УДК 81.42
DOI: 10.17223/23062061/18/9 А.В. Курьянович
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИНГВОСЕНСОРИКИ: СЕМАНТИКА ВОСПРИЯТИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ЯЗЫКОВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КАТЕГОРИИ ПЕРЦЕПТИВНОСТИ / СИМОНА КОРЫЧАН-КОВА, ЛАРИСА КРЮКОВА, АННА ХИЗНИЧЕНКО. BRNO: MASARYKOVA UNIVERZITA, 2016. 236 с.
Аннотация. Коллективная монография обобщает результаты современных исследований специфики языковых средств репрезентации перцептивных процессов. Основное внимание авторов сосредоточено на изучении проблемы вербализации индивидуально-авторского восприятия в поэтическом дискурсе. Обосновывается суждение о том, что совокупность языковых маркеров, создающих перцептивные образы в поэтических текстах, формирует семантическую структуру последних, отражает особенности авторского идиостиля и идиолексико-на, воплощает определенные фрагменты национальной картины мира. В качестве материала рассматриваются произведения представителей Серебряного века: В. Соловьева, Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Бржезины. Книга является результатом плодотворного сотрудничества кафедры русского языка и литературы Университета им. Масарика (Брно, Чехия) и кафедры русского языка Томского государственного университета (Томск, Россия). Ключевые слова: лингвосенсорика, семантика восприятия, категория перцеп-тивности, поэтическая картина мира, поэтический дискурс, Серебряный век.
Рецензируемая книга посвящена рассмотрению проблемы вербализации перцептивности - структурно-семантической и гносеологической категории, позволяющей осуществлять комплексный и разноаспектный анализ речевой структуры текста с точки зрения особенностей ее выражения и функционирования в поэтическом тексте. Выявление специфики «восприятия объектов окружающего мира во всей полноте чувственных впечатлений» (с. 77), проявляющейся в языковой картине мире авторов, - вот что является ос-
новным объектом изучения в данной монографии. Функционирование языковых средств выражения перцептивной семантики в поэтическом тексте, как справедливо отмечают авторы монографии, имеет ряд особенностей в силу того, что, во-первых, восприятие осуществляется сквозь «двойную» призму - автора и лирического героя, во-вторых, в поэтическом тексте наблюдается «приращение» смыслов, «повышенная содержательность и плотность» (с. 62), поскольку вырастает функциональная значимость каждого слова.
Предметом исследования в монографии является речевой строй произведений представителей Серебряного века, рассматриваемый в проблемном поле лингвосенсорики. В. Соловьев, Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Ахматова, О. Бржезина - авторы, чей индивидуальный стиль ярок, узнаваем. Это признанные мастера художественной детали, находящей свое текстовое воплощение, в частности, в описании субъективного опыта человека, полученного в результате деятельности пяти органов чувств, часто - проявляющих себя совокупно (явление синестезии). Для поэтов Серебряного века крайне важна опора именно на сенсорный канал передачи информации, что отмечается многими исследователями их творчества. Как справедливо пишут авторы работы, в поэзии Серебряного века чувственному восприятию подвергается не только «реальная» действительность, но и «область снов, воображения, воспоминаний, эмоций» (с. 48). В связи с этим в процессе текстовой коммуникации возрастает роль «метафоризации окружающей действительности, транспозиционных переносов, тенденции к использованию различных средств художественной выразительности, к раскрытию тех или иных тем, идей, лирических образов» (там же). Особое внимание в связи с этим уделяется анализу окказиональной лексики, авторских метафор и синестетизмов (с. 78).
Глубина и сложность предмета исследования определили многоаспектную актуальность рецензируемой книги, в которой осмысляются проблемы, значимые для целого ряда научных направлений современной лингвистики. Для семасиологии и прагматики важным является рассмотрение диктумно-модусного зна-
чения лексических и синтаксических единиц во всех типах дискурсивных практик, в данном случае - в рамках художественно-эстетической сферы коммуникации. В аспекте теории текста исследование интересно своей нацеленностью на изучение способов выражения авторской интенции, репрезентации картины мира автора и анализ структуры поэтического текста. Психолингвистический подход в работе становится очевидным в связи с рассмотрением речевых особенностей конкретных субъектов восприятия, выбор которых определяет специфику лингвистических средств выражения чувственного восприятия в поэтическом дискурсе, а также необходимостью типологизации и научного описания вариантов лирических героев как субъектов восприятия. С точки зрения положений коммуникативной стилистики текста работа актуальна углублением представления о специфике идиостиля автора, проявляемой посредством анализа языковых единиц с перцептивной семантикой. Проблематика монографии лежит также в плоскости лингвокогнитивных исследований: языковые средства экспликации чувственного восприятия определяются авторами не только в качестве значимых для семантической организации текста единиц, но и активно участвующих в текстообразовании и формировании картины мира автора. Более того, языковые средства с перцептивной семантикой участвуют в создании национальной картины мира на уровне отдельных ее фрагментов.
В своем исследовании авторы монографии исходят из базовых методологических принципов анализа высказываний с позиций семантического синтаксиса (Ш. Балли, Э. Бенвенист, Г.А. Золотова, Е.В. Падучева, Т.В. Шмелева и др.). При этом обнаруживают интересные закономерности смысловой организации поэтических текстов авторов - представителей Серебряного века, проявляющиеся в соотнесенности с основными положениями активно развивающейся сегодня науки лингвосенсорики (О.Ю. Авдевнина, А.В. Двизова, И.Ю. Колесов, Л.Б. Крюкова, ИГ. Рузин, Е.В. Урысон, В.К. Хар-ченко и др.). В частности, в работе находят свое подтверждение неоднократно высказываемые специалистами тезисы о неравномерной представленности различных типов восприятия в рус-
ской языковой картине мира, приоритете зрительного канала в когнитивной системе перцепции, распространенности случаев синестезии.
Новизна издания заключается в актуализации идиостилевого аспекта в рассмотрении перцептивной картины мира поэтов -представителей Серебряного века, как значимого фрагмента их индивидуальной картины мира.
Очевидна хорошая проработанность методологии исследования, позволяющей верифицировать его результаты и представить их во всей полноте. Логика размышлений авторов репрезентируется на определенных этапах работы с поэтическими текстами. Основным приемом выступает моделирование. Анализируя заявленную проблематику в рамках идиосистемы конкретного поэта, каждый автор выделяет доминантный канал восприятия (зрительное, слуховое и другое восприятие) и обосновывает свой выбор. Далее на основании критерия частотности выявляется преобладающий способ вербализации образа (зрительного, звукообраза и др.) сквозь призму данного канала восприятия. В итоге делается вывод об идиостилевых и идиолексических особенностях авторской перцепции, воплощенной в поэтическом дискурсе.
Например, в разделе монографии, посвященном рассмотрению способов и средств создания перцептивных образов в поэтических текстах М. Цветаевой, учеными предлагается структурно-семантическая модель дискурсивного развертывания зрительного восприятия (выражение глаз и направление взгляда), характерная для индивидуальной манеры данного автора. В качестве языковой особенности обосновывается предпочтение в выборе лексемы-номината зрительного образа - «глаза». В поэзии Цветаевой, по мнению исследователей, содержится «большое количество конструкций, включающих лексему глаза в разных синтаксических позициях...» (с. 47). При этом отмечается, что, «сохраняя свое основное значение ("орган зрения"), лексема получает массу контекстуальных наращений, превращаясь в «субъективное» авторское слово» (там же). Модель зрительной перцепции, представленной в поэтическом дискурсе Цветаевой на уровне анализа лексических
средств, включает также такие составляющие, как характер субъекта / объекта восприятия (эксплицированный или имплицированный), способ выражения перцептивной семантики (предикативный, непредикативный), характер семантики слова-маркера (прямое или переносное значение).
Работа характеризуется безусловной теоретической и практической значимостью. Авторы делают акцент на рассмотрении семантических и функциональных свойств языковых единиц с перцептивной семантикой, что отвечает требованиям антропоцентрично-сти, текстоориентированности и мультидисциплинарности современной научной парадигмы. Не вызывают сомнений высказанные автором утверждения о тексто- и смыслообразующей функции перцептивной лексики и ее участии в моделировании картины мира поэтов. Исследователи расширяют представление об идиостиле автора речевого произведения за счет приобщения к общему перечню маркеров индивидуальной специфики языковых репрезентантов перцепции, участвующих в создании картины мира автора. Самым непосредственным образом сказанное относится на счет авторов - представителей Серебряного века, являющихся, по мнению большинства исследователей, одними из наиболее сенсоро-центричных русских поэтов-классиков.
Использование изложенных в монографии результатов возможно в научно-исследовательской работе для дальнейшего развития предложенной концепции, например, в лексикографическом и коммуникативно-прагматическом направлениях. Ее материалы могут найти применение в сфере высшего образования при подготовке курсов по лексикологии, синтаксису и стилистике русского языка, текстоведению, филологическому анализу художественного текста, спецкурсов и факультативов, связанных с изучением особенностей поэтики и стилистики произведений авторов Серебряного века.
На наш взгляд, издание коллективной монографии «Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности» в силу актуальности рассматриваемой в ней проблематики вносит вклад в развитие теории и методологии современной теории линг-
восенсорики, имеет несомненную значимость для целого ряда направлений фундаментальной и прикладной лингвистики и будет востребована в кругу специалистов.
MODERN RESEARCH IN THE FIELD OF LINGUOSENSORICS: SEMANTICS OF PERCEPTION AND WAYS OF ITS LINGUISTIC EMBODIMENT IN THE POETIC TEXT. BOOK REVIEW: POETIC PICTURE OF THE WORLD THROUGH THE PRISM OF THE CATEGORY OF PERCEPTIVITY / KO-RYCHANKOVA SIMONA, KRYUKOVA LARISSA, KHIZNICHENKO ANNA. BRNO: MASARYKOVA UNIVERZITA, 2016.
Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing, 2018, 18, pp. 169-174. DOI: 10.17223/23062061/18/9
Kuryanovich Anna V., Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Key words: linguosensorics, semantics of perception, category of perceptivity, poetic picture of the world, poetic discourse, Silver Age.
The book summarises modern studies of the specificity of linguistic means of perceptual processes representation. The researchers focus on the verbalisation of the poet's individual perception in the poetic discourse and argue that the totality of linguistic markers creating perceptual images in poetic texts forms its semantic structure and reflects the poet's individual style and lexicon, thus embodying certain fragments of the national picture of the world. The research is based on works of the Silver Age poets: V. Soloviev, B. Pasternak, M. Tsvetaeva, A. Akhmatova, O. Brezina. The book is the result of a fruitful cooperation between the Department of Russian Language and Literature of the Masaryk University (Brno, Czech Republic) and the Russian Language Department of Tomsk State University (Tomsk, Russia).