Научная статья на тему 'Современные логистические технологии: кросс-докинг'

Современные логистические технологии: кросс-докинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарина В. А., Мишин В. О.

Статья посвящена анализу современной логистической технологии обработки грузов кросс-докингом и ее разновидности Pick-by-line, применяемых в цепочках поставок товаров потребителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные логистические технологии: кросс-докинг»

ний продукт. В этом случае, вспомогательные процессы могут рассматриваться как основные, но уже с позиции нового производства.

Следует отметить и наличие взаимодействия процессов управления и вспомогательных процессов. Потоки между этими группами процессов с точки зрения процессного подхода носят второстепенный характер. Это вызвано тем, что ключевыми в процессно-ориентированной системе являются производственные процессы, а управленческие и вспомогательные процессы рассматриваются лишь с точки зрения их влияния на основные процессы.

Тем не менее, в соответствии с моделью процесса IDEF0 и управленческие и вспомогательные процессы также действуют в рамках внутренних предписывающих и ограничительных документов, а также законов и подзаконных актах, и, следовательно, также испытывают на себе управленческое воздействие. Таким образом, управленческие процессы формируют требования, не только к производственным, но и к вспомогательным процессам, а также оказывают управленческое воздействие и на процессы своей группы, т.е. являются самоуправляемыми.

Аналогично можно описать и группу вспомогательных процессов, которые обеспечивают ресурсами, персоналом и оборудованием, и управленческие процессы и процессы вспомогательной деятельности, т.е. являются самообеспечивающими.

Таким образом, основываясь на классификации процессов, и используя графический язык методологии IDEF0, можно определить характер и последовательность взаимодействия всех процессов логистической системы и представить ее в виде модели, отражающей всю предметную область логистики, начиная с момента закупки материала, через весь производственный цикл, до момента продажи товара или услуги конечному потребителю.

Список литературы:

1. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КРОСС-ДОКИНГ

© Шарина В.А.*, Мишин В.О.*

Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

Статья посвящена анализу современной логистической технологии обработки грузов кросс-докингом и ее разновидности Pick-by-line, применяемых в цепочках поставок товаров потребителю.

* Доцент кафедры Экономики предприятия.

* Старший преподаватель кафедры Экономики предприятия.

В последние годы с развитием торговых сетей в России все более широкое распространение приобретает такая складская технология, как кросс-до-кинг. Словосочетание кросс-докинг все еще звучит несколько непривычно, поэтому попытаемся дать общее представление об этой технологии. Начнем с самого термина, который состоит из англ. cross - напрямую, пересекать и англ. dock - док, погрузочная платформа, стыковка. Эта логистическая технология разработана для того, чтобы товар от поставщика, производителя (завод, производство, агрохолдинг и т.д.) попал к потребителю наиболее быстро, минуя зону долговременного хранения на складе, с наименьшими затратами по его обработке.

Это понятие логисты определяют как логистическую технологию, которая подразумевает [1]:

- во-первых, высокую скорость обработки товара;

- во-вторых - минимизацию срока хранения - при кросс-докинге хранение все-таки предусматривается, но его объемы значительно меньше, чем при стандартных операциях;

- в-третьих - оптимизацию транспортной составляющей.

Чаще всего (это классическая и наиболее распространенная схема) при этом имеет место прямая перегрузка из одного транспортного средства в другое (иногда сопровождаемая одновременной перетаркой, перекомплектованием и некоторыми другими возможными операциями с грузами и товарами). Данная услуга, таким образом, позволяет получить значительное сокращение издержек (затрат) на складское хранение товаров и грузов, простои и порожний прогон транспорта и др.

Причины и потребности, вызывающие необходимость применения данной услуги, могут быть самыми различными, но всегда - они продиктованы ситуацией, когда необходимо оперативно ускорить процесс получения товара (груза) заказанного объема и комплектации конечным потребителем [2]:

- перетарка контейнера с последующей его транспортировкой уже с измененным товарным (грузовым) наполнением;

- прямая перегрузка товара (груза) из фуры в контейнер или в несколько более мелких транспортных средств;

- комплектация товара в наборы (докомплектация, перекомплектация и т.п.) из различных отгрузочных источников (мест);

- прямая перегрузка товара (груза) из одного транспорта, пункт назначения которого кросс-докинговая площадка, в другой транспортировщик, пунктом разгрузки которого станет конечный потребитель (или другой склад, или сторонняя точка кросс-докинга).

Здесь перечислено только несколько возможных рабочих случаев использования кросс-докинговых схем. В действительности же, как показывает и мировая, и российская практика логистики, ситуаций, когда лучшим логистическим решением при движении товаров и грузов следует признать

кросс-докинг, множество. Всегда вопрос заключается в грамотном расчете самой схемы кросс-докинга и наличии подходящей под условия конкретной логистической задачи кросс-докинговой площадки, отвечающей требованиям планируемой грузо- и товаротранспортной операции.

Многие компании находят для себя в кросс-докинге ряд преимуществ. Перечислим лишь некоторые из них [3]:

- Экономия на аренде складских площадей, поскольку они либо вообще не задействуются, например, в случае прямой перегрузки с одного транспортного средства на другое, либо груз размещается на короткое время в буферной зоне, отведенной для подобного рода операций (это может быть зона подбора).

- Значительное сокращение расходов, связанных с оплатой труда складского персонала, поскольку устраняется большая петля, связанная с размещением товара в зоне долговременного хранения: его приемом, обработкой, хранением и последующей отгрузкой.

- Более высокий уровень сервиса, с точки зрения скорости доставки товара, как следствие, большая удовлетворенность клиентов, потребителей.

Итак, для каких же групп товаров предписан кросс-докинг:

- Товары с небольшим сроком хранения.

- Товары, пользующиеся устойчивым регулярным спросом.

- Товары, которые могут быть реализованы в строго определенный период. Здесь тоже возможны варианты, например, товары, участвующие в рекламной акции.

- Сформированные заказы, которые должны быть доставлены в максимально короткий срок.

- Высококачественные товары, не требующие проверки во время приема (например, на работоспособность) и т.д. и т.п.

Если фактор времени является для организации узким местом, необходимо продумывать различные схемы, которые позволят минимизировать временные потери и кросс-докинг в ряде случаев может явиться отличным решением. В кросс-докинге мы имеем дело с готовыми единицами - заказами. То есть после того как заказ сформирован и упакован все дальнейшие манипуляции осуществляются с ним как с единым целым. Если все-таки требуется произвести какие-то операции по переформированию заказа перед отправкой клиенту, то это особая форма кросс-докинга, которая получила название двух-этапной. В любом случае, в зону длительного хранения товар не попадает.

Даная технология кросс-докинга применяется не во всех случаях, когда она вполне целесообразна. Увеличение скорости требует другого уровня организации всех процессов. Это своего рода быстрый монтаж событий во времени и пространстве: вовремя должен прийти груз, вовремя размещен в буферной зоне, вовремя перегружен. Если на одном из участков логистиче-

ской цепи происходит сбой, то это может обернуться значительным увеличением затрат [4].

Кроме того, в практику сегодня вошла особая разновидность кросс-до-кинга - pick-by-line. Она используется для быстрой обработки грузов ри-тейл-компаний в тех случаях, когда можно четко разделить потоки от поставщиков по магазинам еще на входе на склад.

Pick-by-line - это разновидность кросс-докинга, которая не предполагает обработку «грузовых мест», как принято в распространенном варианте технологии, а включает обработку товара. Стандартный, паллетный кросс-докинг осуществляется следующим образом. Продукция определенной номенклатуры поступает на склад уже будучи сформированной на паллете: она обмотана стрейч-пленкой, скотчем, чтобы исключить несанкционированный доступ, имеет свою маркировку, номер заказа. Этот товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое паллеты - это «черный ящик»: он принимает одно грузовое место и отгружает одно грузовое место. По сути, от паллетного он мало отличается, разве только проверкой маркировки и внутренних вложений в паллете.

В концепции современного логистического бизнеса применяется понятие 3РЬ-провайдер. В его функции входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. И для 3PL-операторов обычный паллетный кросс-докинг не представляет сложности, но для реализации такой его модификации, как pick-by-line, понадобится выполнить ряд жестких технологических требований. С одной стороны, pick-by-line - это более производительная и экономически выгодная технология, а с другой - более сложная и серьезная разновидность кросс-докинга с точки зрения организации технологических процессов.

Клиентам кросс-докинг интересен тем, что компании-ритейлеры располагают лишь небольшими складскими площадями при торговых помещениях, у них нет возможности размещать и хранить большое количество товаров на складе магазина. Подъездные пути к ним, как правило, ограничены, и зачастую они могут одномоментно принять только одну транспортную единицу. К тому же у супер- и гипермаркетов большое число поставщиков, т.е. у них на полках многочисленная товарная номенклатура. Если весь товар будет поступать напрямую, то у ворот магазина образуется огромная очередь, поэтому он не сможет обрабатывать весь входящий грузопоток из-за того, что, во-первых, фактически транспортное «окно» будет перекрыто, а во-вторых, потребуется время, чтобы принять товар по качеству и количеству, разложить и пересчитать его.

Кладовщик и грузчик могут не справиться с таким объемом работ. Наконец, машину надо не только разгрузить, но и оформить документы на

приход, что тоже занимает время. Принимая все это во внимание, торговые компании вынуждены прибегать к кросс-докингу, используя либо собственный склад, либо склад стороннего оператора, на который стекаются потоки от поставщиков в виде заранее сформированных паллет по магазинам (например, поставщиком А - для магазинов 1, 2, 3; поставщиком Б - для магазинов 1, 2, 3 и т.д.).

Ритейлеры помимо стандартных распределительных центров все шире используют кросс-докинговые схемы. Опыт, полученный компаниями при работе с сетями, показывает, что за счет использования новой технологии возможности магазинов-получателей расширяются, а транспортные издержки существенно снижаются. Стандартное хранение предусматривает для быстрой обработки грузов одну номенклатурную позицию на одну ячейку хранения.

Основные технологические требования, которые должны выполняться при работе с pick-by-line:

Изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под магазины, входящие в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет. Это главное требование. Оно подразумевает соответствие всех входящих документов оговоренным требованиям, четкий, безбумажный обмен данными. Работа с бумагами не позволяет обеспечить эти составляющие, поскольку подразумевает ввод данных в систему вручную. А это значит, что скорость обработки грузов снижается, складские операции замедляются, повышается риск ошибок, тогда как работа по новой технологии требует минимизации их количества.

Если документы оформлены корректно, номенклатура имеет свою маркировку, штрих-код и дополнительная обработка не требуется, то данная технология работает эффективно. Как только начинаются проблемы, связанные с документами, например, на склад предоставляются некорректно оформленные документы, товар приходит немаркированный и т.п., при большом объеме входящего и исходящего потоков все затормаживается.

Согласно стандартной системе складирования товар приходит, размещается на хранение, формируется сток, и только после этого клиент из этого стока выписывает товар [3].

Технология pick-by-line должна отвечать несколько иным требованиям. Прежде всего, необходимо, чтобы во входящей поставке согласно документам заранее было указано, в какой магазин идет товар. И таких поставок должно быть несколько, чтобы груз, как формирующийся на складе, так и выходящий из него, максимально загружал транспортное средство.

Технология pick-by-line реализуется на складе следующим образом.

Груз приходит на склад от разных поставщиков, затем разгружается и расформировывается в ячейки хранения, распределенные по магазинам. В зоне хранения на первом ярусе (pick-by-line реализована в стеллажном хра-

нении) выделены ячейки, каждая из которых «привязана» к определенному магазину. Иначе говоря, каждая пришедшая паллета раскладывается по «магазинам» в соответствии с требуемой разбивкой. Поскольку на склад последовательно приходят одна паллета с продуктом А, следующая паллета с продуктом В, третья - с продуктом С и т.д., в итоге на каждом «магазино-месте» формируется своя паллета, в каждой из которых есть товары А, В и С в заранее заказанном магазином количестве.

Поставка на склад может осуществляться в течение одного или двух-трех дней, т.е. занимать определенный период времени. Паллета находится в ячейке хранения на первом ярусе до тех пор, пока ее высота не становится оговоренной в контракте, например, 1,8 м. Для точных измерений у контролеров есть рулетки, но со временем они приобретают опыт определения высоты паллеты с грузом «на глаз». В любом случае в ячейке стеллажа балки установлены так, что в них помещается паллета высотой в среднем 1,8 м, а сверху остается лишь технологический зазор примерно 0,1 м. Затем сборную паллету проверяют на соответствие ее содержимого заказу (есть соответствующая система проверки), упаковывают так, как предусмотрено контрактом, например, обматывают скотчем и ставят на следующий ярус как уже готовую к отгрузке.

Предназначенные для отгрузки паллеты ставят на 2-й, 3-й и т.д. верхние ярусы, начиная со 2-го и до 6-го - 7-го в зависимости от их числа. Один раз в день подготавливают отчет о паллетах, готовых к отгрузке, т.е. тех, которые хранятся выше 1-го яруса. На основании данного отчета клиент планирует транспорт и составляет реестр на отгрузку. После этого формируют соответствующие документы, и паллеты отвозят в магазины, для которых они были сформированы. По завершении последней поставки пакуют паллеты, оставшиеся на 1-м ярусе, и на следующий день они уходят со склада.

Очень важно и то, что ко всему прочему эта технология позволяет не только сформировать паллеты, но и определить объем транспортного средства, направляемого в каждый из магазинов, поскольку известно количество подготовленных к отгрузке паллето-мест. Заранее зная, какой транспорт заказывать, можно оптимизировать транспортные издержки.

Заказ в рамках технологии pick-by-line формируется так, что заранее существует заказ на этот товар, который принимается не на сток, а в зоне разгрузки. То есть товар размещается виртуально и далее из этой виртуальной ячейки товар «подбирается» в ячейки по магазинам.

Эта технология предполагает высокую скорость обработки товаров. Это возможно осуществить для товаров с качественной упаковкой (короба), которые могут быть уложены на стандартную паллету, не выступая за ее габариты. Но если на склад поступают негабаритные грузы или, например, продукция в мешках, это усложняет процесс, поскольку формируется грузовое место, выходящее за габариты паллеты, и т.п. Если есть возможность сфор-

мировать паллету так, чтобы можно было быстро обработать груз, то он вполне подходит для pick-by-line. Например, квадратную или прямоугольную тару уложить гораздо легче, чем мешки. Кроме того, товар, формирующийся по системе pick-by-line, обычно сразу вывозится в торговый зал, поскольку места для хранения товара в магазинах или супермаркетах обычно мало. Если поток большой, груз должен быть еще и удобен для приемки и дальнейшей разгрузки в магазине.

Эта технология сегодня востребована, и объем обрабатываемых в ее рамках заказов растет [5, 6]. Развитие кросс-докинга стимулируется и тем, что в логистический бизнес начали приходить люди, которые знают эту технологию и уверены в ее экономической эффективности. Однако, чтобы перестроить технологию работы компании на кросс-докинг, требуется достаточно серьезное технико-экономическое обоснование. Его внедрение повлечет за собой пересмотр логистических процессов, да и перестройка работы склада потребуется серьезная, а самое главное, понадобится контроль над соблюдением требований к поставляемому товару. Технология кросс-докин-га требует, чтобы все стандарты соблюдались строго. Технология никогда не запускается только 3PL-провайдером, это задача всех участников логистической цепочки. Поэтому и внедрение кросс-докинга, pick-by-line - это совместная работа проектных групп как со стороны клиента, так и со стороны транспортной компании [7]. Кросс-докинг предполагает более серьезные, более строгие требования ко всем участникам логистической цепи.

Список литературы:

1. Логистика: учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Волгин В.В. Склад. Организация и управление: практ. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

4. www.dlogica.ru/3pl-trend-or-necessity.

5. www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=33.

6. www.nlsklad.ru/stat-i.

7. www.sitmag.ru/article/azbuka/2008_02_A_2008_06_06-20_24_26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.