходила «в зале» (floor trading), и это всех устраивало, практически прошло. Сейчас основным требованием трейдеров становится контроль над ситуацией из любой точки мира, а это значит, что настала новая эпоха биржевой торговли, которая ознаменована компьютеризацией и автоматизацией процессов.

Скорость развития современной науки вызвала потребность в организации оперативной системы обмена информацией о последних разработках. Существуют выставки-конференции TradeTech, которые с недавнего времени проходят и в России. Основной целью их проведения является обмен знаниями и опытом, а также определение наличия спроса на соответствующие продукты и услуги. Подобные мероприятия ценны не только демонстрацией отдельных достижений, но и с познавательной точки зрения, так как дают представление о тенденциях, важных и для отечественной науки и практики. На подобного рода конференциях обсуждаются различные вопросы и высказывается огромное количество новых идей, наиболее интересными из которых являются те, которые связаны с механизмами доступа на рынки, другими словами -техниками, предназначенными для трейдеров. Как представляется, современные механизмы доступа, или клиентские системы, развиваются под влиянием двух основных тенденций: демократизации доступа и автоматизации торговли.

Под влиянием тенденции к снижению роли посредников в совокупности с усилением их конкурентной борьбы, а также в связи с развитием информационных технологий ситуация, когда непосредственно у трейдера отсутствовали юридические, технические и иные возможности получить доступ к рынку, кроме как через брокера, в последние годы стала меняться. Если сравнительно недавно фьючерсный и опционный рынки ассоциировались преимущественно с посредниками, то изменения последних лет привели к появлению того, что в настоящее время называется «прямым доступом» (DMA - direct market access) и означает непосредственное участие трейдера на рынке1.

Следует отметить, что слово «прямой» в контексте «прямой доступ на рынок» должно пониматься исключительно в том смысле, что трейдер принимает инвестиционное решение на основании информации, поступающей к нему в режиме реального времени, и направляет заявку «прямо» на рынок, не теряя времени на взаимодействие с брокером. Однако с юридической и организационной точки зрения необходимость в бро -кере остается неизменной - заявка воспринимается рынком по-прежнему как заявка брокера, пусть и поданная за счет и/или от имени трейдера, расчеты также осуществляются и гарантируются брокером. Таким образом, «прямой доступ» не отменяет взаимодействия между трейдером и брокером. По-прежнему востребованными остаются такие услуги, как аналитическая и консультационная поддержка, предоставление тех же клиентских систем и т.д.

С технологической точки зрения системы DMA направлены в первую очередь на управление потоком заявок. При этом различаются системы, предназначенные для универсального сопровождения торговой активности и системы, главной задачей которых является преимущественно маршрутизация заявок. Следует отметить, что уже сейчас появляются пред-

1 По отношению к финансовой индустрии в целом конечные пользователи подобных технологий в тех случаях, когда работают «на себя», обозначаются термином buy-side, тогда как обслуживающие их посредники, консультанты, IT-компании и т.п. - как sell-side.

посылки для обратного процесса, т.е. объединения систем управления и исполнения заявок, несмотря на то что сравнительно недавно произошло их разделение.

Существует точка зрения, что в долгосрочном плане у систем исполнения заявок не будет самостоятельного будущего, в краткосрочном же плане они могут по-прежнему пользоваться спросом тех трейдеров, которые, с одной стороны, хотят получать высокоскоростной доступ на рынок, а с другой - не заинтересованы в скорейшем переходе на новую интегрированную систему [4, p. 36 - 39].

Современные механизмы не только позволяют проводить торговые операции в объемах, немыслимых ранее, но и дают возможность эффективно автоматизировать отдельные процедуры, связанные с принятием решений. Наиболее отчетливо подобная тенденция проявляется в механизмах алгоритмической торговли (algorithmic trading), или, в терминологии трейдеров, «биржевых роботах».

Несмотря на имеющуюся уже историю (примерно с середины 1970-х гг.) алгоритмическая торговля, или, как ее называли тогда, «программная торговля», стала очень популярна в середине 1980-х гг. и, по мнению многих, привела к краху на Нью-йоркской фондовой бирже в 1987 г.

Определение «программная торговля» возникло на Нью-йоркской фондовой бирже и относилось к покупке или продаже 15 или более финансовых инструментов на общую сумму более 1 млн дол. Все сделки осуществлялись с помощью компьютера. На практике это выглядело так, что крупные пакеты акций зачастую хеджировались продажей фьючерсов на индекс S&P500. В результате, когда все стали хеджироваться, вместо того чтобы продавать принадлежащие им пакеты акций, произошло столь сильное снижение фьючерса S&P500, что возникла паника и последовал обвал всего рынка. Однако сегодня «биржевые роботы» могут использоваться практически в любых типах сделок на фьючесном и опционном рынках.

Несмотря на широкое распространение и очевидную тенденцию к дальнейшему развитию алгоритмическая торговля до сих пор не получила общепринятого определения. Как представляется, определение может быть двояким:

- алгоритмическая торговля в широком смысле -автоматизированное выставление (в том числе изменение и снятие) заявок в соответствии с теми или иными алгоритмами и при минимальном участии человека;

- алгоритмическая торговля в узком смысле - автоматизированное выставление (в том числе изменение и снятие) заявок в соответствии с алгоритмами оптимизации финансовых результатов (например, максими -зация прибыли).

В таком случае к алгоритмической торговле в широком смысле также относятся:

- программная торговля и индексный арбитраж;

- интеллектуальная маршрутизация заявок [2, с. 10 - 11];

- «торговля с высокой частотой» - тип торговли, пред -полагающий в качестве обязательного элемента многократное открытие/закрытие позиций по одному инст-

рументу в ходе торгового дня; в настоящее время соревноваться с «роботами» в микроскальпинге уже практически никто вручную не пытается;

- торговля против «сигнальных заявок» и т.д.

На фьючерсном и опционном рынках России в настоящее время работает порядка 15 сверхактивных «торговых роботов», они дают 50% заявок. Такие «роботы» выставляют в 500 раз больше заявок, чем средний инвестор. За период наблюдения с августа 2008 г. по конец января 2010 г. доля сверхактивных «роботов» в общей активности рынка по заявкам выросла с 14 до 50%, вклад в обороты вырос с 4 до 10% [5].

Алгоритмическая торговля занимает серьезную долю в обороте бирж, но она никем не регламентирована и таит в себе как потенциал увеличения объемов сделок, так и беспокойство с точки зрения увеличения нагрузки на торговые системы бирж. К тому же недавно был принят Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г.2 о манипулировании рынком, и периодическое выставление и снятие заявок «роботами» без заключения сделок может попасть под это определение, объяснил руководитель ФСФР В. Миловидов на встрече с инвесторами 10.11.2010 г. Он также отметил, что российский рынок фьючерсов и опционов недостаточно емкий, и производные пока не стали инструментами реального страхования от рисков для крупных институтов, в связи с чем противоречие между законом и «биржевыми роботами» может спровоцировать масштабное падение оборотов на фьючерсном и опционном рынках, что, в свою очередь, нанесет сильнейший удар по российскому финансовому рынку в целом. Свидетельством этому может служить статистика, которая, в частности, допускает, что через 3 года на «роботов» будет приходиться 100% сделок на российских биржах. Например, на Еигех сейчас более 90% сделок заключается роботами.

И все-таки не стоит забывать, что при всех положительных моментах и технических усовершенствованиях российский фьючерсный и опционный рынки без большого участия государства и российских специалистов так и останутся в пределах колебаний объема спот-рынка, тогда как на развитых рынках они в десятки раз превосходят его. Причина этого кроется в назначении производных финансовых инструментов на фьючерсном и опционном рынках, а именно - управлении рис-

ками неблагоприятного стечения обстоятельств. Несмотря на очевидную привлекательность фьючерсного и опционного рынков для всех видов инвесторов, они пока в полной мере не могут решить главную проблему российского рынка, а именно смещение ее спекулятивной составляющей в пользу реального хеджирования. Повышенная волатильность доказывает, что российский рынок хоть и привлекателен (в силу своей не-дооцененности) для крупных игроков, они не спешат вкладывать деньги на долгосрочный период, предпочитая фиксировать прибыль, образовавшуюся за короткий промежуток времени. Узость нашего рынка не позволяет инвестору реструктуризировать риски своего портфеля, так как основную часть его составляют «голубые фишки» (акции одного десятка эмитентов). Поскольку все участники рынка играют на экспортно-ориентированных отраслях и энергетике, акции этих компаний становятся сильно переоцененными за период меньше года, что осложняет их дальнейшую покупку, вследствие чего происходит повальная фиксация прибыли, что приводит к резким колебаниям рынка акций. Пока российский фондовый рынок используется большинством иностранных фондов, а также российскими участниками, соответственно сохраняется такой эффект, как «американские горки», на которых можно увеличить свои инвестиции в десятки раз и соответственно столько же и потерять.

Вариантами исправления сложившейся ситуации может стать как расширение списка доступных эмитентов для диверсификации спроса на российском фьючерсном и опционном рынках, так и внесение поправок в законодательство, которые позволят более эффективно использовать производные финансовые инструменты для хеджирования рисков.

1. Иванов М. Деривативы и кризис: миф и реальность // Рынок ценных бумаг. 2008. № 22.

2. Пензин К. Революция на рынке торговых услуг (ч. 2) // Биржевое обозрение. 2009. № 7.

3. Фельдман А.Б. Производные и товарные инструменты: учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Decker T. The OMS as an algorithmic trading platform: five critical business and technical considerations // Journal of Trading. 2009. № 3.

5. URL: http://www.micex.ru.

2 Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.