Научная статья на тему 'Интерактивные методы преподавания психиатрии в медицинском университете'

Интерактивные методы преподавания психиатрии в медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИАТРИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / PSYCHIATRY / EDUCATION / INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Е. А.

Навыки преподавания, как и навыки практической работы, необходимо приобретать и совершенствовать длительное время. Цель преподавателя – донести до студента соответствующие знания, навыки и установки. Статья посвящена инновационным аспектам преподавания психиатрии в медицинском университете с целью повышения эффективности преподавания, мотивировки студентов и повышения заинтересованности выпускников в получении специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараканова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы преподавания психиатрии в медицинском университете»

Е.А. Тараканова

д.м.н., доцент, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии, Волгоградский государственный медицинский университет

E.A. Tarakanova

MD, Associate Professor, Volgograd State Medical University Associate Professor, Department of Psychiatry, Psychotherapy and Addiction

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХИАТРИИ В МЕДИЦИНСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Навыки преподавания, как и навыки практической работы, необходимо приобретать и совершенствовать длительное время. Цель преподавателя - донести до студента соответствующие знания, навыки и установки. Статья посвящена инновационным аспектам преподавания психиатрии в медицинском университете с целью повышения эффективности преподавания, мотивировки студентов и повышения заинтересованности выпускников в получении специальности. Annotation. Teaching skills, as well as practical skills, must be acquire and improve for a long time. The aims of study are to convey the relevant knowledge , skills and attitudes for students. This article is devoted to innovative aspects of teaching psychiatry at the Medical University in order to improve the effectiveness of teaching, motivate students and graduates increased interest in psychiatry.

Ключевые слова: психиатрия, обучение, интерактивные методы. Keywords: psychiatry, education, interactive methods .

Не подвергается сомнению тот факт, что навыки преподавания, как и навыки работы в клинической медицине или навыки участия в клинических исследованиях, необходимо приобретать и оттачивать на практике в течение длительного периода времени. Именно от навыков преподавателя зависит, в первую очередь, соответствие знаний студентов уровню современного развития клинической медицины, а также формирование достойного образа специалиста в этико-деонтологических аспектах медицинской науки и практики.

Еще в 1976 г. Marton, Saljo описали два подхода к образованию - поверхностное и глубокое обучение. Цель поверхностного обучения - запоминание, при этом информация запоминается, но не преобразуется, а в отдаленный период времени студент попросту воспроизводит запомнившийся ему материал. Т.о. главная задача поверхностного обучения - запомнить как можно больше. При глубоком подходе целью обучения является осмысление полученной информации, с размышлением, поиском интеграции отдельных компонентов и задач, усвоение информации в целом[1].

В зависимости от подхода к обучению, соответственно, разнится и роль преподавателя в образовательном процессе. Так, при поверхностном обучении преподаватель выполняет всю работу сам, при глубоком же подходе студент самостоятельно выполняет большую часть работы и принимает большинство решений сам.

К сожалению, на настоящем этапе развития преподавания в университете, зачастую именно поверхностное получение знаний от преподавателя является очень распространенным вариантом образования, несмотря на общеизвестные факты о том, что материал, полученный студентом без самостоятельного осмысления, хорошо воспроизводится им только непосредственно после изучения предмета, а на

отдаленных этапах образовательного процесса такие студенты получают более низкие оценки и чаще проваливаются на экзаменах [2].

Таким образом, оценивая различные подходы студентов к образованию в вузе, в частности, к получению знаний на курсе по психиатрии, хотелось бы акцентировать внимание на некоторых подходах, способных положительно влиять на условно корригируемые ситуационные факторы, определяющие отношение студентов к преподаванию предмета.

Важной задачей является получение обратной связи от студентов, с последующим использованием ее для коррекции проводимых занятий.

Таким образом, целью исследования является сравнительная характеристика различных подходов к преподаванию психиатрии в рамках повышения побуждения студентов к глубокому, а не поверхностному усвоению знаний.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Определить содержание проводимых занятий по психиатрии для студентов 5 курса лечебного факультета в соответствие с рабочей программой дисциплины.

2. Разработать и внедрить в учебный процесс план обучения (17 занятий), используя различные варианты проведения семинарских занятий.

3. Провести текущую оценку знаний студентов по итогам проведенного цикла по психиатрии.

4. Проанализировать полученную от студентов обратную связь с целью оценки эффективности проведенных занятий.

5. Разработать методические рекомендации по проведению практических занятий по психиатрии для студентов 5 курса лечебного факультета, ориентированных на глубокое обучение по предмету.

В соответствие с программой обучения студентов 5 курса лечебного факультета на кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии Волгоградского государственного медицинского университета, цикл состоит из 17 практических занятий. Обучение студентов на кафедре проводится по цикловому расписанию, поэтому использование студентами поверхностного обучения (т.е. запоминания, но не преобразования и осмысления полученной информации), на мой взгляд, является неэффективным в связи с возможным длительным промежутком времени между получением этой информации (например, цикл в сентябре-октябре) и необходимостью ее воспроизведения (экзамен по предмету в январе). Соответственно, во время проведения цикла мне бы хотелось заинтересовать студентов в получении информации по предмету, сориентировать их в источниках получения информации, побудить интерес к самостоятельным занятиям, к психиатрии в целом.

С этой целью все занятия по психиатрии (17 практических занятий) проводятся с использованием различных подходов и методик, а затем, в конце цикла, с помощью обратной связи преподаватель получает информацию о наиболее интересных, наиболее информативных подходах в преподавании психиатрии.

Таким образом, план занятий выгладит следующим образом.

Занятие 1: Организация психиатрической помощи в России. Закон РФ о психиатрической помощи.

Как правило, большинство студентов испытывают определенные трудности в восприятии информации юридического характера (содержание Закона РФ «О пси-

хиатрической помощи»), а также плохо ориентируются в особенностях организации психиатрической помощи, которая несколько отличается от организации помощи в общесоматической службе [3].

В связи с этим, первое занятие носит характер проблемной лекции, с использованием презентации. Предваряя начало мини-лекции, проводится тестирование студентов для определения исходного уровня общих знаний и представлении и психиатрии и изучения особенностей стигматизированного отношения к психическим расстройствам (таблица 1). В ходе занятия студентов разъясняются основные положения Закона, на примерах описываются особенности организации психиатрической помощи в РФ, посещаются отделения стационара с описанием их режимов

[4].

Таблица 1.

Исходное тестирование

Пол М / Ж Возраст

Прочтите, пожалуйста, утверждения о людях с психическими заболеваниями

и сделайте пометку в графе, соответствующей Вашему мнению.

утверждения согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

1 Психические заболевания неизлечимы

2 Лиц с психическими заболеваниями допускают только к примитивной работе

3 Больные не могут жить в браке, воспитывать детей

4 Все психические больные являются инвалидами

5 Большинство психически больных опасны для окружающих

6 Деятельность больного полностью контролируется обществом

Выберите, на Ваш взгляд, п

завильнын ответ из приведенных ниже.

7 Госпитализация больного Самого пациен- По решению Родственников

старше 15 лет в психиатри- та суда

ческий стационар осуществ-

ляется по согласию

8 Пациент может быть госпи- В состоянии Агрессивен по После суици-

тализирован без согласия в опьянения отношению к дальной по-

случае, если он окружающим пытки

9 К психическим расстройствам относятся иллюзии галлюцинации бред

10 Наркомании и токсикомании - это Одно и то же Совершенно разное Не знаю

11 Психиатр и психотерапевт -это Одно и то же Разные специальности Не знаю

12 Эпилепсию должен лечить психиатр невролог Психиатр и невролог

13 Какова частота распространенности шизофрении в популяции 1% 5% 10%

14 После выписки из стациона- Участковому По месту ра- Участковому

ра данные о госпитализации психиатру боты, учебы полицейскому

должны быть направлены

15 Все психически больные должны обязательно лечиться в стационаре Да, несомненно Нет, не обязательно Не знаю

16 После черепно-мозговой травмы у человека может развиться Эпилептические припадки слабоумие шизофрения

17 К психотропным препаратам элениум эгилок эглонил

относятся

18 Если у иностранного гражданина, проживающего в России, развивается психическое расстройство, он Подлежит госпитализации и лечению Должен быть сразу отправлен в свою страну Не знаю

Занятие 2: Расстройства восприятия, мышления. Бредовые идеи, критерии определения бреда, систематика. Бредовые синдромы.

Занятие проводится в форме собеседования. Студенты готовятся дома к занятию, а затем в ходе беседы группы и преподавателя проводится обобщение основных клинических характеристик симптомов и синдромов. На занятии приветствуется активное участие в беседе. Студенты, проявившие наибольшую активность в ходе занятия, поощряются дополнительными баллами.

Занятие 3: Патология памяти, внимания, интеллекта. Корсаковский синдром. Умственная отсталость и деменция. Психоорганический синдром. Эмоциональные расстройства.

Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Перед началом занятия студенты делятся на две команды, путем случайной выборки (чтобы избежать группирования студентов на «сильных» и «слабых»). Преподавателем заранее готовятся вопросы к игре. Победившая команда получает поощрительные баллы.

Занятие 4: Нарушения сознания и самосознания. Синдромы нарушения сознания. Двигательно-волевые расстройства. Кататонический синдром.

Занятие проводится в форме самостоятельного изучения литературы, в том числе, дополнительной, которую может предоставить преподаватель, а затем производится тестирование группы студентов по теме проводимого занятия.

Занятие 5: Неврозы, основные клинические формы, их течение, фармако- и психотерапия. Реактивные психозы.

Студентам заранее предоставляются темы для подготовки устных докладов, каждый из них раскрывает один из узких вопросов изучаемой темы, слушатели конспектируют и задают дополнительные вопросы [5].

Занятие 6: Расстройства личности (психопатии).

Занятие проводится в форме семинара-дискуссии. Проблема расстройств личности до сих пор неоднозначно трактуется в отечественной и зарубежной медицинской литературе, в связи с этим именно данное практическое занятие наиболее целесообразно провести в форме дискуссии, с целью выслушать мнение и точку зрения каждого из студентов по проблеме.

Занятие 7: Современные представления о шизофрении (этиология и патогенез, классификация).

Проводится в форме конференции. Студенты заранее делятся на две группы. Первая группа - «журналисты», они готовят вопросы по теме практического занятия. Вторая группа - «интервьюеры», они готовятся отвечать на вопросы «журналистов».

Занятие 8: Шизофрения: клинические формы, принципы терапии, реабилитации больных.

Проводится мастер-класс. Преподаватель представляет основной блок информации, с использованием презентации, демонстрацией пациентов и клинических историй болезни [6].

Занятие 9: Психические расстройства при эпилепсии.

Занятие проводится в форме пресс-конференции, на которой вся студенческая группа задает вопросы преподавателю.

Занятие 10: Аффективные расстройства. Биполярное аффективное расстройство. Циклотимия. Эндогенная и соматизированная депрессия.

Занятие проводится с использованием творческих заданий для студентов. В рамках тематики это может быть составление кроссвордов, создание презентаций, аудио - или видеоматериалов. Занятие стимулирует креативность и позволяет усилить творческий потенциал студентов, при этом, не забывая о получении знаний.

Занятие 11: Психотерапия. Отдельные методы психотерапии, применяемые для лечения пограничных расстройств [7].

Занятие проводится в форме тренинга. В принципе, тренинг является одной из разновидностей групповой психотерапевтической работы, что как нельзя более удачно соответствует теме проводимого занятия. Обычно данной занятие вызывает особый интерес студенческой группы. Проведение тренинга позволяет не только разобрать теоретические вопросы психотерапии, но и отработать конкретные навыки, повысить уровень сплоченности студенческой группы, а также, при необходимости, разрешить некоторые частные психологические проблемы конкретного студента.

Занятие 12: Органические психические расстройства (этиопатогенез, классификация, клиника, терапия).

Занятие проводится в форме деловой клинической игры. На подготовительном этапе игры выбирается ситуация, требующая привлечения врачей многих специальностей, чему более всего и соответствует тема текущего занятия [8]. Преподавателем составляется сценарный план игры (например, поступление в психиатрический стационар пациента в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы), определяется набор ролей, подготавливается реальная медицинская документация. После проведения игры обязательным является экспертный разбор и получение обратной связи от каждого участника игры.

Занятие 13: Алкогольная зависимость. Патогенез. Эпидемиология. Клиника. Изменения личности при алкогольной зависимости. Принципы терапии, профилактика. Алкогольные психозы, клиника, диагностика, терапия.

Занятие проводится на основе анализа видео-, аудиоматериалов, т.к. в стационаре психиатрического профиля, где проходят занятия, практически отсутствуют подобные пациенты. Для проведения занятия у преподавателя имеется набор видео- и аудиозаписей.

Занятие 14: Наркомании и токсикомании, определения понятий. Эпидемиология. Общая характеристика. Употребление препаратов опийной группы, конопли. Кокаиномания.

Занятие по проблемам злоупотребления психоактивными веществами проводится в форме регламентированной дискуссии. Преподавателем формируются 2 команды, которые в течение 20-30 минут обсуждают свои выступления, выбирают докладчиков. Далее команды представляют свои выступления, получают вопросы от другой команды, дают на них ответы, возражения и дополнения, резюмируют.

Занятие 15: Барбитураты, отнесенные к наркотикам. ЛСД и галлюциногены. Сравнительно-возрастные особенности наркоманий, токсикоманий. Терапия, профилактика и реабилитация больных наркоманиями и токсикоманиями.

Занятие проводится с использованием методики «Ученик в роли учителя».

До занятия выбранный студент - «преподаватель» индивидуально обсуждает с преподавателем тему занятия, объем и содержание предоставляемого материала, составляет план занятия и его технологическую карту. В ходе занятия этот студент выполняет роль преподавателя, и обучая, и контролируя знания своих товарищей. Естественно, это требует углубленного изучения материала со стороны студента -«преподавателя».

Занятие 16: Принципы терапии психических заболеваний. Основные виды биотерапии.

Занятие проводится на примере решения ситуационных клинических задач. На основании условия задачи (основанного на реальных выписках из историй болезни) студенты должны дать ряд ответов-решений, касающихся постановки диагноза и определения тактики лечения больных.

Занятие 17: Итоговое занятие. Подготовка и защита истории болезни.

Проводится собеседование, компьютерное тестирование, защита клинических историй болезни. Кроме того, на последнем занятии получается обратная связь от студентов о ходе проведения цикла.

Заключение.

Первым этапом работы является четкое определение цели и задач занятия. При этом они должны соответствовать понятию «SMART» (specific - конкретные, meaningful - значимые, appropriate - адекватные, realistic - реалистичные, testable -поддающиеся проверке; Butcher, 1996).

Итак, учитывая большие объемы материала для студентов медицинских вузов, в первую очередь необходимо решить вопрос о содержании преподаваемого курса в целом. До начала проведения занятий методы преподавания должны быть хорошо спланированы и согласовываться с целями, задачами и содержанием. Для того, чтобы поддерживать интерес и мотивацию студентов к учебе, возможно использование аудиовизуальных вспомогательных средств (печатный материал, слайды, маркерные доски, таблицы и плакаты, фотоматериал, теле- и радиопрограммы, аудио- и видеозаписи, интерактивные видеозаписи), различных техник (академические лекции, лекции по проблеме, мастер-классы, интерактивные методы обучения, клинические разборы, практические конференции).

Важным компонентом процесса обучения является оценка знаний студентов (постоянная - во время занятий, дает студенту немедленную обратную связь, и официальный контроль - во время экзамена).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, как обучение в медицинском университете, так и процесс преподавания, являются сложными процессами, однако тщательное планирование и внимательное отношение к некоторым достаточно простым вопросам могут трансформировать их в ценный опыт для студента и преподавателя.

Список источников:

1. StephenCurran, PeterC.W.BowieПреподавание психиатрии студентам медицинских учебных заведений // AdvancesinPsychiatricTreatment. -1998. -vol.4 -p. 167-171.

2. Hany George El-Sayen, S.Budd, R.Waller How to win the hearts and minds of students in psychiatry // The Royal College of Psychiatrists. -2006.

3. Тараканова Е.А. Психиатрия и правовое законодательство //Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2012. - Т. 2.- №11. - С. 891.

4. Тараканова Е.А. Этические проблемы в психиатрической практике // Биоэтика. -

2009.- №1.- С. 20-23.

5. Оруджев Н.Я., Тараканова Е.А. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2008.- №2. - С. 3-6.

6. Тараканова Е.А. Интегративная взаимосвязь качества жизни, самостигматизации и реабилитации больных шизофренией //Медико-социальная экспертиза и реабилитация.-

2010.- №2. - С. 27-29.

7. Можаров Н.С., Тараканова Е.А. Создание психотерапевтических программ профилактики аддикций у детей // Научное обозрение. - 2013.- №3. - С. 48-50.

8. Осадший Ю.Ю., Оруджев Н.Я., Сентябрев Н.Н., Тараканова Е.А. Медико-социальная характеристика больных с психоорганическим синдромом в периоде отдаленных последствий экзогенно-органических расстройств //Современные проблемы науки и образования. - 2012.- №6. - С. 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.