Научная статья на тему 'Современные критерии оценки информационно-психологической безопасности «Белых воротничков»'

Современные критерии оценки информационно-психологической безопасности «Белых воротничков» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
809
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Компаниец В. С., Савченко М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные критерии оценки информационно-психологической безопасности «Белых воротничков»»

18. Емельянов И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. Статистический анализ и моделирование. - Новосибирск: Наука, 1986. -181 с.

19. Руттенбург С.О., Слоним А.Д. Циркадные ритмы физиологических процессов и трудовая деятельность человека. - Фрунзе: Илим, 1976. - 188 с.

20. Компаниец В. С. Разработка и исследование математической модели энергетического обмена в организме человека при решении задачи оценки индивидуального профессионального риска //Электронный журнал «Исследовано в России». - М.: МФТИ, 2001. №103. - С. 1133-1144. http://zhumal.ape.relam.ru/ аг11с1е8/2001/103.р^

21. Загускин С.Л. Биоритмы: энергетика и управление. - М., 1986. - 56 с., (Препринт АН СССР, ин-т общей физики: 236).

22. Козьменко В.В. Многокамерная фармокинетическая модель как средство оптимизации режимов введения препаратов для внутривенной анестезии. -http://www.research.karelia.ru/medlogic/mks/actual/MFmodel/ mfmode1_a.htm, 2000.

УДК 658.382.3

СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «БЕЛЫХ ВОРОТНИЧКОВ»

Компаниец В.С., Савченко М.Б.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процесса мышления. Умственный труд характеризуется значительным снижением двигательной активности человека (гипокинезией), что приводит к формированию сердечно-сосудистой патологии, длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшаются функции внимания, памяти, снижается восприятие (появляется большое количество ошибок). Основным показателем умственного труда является напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

В современных формах умственной трудовой деятельности чисто физический труд не встречается или не играет существенной роли. Однако пока общепризнанной остается физиологическая классификация трудовой умственной деятельности, которая различает:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности (суточные энергозатраты 4000-6000 ккал и выше);

- механизированные формы труда (3000-4000 ккал в сутки);

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством;

- групповые формы труда (конвейеры);

- формы труда, связанные с дистанционным управлением;

- формы интеллектуального (умственного) труда (2500-2800 ккал в сутки).

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и

механизмами, включают человека в систему управления как необходимое оперативное звено (чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие). С физиологической точки зрения различаются две формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание человека получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - человек находится главным образом в

состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны. Формы интеллектуального (умственного) труда представлены как профессиями,

относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и сфере интеллектуальных услуг (врачи, преподаватели, писатели, артисты, художники и др.).

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервноэмоциональным напряжением.

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятое решение. периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянным контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций (память, внимание, восприятие); наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, архитекторов приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения. При этом можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменения ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

Характерные особенности современных видов умственного труда в условиях психоэмоционального напряжения. За последние годы в сфере эмоций и умственной деятельности многочисленных работников различных профессий наблюдается значительная интенсификация. Работники часто не успевают адекватно и вовремя реагировать на всю производственную и семантически значимую информацию. Накапливается все больше нереализованных задач производственного характера. Накапливается все больше эмоций которые не нашли должной реакции.

В связи с этим адаптационно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с повышенной производственной нагрузкой. Можно сказать, что темпы адаптации организма иногда отстают от темпов возрастания производственных требований. При этом под влиянием хронического воздействия производственных факторов перенапряжение центральной нервной системы может принимать устойчивый характер и тем самым провоцировать развитие «информационных» неврозов.

Необходимо создать оптимальные условия для деятельности центральной нервной системы. Нельзя полностью освободить работника от психоэмоционального напряжения (и вряд ли следует стремиться к этому). Но необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессорам и упорядочить деятельность работающих. При этом целесообразно, с одной стороны, правильно использовать резервы организма, с другой — обнаружить отклонения и недостатки этих механизмов, чтобы во время их устранить.

В современных условиях происходит постоянное усложнение профессиональной деятельности людей многих специальностей. К их психоэмоциональным возможностям предъявляются повышенные требования, что вызвано следующими изменениями трудовых функций:

1. Одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени производственными процессами или изучение нескольких параметров за

короткий срок.

2. Восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, которая часто имеет эмоциональную окраску.

3. Частое и быстрое переключение внимания, постоянная адаптация, быстрая реакция и выдача распоряжений подчиненным.

4. Острый дефицит времени для переработки значимой информации и для ответственных распоряжений.

5. Повышенная ответственность за принимаемые решения, особенно в экстремальных ситуациях, и частое возникновение состояния эмоционального стресса.

6. Необходимость длительного поддержания высокой интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоции и различных функций организма (в течение всей рабочей смены).

7. Возникновение проблемной ситуации в условиях лимита времени и избытка информации.

8. Возникновение мотивационно-эмоционального поведения и

образование доминанты (с предвидением конечного результата) для реализации интеллектуальных и эмоциональных актов высшего порядка.

9. Выполнение значительной части работы в ночное время.

10. Гипокинезия в связи с малым участием двигательного анализатора, поскольку работа выполняется большей частью сидя и не требует больших физических усилий.

Обращает на себя внимание то, что у современных работников при решении производственно важных задач происходит тесное переплетение интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Труд в настоящее время не сводится лишь к умственной деятельности, он часто связан с эмоциональными напряжениями, достижением поставленной цели, преодолением затруднительных ситуаций и с социально-производственными факторами риска.

Факторы риска в зависимости от характера и специфики действия условно можно разделить на биолого-психологические (иначе психофизиологические) и социально-производственные. Из биологических факторов риска особую роль в развитии эмоционального перенапряжения играют наследственно-

конституциональные факторы. Очевидно, генетическая природа присуща в большей или меньшей степени всем психофизиологическим проявлениям организма. Без учета генотипа трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические изменения, происходящие под влиянием факторов риска и экстремальных ситуаций.

Становление психологического и, в частности, эмоционального перенапряжения в значительной степени определяется, например, конституциональной вегетативной лабильностью. Из психологических факторов имеет значение резкая выраженность тех или иных черт характера, которой отличаются так называемые акцентуированные личности.

Формированию психологического и эмоционального напряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные

производственные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных и производственных ситуаций, эмоционально насыщенная речь, неуверенность в себе, нейротизм и хроническая тревожность. Индивидуумы с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу. И, наконец, для формирования психологического и эмоционального перенапряжения имеет значение сочетание выраженной сесситивности, тревожности и импульсности индивидуума.

К факторам социально-производственной природы относятся: социальные перемены; значимые жизненные трудности (развод, смерть близких и т. д.); длительное эмоциональное напряжение и хроническая усталость; хроническое нарушение режима труда и отдыха; снижение интереса к работе; сменный характер

работы: непосредственное руководство заводом, отделом или цехом; невыполнение плана; работа за сложными пультами и ЭВМ; частая смена рабочего стереотипа; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; отсутствие трудовых навыков и др.

Руководство гигиенической классификации (Р 2.2.755-99) содержит критерии, позволяющие оценить условий труда по 67 параметрам, включая физические факторы (параметры микроклимата и освещения, электромагнитные излучения, шум, вибрации и др.), химические, биологические, факторы тяжести труда (физические динамические нагрузки, масса поднимаемого и перемещаемого груза, величина статических нагрузок и т.п.). При этом 22 показателя из 67 составляют основу методики количественной оценки напряженности трудового процесса. Каждый из 22 показателей оценивается одним из четырех вариантов оценки (класс 1.0, 2.0, 3.1 и 3.2). Класс характеризует степень отклонения показателя от гигиенического норматива: чем выше класс - тем выше степень отклонения. Полученный массив из 22 оценок обрабатывается следующим образом:

1) подсчитывается количество показателей с одинаковыми классами условий труда;

2) если количество показателей с оценками 3.1 или 3.2 не превышает пяти, то напряженность трудового процесса допустима;

3) итоговая оценка напряженности равна 3.1:

• когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

• когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

4) итоговая оценка напряженности равна 3.2:

• когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

• когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;

• когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей

- к классу 3.2;

• когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

5) В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

Расшифровка обозначений классов условий труда.

Класс 1.0 - оптимальные условия труда - такие условия, при которых сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Класс 2.0 - допустимые условия труда - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при

более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Приведем перечень оцениваемых показателей напряженности трудового процесса. В качестве примеров приведены результаты оценки некоторых профессиональных групп исполнительского, управленческого, операторского и творческого видов труда. При этом в скобках указаны классы условий труда в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями».

I. Нагрузки интеллектуального характера.

1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Пример. Наиболее простые задачи решают лаборанты (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.д.;. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (инструкциями деятельности), имеют место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая той или иной степени эвристической (творческой) деятельности, установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значении параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятии, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т. д.)

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2). Такое явление характерно для таких профессии, как медицинские

сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств - класс 3.1). Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т. п.

I.4. «Характер выполняемой работы» - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс -лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс -медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -мастера промышленных предприятии, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

II. Сенсорные нагрузки.

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств (более 75 % смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51—75 % ) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс - до 25 % от общего времени смены).

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс

3.1) К этому лее классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонентов в ч от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессии,

как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы - 1 класс.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» -

указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы упрощения, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1. несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (I класс).

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23- 05-95 «Естественное и искусственное освещение».

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т. п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)», На основе хронометражных наблюдении определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на -экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда,

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах, от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10—15дБА и соответствует разборчивости слов. равной 90—70 %. или слышимости на расстоянии до 3.5 м и т. п.

2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т. д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы. водители автотранспорта (1 класс).

III. Эмоциональные нагрузки.

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» - указывает, в какой мере ошибка может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности

осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Пример. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1); медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни».

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т. п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) - 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т. п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) - их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

IV. Монотонность нагрузок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.1. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1—3.2).

4.2. «Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, так же как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1—3.2).

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действии и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1—

3.2).

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной

является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2.

V. Режим работы.

5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня» - выделен в самостоятельную рубрику, в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6—8 ч (телефонисты, телеграфисты и т. п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятии). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда ни данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи и др).

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)». При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляют напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Пример. Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т. д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и не продолжительны (класс 3 1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).

Критерии оценки напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Класс условий труда

Оптимальный Допустимый Вредный

Напряженность труда легкой степени Напряженность труда средней степени Напряженный труд

1 степени 2 степени

1.0 2.0 3.1 3.2

1 2 3 4 5

I. Интеллектуальные нагрузки:

Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях

Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производст- венной деятельности

Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

II. Сенсорные нагрузки

Длительность сосредото- ченного наблюдения (в % от времени смены) до 25 о 5 1 2 51—75 более 75

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы до 75 76—175 - 176—300 более 300

Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6—10 11—25 более 25

Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм -100% 5—1,1 мм-более50%; 1— 0,3 мм-до 50%; менее 0,3 мм -до 25 % 1—0,3 мм -более 50 %; менее 0,3 мм -25—50 % менее 0,3 мм -более 50 %

Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т. п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 0 5 1 2 51—75 более 75

Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенноцифровом типе отображения информации; -при графическом типе отображения информации до 2 до 3 2—3 3—5 3—4 5—6 более 4 более 6

Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100°;. до 90 %. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 % до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 Разборчивость слов и сигналов от 70 % до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1.5м

Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 16—20 20—25 более 25

III. Эмоциональные нагрузки

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира. мастера и т. п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т. п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, и может возникнуть опасность для жизни

Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна

Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна

IV. Монотонность нагрузок

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9—6 5—3 менее 3

Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций более 100 100—25 24—10 менее 10

Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время -наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19—10 9—5 4 и менее

Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 0 00 1 7 81—90 более 90

V. Режим работы

Фактическая продолжительность рабочего дня 6—7ч 8—9ч 10—12ч более 12 ч

Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменности с работой в ночное время

Наличие регламентиро- ванных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительно-сти: 7 % к более рабочего времени Перерывы регламентирова ны, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 % рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжитель ности: до 3 % рабочего времени Перерывы отсутствуют

УДК 658.382.3

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСЕТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО

ИНТЕЛЛЕКТОВ

В.И. Божич, Н.В. Горбатюк, М.Б. Савченко

Единственным способом моделирования и экспериментального подтверждения новых моделей принятия решений может быть симбиоз образного и символьного представления и обработки знаний в интеллектуальных системах, позволяющих работать с образами также оперативно как с символами на основе нечетких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.