Научная статья на тему 'Современные инновационные технологии в образовании студентов-медиков'

Современные инновационные технологии в образовании студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВЫСШЕНЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкин В. В., Симонов Д. С.

В данном сообщении описываются основные цели и здадачи инновационных технологий в обучении студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкин В. В., Симонов Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные инновационные технологии в образовании студентов-медиков»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 4

Ю: 2015-04-5^-4846 Краткое сообщение

Кошкин В.В., Симонов Д.С.

Coвpeмeнныe иннoвaциoнныe тeхнoлoгии в oбpaзoвaнии cтудeнтoв мeдикoв

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Научный руководитель к.м. н. Петрова А.П.

Резюме

В данном оэобщении описываются основные цели и задачи инновационных технологий в обучении студентов-медиков. Приводится классификация инновационных методов обучения, также выявляются их проблемы на примере адаптации в среде преподавателей.

Ключевые слова: инновации, высшее медицинское образование

Aктуaльнocть

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. Необходимо качественное, современное обучение студентов, чтобы конкурировать с зарубежными коллегам

^ль: обеспечить каждому учащемуся максимальные результаты обучения близкие к их теоретическим пределам, с минимальными затратами времени. Зaдaчи:

1. изучить для чего нужно использование инновационных технологий в системе образования

2. выявить виды инновационных образовательных технологий, способов и методов обучения, которые могут быть использованы в медицинском вузе.

Мaтepиaл и методы

Проведен анализ научной литературы по данной теме. Peзультaты и oбcуждeние

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования [1].

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [2]. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения [6,7].

Виды инновационных образовательных технологий, которые могут быть использованы в медицинском вузе:

• Занятие - конференция - в качестве домашнего задания каждому студенту даётся тема для выступления (время регламентировано), сведения должны быть из научных публикаций, монографий. Занятие имитирует научную конференцию.

• Тренинг - один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия.

• Дебаты - обмен мнениями по конкретной проблеме.

• Мозговой штурм - получение от группы в короткое время большого количества вариантов ответов.

• Мастер-класс.

• «Круглый стол» - повышение эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля.

• Активизация творческой деятельности.

• Регламентированная дискуссия, дискуссия типа форума.

• Деловая и ролевая учебная игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

• Метод малых групп - позволяют учащимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки.

• Разбор клинических случаев.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 4

• Подготовка и защита истории болезни.

• Использование компьютерных обучающих программ, интерактивных атласов.

• Посещение врачебных конференции, консилиумов.

• Участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах.

• Учебно-исследовательская работа студента.

• Проведение предметных олимпиад.

• Подготовка письменных аналитических работ.

• Подготовка и защита рефератов.

• Проектная технология - развитые творческих навыков в научно - исследовательской работе студентов, обучение их поиску информации и работе с литературой, интегрирование знаний и развитие мышления.

• Участие в программах по обмену студентов и преподавателей.

• Занятия с использованием тренажёров, имитаторов.

• Симуляционные технологии.

Современные виртуальные стоматологические симуляторы включают оборудование для оценки умений без влияния человеческого фактора. Такие системы позволяют оценивать не только конкретные умения в препарировании, работе с разными тканями пациента, но даже и положения врача при работе, осанку и много других важных параметров. Это позволит достигать больших высот в освоении специальности.

Современные тенденции образования предлагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи фантомов, манекенов, тренажеров и симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Также при использовании симуляционных технологий происходит снижение числа ошибок при выполнении манипуляций, уменьшение осложнений и повышение качества стоматологической помощи населению в целом [4, 5].

«Нетрадиционными методами» инновации является обучение иностранным языкам. На данный момент современные и более информативные и прогрессивные труды по медицине написаны на английском языке. Для того, чтобы российские студенты получали самую современную информацию по интересующим их вопросам, необходимо повышать качество изучения английского языка в вузах. Нужны инновационные методы, чтобы обеспечить должный уровень языка всем нуждающимся.

В памяти остается 90 % того, что обучающийся проделал сам, 70 % - что обучающийся проговорил, 50 % - что услышал и увидел, 30 % того, что только услышал, и только 10 % того, что прочитал.

Вывoды

1. В основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления.

2. Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов.

3. Применение разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Литература

1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.Н. Алексеева// Учитель. - 2004.- N 3.- C. 78.

2. Бычков А.В. Инновационная культура/ А.В. Бычков// Профильная школа.- 2005.- N 6. - C. 83.

3. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005.- N 3. - C. 79.

4. Клюшникова О.Н., Клюшников О.В., Клюшникова М.О. Инновации в обучении будущих врачей стоматологов// Проблемы и перспективы современной науки. Материалы Четвертой Международной телеконференции «Фундаментальные науки и практика».-Иркутск.- 2011.

5. Писарева И.В. Симуляционные технологии в формировании профессиональных компетенций // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие во взаимодействии образования и здравоохранения. Традиции и инновации».-Омск.- 2012.

6. Протопопов А.А., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Суетенков Д.Е., Клоктунова Н.А. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы//Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9. № 1. С. 140-144.

7. Попков В.М., Протопопов А.А., Лепилин А.В., Булкина Н.В., Коннов В.В., Еремин О.В., Кречетов С.А., Суетенков Д.Е. Университетская стоматология в саратове: итоги и перспективы. Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9. № 3. С. 357-360.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.