Научная статья на тему 'Современные исследования проблемы распространения просвещения на Северном Кавказе во второй половине xix - начале XX вв'

Современные исследования проблемы распространения просвещения на Северном Кавказе во второй половине xix - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ПОРЕФОРМЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзалаева К.Р.

В статье рассмотрен историографический аспект проблемы распространения просвещения на Северном Кавказе периода пореформенной модернизации. акцент делается на наиболее значимых современных работах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные исследования проблемы распространения просвещения на Северном Кавказе во второй половине xix - начале XX вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

8. Тхостов Д.Р. К истории развития здравоохранения в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1971.

9. Грибанов Э.Д. К истории здравоохранения Северной Осетии в первые годы советской власти. Орджоникидзе, 1958.

10. Аликова З.Р., Гурциев О.Н., Салбиев К.Д. Очерки истории здравоохранения. Владикавказ. 1995.

11. Тотоев М. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе: Госиздат, 1957. 364 с.; Он же. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977. 192 с.; Он же. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963.

12. Хачиров А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964.

13. Хоруев Ю.В. Печать Терека и царская цензура. Орджоникидзе, 1971.

14. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. В 2 ч. Ч. I. Орджоникидзе, 1983.

15.Фидарова Р.Я. Художественная культура осетинского народа.М.:Наука, 2007.

16. Кусов Г.И. Встречи со старым Владикавказом. Владикавказ, 1999; Он же. Вокруг Коста. Орджоникидзе: Ир, 1979.

17. Гассиев А.А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992.

© Дзалаева К.Р., 2015

УДК 930.02

К.Р. Дзалаева

к.и.н., старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация

В статье рассмотрен историографический аспект проблемы распространения просвещения на Северном Кавказе периода пореформенной модернизации. акцент делается на наиболее значимых современных работах

Ключевые слова

Северный Кавказ, пореформенная модернизация, просвещение, образование, историография

Модернизационные процессы периода второй половины XIX - начала XX вв. привели к трансформации традиционной системы ценностей, мировоззрения и мировосприятия у народов Северного Кавказа, которые, активно вступая в новый период своего социально-культурного развития, стали вовлекаться в торгово-промышленные отношения, все больше отдаляясь от прежних устоев жизни. Это способствовало формированию в обновляющемся северокавказском социуме принципиально новых требований к индивиду. Одной из важнейших потребностей стало получение образования, приобретение навыков и знаний, необходимых в быстро меняющихся условиях жизнедеятельности. В связи с этим, в качестве одного из важнейших основополагающих приоритетов в деле интеграции Северного Кавказа в империю и утверждению основ российской государственности выступило распространение просвещения, которое, помимо задачи распространения грамотности среди местного населения, решало бы и задачи идеологического воспитания. В силу того, что процесс распространения просвещения северокавказских народов стал отправной точкой их последующего взаимодействия с российским государством, научный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

интерес к нему не угасает и в наши дни. Современная познавательная парадигма, сформировавшаяся в постсоветский период, актуализировала изменения тематики научных изысканий, в основу которых лег комплексный междисциплинарный подход к исследованию общественно-политических, социально-экономических и социокультурных процессов. Существенно расширились предметное поле, цели и задачи исследований, а их результаты позволяют составить целостное представление о проблеме. Особое внимание обращают на себя труды, посвященные социально-культурному взаимодействию России и Северного Кавказа, по сути, запустившие процесс распространения просвещения в регионе. Так, Т.Е. Дзеранов в работе "Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII - начале XX вв." подвергает изучению деятельность православной церкви в Северной Осетии, ее роль в становлении народного образования, влияние русской культуры на развитие духовно-религиозных процессов в Осетии в 60-90-е гг. XIX века, развитие культуры осетинского народа в пореформенный период [1]. Глубокое понимание феномена северокавказского просветительства содержат фундаментальные исследования С. А. Айларовой «Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль»[2] и «Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации»[3], в которых исследуется история северокавказской общественной мысли XIX века в контексте процесса модернизации горских обществ, дается анализ общих черт в духовной жизни горцев в рассматриваемый период, а просвещение горских народов рассматривается сквозь призму приобщения их к российской государственности, формирования новой трудовой этики и хозяйственной культуры. Интерес также представляет авторская периодизация просветительского движения в крае, в рамках которой выделен особый народнический этап в развитии идейно-умственного движения в регионе. Н.О. Блейх в научном труде "Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)" рассматриваются вопросы социокультурного генезиса и эволюции горского просветительства, его вклад в культурное строительство края, выявлены и подвергнуты анализу и систематизации общие и специфические тенденции, условия и факторы развития просвещения на Северном Кавказе второй половины XVIII - начала XX вв. В числе прочего, автор приходит к выводу, что просвещение у горцев стало возможным в силу региональной политики интегративного вмешательства России, а социально-экономические и политические прогрессивные перемены, происходившие после присоединения Северного Кавказа к империи, ускорили подъем общественно-политического движения, создав благоприятные условия для развития научной и просветительской мысли, объединив общечеловеческие идеи Просвещения и национальных культурных традиций [4].

Важный вклад в изучение проблемы распространения просвещения среди северокавказских народов внес А.Б. Созаев, рассмотрев в своем научном труде "Народное образование в Терской области в 60-х гг. XIX в. - 1917 г." совокупность форм, методов и средств формирования государством и частными лицами системы народного образования в регионе. В работе использован подход к российской истории образования как к части отечественной истории и культуры, выдвигающей приоритеты неразрывности педагогического и антропологического, педагогического и социокультурного принципов анализа историко-педагогического процесса. В сочетании с принципами историзма, научности, объективности этот подход обеспечивает понимание идеи взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических, национальных, педагогических, объективных и субъективных факторов в становлении и развитии народного образования в Российской империи. А.Б. Созаев аргументировано акцентирует внимание на таких аспектах проблемы, как формирование Кавказского учебного округа и его роль в развитии образования, деятельность Дирекции народных училищ Терской области, развитии системы светского и религиозного образования в регионе, одноклассные министерские сельские училища, динамика численного и качественного состава преподавателей, церковно-приходские школы, мусульманские религиозные школы, возникновение реального и специального образования (реальные мужские и женские училища), формирование специальных учебных заведений [5].

Тенденциям развития и реформы системы народного просвещения России в XIX начале XX века, изучению основных направлений политики государства в сфере образования и просвещения, созданию и функционированию закрытых образовательных учреждений для привилегированных сословий, становлению

МЕЖДУНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

и эволюции системы образования на Ставрополье, предпосылкам зарождения и особенностям развития сферы народного просвещения в Кавказской области, возникновению Ставропольской гимназии и организации ее деятельности в первой половине XIX века, специфике и результатам работы средней школы Ставрополья в период второй половины XIX - начала XX вв. посвящена работа Русак С.Н. "Становление и развитие среднего образования на Ставрополье в условиях реформирования системы просвещения в XIX -начале XX вв. (На примере Ставропольской мужской гимназии)" [6].

Процесс становления и развития светского образования в регионе также рассмотрен и в научном труде Ф.Н. Халиловой "Роль России в становлении и развитии светского образования в Дагестане во второй половине XIX - начале XX вв."[7]. Автор стремится обосновать и проанализировать тенденции и основные характеристики этапов становления и развития системы светского образования в Дагестане, в связи с чем им были исследованы такие вопросы проблемы, как влияние социально-политических и педагогических факторов на становление системы светского образования, особенности образовательного процесса в средней школе Дагестана в 90-е годы XIX века, государственная политика и региональные особенности возникновения образовательного процесса в Дагестане, педагогические кадры и материальная база средних учебных заведений и др. Ф.Н. Халилова приходит к выводу, что роль России в создании системы светского образования в Дагестане была решающей.

Возрастающий интерес народов Северного Кавказа к просвещению, с одной стороны, все более открывающийся им доступ к получению светского образования закономерно привели к формированию местной интеллигенции, в дальнейшем выступившей транслятором российского просветительства. Этому важнейшему социально-культурному страту северокавказского общества посвящен целый ряд современных работ. Наиболее интересный подход к проблеме представлен в монографии Э.Ш. Гутиевой "Социокультурное развитие пореформенной Осетии (вторая половина XIX - начало XX вв.)", посвященной одному из главных факторов социокультурного формирования осетинского социума в период пореформенной модернизации - национальной осетинской интеллигенции. В работе предпринята попытка воспроизвести общественно-культурную среду, ставшую предпосылкой возникновения интеллигенции из числа осетин, проведена ее профессиональная классификация, определена ее роль в историко-культурном процессе пореформенной Осетии [8].

Истории формирования кабардинской интеллигенции, ее деятельности в области развития культуры своего народа и адыгов в целом, участия в национальном самоопределении народов Северного Кавказа в годы гражданской войны посвящено исследование "Кабардинская интеллигенция в конце XIX - начале XIX вв." И.С. Бичиевой. Опираясь на результаты своих изысканий, автор утверждает, что формирование кабардинской интеллигенции происходил под воздействием социально-политических преобразований царского правительства, развития в крае новометодного и светского образования, повышения образовательного ценза в силу общедоступности среднего профессионального и высшего образования за пределами Кабарды и взаимодействию с представителями русской интеллигенции [9]. Список использованной литературы

1. Дзеранов Т.Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII - начале XX вв.: Диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13. Махачкала, 2001. - 202 с.

2.Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90-х гг. XIX в. Владикавказ: Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова, 2002. - 212 с.

3. Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. Владикавказ: Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова, 2003. - 365 с.

4. Блейх Н.О. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.): Диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02. Владикавказ, 2009. - 383 с.

5. Созаев А.Б. Народное образование в Терской области в 60-х гг. XIX в. - 1917 г.: Диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02. Владикавказ, 2009. - 200 с.

6. Русак С.Н. Становление и развитие среднего образования на Ставрополье в условиях реформирования системы просвещения в XIX - начале XX века: На примере Ставропольской мужской гимназии: Диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02. Пятигорск, 2005. - 178 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

7. Халилова Ф.Н. Роль России в становлении и развитии светского образования в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков: Диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02. Махачкала, 2009. - 182 с.

8. Гутиева Э.Ш. Социокультурное развитие пореформенной Осетии (вторая половина XIX - начало XX вв.): монография. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2013. - 236 с.

9. Бичиева И.С. Кабардинская интеллигенция в конце XIX - начале XX веков. Диссертация... кандидата исторических наук. 07.00.02. Нальчик, 2006. - 176 с.

© Дзалаева К.Р., 2015

УДК 908

И.А. Медяник

студент факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

МУРМАНСК: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация

Статья посвящена интересным фактам, легендам и достопримечательностям Мурманской области.

Ключевые слова история, Мурманск, культура, легенда

Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

Мурманская область располагается на северо-западе Российской федерации, образовалась в 1938 году 28 мая. Граничит с Карелией, с Финляндией и с Норвегией.

«Мурманами» русские люди называли норвежцев, норманнов. Слово «мурман» произошло от слова «norman», то есть в переводе со скандинавских языков означает «северный человек» [2]. Позднее это название было перенесено и на землю, где происходили события с участием иностранцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, соседнее с Норвегией, а затем и весь Кольский полуостров. Соответственно, название «Мурманск» означает «город на Мурмане».

Начнем с самого мистического и загадочного места, куда стягиваются туристы для просмотра этого неописуемого места - "Сейдозеро". Знаменито оно тем, что по поверьям считается, что там обитали Саамские шаманы. Название озера произошло от Саамского слова "Сейд", так называют священные камни, в которых по рассказам обитают духи и души умерших шаманов.

Следующее интересное место - каменный лабиринт "Вавилон". Рядом с городом Кандалакша, расположено уникальное место - каменный лабиринт, возраст которого превышает 2000 лет до нашей эры. О назначении его ходят различные слухи, истинного значения никто не знает. Одна из гипотез, что этот лабиринт служил для ритуалов, призыва удачи Саамских рыбаков и охотников.

А название тоже появилась неспроста. По мнению многих источников, название этого место происходит от легендарного островного "Авалон", где обитали феи.

Следующая достопримечательность это- Мыс корабль или Аметистовый берег. Мыс корабль - это заброшенное место, где находятся аметисты на побережье Белого Моря. Другое название этого места -Аметистовый Берег. А с 1986 года это место имеет статус государственного геологического памятника. При желании можно найти на побережье аметистовую щётку, то есть кусок породы с кристаллами аметиста от тёмно-фиолетового до нежно-розового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.