Научная статья на тему 'Современные инструменты образования как фактор удовлетворения потребностей предприятий'

Современные инструменты образования как фактор удовлетворения потребностей предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ВУЗ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EDUCATION QUALITY / REFORMING / SPECIALISTS / UNIVERSITY / TRANSFORMATION / METHODS AND TOOLS OF EDUCATION / ANDRAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Назира Ибрагимовна

Высшее образование сегодня развивается в условиях жесткой конкуренции. Грамотное позиционирование деятельности важнейший фактор успеха на рынке. Качество образования является определяющей позицией в конкурентной борьбе отечественных и зарубежных ВУЗов. В статье рассматривается ключевая роль качества образовательного процесса, которое развивает нравственные, духовные, творческие качества людей и удовлетворяет личные, групповые и общественные потребности, в частности, потребности компаний. Высшее образование в сфере образовательных услуг имеет особую значимость, так как подготавливает кадры непосредственно для работы в разных отраслях народного хозяйства. Реформирование высшего образования в РФ продолжается по настоящее время, ставит перед ВУЗами задачу поднять качество образовательного процесса до уровня мировых стандартов. Важным шагом в улучшении образовательной деятельности, повышении качества образования в вузе является интеграция науки и учебного процесса, что позволяет в значительной мере улучшить процессы формирования квалификаций выпускников. Критерии качества высшего образования в разных странах существенно отличается, хотя ключевые позиции сохраняются во многих образовательных системах. Однако в образовательной системе накопилось большое число проблем, которые снижают престиж высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Назира Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION TOOLS AS A FACTOR IN MEETING THE NEEDS OF ENTERPRISES

Higher education today is developing in a highly competitive environment. Competent positioning of activity is the most important success factor in the market. The quality of education is a defining position in the competition of domestic and foreign universities. The article discusses the key role of the quality of the educational process, which develops the moral, spiritual, creative qualities of people and satisfies personal, group and social needs, in particular the needs of companies. Higher education in the field of educational services is of particular importance, as it prepares personnel directly for work in various sectors of the national economy. The reform of higher education in the Russian Federation continues to the present, sets a task for higher education institutions to raise the quality of the educational process to the level of world standards. An important step in improving educational activities, improving the quality of education at a higher education institution is the integration of science and the educational process, which makes it possible to significantly improve the processes of the formation of qualifications of graduates. The criteria for the quality of higher education in different countries differs significantly, however, key positions remain in many educational systems. However, the educational system has accumulated a large number of problems that reduce the prestige of higher education

Текст научной работы на тему «Современные инструменты образования как фактор удовлетворения потребностей предприятий»

• выработка политики сотрудничества министерств и ведомств с вузами в вопросе создания профильных краткосрочных программ переподготовки и повышения квалификации;

• развитие лин-компетенций лиц, обучающихся в рамках профильных образовательных программ («государственное и муниципальное управление»).

Список литературы:

1. Вумек, Джеймс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 472 с.

2. Голдсби, Томас Бережливое производство и 6 сигм в логистике. Руководство по оптимизации логистических процессов / Томас Голдсби, Роберт Мартиченко. - М.: Гревцов Паблишер, 2016. - 416 с.

3. Джордж, Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 868 с.

4. Рассел, Джесси Бережливое производство / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 170 с.

5. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхут-динов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 672 с.

УДК: 378.4 ББК: 74.4

Магомедова Назира Ибрагимовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Magomedova Nazira Ibrahimovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of «Finance and Credit», Dagestan State University of National Economy

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

MODERN EDUCATION TOOLS AS A FACTOR IN MEETING THE NEEDS OF ENTERPRISES

Высшее образование сегодня развивается в условиях жесткой конкуренции. Грамотное позиционирование деятельности - важнейший фактор успеха на рынке. Качество образования является определяющей позицией в конкурентной борьбе отечественных и зарубежных ВУЗов. В статье рассматривается ключевая роль качества образовательного процесса, которое развивает нравственные, духовные, творческие качества людей и удовлетворяет личные, групповые и общественные потребности, в частности, потребности компаний. Высшее образование в сфере образовательных услуг имеет особую значимость, так как подготавливает кадры непосредственно для работы в разных отраслях народного хозяйства. Реформирование высшего образования в РФ продолжается по настоящее

время, ставит перед ВУЗами задачу поднять качество образовательного процесса до уровня мировых стандартов. Важным шагом в улучшении образовательной деятельности, повышении качества образования в вузе является интеграция науки и учебного процесса, что позволяет в значительной мере улучшить процессы формирования квалификаций выпускников. Критерии качества высшего образования в разных странах существенно отличается, хотя ключевые позиции сохраняются во многих образовательных системах. Однако в образовательной системе накопилось большое число проблем, которые снижают престиж высшего образования.

Ключевые слова: качество образования, реформирование, специалисты, ВУЗ, трансформация, методы и инструменты образования, андрагогиче-ский подход

Higher education today is developing in a highly competitive environment. Competent positioning of activity is the most important success factor in the market. The quality of education is a defining position in the competition of domestic and foreign universities. The article discusses the key role of the quality of the educational process, which develops the moral, spiritual, creative qualities of people and satisfies personal, group and social needs, in particular the needs of companies. Higher education in the field of educational services is of particular importance, as it prepares personnel directly for work in various sectors of the national economy. The reform of higher education in the Russian Federation continues to the present, sets a task for higher education institutions to raise the quality of the educational process to the level of world standards. An important step in improving educational activities, improving the quality of education at a higher education institution is the integration of science and the educational process, which makes it possible to significantly improve the processes of the formation of qualifications of graduates. The criteria for the quality of higher education in different countries differs significantly, however, key positions remain in many educational systems. However, the educational system has accumulated a large number of problems that reduce the prestige of higher education.

Keywords: education quality, reforming, specialists, university, transformation, methods and tools of education, andragogical approach

Система образования - это одна из сфер, которая наиболее подвержена различного рода реформам. Это связано с тем, что постоянно растут требования к специалистам в различных отраслях, появляются новые профессии, а значит, и качество обучения тоже должно улучшаться.

Почти любой работодатель требует сейчас наличия высшего образования от потенциальных сотрудников. И нужно оно вне зависимости от того, идете вы работать продавцом в магазин одежды или программистом в студию веб-дизайна. Но когда дело доходит до практических навыков, у многих возникают проблемы. Ведь получить диплом не значит стать специалистом, надо еще кое-что при этом уметь.

Выполняет свои функции современная система образования или она планомерно превращается в систему профанации? При поиске ответа на этот вопрос выяснилось, что мнения экспертов крайне иллюстративны. По десятибалльной шкале респонденты оценивали качество подготовки выпускников школы, абитуриентов и выпускников вузов.

Россияне признают важность высшего образования в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома сложно построить успешную карьеру и достичь многих жизненных целей. По данным общероссийского исследования [5], более 70% респондентов уверены в необходимости получения высшего образования для самореализации в профессиональной сфере.

Однако следует констатировать тот факт, что, несмотря на рост охваченности населения государства образованием, наблюдается стремительное снижение качества образования, деградация населения усиливается.

Высшее образование вынужденно трансформировалось из бесплатного и качественного в платную услугу, о чем высказался в своих комментариях бывший Министр образования А. Фурсенко. С его точки зрения, профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом. То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен. Количество платных ВУЗов стало огромным, однако в плане подготовки не достаточно качественные, но генерирующие прибыль. Либерал-догматики должны быть удовлетворены. Возникает вопрос об обеспечении потребности в грамотных специалистах, тогда как на самом деле ВУЗы «производят» суррогат. Отреформированная российская система образования вынуждена сегодня ориентироваться не на качество образования, а на прибыль и выживание. [6]

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира (Education Index), Россия по данному показателю находится на 49 месте из 188 возможных, соседствуя с Гренадой, Хорватией и Белоруссией. Этот комбинированный показатель Программы развития ООН является одним из ключевых для определения уровня социального развития (Human Development Index) и строится на основе данных о грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование. [1]

В такой ситуации, когда возросла потребность в повышении качественного продукта ВУЗов (выпускников) по потребительским параметрам потенциальных работодателей в силу «профессионального голода» актуальным становится вопрос о модернизации системы подготовки будущих эффективных специалистов. Главную роль в данном процессе отводится непосредственно педагогу, как формирователю «ценностного продукта» своего ВУЗа. В силу такового важного значения роли преподавателя в повышении эффективности образовательной системы на первый план выступает его подготовка и уровень компетентности, включающие способы, механизмы, инструменты обучения.

В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Образование должно быть непрерывным, т. к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продук-

та социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира». [4]

Бесспорно, вышеуказанное имеет место в современной системе образовательного процесса, в условиях, когда образование и работодатели предъявляют достаточно высокие требования к профессиональным качествам и знаниям потенциальных кандидатов с целью обеспечения конкурентоспособными человеческими ресурсами. В современных условиях развития к образованию, как оказалось, предъявляются новые критерии качества эффективности. Конкурентоспособной должна быть и обучающая организация. Конкурентоспособность в данном случае предполагает ее определение как «самообучающаяся организация» (Маргарет Дейл). Важно отметить, что красной нитью через все теории курса проходит смена традиционного подхода преподавания адаптивного обучения, заключающегося в простой передаче знаний от обучаемого к обучающемуся с некоторой степенью прикладного характера, на андрагоги-ческий подход генеративного обучения, который предполагает творческий подход и обучение «взрослого обучающегося» в роли наставника и консультанта, ориентированного на новое будущее. В результате у обучаемых педагогов возникают новые роли лидера, которые предполагают владение качественно новыми навыками и знаниями.

Далее стоит уделить отдельное внимание традиционному и андрагогическому подходам к учебному процессу. Как было выяснено, педагогика ярко проявляется именно в системе школьного образования, а андрагогический подход применим именно в обучении взрослых. Однако можно отметить, что оба подхода не могут в принципе применяться по отдельности. В результате практического опыта в обучении (не важно где - в школе или в практической деятельности) становится понятно, что существуют эпизоды в обучении, где необходимо применять инструменты педагогического обучения, а есть эпизоды, где востребовано активное применение элементов андрагогического подхода. В целом применение того или иного подхода основано на потребности в решении конкретной ситуации, проблемы и т.д., которая может быть решена в данный момент обучающегося процесса.

Хочется подчеркнуть, что преимущества андрагогического подхода в современных социально-психологических условиях обучающихся, а также развития современной системы образования, очевидны по отношению к педагогическому подходу. Но, тем не менее, имеющиеся недостатки педагогики тоже могут быть использованы в некоторых ситуациях для решения, например, когда возникает ситуация, где обучающемуся необходимо быть зависимым полностью от преподавателя. Так же отметим, что педагогика не отделена от андрагогики, а напротив, имеет и схожие черты с ней. После изучения методологии педагогики

были выделены и общие черты в педагогическом и андрагогическом подходах в обучении. Например, педагогические принципы в обучении такие, как принцип наглядности, принцип сознательности и активности, принцип связи обучения с практикой, предполагают андрагогические инструменты обучения взрослых в том числе. Также в педагогике под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений), что тоже можно понимать как обращение с учеником как со взрослым, который может осуществить некоторый вклад в процесс обучения и т.д.

Приведенный выше краткий анализ особенностей андрагогиче-ского и педагогического подходов к организации и реализации образовательного процесса, как видится, с достаточной очевидностью делает актуальной проблему роли и статуса преподавателя, обучающего взрослых людей. Андрагогика выделяет некоторые важные положения и идеи, систематическое использование которых позволит сделать определенный шаг в направлении перехода от традиционной к еще непривычной модели образования, новой образовательной парадигме, в основе которой лежит понимание того, что образование - не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог; обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое размышление и творческое решение; сочетание коллективного и индивидуального обучения и самообучения в наибольшей степени способствует развитию творческого и критического мышления; постоянное сочетание в практике обучения и учения познавательной и эмоциональной сфер значительно повышает успешность образовательного процесса; интерактивное взаимодействие между членами учебной группы - центральное положение методологии андрагогики. Отсюда - умение слушать, уважать, задавать вопросы и отвечать на них, критически воспринимать мысли; стремление разделить или отвергнуть чужое мнение.

Внимание к проблеме качества знаний объясняется тем, что оно играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к обучению в вузах и колледжах. Прочные знания, полученные в школе, необходимы любому культурному человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать в дальнейшем. А ведущая роль и главное место в процессе повышения качества образования остаётся за педагогом-профессионалом, педагогом-личностью, который, выпустив в жизнь одних «питомцев», ищет новые пути решения извечных проблем с новыми учениками.

В долгосрочной перспективе будут востребованы кадры, умеющие мыслить и работать системно, способные быстро переучиваться, так как в условиях современного мира компетенции быстро устаревают, появляются новые, более современные и совершенные, а высшая школа обязана качественно удовлетворять запросам прогрессивно развивающегося общества.

Можно иметь в своем распоряжении самые лучшие программы, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но если не будет квалифицированных, профессионально компетентных учителей, все это будет бесполезным. [7]

Подготовка вузами качественных кадров - важнейшая задача прогресса любого общества. Квалификация кадров во многом определяет

темпы экономического роста, производительность труда, социально-психологический настрой.

Список литературы

1. Захаренко (Хвыля-Олинтер), Н. А. Экспертная оценка качества системы образования в России и немного статистики. // http://rusrand.ru/docconf/obrazovanie -kachestvennoe -ili-zlokachestvennoe

2. Змитрович, Г.Г. Педсовет учителя «Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагогов». // https: //www .metod-

kopilka.ru/pedsovet_quotrol_samoobrazovaniya_v_sovershenstvovanii_pr

ofessionalnogo_masterstva_-31395.htm

3. Кудасова, А. М. Влияние ИКТ на активизацию исследовательской деятельности на уроках математики. // МНЖ Молодой ученый. Казань. -2016. - № 26.1. - 42 с.

4. Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося. // http://www.pandia.ru/text/78/524/7682.php

5. Урок психологии: подготовка, проведение и анализ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / сост. И.Ф. Шиляева. - Элек-трон.дан. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. - 80 с.

6. Шаповалов, В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.К. Шаповалов. -Электрон.дан. - Москва: Дашков и КО, 2016. - 264 с.

7. Турчин, Г.Д. Основные направления совершенствования системы образования России. 2012 г. // https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemy-obrazovaniya-rossii

УДК:377.352 ББК 74.4

Магомедова Джума Магомедовна - старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Magomedova Juma Magomedovna - Senior Lecturer of «Finance and Credit», Dagestan State University of National Economy

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ КАЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

NEW APPROACHES IN THE TRAINING OF HIGH-QUALITY SPECIALISTS IN VARIOUS SECTORS OF THE ECONOMY

Все с большей остротой ощущается необходимость глубинных изменений образовательной сферы, подразумевающих кардинальные изменения в восприятии обучающегося, в применении в процессе новых методов образования, способствующих выращиванию востребованного профессионала в различных отраслях экономики. Учитывая современные реалии, наблюдаемые нами в системе образования, преподаватель обязан внедрять полученные знания в свою текущую профессиональную практику, так как старые подходы в обучении не отвечают требованиям вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.