Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: 5S В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: 5S В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ИНСТРУМЕНТ / БЕРЕЖЛИВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ СОТРУДНИКОВ / QUALITY MANAGEMENT / TOOL / LEAN TECHNOLOGY / MOTIVATION / MANAGEMENT / EMPLOYEE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачева М.А., Мурзабаева А.Н.

В данной статье исследуется эволюция развития инструментов менеджмента качества. Статья посвящена изучению применения современных инструментов менеджмента качества рассматривается ряд мероприятий, направленных на поэтапное повышение эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан, том числе и самого Министерства. Предметом исследования является применение современных инструментов менеджмента качества в сфере государственного управления. Методологической основой написания данной статьи послужили внутренние нормативные документы Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, положения и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, а также специальная литература по исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS OF QUALITY MANAGEMENT: 5S IN THE SPHERE OF PUBLIC ADMINISTRATION

This article explores the evolution of the development quality management tools. The item is devoted to the study of the use modern quality management tools. A number of measures are considered aimed at gradually improving the efficiency of the enterprises of the Republic of Tatarstan, including the Ministry itself. The subject research is the use of modern quality management tools in the field of public administration

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: 5S В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 330.1

Пугачева М.А., к.э.н. доцент, к.н. Мурзабаева А.Н. студент

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Казань

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: 5S В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье исследуется эволюция развития инструментов менеджмента качества. Статья посвящена изучению применения современных инструментов менеджмента качества рассматривается ряд мероприятий, направленных на поэтапное повышение эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан, том числе и самого Министерства. Предметом исследования является применение современных инструментов менеджмента качества в сфере государственного управления. Методологической основой написания данной статьи послужили внутренние нормативные документы Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, положения и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, а также специальная литература по исследуемой теме.

Ключевые слова: менеджмент качества, инструмент, бережливая технология, мотивация, управление, функции сотрудников.

Pugacheva M.M. candidate of economic Sciences

associate Professor, PhD Kazan Federal University Russia, Kazan Murzabaeva A.N. student Kazan Federal University Russia, Kazan

MODERN TOOLS OF QUALITY MANAGEMENT: 5S IN THE SPHERE OF PUBLIC ADMINISTRATION

Annotation. This article explores the evolution of the development quality management tools. The item is devoted to the study of the use modern quality management tools. A number of measures are considered aimed at gradually improving the efficiency of the enterprises of the Republic of Tatarstan, including the Ministry itself. The subject research is the use of modern quality management tools in the field of public administration

Keywords: quality management, tool, lean technology, motivation, management, employee functions.

На современном уровне развития понятие «качество» рассматривается как комплексная составляющая, включающая в себя качество конечного

продукта, качество управления, качество поставки или работ, качество жизнедеятельности людей (сотрудников) и общества в целом.

Каждая организация в наше время занимается улучшением своей деятельности и на это есть свои причины. Во-первых, уровень показателей некоторых процессов имеет тенденцию к снижению со временем, если его не поддерживать. Во-вторых, современные потребители становятся более требовательными, растет рост их ожиданий и организации надо им соответствовать. Организации, ориентированные на совершенствование, должны искать для каждой фазы инструменты, которые служат разным целям. [2]

Эффективная управленческая деятельность в современных сложных условиях невозможна без применения современных инструментов менеджмента (методик, концепций). При всём их разнообразии, в рамках данной выпускной квалификационной работы акцент сделан одну из популярных «бережливых технологий» - систему 5 Б, также известной как система «Упорядочения».

Актуальность исследуемой темы подтверждается не только значимостью результатов, достигнутых в частном секторе при использовании бережливых технологий, первыми успехами в применении концепции «бережливого государства» за рубежом, но также и готовностью руководства нашей страны воспринять новые управленческие концепции. [1]

Целью данной работы является анализ применения системы 5 Б в сфере государственного управления и разработка проектной инициативы «Бережливое министерство».

Следовательно, из данной цели вытекает необходимость рассмотрения и разрешения нижеуказанных задач:

- рассмотрение теоретических основ современных инструментов менеджмента качества;

- рассмотрение особенностей применения системы 5 Б в сфере государственного управления;

- рассмотрение общей характеристики деятельности Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан;

- разработка методических рекомендаций к внедрению проекта «Бережливое министерство».

Объектом исследования в статье является Сводный отдел Министерства - структурное подразделение Министерства, созданное в целях реализации полномочий по прогнозированию основных параметров социально-экономического развития промышленности Республики Татарстан и осуществления информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства. Возглавляет отдел начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министра по представлению курирующего заместителя Министра. [3]

Для повышения производительности труда по поручению Президента Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан утвердил

постановление от 05.04.2010 № 524-р о концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2011-2013 годы». Целью данной Программы являлось поэтапное повышение эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан. [4]

На этой волне и в рамках долгосрочной целевой программы «Реализация методики «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2012-2013 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 №85 возникла необходимость внедрения инструментов «Бережливое производство» на предприятиях и организациях различных отраслей Республики Татарстан с целью повышения производительности труда.

Во исполнение программных мероприятий была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители предприятия промышленности. [8]

Основной целью программы «Бережливое производство» является стимулирование промышленных предприятий Республики Татарстан к проведению эффективных преобразований для повышения конкурентоспособности и производительности труда, прежде всего, к снижению издержек на производство продукции и увеличению объема реализации выпускаемой продукции.

В настоящее время программа является эффективным инструментом поддержки для промышленных предприятий республики. Программа направлена на стимулирование предприятий к организационным и технологическим изменениям.

Несмотря на крупные достижения в прошлом, на сегодняшний день в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан существуют проблемы с потерями административной работы, которые необходимо решить, для улучшения. [5]

Применительно к административным процессам можно выделить следующие виды потерь:

- незавершенная работа;

- ошибки в документах;

- повторная работа с документами;

- выполнение ненужной работы;

- лишние этапы в процессах;

- ожидания;

- лишние передвижения;

- перемещения документов.

Исследования причин потерь рабочего времени показывают, что основными из них являются следующие:

1) лишние ступени и звенья в аппарате управления приводят к усложнению системы документооборота и снижению оперативности управления.

2) нарушение последовательности выполнения процедур управления,

особенно при принятии решений, снижает эффективность управления.

В качестве других причин потерь рабочего времени выявлены такие

как:

- нарушение трудовой и технологической дисциплины;

- высокий уровень текучести кадров, как следствие, выполнение специалистами работ, не входящих в их должностные обязанности;

- низкое качество полученных документов.

В настоящее время выявлена потребность в Министерстве повторно внедрить поэтапно такие инструменты бережливого производства, как система 5s и Кайдзен (Kaizen) - проектирование.

Это позволит повысить эффективность управления процессами административной работы, выявить и устранить потери, наладить взаимодействие между подразделениями и, как следствие, создать корпоративную культуру в Министерстве.

Проанализировав практику Министерства, были выявлены нарушения, которые привели к неподдержанию на должном уровне достигнутого состояния: отсутствие постпроектного мониторинга, проблема текучести кадров, отсутствие процедуры наставничества, концепции преемственности.

Исключение ошибок прошлого и получение более значительного эффекта от внедрения инструментов бережливого производства в Министерстве сегодня обусловлено подходом к данному проекту, основанным на проектно-ориентированной системе управления. Данная система была внедрена в Министерстве и утверждена приказом от 22.01.2018 №10-ОД. Название проекту было присвоено «Бережливое министерство» в соответствии с содержанием внедрения принципов «бережливого производства». [6]

В Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан в настоящий момент подготовлена проектная инициатива проекта «Бережливое министерство». В основу проекта легли инструменты «Бережливого производства», такие как концепция Кайдзен (Kaizen), фокусирующаяся на непрерывном совершенствовании производственных процессов и образа жизни, и система 5S, направленная на организацию рабочего пространства. [8]

Проект направлен на:

-создание корпоративной культуры непрерывных улучшений, стандартизации рабочего пространства;

-оптимизацию операционных процессов в Министерстве, сокращение всех видов потерь;

-повышение безопасности труда;

-формирование менталитета командной работы, нацеленной на долгосрочный результат;

-повышение эффективности выполнения служебных функций сотрудниками Министерства.

Основными задачами проекта являются организация рабочих мест всех

подразделений Министерства по системе 5S, разработка (реализация) Кайдзен (Kaizen) проекта по оптимизации процесса взаимодействия между подразделениями Министерства и Кайдзен (Kaizen) проекта по оптимизации одного из процессов внутри каждого отдела Министерства. [6]

Целью проекта является внедрение систему 5S и Кайдзен (Kaizen) проектирования по оптимизации процесса взаимодействия между подразделениями Министерства и по оптимизации одного из процессов внутри каждого отдела Министерства.

Для достижения цели и желаемого результата важно организовать командную работу всех подразделений Министерства и вовлечь каждого сотрудника. Для этого была определены Команда проекта и заинтересованные стороны проекта. [9]

Команда проекта - лица, замещающие государственную должность в Министерстве, должностные лица Министерства, представители подведомственных организаций, выделенные для участия в команде проекта, объединённые во временную организационную структуру и участвующие в реализации и управлении проектом в соответствии с закреплёнными за ними проектными ролями. Основная задача этой группы — обеспечение достижения целей проекта. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Для достижения поставленной цели и эффективного взаимодействия членов команды, целесообразным решением стала структуризация команды на «Оперативный совет», «Проектную группу» и «Заинтересованные стороны проекта».

Организационная структура проекта с уровнями взаимодействия в графическом виде отражена на рисунке 1.

Оперативное управление проектом

Рисунок 1. Организационная структура проекта «Бережливое

министерство»

Оперативный совет - это совокупность лиц, входящих в состав команды проекта, осуществляющих оперативный контроль реализации

проекта, согласование управленческих документов по проекту, принятие решений по проекту в рамках полномочий, установленных Проектным офисом для проектов, приёмку продукта или промежуточных результатов проекта. В обязательном порядке включает в себя:

- заказчика проекта - участника проектной деятельности, в зону ответственности которого входит определение требований к продукту проекта, согласование управленческих документов по проекту, принятие результатов и продукта проекта. В данном случае, это министр промышленности и торговли РТ;

- куратора проекта - лицо, замещающее государственную должность в Министерстве, должностное лицо Министерства, которое отвечает за обеспечение проекта ресурсами, согласование и утверждение управленческих документов по проекту, решение вопросов, выходящих за рамки полномочий руководителя проекта. Также является связующим звеном между высшим руководством организации и командой управления проектом;

- руководителя проекта - лицо, замещающее государственную должность в Министерстве, должностное лицо Министерства, которое отвечает за достижение целей проекта, планирование реализации проекта, подготовку управленческих документов по проекту, организации и контроль выполнения командой проекта работ, подготовку статус-отчетов и итоговых отчетов, завершение проекта, постпроектный мониторинг.

С целью предоставления объективной и полной информации о ходе реализации проекта и противодействия замедлению принятие решений, было принято решение об объединении полномочий куратора проекта и руководителя. Главной задачей оперативного совета является осуществление функций управления проектом для эффективного достижения целей и задач проекта.

Проектная группа - это функциональное объединение отраслевых специалистов в составе команды проекта, которое непосредственно работает над осуществлением реализации проекта. Проектная группа является основным элементом организационной структуры проекта. При формировании были учтены такие факторы как: квалификация, опыт, личные качества.

В состав проектной группы вошли: начальник сводного отдела, начальник отдела организационной работы, начальник отдела финансового планирования, учета и отчетности, начальник отдела кадров, начальник отдела материально-технического обеспечения, начальник сектора информационных технологий, ведущий советник отдела корпоративного управления и ответственные исполнители в отделах за внедрение системы 58.

Результаты от внедрения проекта получат обе стороны воздействия: и Министерство, и сотрудники.

Внедрение и функционирование системы 5S предоставит

Министерству следующие возможности:

- поддержание имиджа Министерства, как передового института государственной службы РТ в системе бережливого производства;

- эффективное использование рабочих мест;

- обеспечение сохранности имущества и документов;

- сокращение времени выполнения операций за счет снижения потерь времени на поиски, перемещение;

- повышение дисциплины в коллективе.

Успешный запуск системы 5S в Министерстве даст сигнал о готовности к внедрению Кайдзен (Kaizen) проектирования. Кайдзен (Kaizen) на долгосрочной основе предоставит свои положительные результаты.

Для Министерства:

- создание корпоративной культуры непрерывных улучшений и стандартизации инновационных решений;

- оптимизация операционных процессов в Министерстве, сокращение всех видов потерь;

- формирование благоприятной профессиональной атмосферы за счет командной работы над проектами;

- увеличение производительности труда за счет диагностики и совершенствования основных процессов.

Для сотрудников:

- формирование менталитета командной работы, нацеленной на долгосрочный результат;

- формирование инструментов мотивации персонала на производительный труд и внедрение инновационных решений на разных уровнях ответственности;

- формирование инновационно-ориентированного мышления;

- уменьшение ресурсов, необходимых для исполнения обязанностей, в том числе временных;

- формирование компетенций проектно-ориентированной деятельности.

Оценка результатов от внедрения инструментов бережливого производства будет дана на заседании Проектного комитета Министерства с участием членов Общественного совета при Министерстве.

Исходя из оценки результатов деятельности каждого сотрудника Министерства и проектной группы в целом, формируется процедура стимулирования сотрудников. Выделяется два метода стимулирования: материальное и нематериальное.

Материальное стимулирование включает все виды денежных выплат и все формы материального не денежного стимулирования, нацелено на полное проявление и использование трудового потенциала сотрудника как элемента командной работы, так и индивидуума.

При этом будет учитываться активность в кайдзен-предложениях, то есть идей сотрудников, направленных на оптимизацию процессов. Система

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подачи кайдзен-предложений направлена на вовлечение персонала в постоянный процесс улучшений. Все поданные кайдзен-предложения собираются, регистрируются и классифицируются в зависимости от той области , улучшения в которой они призваны провести:

- повышение эффективности труда;

- повышение уровня безопасности труда;

- улучшение организации рабочего пространства и условий труда;

- снижение издержек и экономия ресурсов.

На основании утвержденной проектной инициативы (Протокол заседания Проектного комитета Министерства) и в соответствии с приказом Министерства от 22.02.2018 №31-ОД «Об утверждении Регламента управления проектом в Министерстве», командой проекта совместно с руководителем проекта разрабатывается паспорт проекта и календарный план проекта (в течение сорока рабочих дней, если иной срок не установлен в документе, содержащем решение о запуске проекта).

В паспорте проекта отражается бюджет проекта, продукт проекта, элементы продукта проекта, сроки контрольных точек, а также процент загрузки каждого из участвующих в проекте от заказчика до исполнителя.

Также при подготовке паспорта проекта необходимо было определить риски данного проекта и оценить их влияние на ход и реализацию проекта.

Под риском проекта понимают неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет воздействие (позитивное или негативное) по меньшей мере на одну из целей проекта, например, сроки, стоимость, содержание или качество.

Основными рисками по данному проекту команда проекта определила выход за рамки сроков проекта и за рамки бюджета проекта.

При оценке рисков не только определяются возможные риски, но и приводятся условия их наступления, даются методы уменьшения как вероятности их наступления, так и минимизации негативных последствий от их воздействия. [10]

При подготовке календарного плана осуществляется детальная проработка проекта: подробно описываются этапы, работы, контрольные точки проекта; определяются сроки; ответственные исполнители в разрезе каждого мероприятия и в целом по этапу.

Выстраивая логическую последовательность событий, целесообразным решением стало декомпозирование работ путём создания следующих контрольных точек:

- организационные мероприятия по внедрению системы 5;

- устранение беспорядка на рабочих местах сотрудников Министерства;

- устранение беспорядка на общем сетевом ресурсе Министерства Диск (Z:\fc

- устранение беспорядка на рабочих столах ПК сотрудников Министерства;

- инвентаризация мебели и оборудования (техники) Министерства;

- делопроизводство внутри отделов Министерства;

- эргономика рабочего пространства (используя диаграмму спагетти) в каждом отделе Министерства;

- проведение конкурсных процедур;

- Кайдзен проектирование.

Описание контрольных точек содержит информацию о том, в какой момент времени будут выполнены запланированные задачи и что будет результатом их выполнения.

В результате получено полное проектное расписание, учитывающее длительность работ и ресурсную базу, необходимую для контроля показателей проекта в ходе реализации.

На заседании Проектного комитета Министерства принимается решение о закрытии проекта и при необходимости решение о переходе проекта на стадию «Постпроектного мониторинга», которая заключается в определении получения общественно значимого эффекта от реализации проекта. Назначается ответственный за постпроектный мониторинг, который подготавливает План постпроектного мониторинга, в соответствии с Регламентом управления проектом в Министерстве, и осуществляет его реализацию.

Ответственный за постпроектный мониторинг докладывает о ходе реализации Плана постпроектного мониторинга на заседании Проектного комитета Министерства.

На выходе подготавливается итоговый отчет постпроектного мониторинга, результаты которого также фиксируются в Протоколе заседания Проектного комитета Министерства.

Таким образом, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан сможет реализовать лучшее управленческое решение, интегрировав инструменты бережливого производства и механизм проектного управления. В совокупности это удвоит эффект от реализации составленного плана мероприятий и сократит сроки.

Преимущества именно бережливых технологий в том, что они не требуют больших капиталовложений и позволяют раскрыть потенциал персонала при оптимизации рабочих процессов. А проектный подход позволит координировать ход реализации плана и добиться поставленных целей. Слияние двух практик позволит получить колоссальные результаты такие как: создание корпоративной культуры непрерывных улучшений и стандартизации инновационных решений, оптимизация операционных процессов в Министерстве, сокращение всех видов потерь, формирование менталитета командной работы, нацеленной на долгосрочный результат, увеличение производительности труда за счет диагностики и совершенствования основных процессов. [7]

Опираясь на опыт внедрения принципов «Бережливого производства» Министерства и анализ текущего состояния рабочего пространства, была

выявлена необходимость снижения потерь в административных процессах путём внедрения системы 5 Б и Кайдзен (Kaizen) - проектирования вновь, но с устранением ошибок ранней практики.

Опыт работы Министерства совместно с организациями Республики Татарстан показал, что система эффективна не только в промышленности, но и в административных процессах. Поэтому решение об инициации проекта «Бережливое министерство» было осознанным и необходимым.

Система 5S представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по рациональной организации рабочих мест, обеспечивающую безопасность работы и рост производительности труда.

Принципы, на которых базируется система 5С, достаточно просты и очевидны, но как оказалось трудны в исполнении. При реализации системы «5S» сотрудники должны привыкнуть к постоянному выполнению элементарных требований. Самым эффективным способом «активизировать» участие всего коллектива является не рассуждение о том, как всё должно быть, а строгий взгляд на реальность и изменение сложившейся неправильной практики. Необходимо сформировать чувство причастности к группе, команде, создать ощущение маленького чуда и свершения. [1]

Результатом этого действия должна стать новая атмосфера в коллективе: исключение из производства всего лишнего, ненужного; наведение порядка; поддержание и сохранение работоспособного состояния оборудования - все это позволит людям проявлять свои лучшие качества.

Первый принцип внедрения системы гласит «Сортируй» и предполагает исключение из целевой зоны предметов, которые не использовались в течение определенного периода времени и которые не предполагается использовать в дальнейшем. Для этого необходимо:

а) оценка всех находящихся в рабочем пространстве предметов, документов по критерию их полезности и частоты использования;

б) определить карантинную зону (место временного размещения) ненужных предметов;

в) выявить лишние предметы и поместить их в карантинную зону;

г) определить дальнейшие действия в отношении ненужных предметов: ненужные предметы удаляются из рабочей зоны или уничтожаются; предметы, не нужные срочно, располагаются на определенном отдалении или хранятся централизовано; нужные -сохраняются на рабочем месте.

Действия на данном этапе приводят к улучшению культуры и безопасности труда на рабочем месте, сокращение ненужных запасов и сокращение занимаемых площадей, улучшение сохранности сырья, материалов, готовой продукции.

Согласно второму принципу системы «Сортируй» необходимо определить местоположение каждого предмета. В момент принятия решений следует придерживаться следующих правил:

- быстрота, легкость и безопасность доступа к предметам;

- визуализация способа хранения и контроля наличия, отсутствия или местонахождения нужного предмета;

- свобода перемещения предметов и эргономичность рабочего места.

Действия на данном этапе приводят к улучшению организации труда,

сокращение потерь времени на поиск, ожидание, перемещение, сокращение брака из-за случайные использования несоответствующих компонентов эффективное использование рабочих мест.

В применение принципа «Соблюдение порядка» важно добиться того, чтобы все сотрудники участвовали в одинаковой деятельности короткий промежуток времени. У каждого может найтись достаточно веских причин для того, чтобы не участвовать, но они должны быть отвергнуты, для действительно успешного внедрения системы 5S.

Последовательность действий на данном этапе:

1) Разделите участок на зоны и назначьте ответственных за каждую

зону.

2) Определите, что должно быть очищено, установите порядок уборки и затем осуществите её. При этом важно, чтобы все понимали важность уборки, а также возможность в процессе уборки проанализировать причины возникновения проблем.

3) Проверьте способы, инвентарь и средства, которыми осуществляется уборка, для того, чтобы было легко убирать труднодоступные места.

4) Определите правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы сохранять вещи такими, какими вы хотите их видеть.

Действия на данном шаге приводят к сокращению простоев из-за неисправности оборудования, к улучшению санитарно-гигиенических условий труда, предотвращению утечек, сокращению аварий из-за неисправности оборудования, устранению причин аварий, пожаров, несчастных случаев, сокращению брака и потерь, связанных с загрязнением и неисправностью оборудования и контрольно-измерительных приборов.

Самые эффективные решения, найденные в ходе реализации первых трех этапов необходимо закрепить письменно, чтобы они стали наглядными и легко запоминающимися. Именно на это и нацелен четвертый принцип «Стандартизируй».

Главная трудность при внедрении системы 5S - неизбежное столкновение со старыми привычками сотрудников, которые необходимо разрушить, чтобы организовать рабочий процесс по-новому.

Эффектами на данном этапе являются сокращение потерь за счет визуализации контроля и управления, стандартизация методов контроля.

Следующий принцип «Совершенствуй» призван замкнуть цикл функционирования системы 5S, так как совершенствование и соблюдение обеспечивают реализацию философии Kaizen и непрерывную работу по закреплению навыков у сотрудников по поддержанию порядка на рабочих местах.

Заключительный шаг системы 5S имеет определенную дополнительную сложность управленческого характера. Так как методика направлена на формирование новой корпоративной культуры, то есть некой привычки, то особая нагрузка в рамках реализации пятого шага ложится на управленцев всех уровней. При этом данный шаг направлен ещё и на продолжение совершенствования эффективности организации рабочего пространства и предполагает инициатив от сотрудников. Внедрение этих инициатив не только помогает оптимизировать процессы, но и раскрыть потенциал сотрудников, которые готовы менять привычные вещи и работать в новых условиях.

Поддержание и сохранение достигнутого результата возможно путём проведения регулярных аудитов рабочих мест с помощью экспертов, но начальник отдела и сотрудники должны сами постоянно оценивать состояние кабинетов и рабочих мест.

Применение инструментов менеджмента качества позволяет существенно повысить качество, результативность и эффективность трудовых функций сотрудников, государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти на всех уровнях. Исследуя в данной работе эволюцию развития инструментов менеджмента качества был сделан вывод о том, что разнообразие концепций, методик и инструментов характеризуется сменой исторических этапов, возникновением принципиально новых идей в области менеджмента качества, описывающих общественно-исторические явления. Но каждый виток развития инструментов менеджмента качества перенимает ранее используемые методики и опыт, не опровергая, а наоборот, вбирая их в себя, дополняя новыми научными подходами к методам определения оценки качества продукции. Инструменты менеджмента качества- это различные методы и техники по сбору, обработке и представлению количественных и качественных данных какого-либо объекта (продукта, процесса, системы). Несмотря на сферу применения: производство, государственный сектор, сфера услуг, вооружённые силы, здравоохранение, торговля, инструменты менеджмента качества нацелены создать оптимальные условия для выполнения операций, поддержания док порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии док для повышения производительности, предотвращения несчастных случаев, частичное предотвращение поломки оборудования, своевременное проведение предупредительного ремонта. В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 05.04.2010 № 524-р о концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2011-2013 годы» Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан был реализован ряд мероприятий, направленных на поэтапное повышение эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан, в том числе и самого Министерства.

Внедрение таких инструментов менеджмента качества, как система 5S,

позволяет навести элементарный порядок в организации (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работы подразделений); распределить ответственность и отрегулировать взаимодействие между подразделениями и специалистами, снизить потери ожидания, перемещения, качества; стандартизировать необходимое состояние процессов и проводить мониторинг, который будет концентрировать внимание на предупреждение ошибок и нарушений, установленным требованиям, а не только исправлением допущенных ошибок, постоянно улучшая качество работы сотрудников.

Проанализировав практику внедрения инструментов менеджмента качества в Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, были выявлены нарушения, которые и привели к не поддержанию на должном уровне достигнутого состояния на сегодняшний день: отсутствие пост проектного мониторинга, проблема текучести кадров, отсутствие процедуры наставничества, человек концепции преемственности. В настоящее время была выявлена потребность в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан повторно внедрить поэтапно такие инструменты менеджмента качества, как система 5s и Кайдзен (Kaizen) - проектирование. Это позволит повысить эффективность управления процессами административной работы, выявить и устранить потери, наладить взаимодействие между подразделениями и,как следствие, создать корпоративную культуру в Министерстве. Исключение ошибок прошлого и получение более значительного эффекта от внедрения инструментов менеджмента качества в Министерстве сегодня обусловлено подходом к реализации данного проекта, основанным на проектно-ориентированной системе управления. Наименование проекта присвоено «Бережливое министерство». Внедрение данного проекта на практике даст следующие результаты:

- создание корпоративной культуры непрерывных улучшений, стандартизации рабочих мест и рабочего пространства;

- сокращение времени выполнения операций за счет снижения потерь времени на поиски, перемещение;

- поддержание имиджа, как передового института государственной службы РТ в системе «бережливого производства»;

- повышение безопасности труда за счет освобождения пространства от ненужных объектов и улучшение санитарно-гигиенических условий труда;

- повышение дисциплины в коллективе;

- обеспечение сохранности имущества и документов;

- создание условий для непрерывного роста и совершенствования компетенций сотрудников в сфере бережливого производства.

Использованные источники: 1. Вэйдер, М. «Инструменты бережливого производства»: книга [Текст]/ М. Вэйдер// Перс англ. 5-е и д. М.: Альпина Паблишер . - 2015. - с.125.

2. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. пособие [Текст]/ М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртлад е// и д. СПб.: - 2008. - с.382.

3. Положение о Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс]/ Портал правовой информации Республики Татарстан// Режим доступа http://pravo.tatarstan.ru/. (дата обращения 22.05.2018).

4. Положение о сводном отделе Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан [Текст]:// Внутренняя документация Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан/ - К.:2014. - с.3.

5. Положение о системе управления проектной деятельностью в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан [Текст]:// Внутренняя документация Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан/ - К.:2018.-с.2.

6. Постановление Кабинета Министров от 05.04.2010 №524-р "Об утверждении концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2010 -2013 годы» [Электронный ресурс]/ Портал правовой информации Республики Татарстан// Режим доступа http://pravo.tatarstan.ru/. (дата обращения 22.05.2017).

7. Появление и сущность концепции бережливого производства [Электронный ресурс]/ Информационный сайт по экономике// Режим доступа: http://www.ekportal.ru/. (дата обращения 15.05.2018).

8. Приказ Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 21.12.2011 №323-ОД «Об утверждении плана мероприятий рабочей группы по внедрению методики «Бережливое производство» на 2012 год» [Текст]:// Внутренняя документация Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан/ - К.:2011. -с.2.

9. Регламент управления проектом в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан [Текст]:// Внутренняя документация Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан/ -К.:2018. - с.3.

10.Фомичев, С.К. Основы управления качеством: учеб. пособие [Текст]/ С. К. Фомичев, А. А. Старостина, Н. И. Скрябина// 2-е и д., стереотип. - К.: МАУП - 2002. - с.65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.