УДК 327.8.355.015
Самойленко П.Ю. Samojlenko P.Yu.
Современные массовые коммуникации в Азиатско-тихоокеанском регионе: специфика на стыке западной и восточной цивилизаций и национальные интересы России
Modern mass-media in Asia-pacific on the frontier of western and eastern civilizations and Russian strategis interests
Статья посвящена вопросам обеспечения российских национальных интересов в Азиатско-тихоокеанском регионе путем развития средств массовых коммуникаций и средств массовой информации как ресурса влияния на события в регионе. Подобные действия позволят улучшить имидж России как крупной державы на Тихом океане и ее влияние на многофакторные процессы в регионе.
Ключевые слова : АТР, СВА, информационная безопасность, средства массовой информации, Интернет, имидж России, Дальний Восток России
♦
The article deals with the problems of russian developing in Asia-Pacific and modernization of russian mass-media and internet providing units. Both this factors will bring rise of the image of the Russian Federation in Asia-Pacific and strengthen its geopolitical position in the region.
Key words : Asia-Pacific, North-East Asia, information secutity, sinergy, image of the Russian Federation, Russian Far East, Internet, internet providing units, mass-media
Развитию Дальнего Востока России и в, особенности, Приморского края сегодня на государственном уровне придаётся большое значение. 9 субъектов Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, должны стать территорией перспективного хозяйственного освоения, обеспечить стабильность экономики, благодаря Дальнему Востоку должны развиваться внешнеэкономические связи России со странами АТР, в том числе через проекты ТОСЭРов — территорий опережающего социально-экономического развития. Эта территория, которая сегодня является малонаселённой и отстающей по темпам экономического роста и социальным показателям жизни от западных регионов России, должна начать бурно развиваться при непосредственной государственной поддержке уже в ближайшие годы. При этом существенным фактором, на который пока, казалось бы, обращают мало внимания, является информационная составляющая Дальнего Востока, существующие системы связи и массовой коммуникации. Они сегодня также отстают и в развитии, и по количественным показателям от аналогичных в западных регионах страны и в сопредельных странах Азиатско-Тихоокеанского
САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич, к.полит.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Дальневосточного федерального универститета (г. Владивосток).
региона и должны быть соответствующим образом модернизированы, поскольку от них зависит развитие региона. К примеру, стоимость Интернета на Дальнем Востоке — самая высокая в России, в то время как по техническим параметрам он существенно отстаёт как от других регионов России, так и от многих государств АТР [6, с. 2].
Нельзя не отметить традиционное цивилизационное отличие в деятельности массовых коммуникаций в АТР как в самом динамично развивающемся регионе XXI века от традиционной западной модели. С одной стороны, здесь присутствует традиционный восточный менталитет, с другой — всё более активно используются европейские ценности и прогрессивные технические стандарты, постоянно возрастает скорость внедрения новых информационных технологий. АТР является цивили-зационным фронтиром, и данные особенности не могут не сказываться на деятельности массовых коммуникаций.
На сегодняшний день существуют характерные особенности деятельности массовых коммуникаций, характерных для АТР:
♦ Массовые коммуникации становятся неотъемлемым атрибутом жизни. Их доступность и стоимость становятся индикатором уровня жизни и развития общества и государства;
♦ Информационные ресурсы развиваются в основном с упором на электронные виды средств массовой информации и средств массовой коммуникации;
♦ Информационная насыщенность общества всё время увеличивается, постоянно растёт количество массовых коммуникаций и повышается степень конкуренции между ними;
♦ Постепенно и неуклонно растёт информационная транспарентность и открытость массовых коммуникаций в АТР;
♦ Средства массовой информации во всё большей степени начинают заимствовать западный опыт, что начинает сказываться как на медийном рынке в целом, так и на работе СМИ отдельных государств в частности.
♦ В настоящее время в сфере коммуникативистики активно обсуждаются вопросы информационной открытости. XXI век — время так называемой информационной цивилизации, то есть исторический период в развитии человечества, в течение которого информация, средства её производства и продуцирования становятся основополагающими как для развития общества в целом, так и как его существенная экономическая составляющая. Ряд ныне существующих теорий напрямую говорят о том, что информационное общество, или информационная цивилизация, что является синонимами, является историческим периодом развития человечества, следующим после постиндустриальной эпохи, когда порядка 70% экономически активного населения трудится в сфере обслуживания, при этом их большая часть занята в различных сферах так называемого «информационного производства», то есть сфере телекоммуникаций, у операторов сотовой связи, Интернет-провайдеров и т.д. [9, с. 62].
Подавляющее большинство населения в таких условиях нуждается в постоянном получении информации, а также участвует в сфере её производства (работает в СМИ, различных коммуникационных компаниях, в сфере рекламы и PR и т.д.).
Перевод общества на инновационный путь развития и сверхмодный ныне термин «нанотехнологии» — также составляющие широкого процесса информатизации общества и экономики.
В таких условиях существенно видоизменяется (по оценкам отдельных исследователей — революционно меняется) существующая система массовых коммуникаций. Происходит бурное развитие технически слож-
ных средств передачи информации, электронных СМИ — телевидения, радио, сотовой телефонии, спутникового телевидения, и, конечно же, сети Интернет. [1, с. 34] Информационные технологии полностью пронизывают все сферы жизни современного человека и области его жизнедеятельности, без компьютеризации и использования сети Интернет сегодня невозможно представить подавляющее большинство социальных процессов, во всяком случае, в цивилизованном обществе. Проникновение Интернета и современных информационных технологий в жизнь человека стало настолько существенным, что они (в форме переписки по е-mail, ICQ и т.д.) в отдельных случаях даже начали вытеснять живое человеческое общение — межличностную коммуникацию как таковую.
Актуальность исследования влияния современных информационных технологий на жизнь индивида стала весьма актуальной в связи с тем, что пользование информационными технологиями (в том числе технологиями связи) индивидом начинает во всё большей степени рассматриваться как насущная потребность в основании так называемой «Пирамиды Маслоу», иными словами, индивид рассматривает использование, к примеру, сотовой связи и Интернет не как развлечение, а как насущную потребность одного из первых порядков, от удовлетворения которой напрямую зависит жизнь и благополучие самого индивида и его близких [10, p. 43].
Уже в начале 2000-х годов стало достаточно очевидным, что по темпам развития и техническим возможностям, в том числе по степени возможности модернизации, Интернет имеет огромный потенциал и в достаточно близкой перспективе начнёт обгонять в своём развитии иные средства массовой коммуникации. Это уже произошло, и, спустя десятилетие, [1, с. 52] Интернет превратился в мощнейшую систему коммуникации, которая обладает уникальными параметрами: сочетает в себе функции средства массовой информации, средства массовой коммуни-
Таблица 1. Степень развития и использования сети Интернет в разных регионах мира (по состоянию на 2010 год)
Регион мира Население Население в % от общемирового Количество пользователей Интернет % Интернет-пользователей % Интернет-пользователей от общемирового
Африка 955206348 14,3 51022400 5,3 3,6
Азия 3776181949 56,6 529701704 14 37,6
Европа 800401865 12 382005271 47,7 27,1
Ближний Восток 197090443 3 41939200 21,3 3,0
Северная Америка 37167248 5,1 246402574 73,1 17,5
Латинская Америка 576091673 8,6 137300309 23,8 9,8
Австралия и Океания 33981562 0,5 19353462 57 1,4
Мир в целом 6676120288 100 1407724920 21,1 100
Источник: [2].
кации и средства связи. Появление и постоянное увеличение сформировавшейся социальной страты — т.н. людей, «живущих в Сети», наглядно показывает, что Интернет как явление имеет как бесспорные положительные, так и определённые негативные черты.
Данные об охвате Интернет-услугами населения мира см. табл. 1.
Информационное общество неразрывно связано с информационной экономикой, глобализацией политических и социальных процессов. В таких условиях Интернет и иные электронные средства массовой коммуникации (прежде всего сотовая и спутниковая телефония, спутниковое телевидение) обеспечивают собственно жизнедеятельность такой системы и существующих связей между людьми и организациями [2, с. 33]. Показательно и то, что Интернет как информационная система объединяет в себе возможности многих других средств массовых коммуникаций и средств массовой информации, успешно интегрируется в существующие «информационные цепочки» (например IP-телефония).
Таким образом, Интернет приобретает ключевое значение в современном обществе, из информационной сети превращается в форму капитализации человеческих знаний. Отдельные исследователи говорят о том, что именно информационные технологии позволяют финансовому капиталу в современных условиях эффективно функционировать в экономике [2, с. 36].
Проблема развития национального Интернета и развитие массового доступа к этой всеобъемлющей информационной сети сегодня является важной задачей для любого государства. Применительно к российским реалиям этот вопрос также является достаточно злободневным, в особенности — в русле государственной политики последних лет, ориентированной на инновации.
Наша страна, находящаяся в затяжном переходном периоде, проходящая стадию стабилизации, нуждается в своевременном и оперативном развитии сети Интернет. По мнению исследователей, изучающих российское общество, «ценностное ядро» современного российского общества составляют универсальные, ставшие объективными ценности, такие как жизнь, свобода, труд, благополучие, равенство всех граждан перед законом и т.д. [2, с. 12]. По сути, любая из составляющих этого «ценностного ядра» достигается с использованием сети Интернет, а наличие аутентичных национальных электронных ресурсов только способствует этому процессу. Устойчивая стратегия общественного развития, в свою очередь, должна базироваться на чётком представлении того, куда и как движутся общество и государство. Развитие сети Интернет в этом смысле является и целью, и средством одновременно.
Вместе с тем, в моровом масштабе существует явный дисбаланс в развитии сети Интернет. Более 90% веб-серверов находится в развитых странах, в которых проживёт лишь 16% населения планеты [3, с. 121]. Всего существует 13 так называемых корневых серверов, обеспечивающих функционирование всей сети Интернет, 10 расположено в США, 2 в Европе и 1 в Японии [4, с. 76]. Общий технический контроль за сетью Интернет осуществляет американская организация ICANN. Периодически возобновляется обсуждение перспективы передачи данных функций какой-либо международной организации, что выглядело бы весьма логичным и помогло существенно снизить международное напряжение по поводу контроля со стороны США за развитием «мировой паутины». Примечательно, что за это выступают не только развивающиеся страны, оказавшиеся «информационно бедными», но и развитые государства, например Франция. К существующим проблемам сети Интернет следует отнести также вопросы присвоения доменных имён, проблему унифицированных технических параметров функционирования сети (интернет-
протоколы передачи данных, стандарты передачи изображения и звука, управление доменными именами и т.д.).
Таким образом, по мнению автора, можно выделить следующие факторы развития сети Интернет и электронных коммуникаций применительно к Дальнему Востоку России и АТР:
♦ Геополитический,
♦ Внутреннеполитический,
♦ Геоэкономический,
♦ Технический,
♦ Социальный,
♦ Общегуманитарный,
К примеру, СМИ КНДР являются достаточно закрытыми для сотрудничества с зарубежными коллегами, однако медиа-каналы других стран СВА, прежде всего России, Республики Корея, США, Японии, являются доступными, в том числе и через свои электронные версии в сети Интернет [3, с. 89]. Обнародование информации из этих информационных источников и её сопоставление смогло бы существенно обогатить видение ситуации со стороны приморской прессы, чего на практике, к сожалению, пока не произошло. Дополнительным катализатором международного обмена могло бы стать более тесное сотрудничество ведущих средств массовой информации региона вплоть до создания совместных медийных проектов в данной области, что вполне соответствовало бы духу общегуманитарного и экономического сотрудничества [6, с. 11]. Вместе с тем, даже в КНДР как в одной из самых информационно закрытых стран АТР всё равно наметились очевидные изменения сторону улучшения — развивается Интернет (пока внутристрановой), сотовая связь — страна постепенно становится информационно открытой, что, безусловно, является частью общерегионального тренда [5, с. 12].
Ниже приводятся цифры, характеризующие типовое распределение информации по разным видам современных СМИ в АТР (данные кафедры рекламы и связей с общественностью ШГН ДВФУ).
Интернет-издания 46 %
Газеты 9 %
ТВ 11 %
Радио 13 %
Иные инф.источники 21 %
Дальневосточный федеральный округ — самый крупный из семи федеральных округов и в то же время самый малонаселённый мегаре-гион России. Сегодня на территории, составляющей 40% от всей территории страны проживает меньше 6 миллионов человек, что составляет лишь около 3% от общего населения России. Важное геостратегическое положение российского Дальнего Востока, его прямой выход в Азиатско-Тихоокеанский регион и на его рынки, большой ресурсный, внешнеэкономический и научный потенциал региона, наличие здесь значительного количества иностранных консульств в начале XXI века должны привести к реформированию существующего информационного пространства, его расширению и усилению роли региональных и местных средств массовой информации как основной составляющей информационных потоков в регионе.
Рисунок 1. Динамика изменения числа СМИ в ДВФО в 2010 - 2013 гг. (по данным Приморского управления Россвязькомнадзора и профессиональных медиа-организаций)
Рисунок 2. Изменение числа регистрируемых СМИ в Приморском крае в 2010 -(по данным Приморского управления Россвязькомнадзора и профессиональных медиа-организаций)
2014 гг.
Всего в Дальневосточном федеральном округе насчитывается около 2000 СМИ, это около 3,5% от общего количества всех СМИ, зарегистрированных в России (на сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано около 56 тысяч средств массовой информации).
Из общего числа дальневосточных СМИ порядка 60% составляют печатные издания (газеты, журналы, бюллетени, альманахи, каталоги, справочники и т.д.), 40% — электронные СМИ (теле- и радиопрограммы).
Основным источником информации для населения сегодня являются федеральные теле- и радиоканалы: Первый канал и Российское телевидение, радиостанции «Маяк» и «Радио России». В региональных центрах и крупных городах Дальнего Востока принимается до 10-15 телеканалов, десятки радиостанций как федеральных, так и местных. Первое место по количеству работающих электронных СМИ занимает Владивосток, где сегодня постоянно работает 14 эфирных телеканалов, свыше 12 местных радиостанций.
Вместе с тем, для населения сельских и отдалённых территорий основным источником информации остаются местные газеты и центральные теле- и радиостанции.
Диаграмма (рис. 2) иллюстрирует динамику регистрации СМИ в самом информационно насыщенном регионе Дальнего Востока — Приморском крае. Оставаясь на довольно высоком уровне, она подвержена существенным колебаниям исходя из влияния определённых внешних факторов. Как видно из диаграммы, на 2011 год пришёлся рост количества зарегистрированных в Приморском крае средств массовой информации, что было связано с приближением форума АТЭС и проведением ряда избирательных кампаний.
Региональные СМИ как хозяйствующие субъекты в полной мере отражают общеэкономическую ситуацию — доля государственных и муниципальных средств массовой информации в Дальневосточном федеральном округе в среднем составляет порядка 25%, за исключением отдельных регионов — прежде всего Якутии и Камчатского края, где государственные СМИ составляют почти 100% (в этой доле количество государственных СМИ лишь ненамного превышает количество муниципальных), остальные — негосударственные. При этом государственное участие в учредительстве обычно представлено муниципальными (городскими и районными) газетами, теле- и радиоканалами, а также изданиями ведомственного характера. Большая же часть СМИ является негосударственными и стремится развиваться по рыночным законам на региональном информационном рынке.
Основной проблемой для многих региональных изданий остаётся их финансовая несамостоятельность, зависимость от так называемой сезонности медийных рекламных рынков. Как показывает практика, для СМИ Дальнего Востока России характерны общие проблемы всей национальной сферы масс-медиа, прежде всего - финансовая несамоокупаемость. В условиях отсутствия государственной цензуры СМИ зачастую в той или иной мере становятся зависимы от региональных и местных властей, либо могут стать своеобразным «буфером» в политических противоречиях на региональном уровне. Вместе с тем, стоит признать, что по сравнению с периодом 90-х годов количество фактов явного давления на масс-медиа в ДФО сократилось.
С точки зрения обеспечения национальных и государственных интересов, СМИ интересны как основной инструмент информирования населения о происходящих событиях политического, экономического, социального характера как в пределах регионов, ДФО, так и в целом по стране, а также в мире в целом. Важнейшую роль СМИ играют как источник «обратной связи» со стороны населения, прежде всего в виде
писем читателей (также таковыми отчасти можно считать динамику роста/падения тиражей и популярности СМИ), то есть региональные масс-медиа формируют и реализуют спрос медийного рынка.
В регионе зарегистрировано несколько десятков СМИ с иностранной долей учредительства, представительства и корреспондентские пункты ряда зарубежных изданий, ведущие региональные издания и электронные СМИ регулярно освещают международную проблематику, являясь информационным источником для иностранных граждан, консульств и представительств крупных зарубежных компаний. Отдельные СМИ ориентированы на целевую аудиторию — иностранных граждан либо национальные группы, проживающие на территориях. Такие издания, как правило, играют немаловажную роль в развитии национальных диаспор и служат средством социальной и культурной коммуникации.
Также на Дальнем Востоке активно работают собственные корреспонденты и бюро иностранных средств массовой информации, аккредитованные Министерством иностранных дел России. Примером может служить японская газета «Хоккайдо Синбун», имеющая бюро на Сахалине и активно освещающая проблемы и других регионов Дальнего Востока, а также бюро японской телекомпании NHK во Владивостоке.
Ещё одну разновидность информационной работы СМИ из стран АТР можно назвать «челночной» журналистикой — речь идёт о работе представителей масс-медиа в своеобразном вахтовом режиме, когда на Дальний Восток для подготовки материалов командируется собственный корреспондент зарубежного издания в странах Юго-Восточной Азии или АТР. По такому пути, к примеру, пошли всемирно известные газеты «The New York Times» и «Herald Tribune», которые получают материалы о российском Дальнем Востоке от своего бюро по странам СВА в Токио.
Учитывая, что Дальний Восток России является приграничным мегарегионом, можно прогнозировать развитие совместных инициатив в области СМИ и информационных технологий, переход от существующего ныне регионального медийного пространства к трансрегиональному, развитию совместных международных информационных инициатив. СМИ дают информацию не только о происходящем, но и о тех событиях, которые только планируются либо могут произойти (то есть в ряде случаев речь идёт о потенциальных возможностях, что особенно важно для развития сотрудничества как внутри региона, так и со странами АТР).
Вероятно, перспективным можно считать создание совместных информационных проектов как целевой направленности (к примеру, Интернет-форумы по бизнес-проблематике), так и рассматривающих широкий спектр разноплановых проблем.
Вместе с тем, уже сегодня очевидны и определённые проблемы отрасли, главная из которых — необходимость создания единого, «равно-наполненного» информационного пространства, или же, иными словами, пространства с примерно равной информационной плотностью. В условиях существующего информационного пространства СМИ активно работают в основном на уровне края или области, частично местную тематику освещают и общефедеральные СМИ (в особенности через региональные выпуски). Таким образом, «средний» окружной уровень как бы выпадает из общего информационного поля. Попытки создания СМИ окружного масштаба уже предпринимались, примерами могут служить журнал «Дальневосточный федеральный округ», газета «Дальневосточное Собрание», журнал «Дальневосточный капитал». Думается, что развитие подобных СМИ, охватывающих самый широкий проблемный спектр, заложит основу для развития информационной составляющей Дальневосточного федерального округа XXI века, является перспектив-
Таблица 2. Динамика изменений тиражей периодических печатных изданий
(на примере Приморского края)
Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Суммарный тираж 866000 854000 845000 840000 837000 829000
Источник: составлено автором на основании данные ФГУП ИПК «Дальпресс» и др. отраслевых предприятий.
ным направлением в развитии общерегионального информационного пространства. Неравномерная плотность населения на территории округа может привести не только к сохранению медийных «анклавов» и концентрации СМИ вокруг крупных населённых пунктов, но и к развитию своеобразной региональной экстерриториальности, то есть распространению влияния СМИ на сопредельные территории, а также к созданию полномасштабных общеокружных СМИ.
Именно такие средства массовой информации (как электронные, так и печатные) могут стать основой целостности регионального информационного пространства, коммуникативным звеном в международном сотрудничестве со странами АТР [7, с. 7]. В условиях действия СМИ, распространяемых на территории всего округа, будет фактически создана система регулярного прохождения массовой информации в пределах огромной территории, население которой в настоящее время является в достаточной мере разобщённым.
В таблице 2 приводится динамика изменения тиражей периодических печатных изданий, печатающихся на территории Приморского края.
Как свидетельствуют данные полиграфических предприятий Приморского края, постепенно снижается объём печатаемых газет, об этом же свидетельствуют и данные почтовой службы, которые показывают, что последние 5 лет постоянно снижаются подписные тиражи большинства региональных и центральных изданий, относительно стабильны только районные газеты, которые содержат в себе достаточно много актуальной информации относительно происходящих на конкретных территориях событий. Падение тиражей региональных и центральных СМИ составляет 2-8% в год, и эта негативная тенденция будет усиливаться, так как в 2014 — 2015 годах стоимость бумаги выросла на 15-20%, и существенно увеличились расценки «Почты России» на доставку изданий подписчикам. Поэтому районные СМИ являются наиболее актуальным источником информации.
Как показывает практика последних лет, печатные региональные и местные СМИ повышают свой рейтинг в среде населения, стабилизировав подписные тиражи. Объяснение этому, очевидно, следует искать в тематической наполняемости региональной прессы, которая, в отличие от общероссийских изданий, содержит гораздо больше актуальной информации о жизни конкретного региона, его политических, экономических и социальных проблемах. Во многих сельских муниципальных образованиях и даже небольших городах, удалённых от краевых и областных центров, доминирующим источником информации для населения являются районные газеты, а также центральные теле- и радиоканалы (Первый канал, РТР, «Маяк», «Радио России»). СМИ Дальнего Востока являются не только средством внутрирегиональной коммуникации, но и существенным ресурсом для развития международного сотрудничества субъектов Дальневосточного федерального округа со странами АТР, его информационного сопровождения.
Средства массовой информации являются хозяйствующими субъектами, включены в экономические процессы, и поэтому их развитие напрямую связано с развитием экономики соответствующих дальневосточных территорий, поэтому СМИ традиционно привязаны к центрам экономического развития, таким как Владивосток и Хабаровск, прежде всего к рынкам потенциальных рекламодателей, поскольку именно за счёт поступлений от рекламы существует подавляющее большинство современных СМИ. В свою очередь, именно непостоянство рекламных рынков, сезонные колебания на них, существенно влияют на работу СМИ.
С точки зрения информационной безопасности региона СМИ выполняют две основные функции — во-первых, позволяют осуществлять внутреннюю консолидацию общественных и политических сил, во-вторых, служат источником информации о жизни региона для представителей стран АТР, то есть выполняют определённую «внешнюю» информационную функцию. «Внутренняя» информационная функция, как уже отмечено выше, осуществляется в основном за счёт системы центральных и районных СМИ, региональные СМИ функционируют в основном на уровне краевых и областных центров, крупных городских территорий.
«Внешняя» же функция реализуется за счёт общественно-политических СМИ, а также СМИ, тематически ориентированных на иностранцев либо учреждённых национальными диаспорами. Несмотря на то, что в целом население ДВФО невелико и количество иностранных граждан, постоянно присутствующих на данной территории, также небольшое, существуют и развиваются средства массовой информации, ориентированные именно на представителей иностранных государств, прежде всего это газеты на китайском и корейском языках. Серьёзным показателем является то, что более 50% СМИ при государственной регистрации указывают в качестве языка издания не только русский, но и английский, японский, корейский, китайский. Существуют СМИ, которые учреждены национальными диаспорами. Всё это является показателем того, что в целом СМИ региона ориентированы на информационную работу в интересах международного сотрудничества.
Применительно к интересам России в АТР, по мнению автора, необходимо выделить следующие основные направления деятельности в области развития и интеграции средств массовой информации и средств массовой коммуникации, с учётом «евро-азиатской» специфики их деятельности:
♦ Улучшение общей информационной инфраструктуры региона (прежде всего сетей связи), в особенности в отдалённых субъектах федерации, повышение доступности каналов коммуникации (как в плане технического доступа, так и в финансовом плане), прежде всего доступа в сеть Интернет и услуг сотовой связи;
♦ Усиление внимания региональных органов власти к данной проблеме, реализация программ, направленных на содействие развитию технических сетей и соответствующего «смыслового» наполнения региональных Интернет-порталов и иных ресурсов;
♦ Содействие развитию СМИ как полноценного института гражданского общества, обсуждение в СМИ альтернатив развития региона;
♦ Более активная интеграция в Интернет дальневосточного бизнеса. Особенно актуально это в свете проведённого Форума АТЭС-2012 года и обсуждения создания территорий опережающего развития (ТОРов) на Дальнем Востоке России. Сегодня инвестиционный проект, не имеющий соответствующего отражения в сети Интернет, имеет малые шансы на успех.
♦ Создание региональных Интернет-ресурсов, посвящённых представительству регионов Дальнего Востока в АТР по широкой тематике;
♦ Создание Интернет-ресурсов, посвящённых вопросам внутренней интеграции, созданию гражданского общества и эффективной экономики.
♦ Широкое использование массовых коммуникаций для экономической интеграции, в том числе и в рамках создания территорий опережающего развития (ТОРов) на территории Дальневосточного федерального округа.
♦
Литература
1. Быков И.А. Управление Интернетом как одна из проблем современных международных отношений // Политическая экспертиза. 2008 Том 4 № 2. С. 164174.
2. В тени цифрового неравенства. // Золотой Рог. № 41(1721) 01.06.2010 г.
3. Геворкян Н.Г. Особенности и перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и интересы России : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 : Москва, 2004 180 с. РГБ ОД, 61:04-8/3436.
4. Исхаков В.Б. Общественно-политические трансформации в России на рубеже столетий: социально-политические аспекты. // Проблемы национальной стратегии. РИСИ. 2010 г. № 1.
5. Мальцева О.П. Не исключено, что Ким Чен Ын пересечет российскую границу на поезде. // Дальневосточный капитал. 2014, № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://dvkapital.ru/habitat/atr_23.06.2014_6245_olga-maltseva-ne-iskljucheno-chto-kim-chen-yn-peresechet-rossijskuju-granitsu-na-poezde.html (дата обращения: 30.04.2015 г.).
6. Самый дорогой Интернет в России — на Дальнем Востоке // Приморская газета. 10.06.2014 г., № 76.
7. СМИ строят мост между Дальним Востоком России и Китаем. // Дальневосточный капитал, 2014, № 3. [Электронный ресурс]. URL: http:// dvkapital.ru/timezone/dfo_27.03.2014_6051_smi-strojat-most-mezhdu-dalnim-vostokom-i-kitaem.html (дата обращения: 30.04.2015 г.).
8. Уровень информатизации России — семь врачей на один компьютер. // Конкурент, 2010 г., № 28 (27 июля-2 августа 2010 г.).
9. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
10. Cukier K. Who will conrol the Internet? // Foreign Affairs. 2005. November/ December.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Bykov I.A. Upravlenie Internetom kak odna iz problem sovremennykh mezhdunarodnykh otnoshenij // Politicheskaya ehkspertiza. 2008 Tom 4 № 2. S. 164-174.
2. V teni tsifrovogo neravenstva. // Zolotoj Rog. № 41(1721) 01.06.2010 g.
3. Gevorkyan N.G. Osobennosti i perspektivy ehkonomicheskoj integratsii v Aziatsko-Tikhookeanskom regione i interesy Rossii : Dis. ... kand. ehkon. nauk : 08.00.14 : Moskva, 2004 180 c. RGB OD, 61:04-8/3436.
4. Iskhakov V.B. Obshhestvenno-politicheskie transformatsii v Rossii na rubezhe stoletij: sotsial'no-politicheskie aspekty. // Problemy natsional'noj strategii. RISI. 2010 g. № 1.
5. Mal'tseva O.P. Ne isklyucheno, chto Kim CHen Yn peresechet rossijskuyu granitsu na poezde. // Dal'nevostochnyj kapital. 2014, № 6. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://dvkapital.ru/habitat/atr_23.06.2014_6245_olga-maltseva-ne-iskljucheno-chto-kim-chen-yn-peresechet-rossijskuju-granitsu-na-poezde.html (data obrashheniya: 30.04.2015 g.).
6. Samyj dorogoj Internet v Rossii — na Dal'nem Vostoke // Primorskaya gazeta. 10.06.2014 g., № 76.
7. SMI stroyat most mezhdu Dal'nim Vostokom Rossii i Kitaem. // Dal'nevostochnyj kapital, 2014, № 3. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://dvkapital. ru/timezone/dfo_27.03.2014_6051_smi-strojat-most-mezhdu-dalnim-vostokom-i-kitaem.html (data obrashheniya: 30.04.2015 g.).
8. Uroven' informatizatsii Rossii — sem' vrachej na odin komp'yuter. // Konkurent, 2010 g., № 28 (27 iyulya-2 avgusta 2010 g.).
9. Fedotova L.N. Sotsiologiya massovoj kommunikatsii: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2004.
10. Cukier K. Who will conrol the Internet? // Foreign Affairs. 2005. November/ December.