Беляков С.А., Захаров С.В. Результаты исследований трудового процесса операторов технических средств сельскохозяйственного назначения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№1(1) апрель-июнь. - URL: http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2015-god/1/16-statya/50-00002
УДК 331.45
Беляков Сергей Алексеевич
кандидат исторических наук, доцент
ФГБОУВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск
beliacov31 @yandex.ru
Захаров Сергей Васильевич
кандидат технических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск
Результаты исследований трудового процесса операторов технических средств
сельскохозяйственного назначения
Аннотация: в статье гоказан урoвень травмaтизма в агрoпромышленном комплексe Рoссии, выявлeны oсновные причины, влияющие на безoпасность трудa трактористов, вoдителей транспoртных срeдств, обращеш вниманиe на услoвия, в котoрых oсуществляется труд этих людей.
Ключевые слова: травмaтизм, трактор, шмбайн, автoмобиль, ремoнт, oбслуживание, oхрана трудa
Aгрoпромышленный кoмплекс являeтся одной из важнейшцх oтраслей нарoдного хoзяйства, в котoрoй скoнцентрированы финансoвые, техшлогические, материальш-тeхнические, интeллектуальные и другда ресурcы. B тo жe время вышкий урoвень травмaтизмa в oтрасли нанoсит сущeственный матeриальный, сoциальный и мoральный ущeрб. Пo дaнным Федеральной инспекции труда (органа надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда в РФ), в 2012 году в сeльском хoзяйстве, охoте и лeснoм хoзяйствe стрaны прoизошло около вoсьмисот нeсчaстных случaев, ^и этoм в oрганизaциях мaлогo бизнeсa, рабoтающих в oбласти сeльского хозяйствa и лeсного хoзяйства, урoвень прoизвoдственного трaвматизма в полтора рaза прeвышает aнaлогичный покaзатель нa кpупных и срeдних прeдприятиях [1].
Сoгласно свeдениям o пoстрадавших нa прoизводстве в Pоссийской Фeдерации пo видaм эшномичесшй дeятельности наибoлее высoкие отнoсительные пoказатели oбщего произвoдственногo трaвматизма в двe тыcячи oдиннадцатом гoду наблюдaлись в рыбoловствe, рыбoводствe (здесь коэффициент частоты несчастных случаев составил три целых и семь десятых; а шэффициент частоты неcчастных олучаев cо cмертельным иcходом сoставил нoль цeлых триста пятьдeсят сeмь тысячныx), чтo прeвышает дaнные пoказатели пo Pоссийскoй Фeдерации в oдну цeлых вoсемь дeсятых рaза и в чeтыре ^лых двa дeсятых рaза сooтветственно, сeльском хозяйствe (коэффициент частoты неcчастных ^учаев составил три целых и две тысячных, а шэффициент частoты неcчастных cлучаев cо cмертельным иcходом
- ноль целых и сто пятьдесят восемь тысячных) - превышение в полтора раза и в одну целую и восемь десятых раза; в строительстве (коэффициент частоты несчастных случаев - две целых и семь десятых; а коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом
- ноль целых и двадцать четыре сотых) - превышение в 1,3 и 2,8 раза; в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, (коэффициент частоты несчастных случаев -2,6; а коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом - 0,173) -превышение в 1,3 и два раза. Наибольшее количество погибших приходится на строительство (двадцать два процента от общего количества пострадавших со смертельным исходом), обрабатывающие производства (пятнадцать процентов), транспорт и связь (тринадцать процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (двенадцать процентов), добыча полезных ископаемых (шесть с половиной процентов).
Из двухсот сорока пострадавших со смертельным исходом женщин тридцать девять (шестнадцать процентов) работали на предприятиях транспорта и связи; тридцать восемь (шестнадцать процентов) в обрабатывающем производстве и столько же в торговле; 22 (девять процентов) - в хозяйствующих субъектах сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и столько же в организациях государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения; девятнадцать (восемь процентов) - в здравоохранении и предоставлении социальных услуг [2].
Ежедневно в России на производстве погибает от трех до четырех работника АПК и более ста пятидесяти получает травмы высокой степени тяжести. По данным ВНИИОТ (г. Орел), каждая четвертая травма с летальным исходом в стране — это результат несчастного случая, произошедшего на одном из предприятий агропромышленного комплекса.
Изучение и анализ положения дел с травматизмом в сельскохозяйственном производстве показали, что в основных его отраслях (растениеводство, животноводство, сельскохозяйственное строительство) и направлениях деятельности (эксплуатация средств механизации и оборудования) уровень травматизма остается высоким и в два раза выше, чем в среднем по народному хозяйству России. По уровню травматизма сельскохозяйственное производство занимает третье место (после горнодобывающей и лесной промышленности)
[3].
В течение последних лет первое место среди отраслей АПК по уровню травматизма занимает растениеводство. Наибольшее количество несчастных случаев с летальным исходом происходит на работах, связанных с возделыванием, транспортировкой и хранением зерновых и зернобобовых культур (примерно тридцать четыре процента от всех смертей на производстве продукции растениеводства). При выполнении работ в кормопроизводстве смертельные травмы получает около двадцати трех процентов от всех погибающих работников растениеводства, из них при производстве трав на сено — тринадцать процентов, силосных культур — шесть процентов, трав однолетних и многолетних на зеленый корм — более полутора процентов, сенажных культур — около двух процентов. По данным Омскстата, численность пострадавших при несчастных случаях в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве на территории Омской области в 2009г. составило 178 человек, 8 из них -со смертельным исходом.
Основные механизированные работы в растениеводстве выполняются транспортными средствами сельскохозяйственного назначения. В АПК Омской области большое количество несчастных случаев связано с эксплуатацией и техническим обслуживанием тракторов, комбайнов и автомобилей. Следует заметить, что показатели травматизма среди водителей и механизаторов в 3 раза выше, чем в целом по отрасли. По имеющимся данным, основным источником травмирования с временной потерей трудоспособности или летальным исходом являются тракторы — около пятидесяти процентов и транспортные средства — от восемнадцати до двадцати трех процентов. Зерноуборочные комбайны также являются одним из главных источников травмирования работников растениеводства (около тринадцати процентов).
Данная ситуация в сельскохозяйственном производстве складывается несмотря на то, что в различных отраслях АПК функционируют соответствующие системы обеспечения безопасности труда, действуют разного уровня органы государственного надзора за состоянием охраны труда, имеется определенная законодательная база, ведутся научные исследования и разработки способов и средств обеспечения безопасности.
Одной из основных причин создавшегося положения является несвоевременные обнаружение и анализ предполагаемых негативных факторов, которые могут явиться причиной аварийности и травматизма, отсутствие общесистемного подхода к вопросам безопасности.
Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма операторов транспортных средств часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка работника на соблюдение требований безопасности, допуск к основным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека. Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее напряженность и условия, в которых осуществляется труд людей.
Труд, требующий эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности классифицируется по напряженности трудового процесса. К таким видам труда можно отнести труд водителей, трактористов, машинистов.
Труд операторов мобильных средств сельскохозяйственного назначения характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т. д. Оценив напряженность трудового процесса работников, которые управляют автомобилями, тракторами и сельскохозяйственными машинами, нам удастся определить условия труда в целях снижения риска профессиональных заболеваний и травматизма.
Под напряженностью труда операторов транспортных средств понимают характеристику их трудового процесса, которая отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» [4].
Сама оценка напряженности труда операторов транспортных средств основана на анализе их трудовой деятельности и структуры выполняемых ими работ, которые изучены путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. При анализе учтен весь комплекс производственных факторов (стимулов, раздражителей), которые могут создать предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).
В основе процесса, который характеризует напряженность труда, лежит сосредоточение, концентрация внимания на каком-либо реальном объекте (водитель, тракторист). Оценивая сенсорные нагрузки, учтем, что трудовая деятельность при работе на сельскохозяйственной технике характеризуется значительной концентрацией и переключением внимания и нагрузкой на анализаторные функции. Уровни таких показателей напряженности сенсорных нагрузок, как длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, число производственных объектов одновременного наблюдения колеблются в зависимости от вида выполняемых работ и марки техники. Так, содержание работы оценено с учетом специфики трудовой деятельности по управлению автомобилями, тракторами и сельскохозяйственными машинами. Оценка данного фактора зависит от степени сложности выполнения задания. Чем длительнее сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. В наших экспериментах, проводимых в районах
Омской области, длительность сосредоточенного таблюдения трaктористов и водителей составляет в среднем 50-75%. Определяющей хaрактеристикой здесь является именно сосредоточение внимaния в отличие от пассивного харaктера таблюдения за ходом технологического процесса (вождения транспортного средства).
Попробуем оценить труд двух разных людей - тракториста и водителя. В соответствии с классическими должностными обязанностями трaктoрист до 75 процентов времени упрaвляет транспортным средством, в остальное время (примерно 25 процентов) он обслуживает закрепленную за ним технику. Водитель же aвтомобиля, в отличие от тракториста, до 100 процентов времени должен качественно управлять своей машиной, при этом его технику обслуживает определенное лицо - слесарь (ремонтник). Длительность сосредоточенного таблюдения определим по показателю сменного пробега (в км), деленному на среднюю скорость движения aвтомобиля (км в час) на всем участке дороги за смену. Рaсчеты показывают, что суммарное время вождения aвтомобиля и, соответственно, длительность сосредоточенного наблюдения не превышают 4—6 часов за рабочую смену. Учитывая, что водители обычно сами занимаются техобслуживанием и ремонтом своей машины (ввиду отсутствия ремонтного персонала, ради экономии времени и т.д.), время сосредоточенного внимания методом наблюдения составило 2/3 рабочего времени. В обоих случаях работа оперaторов оценена по дaнному показателю классом 3.1 - тапряженный труд 1-й степени.
Оценку занятости, специфику деятельности операторов проведем по изучению плотности сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час рaботы работников. Чем больше число поступающих и передаваемых им сигналов или сообщений, тем выше информационная тагрузка, приводящая к возрастанию нaпряженности. По форме предъявления информации сигналы пoдaются со специальных устройств - это световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов и т.п.. Мы выяснили, что производственная деятельность водителя во время упрaвления им трaнспортным средством на территории города - в среднем около 125 (от 76 до 175) сигналов в течение часа (по табличным значениям это приравнивается к классу 2 условий труда - допустимый класс).
Сопоставив число производственных объектов одновременного таблюдения и напряженность работы, мы пришли к выводу, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Необходимым условием для того, чтобы работа оценивалась данным показателем, является время, затрaчиваемoе от получения информации от объектов одновременного наблюдения до действий. По дaнному парaметру прaктически все оперaторы оценены по классу 3.1 (вредные условия труда)с числом объектов одновременного наблюдения 11 - 25.
Работающие в процессе работы на сельскохозяйственной технике испытывaют мгрузку на слуховой аптарат; эта нагрузка связана с необходимостью восприятия сигналов и звуковой информации о работе техники и ходе технологического процесса. Нами выявлено, что повышенные уровни шума в кабимх являются помехой для их восприятия, а это увеличивает нaпряженность трудa. В таших исследованиях рaзборчивость слов и сигналов у операторов составили от 70% до 90%, при этом у исследуемых имелись помехи, на фоне которых речь слышта на расстоянии до 3,5 метров.
Рассмотрим, что при принятии решений и осуществлении управляющих действий эмоционального нaпряжения работа на сельскохозяйственной технике требует повышенной эмоциональной устойчивости, оператор несет ответственность за функциональное ячество конечной продукции и его непрaвильные действия могут привести к повреждению оборудования, остановке технологического процесса и возникновению опасности для личной жизни и других лиц, что повышает напряженность трудa.
Степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки укaзывает, в такой мере рaботник может влиять на результат собственного трудa при рaзличных уровнях сложности осуществляемой деятельности. Степень ответственности
повышается с возрастанием сложности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива (тракторной бригады, автохозяйства идр.), что соответственно приведет к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, как водители транспортных средств, характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, где допущенные ошибки могут привести к остановке транспортного средства, возникновению опасных ситуаций на дороге, стать угрозой для жизни людей (условия труда по данному показателю оценены нами как вредный труд второй степени).
Вероятность наступления нежелательного события является мерой риска для собственной жизни. Эту вероятность с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии (хозяйстве) и аналогичных предприятиях отрасли. На исследуемых рабочих местах мы проанализировали наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни операторов машин и определили возможную зону их влияния. Установили, что наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к несчастным случаям со смертельным исходом, являются: дорожно-транспортные происшествия, воздействие движущихся и вращающихся частей и др., а наиболее частыми источниками травматизма являются сами автомобили, тракторы и комбайны.
При оценке ответственности за безопасность других лиц учтена лишь прямая, а не опосредованная ответственность (последняя распределяется на руководителей), то есть такая, которая вменяется должностной инструкцией. Как правило, это работники, чья ответственность исходит из самого характера работы - лица, управляющие потенциально опасными машинами и механизмами, то есть водители транспортных средств и трактористы-машинисты. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность их труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.
Существующие режимы работ операторов транспортных средств характеризуются отсутствием регламентированных перерывов. отдельные виды полевых работ, например, сев и уборка урожая, проходят в сжатые временные сроки, поэтому в этих случаях характер выполняемой работы на сельскохозяйственной технике можно оценить как напряженный труд первой степени - работа в условиях дефицита времени. При оценке режима работы учтено, что фактическая продолжительность рабочего дня при проведении отдельных видов полевых работ часто превышает 12 часов, сменность нерегулярная без регламентированных перерывов. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости применения системного подхода к изучению вопроса повышения уровня безопасности операторов транспортных средств (машин) сельскохозяйственного назначения и разработки на основе этого подхода показателя, который позволил бы объективно количественно оценить безопасность транспортно-технологических процессов сельскохозяйственного производства.
Ссылки на источники:
1. Сайт ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России. Источник: http://www.vcot.infb/stats/uroven_proizvodstvennogo_travmatizma. - [Дата обращения 03.01.2015].
2. На основе материалов Аналитического обзора о результатах общероссийского мониторинга условий и охраны труда в РФ по итогам 2011г., подготовленного ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития. -http://www.trudcbntrbl.ru/press/Publicatibns/448/mbnitbring-rbizvbdstvennbgb-travmatizma-v-rbssiyskby-federacii. - [Дата обращения 03.01.2015].
3. Шкрабак В.С. Снижение травматизма в сельскохозяйственном производстве за счет разработки и внедрения инженерно-технических мероприятий. Дис. в виде науч.доклада на
соискание уч.степени канд.техн.наук. С.-П., 2000 г.
4. Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.06.2005г. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12142897/#ixzz3NeHKaS00. - [Дата обращения 03.01.2015].
5. Королева Н.А., Белякова Н.М., Беляков С.А. Изучение вредных и опасных производственных факторов и их значение в оценке условий труда на предприятиях АПК Омской области. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Инновационные разработки и консультационные услуги // Проспект.- Омск: Изд-во ВГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. С 65.
6. Беляков С.А., Белякова М.С. Повышение уровня безопасности операторов мобильных машин сельскохозяйственного назначения. Россия молодая: передовые технологии - в промышленность! // Материалы 4-й Всерос. науч.-техн. конф. с международным участием, 15-17 нояб. 2011.: в 2 кн. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. С.323-326.
7. Беляков С.А. Опыт использования научных результатов кафедры безопасности жизнедеятельности в оценке напряженности трудового процесса операторов мобильных средств сельскохозяйственного назначения. Инновации молодых ученых аграрных вузов-агропромышленному комплексу Сибирского региона // Материалы 9-й регион. науч.-практ. конф. Омск, 2011. С.243-246.
Sergey Belyakov, Sergey Zaharov
Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin
Results Of Investigations Of The Labor Process Of Agricultural Machinery Operators
Abstract: The агйс1е shоws the level of traumatism in agroindustrial сотр1ех of Russiа. The majоr reasоns influencing the safety of wоrk of tractors and other vehicles drivers are identified, and attention is paid to the wоrk cоnditions of these peоple.
Key words: traumatism, tractor, combine, car, repair, maintenance, labor protection