Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХИАТРИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПСИХИАТРИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРОДИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашева М.А., Махкамова Н.С., Акбарова С.Н.

Эффективность проведения занятий всегда зависит от учета специфики проводимого предмета. Статья посвящена описанию различных современных интерактивных методик, которые рекомендуются для занятий по психиатрии в ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERACTIVE METHODS FOR PSYCHIATRY LESSONS

The effectiveness of providing lessons always depends on paying attention to specific features of subject. Article deals with the description of the different modern interactive methods which is used at Psychiatry lessons in High Schools.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХИАТРИИ»

организационных структур. Однако неопределенность современного мирового развития повышается. Такие классические понятия как биполярность, моноцентризм, центр-периферия относятся к истории 20 в.

В процессе ускорения роста, глобализация способствует увеличению нагрузки на международные и национальные институты. Вследствие неравномерности развития, информационной революции, демографических дисбалансов, экологических проблем, старения населения развитой части мира происходят сильные миграционные потоки, межгосударственные взаимодействия, а также противоречия. Глобализация будет обеспечивать опережающие темпы роста международной торговли в сравнении с ростом уровня ВВП. При этом более быстрый рост будет происходить в сфере обмена коммерческими услугами (маркетинга, инжиниринга, консалтинга, финансовых услуг). В дальнейшем сохранится тенденция устранения продукции низкой и ресурсоемкой технологии из международного товарооборота. В процессе изучения вопросов образования и развития мировой экономики, выявлено, что современная ее система сформировалась относительно недавно. Этим обуславливается малоизученность многих вопросов в данной области, требующих внимательного исследования.

Использованные источники: 1. Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник / коллектив авторов ; под ред. А.С. Булатова. — Москва : КНОРУС, 2017. — 916 с.

УДК 37.02

Эргашева М.А. студент Махкамова Н.С. студент Акбарова С.Н. преподаватель

Ташкентский Педиатрический Медицинский институт СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХИАТРИИ

Аннотация: Эффективность проведения занятий всегда зависит от учета специфики проводимого предмета. Статья посвящена описанию различных современных интерактивных методик, которые рекомендуются для занятий по психиатрии в ВУЗах.

Ключевые слова: педагогическая технология, психиатрия, ситуационная задача, литературные пародии .

Ergasheva M.A., student Tashkent Pediatric Medical institute Makhkamova N.S., student Tashkent Pediatric Medical institute Akbarova S.N., assistant Tashkent Pediatric Medical institute MODERN INTERACTIVE METHODS FOR PSYCHIATRY

LESSONS

Abstract: The effectiveness of providing lessons always depends on paying attention to specific features of subject. Article deals with the description of the different modern interactive methods which is used at Psychiatry lessons in High Schools.

Kee words: educational technology, Psychiatry, case-study, literary parody.

Вопросы подготовки кадров всегда находиться в центре внимания образовательной политики республики Узбекистан. На сегодняшний день система образования опирается на «Стратегию развития Узбекистана на 2017 - 2021 годы», утвержденная президентом РУз Ш.М.Мирзияевым.

Последний год отмечался существенный сдвиг в сторону улучшения качества проведения занятий в вузах. В определенных вузах страны практически введена система наблюдения аудиторных занятий с помощью видеокамер. Занятия, проводимые в этих вузах наблюдаются уже не только самими студентами, а также созданные условия обеспечивают наблюдение (не вторгаясь и не находясь в аудитории во время урока) и обсуждение занятий со стороны специалистов данной сферы. На кафедральных собраниях зафиксированные наблюдения занятий обсуждаются, оцениваются и даются советы, необходимые рекомендации по дальнейшему улучшению эффективности данного занятий.

Процесс образования в медицинских вузах имеет своеобразную, специфическую сторону по сравнению с другими вузами. В медицинских вузах огромное значение имеют цикловые занятия. Все клинические предметы, проводимые в отдельных клиниках и имеющий характер больше практического значения, проводятся именно в виде цикла.

Один из таких клинических предметов является направление психиатрии.

«Психиатрия (др.-греч. уихл (psyche), душа + iaxpsia (iatreia), лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения» [1].

Психиатрию изучают не только в медицинских вузах. Эти знания также необходимы и для психологов, которые обучаются не в медицинских вузах. Усвоение психиатрии со стороны студентов-психологов происходит сложнее, поскольку психиатрия - это клиническая дисциплина. «Знания

психиатрии для студентов психологических факультетов необходимы, поскольку психические расстройства, в особенности так называемая «пограничная» патология, достаточно широко распространены в популяции. Практикующему психологу приходится часто сталкиваться с психопатологическими нарушениями, когда необходимо своевременно направить пациента к врачу-психотерапевту либо психиатру. Кроме того, в настоящее время имеется тенденция в развитии оказания психиатрической помощи с широким применением методов психосоциальной реабилитации» [2].

Для проведения занятий по психиатрии широко рекомендуются использовать ситуационные задачи. «Ситуационные задачи, как известно, способствуют формированию клинического мышления у студентов-медиков. Они широко применяются для контроля сформированности знаний и умений, для их повторения и заучивания» [3].

Ситуационные задачи могут иметь форму литературных пародий. Немало художественные произведения имеют таких героев, которые страдают тем или иным психическим заболеванием, или же в литературах часто описываются психическое состояние, психологические процессы и свойства относительно того или иного героя произведения. Интересный опыт работы по применению литературных пародий был предложен А.В.Голенковым (Чебоксары, Россия, 2009). Автор выпустил хрестоматию с подбором высокохудожественных произведений (преимущественно классиков российской и мировой литературы). В Чувашском Государственном Университете им. И.Н.Ульянова данную хрестоматию использует для проведения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС). Каждый из них после усвоения учебного материала по учебнику должен прочитать рекомендованное художественное произведение и ответить на вопросы (квалификация симптомов и синдромов, определение динамики ПР; сравнение ПР в учебнике и произведении, исключить возникшие противоречия; составить план обследования, беседы с уточняющими вопросами; наметить лечебные мероприятия и др.) [3].

Цель преподавания психиатрии - научить студентов (будущих врачей) отграничивать состояния психического здоровья от нарушений психической деятельности. Причем важно при этом в первую очередь руководствоваться так называемым понятием «презумпция психического здоровья», согласно которому - если мы не имеем убедительных данных о наличии ПР, то человека нужно считать психически здоровым.

Для создания ситуационных задач по психическим расстройствам вполне подходить роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». «Герой романа - Мастер, выпавший из реальной жизни в промежуточное пространство: он не меняет ничего во внешней жизни и не принимает ее, но и не живет в ней. В процессе чтения романа воображаемая реальность

заслоняла реальную действительность. Возникала психотическая защита. Однако при том, что галлюцинаторная явь может иметь для погруженного в нее убедительно яркий и выразительный характер, не следует забывать, что она - плод больного воображения, измененного состояния психики» [5]. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» подходить для обсуждения психических расстройств как бред, галлюцинация, шизофрения. Владимир Колотаев в своей работе «Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как форма психотической защиты» очень подробно описал все психологические и психические стороны романа. Данную работу также можно рекомендовать для решения специально разработанных кейс-стадий.

Занятия по психиатрии могут намного быт эффективные для усвоения психических расстройств с помощью использования таких интерактивных методик как ситуационные задачи и кейс-стади.

Использованные источники:

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.

2. А.В. Баранов. Опыт применения модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости и качества знаний студентов при преподавании психиатрии. Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования. Материалы научно-методической конференции. Чебоксары, 2009, 48-51 стр.

3. А.В. Голенков. Пародий в качестве ситуационных клинических задач по психиатрии и наркологии. Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования. Материалы научно-методической конференции. Чебоксары, 2009, 7-9 стр.

4. О.В. Поплавская, Н.А.Черная, Ю.В. Цыбуля, Е.А.Ванюшина. Интерактивные методы преподавания дисциплины «Психиатрия, наркология» для специальности «Медико-профилактическое дело».

5. Владимир Колотаев. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как форма психотической защиты. (Russian Imago 2001. Исследования по психоанализу культуры. - СПб, 2002. С. 455-482)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.