Научная статья на тему 'Современные инновационные стратегии тнк и синергетический эффект "технологизации"'

Современные инновационные стратегии тнк и синергетический эффект "технологизации" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТНК / TNC / РЫНОК ВЫСОКООБОРОТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ / HIGH-SPEED MARKET CONSUMER GOODS / БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / РЫНОК БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ / SOFT DRINKS MARKET / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК COCA-COLA И PEPSICO / COCA-COLA AND PEPSICO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Вероника Юрьевна

Формирование и выбор инновационной стратегии ТНК связаны с необходимостью координировать мероприятия структурного и инфраструктурного характера и принимать решения, касающиеся следующих вопросов: необходимый объем производственных мощностей; распределение производственных мощностей по конкретным видам продукции; выбор системы измерения показателей хозяйственной деятельности; стимулирование труда; адекватные процессы разработки новой продукции.Выбор той или иной инновационной стратегии ТНК зависит от условий внешней и внутренней среды, в результате чего ТНК могут выбрать либо приспособленческий, либо творческий тип инновационной стратегии. К числу приспособленческих инновационных стратегий можно отнести: защитную стратегию, стратегию инновационной имитации, стратегию выжидания, а также стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей. Творческие инновационные стратегии включают в себя экстернальную и интернальную стратегию инновационной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and selection of innovative strategies of TNCs related to the need to coordinate the activities of the structural and infrastructural and make decisions regarding the following issues: the necessary volume of production capacity; distribution of production capacity for specific types of products; selection of the measurement system of indicators of economic activity; stimulation of work; adequacy of the process of product development.The choice of a innovative strategy of TNCs depends on the conditions of external and internal environment, resulting in the TNC can choose either timeserving or creative type of innovation strategy. Among opportunistic innovative strategies include: a defensive strategy, the strategy of innovative simulation strategy of waiting, and a strategy of direct response to the needs and demands of consumers.Creative innovation strategies include externality and internality innovative integration strategy.

Текст научной работы на тему «Современные инновационные стратегии тнк и синергетический эффект "технологизации"»

день компьютеризировано, автоматизировано, и все время совершенствуется в техническом плане. Фундаментальные перемены осуществляются и в области обращения, где появляются отдельные рынке, направленные на сбыт инновационных товаров и услуг в материальной и интеллектуальной формах. Тот факт, что компания способна использовать инновации и инновационные знания является ключевым фактором для того, чтобы успех был достигнут. Отсюда можно вывести первоочередную роль инновационных компаний и предприятий в области становления инновационной экономики РФ в условиях риска и неопределенности. Именно они стимулируют научные исследования, осуществляют реализацию инновационных продуктов на рынке, выступая в качестве катализатора всех процессов, который происходят в инновационной экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецова Т., Рудь В. Конкуренция, инновации и стратегии развития. // Вопросы экономики. -2013. - №12.

2. Мау В. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск новой модели роста. // Вопросы экономики. - 2012. - №2.

3. Соколов А.В., Бажанов Н.В. Высокотехнологичное и наукоемкое производство: проблемы и неопределенность будущего. // ЭКО, Всероссийский экономический журнал. -2014. - №1.

4. Соколова Е. Конкуренция на инновационных рынках: особенности определения и анализа. // Вопросы экономики. - 2012. - №9.

5. Щенникова В.Н., И.И. Марущак, Д.В. Кузякин, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

6. http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0053/

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ТНК И СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ «ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ»

Чернова Вероника Юрьевна,

аспирант экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов, кафедра маркетинга,

АННОТАЦИЯ

Формирование и выбор инновационной стратегии ТНК связаны с необходимостью координировать мероприятия структурного и инфраструктурного характера и принимать решения, касающиеся следующих вопросов: необходимый объем производственных мощностей; распределение производственных мощностей по конкретным видам продукции; выбор системы измерения показателей хозяйственной деятельности; стимулирование труда; адекватные процессы разработки новой продукции.

Выбор той или иной инновационной стратегии ТНК зависит от условий внешней и внутренней среды, в результате чего ТНК могут выбрать либо приспособленческий, либо творческий тип инновационной стратегии. К числу приспособленческих инновационных стратегий можно отнести: защитную стратегию, стратегию инновационной имитации, стратегию выжидания, а также стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей. Творческие инновационные стратегии включают в себя экстернальную и интернальную стратегию инновационной интеграции.

ABSTRACT

The formation and selection of innovative strategies of TNCs related to the need to coordinate the activities of the structural and infrastructural and make decisions regarding the following issues: the necessary volume of production capacity; distribution of production capacity for specific types of products; selection of the measurement system of indicators of economic activity; stimulation of work; adequacy of the process of product development.

The choice of a innovative strategy of TNCs depends on the conditions of external and internal environment, resulting in the TNC can choose either timeserving or creative type of innovation strategy. Among opportunistic innovative strategies include: a defensive strategy, the strategy of innovative simulation strategy of waiting, and a strategy of direct response to the needs and demands of consumers.

Creative innovation strategies include externality and internality innovative integration strategy.

Ключевые слова: ТНК, рынок высокооборотных потребительских товаров, рынок безалкогольных напитков, конкуренция, безалкогольные напитки, рынок Coca-Cola и PepsiCo.

Keywords: TNC, high-speed market consumer goods, soft drinks market, Coca-Cola and PepsiCo

На сегодняшний день для современных ТНК особое зна- - во-вторых, призваны обеспечивать новые выгоды кли-

чение приобретают инновационные стратегии, которые: ентам, а также выход ТНК на новые сегменты рынка, что в

- во-первых, существенно изменяют структуру производ- целом позволяет получить синергетический эффект от про-ства, влияют на модели потребления, а также базируются на цессов «технологизации».

технологических новинках, предназначенных для снижения Современные концепции рассматривают инновации как

издержек производства, распределения или маркетинга; императив успешного функционирования ТНК при усло-

1 Татаринцев В.А., Егорова Е.М. Роль и значение инновационной деятельности ТНК в системе международных экономических отношений в области обмена технологиями и инновациями // Экономика устойчивого развития. - 2014. -№4(20). - С. 224-230.

вии конкурентного взаимодействия на глобальных рынках1 Императивы глобального инновационного корпоративного лидерства все чаще становятся предметом повседневной деятельности профессиональных менеджеров всех уровней управления, руководящего состава штаб-квартир ТНК и их зарубежных отделений.

Эффективное использование инновационного фактора становится одним из основных конкурентных преимуществ ТНК в XXI веке. ТНК имеют возможность использовать такой перспективный инновационный источник, как научно-технический и кадровый потенциал своих филиалов, в том числе и за рубежом, стимулируя тем самым инновационные процессы на внешних рынках, в странах-реципиентах инвестиций путем создания стратегических альянсов, «инкубаторов знаний» и одновременно с этим формируя глобальные инновационные сети.

Сегодня на глобальном рынке инноваций ТНК функционируют в динамической, агрессивной и многоаспектной конкурентной среде, а их действия характеризуются следующими признаками.

Во-первых, ТНК и их стратегический менеджмент сосредотачивают свои усилия одновременно на всех конкурентных параметрах: издержки производства, качество продукции, сроки поставок, создание «ноу-хау», рыночные барьеры, стабилизация финансового положения.

Во-вторых, ТНК осуществляют глобальные инновационные стратегии по разным векторам, на разных уровнях: в сфере ресурсов, на рынках товаров и услуг, в составе объединенных компаний и т.п.

В-третьих, позиции конкурентов ТНК динамично меняются, ситуации на глобальных рынках становятся малопрогнозируемыми, прогнозные периоды резко сокращаются; к основным сферам инновационных разработок сегодня отно-

сятся: биотехнологии, наноматериалы, образование, социология, медицина, компьютерные технологии.

В-четвертых, усиливается агрессивная экспансия рыночных конкурентов на глобальном рынке инноваций, нарушаются правовые условия и, как следствие, меняются акценты конкуренции.

Принципы непрерывности осуществления инновационной деятельности, целенаправленного и системного поиска эндогенных и экзогенных источников инноваций, превращает фактор интенсивного развития самих ТНК в глобальной конкурентной среде в прогрессирующую альтернативу их экстенсивного роста. Таким образом, осуществляется комбинирование внутрикорпоративного и внешних каналов привлечения ресурсов, факторов, источников инновационного роста ТНК и распространение технологий. ТНК за последние годы существенно пересмотрели свои подходы к осуществлению инновационной политики в целом2.

Мировой опыт показывает, что даже при условии наличия эффективно функционирующих национальных инновационных систем, достижение и, особенно, удержание позиций глобального корпоративного лидерства в бизнесе является чрезвычайно сложной задачей. В этом плане неэффективными в долгосрочном контексте оказываются и традиционно успешные маркетинговые стратегии, и инструменты, лоббистские схемы, политические и психологические методы воздействия. Наиболее ярко такую ситуацию, в частности, демонстрирует пример Японии, которая именно из-за недостатка лидеров глобального масштаба теряет свой высокий почти 40-ка летний конкурентный статус. Показательно, что ТНК Японии хотя и занимают второе место в мировом рейтинге по количеству глобальных инноваторов, однако все больше отстают от компаний США (рис. 3.1).

40

г 30 -I s

Í25 ir

Za

-15 -I ¿10 S

о

u

14

ж:

ж:

s / s

¿ /

IP ¡S"

^ ^ & &

& <$> jr J> ^

Рис. 3.1 Географическое распределение ТОП-100 ТНК, внедряющих инновационные стратегии развития3

2 Татаринцев В.А., Егорова Е.М. Роль и значение инновационной деятельности ТНК в системе международных экономических отношений в области обмена технологиями и инновациями // Экономика устойчивого развития. - 2014. -№4(20). - С. 224-230.

3 Oki Kiyohiro Managing internal competition in multinational corporations: the role of home bases // International journal of productivity and quality management. - 2015. - volume 15, issue 2. - Р. 252.

Традиционная централизованная схема организации исследований и разработок ТНК стала менее эффективной по ряду причин.

Во-первых, потребитель, который по уровню своей потребительской культуры соответствует уровню нововведения, вносит существенный вклад в адаптацию новых образцов продукции к требованиям рынка и уже не является только национальным, связанным исключительно со страной базирования ТНК.

Во-вторых, вопрос о стране базирования сегодня риторический и это связано не только с масштабностью серий крупных международных слияний и поглощений, которые внесли изменения в его содержание. Многие ТНК пришли к выводу о необходимости более широкого использования сложной международной специализации в сфере науки и техники. Например, сегодня многим ТНК («Control Data», «Motorola» и др.) выгоднее размещать свои исследовательские лаборатории в США, центры компьютерного программирования в Индии, центры промышленного дизайна - в Италии, и т.д. Это позволяет расширить спектр привлеченных талантов и одновременно снизить расходы на разработку новых продуктов, что является одной из главных целей корпораций4.

Поэтому на практике повышенный интерес вызывают вопросы составляющих инновационной стратегии ТНК, которые позволяют эффективно распределять ресурсы, регулировать материально-вещественные и финансовые потоки в контексте обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ корпораций.

Рассмотрим более подробно наиболее распространенные современные инновационные стратегии ТНК.

В зависимости от условий внешней и внутренней среды ТНК может выбрать приспособленческий или творческий класс инновационной стратегии.

В общем виде сущность приспособленческой инновационной стратегии заключается в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в компании структур и тенденций деятельности5. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которые способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

В рамках приспособленческой инновационной стратегии могут быть выделены:

1. Защитная стратегия - комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукцией. В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей ТНК эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях:

4 Зевеке О.Ю., Кожаев Ю.П. Инновационная деятельность транснациональных компаний. - Saarbucken, Deutschland, 2013. - 216с.

5 Соколов К.О. Континиум инновационных стратегий // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. - 2015. - С. 138-139

6 Хроменкова О. Выбор инновационной стратегии в системе инновационного менеджмента предприятия // Актуальные проблемы и перспективы институциональных изменений в современной экономике материалы Международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - С. 658-665.

7 Губанов Р. С. О внедрении маркетинговых инновационных стратегий в предпринимательских структурах // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 67-72.

8 Батьковский А.М. Типология инновационных стратегий, реализуемых высокотехнологичными предприятиями // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития. - 2015. - С. 150-152.

• создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы;

• переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций6.

Основной характеристикой, фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткий срок, поэтому ТНК должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достичь ожидаемого результата.

2. Стратегия инновационной имитации предполагает, что ТНК делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех ТНК, которые имеет необходимую производственную и ресурсную базу, позволяющую обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. ТНК, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют. Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественно недоверие. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка7.

3. Стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на нововведения8. ТНК рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях ТНК, прежде всего, стремятся убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которого приходится основной объем расходов по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой ТНК ставит своей целью удовлетворить определенный рыночный сегмент, который не охвачен основной компанией, выбирая стратегию выжидания, транснациональная корпорация стремится превзойти компанию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против компании-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной, и достаточно длительной.

4. Стратегия непосредственного реагирования на нуж-

ды и запросы потребителей, применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Эту стратегию ТНК могут использовать на своих дочерних филиалах и представительствах, которые занимаются выполнением индивидуальных заказов для крупных компаний, имеющих определенную хозяйственную самостоятельность, быстро реагируют на конкретные производственные потребности и способны в короткий срок адаптировать свою производственную и научно-техническую деятельность в соответствии с содержание предлагаемых заказов. Особенность этих заказов или проектов состоит в том, что работы, которые предусматриваются, охватывают, главным образом, этапы промышленной разработки и сбыта новшества, тогда как весь объем НИОКР выполняется в специализированных инновационных подразделениях самой ТНК9. Дочерние филиалы и представительствах ТНК, реализующие данную стратегию, не подвержены особому риску, поскольку основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла.

В условиях нестабильных товарно-денежных отношений, перманентно возникающих кризисных явлений, характеризующих последние несколько десятилетий, инновации являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции ТНК; расширения и укрепления их рыночных позиций; освоения новых областей применения выпускаемой продукции, т.е. активным средством развития транснационального бизнеса. Поэтому очевидно, что на современном этапе особый интерес и востребован-ность вызывают инновационные стратегии именно творческого класса.

Приведем пример творческих инновационных стратегий, позволяющих повысить конкурентоспособность ТНК.

На современном этапе, для которого характерным является бурное развитие техники и технологий, специфика и динамика глобальной конкуренции определяется в зависимости от уровней «технологической пирамиды»10. В результате этого возникает необходимость осуществления ТНК координации действий, касающихся качественных экономических трансформаций на разных уровнях «технологической пирамиды» в виде стратегий экстернальной и интер-нальной инновационной интеграции.

Экстернальная стратегия инновационной интеграции ТНК вызывает расширение международной деятельности ТНК за счет использования конкурентных инновационных преимуществ своих партнеров на зарубежных рынках.

В процессе достижения целей ТНК может применять:

• стратегию «заимствований», что предусматривает использование инновационного потенциала партнеров за счет освоения выпуска наукоемкой продукции высокоразвитых стран мира и стимулирование развития научно-технического и промышленного секторов экономики с целью обеспечения всего инновационного цикла;

• стратегия «переноса», основанная на использова-

нии зарубежного научно-технического и производственного потенциала и его привлечения способом прямых иностранных инвестиций, трансферта новейших технологий11.

Интернальная стратегия инновационной интеграции ТНК ориентирована на создание корпорацией собственных заграничных филиалов или дочерних инновационных фирм, что предполагает преимущественное применение стратегии «роста», а именно использование собственного научно-технического и производственного потенциала, освоение высоких технологий, которые обеспечивают выпуск наукоемкой продукции12. Стратегии инновационной интеграции наиболее активно используют те ТНК, деятельность которых сконцентрирована в технической сфере, системно координируя данные стратегии как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях реализации. Стратегия горизонтальной инновационной интеграции предусматривает слияние компаний-продуцентов различных товаров, которые по уровню наукоемкости выходят на одинаковый уровень и входят в общую систему распределения и получения прибыли. Такая интеграция усиливается через организацию производства за рубежом товаров, аналогичных тем, что производятся в стране базирования ТНК-основательницы. Стратегия вертикальной инновационной интеграции предполагает слияние и поглощение ТНК компаний, функционирующих в различных производственных инновационных циклах, например, присоединение фирм-поставщиков сырья (материалов, полуфабрикатов) либо поглощение ведущих фирм инновационного производства или фирм в сфере распределения инновационной продукции13. В то же время, следует отметить, что эффективность осуществления ТНК инновационной интеграции обеспечивается благодаря устойчивым функциональным связям в структуре мирохозяйственной системы, которая представлена ядром, полупериферией и субъектами глобального взаимодействия. Ядро - это ТНК, которые выполняют функцию создания инноваций (новых видов товаров, услуг, способов организации производства и методов управления) и разработки новейших систем технологического продуцирования. Инновации и новые технологии позволяют ТНК сохранить свое монопольное положение в наиболее эффективных и рентабельных отраслях производства. Полупериферия за счет действующих на ней филиалов ТНК обеспечивает массовое производство продукции по технологиям, которые передаются им от материнских ТНК.

Кроме того, в условиях транснационализации бизнеса в некоторых регионах мира можно наблюдать реализацию корпоративной стратегии инновационной интеграции, охватывающей «внутренние» рынки ТНК, на которые приходится значительная доля мирового торгового и инновационного потенциала. Характер инновационной интеграции в рамках внутрифирменного пространства определяется интенсификацией, мобильностью и гибкостью в расшире-

9 Нижегородцев Р.М. Стратегии инновационного развития крупных наукоемких компаний: институты и механизмы управления изменениями // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №1. - С. 2-15.

10 Конина Н.Ю. Шестой технологический уклад и менеджмент современных компаний // Вопросы экономики и права. -2014. - №69. - С. 43-46.

11 Мария С.П. Устремленность интеграции в инновационное будущее // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - №1(1). - С. 38-40.

12 Западнюк З.Е.А., Сорвирова В.В. Интеграция как катализатор инновационного развития в странах Европейского Союза // Вестник экономической интеграции. - 2014. - №7(76). - С. 127-135.

13 Гапонова С.Н., Шабанова Н.В. Интеграция как основа инновационного развития // Экономика и социум. - 2014. - №2-1(11). - С. 1120-1122.

нии форм взаимодействия в сфере формальной региональной экономической интеграции. Достижение преимуществ ТНК в глобальной конкуренции происходит за счет: реализации региональных интеграционных проектов; привлечения прямых иностранных инвестиций; избежания существующих барьеров в мировой экономике не только между странами, но и между отдельными интеграционными группировками.14

Обращая еще раз внимание на особенности современной глобальной конкуренции, следует отметить, что усиление экономической нестабильности и неопределенности внешней среды привело к возникновению новых форм конкуренции. Конфронтационные стратегии, направленные на агрессивное вытеснение соперника с рынка, не отвечают требованиям инновационно- устойчивого развития и инновационной конкуренции на современном этапе глобализации и уступают место интеграционным и кооперационным стратегиям. В данном контексте наиболее перспективными инновационными стратегиями для ТНК, по мнению автора, являются: предложенная Becker-Ritterspach F. стратегия «корпоративного айкидо», которая базируется на новой философии конкуренции - стремиться не к уничтожению конкурента, а к установлению контроля над ним15, а также стратегия «открытых инновационных сетей», основанная на концепции «открытых инноваций» Bucheli Marcelo и Kim Minyoung16.

Согласно стратегии «корпоративного айкидо» усиление позиций ТНК происходит за счет концентрации на своем развитии и самосовершенствовании, а также нейтрализации сильных сторон конкурента и подчинения его своим действиям. Конкуренция рассматривается как необходимый институт, который способствует совершенствованию ТНК, стимулирует создание новых продуктов и технологий. Конкуренты в корпоративном «айкидо» рассматриваются, прежде всего, как источники новых идей и дополнительный стимул к развитию.

Стратегия «открытых инновационных сетей» ТНК предусматривает создание широкой сети партнеров, которые обмениваются идеями и технологиями на рыночной основе; развитие аутсорсинга в научно-исследовательской сфере; активное привлечение потребителей к инновационному процессу («демократизация» инноваций) и дальнейшую коммерциализацию технологий вне корпорации, в которой инновация была осуществлена (впервые применена). Образцами внедрения стратегии «открытых инновационных сетей» служат эффективно внедренные в практику бизнес-модели производственных сетей - «глобальные цепочки добавленной стоимости» и «глобальные цепочки поставок» на основе сотрудничества по субподряду и по контрактам независимых компаний.

Таким образом, в основе инновационных конкурентных стратегий, приведенных выше, лежит стремление не к уничтожению конкурента ради достижения и укрепления собственного лидерства, а к усилению конкурентных преи-

муществ, развитию и самосовершенствованию ТНК в ходе конструктивного взаимодействия с конкурентами, путем получения инновационных идей для создания новых продуктов, технологий, бизнес-моделей.

Как уже отмечалось в предыдущих главах диссертационной работы, ТНК, представляя собой сложные системы, независимо от сферы их деятельности, действуют согласно своим организационным стратегиям управления, основой которых является ориентация на развитие, устойчивое процветание и удовлетворение потребителей. В сегодняшнем конкурентном окружении такие стратегии во многих случаях предназначены для поддержки или создания конкурентных преимуществ по отношению к другим организациям или конкурентной стоимости продуктов. Обозначенные целевые установки вынуждают ТНК адаптировать свои организационные стратегии к стратегиям внешнего окружения и внутренней динамике, а также находить пути эффективного инвестирования управленческих ресурсов для своевременного достижения запланированных стратегических показателей. С этой целью ТНК достаточно часто начинают внедрять инновационные наработки в области организации и координации бизнеса, одной из таких наработок является креативная инновационная стратегия. Креативная инновационная стратегия базируется на использование имеющихся знаний и навигационных структур, которые управляют процессом создания ценностей ТНК, в том или ином сегменте, на той или иной территории.

Навигационная структура обычно выполняет функции визуализации алгоритмов, которые касаются: процедур реагирования ТНК на вызовы внешней среды; процессов разрешения внутренних проблем ТНК; этапов подготовки и предоставления во внешнее пространство системы оповещений относительно текущего состояния, целей и стратегии развития ТНК17. Креативная инновационная стратегия позволяет ТНК формировать набор креативных шаблонов, применяемых для решения конкретных задач и создания обозначенных ценностей. Общая структура модели креативной инновационной стратегии ТНК включает: окружение, в котором формируются вызовы; входящие влияния и получаемые как реакции сообщения. При этом ядро модели перерабатывает всю поступившую на основе системы знаний и навигационных структур информацию и на ее основе создает выходные данные. Входы модели формируются из вызовов и общих информационных потоков. В данном случае вызовы продуцируют управляющие входы, которые предопределяют стратегические направления развития ТНК, позволяющие создать ожидаемые ценности. Выходы креативной модели имеют также две группы - общие информационные выходы и месседжи, которые определяют структуру главных индикаторов успеха и эффективности деятельности ТНК. Входы и выходы взаимодействуют с ядром модели через оболочку, которая выполняет функции фильтрации и подготовки актуальной информации. Ядро креативной модели включает необходимое разнообразие (по закону Эшби) механизмов

14 Королёв В.И. Интеграция компаний, как фактор развития их инновационной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №1. - С. 19-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Becker-Ritterspach F. An Organizational Politics Perspective on Intra-firm Competition in Multinational Corporations // Management international review. - 2011. - №4. - Р. 533-559.

16 Bucheli Marcelo, Kim Minyoung Attacked from Both Sides: A Dynamic Model of Multinational Corporations' Strategies for Protection of Their Property Rights // Global Strategy Journal. - 2015. - volume 5. - issue 1. - P. 23-43.

17 Жукова Е.А. Механизм формирования стратегии инновационного развития компании в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №1-3(42-3). - С. 619-621.

и контуров управления, которые моделируют деятельность сложной системы (ТНК) и управляют ее эффективностью.

Таким образом, креативная инновационная стратегия позволяет усовершенствовать управленческий контур ТНК, а также отслеживать, насколько сбалансировано создаются ценности ТНК и насколько эффективным является управление их созданием, поскольку окружение и сама ТНК, изменяются в ходе реализации целевых установок, что может изменить ценности, определенные в начале.

Кроме того, по мнению автора, следует заметить, что современные инновационные стратегии ТНК зависит от типа инновационного поведения. Известный американский ученый Suarez D. предложил следующую классификацию типов инновационного поведения субъектов хозяйствования, через призму которой, целесообразно рассмотреть и типы используемых ТНК инновационных стратегий: виоленты; патиенты; эксплеренты; коммутанты18.

Виоленты - это субъекты хозяйствования с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. К виолентам, например, можно отнести ТНК машиностроительного комплекса, нефтегазовой промышленности, естественные монополии. ТНК-виоленты имеют высокий инновационный потенциал, позволяющий им благодаря наличию свободных финансовых ресурсов, научных достижений и материально-технических средств, с одной стороны, разрабатывать новшества, а с другой стороны, осваивать их внедрение и осуществить коммерциализацию. ТНК-виоленты могут выступать в инновационном процессе в качестве новаторов, инвесторов и инноваторов. Таким образом, можно констатировать тот факт, что ТНК-виоленти чаще всего используют инновационные стратегии, которые предполагают проведение активных НИОКР, а также стратегии поглощения более мелких компаний, которые планируют выход на рынок с инновационными продуктами или технологиями, а также находятся на стадии создания ими «пионерного» прототипа. Последний тип инновационной стратегии предполагает, что все расходы на НИОКР несет поглощаемая компания, а ТНК использует свои ресурсы только для конечной стадии коммерциализации нововведения - организации массового производства. Также достаточно широко используемой инновационной стратегией у ТНК-виолентов может быть стратегия размещения своих НИОКР-лаборатории в тех странах, где сконцентрированы высококвалифицированные кадры.

Патиенты - это субъекты хозяйствования, которые специализируются на выпуске уникальных новинок. Пати-енты занимают узкую рыночную нишу и обслуживают нестандартных потребителей. ТНК-патиентами являются те корпорации, которые выбирают создание продуктов со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, предлагаемого ТНК, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысокая и это создает дополнительные преимущества. Для патиентов характерно сосредоточение внимания на узком рыночном сегменте и их развитие происходит в пределах данного сегмента. Да-

лее перед патиентами открываются две возможности: либо осуществить диверсификацию, то есть освоить новый вид деятельности и превратиться в виолента, либо постепенно уменьшать масштабы деятельности и затем уйти с рынка. По причине узкой специализации своей деятельности па-тиенты сильно зависят от рыночной конъюнктуры. Другая проблема патиентов заключается в опасности их поглощения виолентами. Поэтому ТНК-патиентам целесообразно использовать стратегию полицентризма, благодаря которой возможно удовлетворить уникальные потребности конкретного рынка.

Эксплеренты - это субъекты хозяйствования, цель существования которых заключается в постоянной разработке радикальных нововведений. Особенность эксплерентов заключается в том, что их инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, с помощью которых разрабатываются инновационные продукты. К числу эксплерентов можно отнести ТНК-новаторы, которые осуществляют начальные этапы инновационного процесса. Наиболее популярной инновационной стратегией ТНК-эксплерента является создание формально независимых от материнской корпорации исследовательских центров и венчурных подразделений. Эта стратегия применяется для максимально эффективного использования всех новых разработок, даже тех, которые на данный момент не нужны материнской ТНК или не являются для нее профильными. В качестве примера ТНК- эксплерентов, можно привести такие известные подразделения ТНК как «Bell Labs», «Lucent Technologies», «Xerox Technology Ventures».

Коммутанты - это такие субъекты хозяйствования, которые имитируют новинки или, предлагают новые виды услуг на базе старой продукции. Стратегия подражания характерна, на сегодняшний день более всего для ТНК из Китая. Их деятельность в основном связана с проведением легальных копий продуктов известных компаний. Влияние коммутантов на инновационный процесс в целом может быть оценено как отрицательное, хотя они способствуют диффузии инноваций. Коммутанты в основном используют имитационные инновационные стратегии.

Прогрессирующая «технологизация» мировой экономики вызвала формирование у ТНК «интегрированных систем НИОКР», в которых значительную роль играют именно зарубежные исследовательские лаборатории19. Основными причинами этого является рост значения экономии на масштабах производства, сокращение жизненного цикла товаров и быстрое устаревание технологии. И хотя в некоторых случаях причиной интернационализации технологии все еще остается дефицит квалифицированного научно-технического персонала стран-реципиентов, процесс значительно облегчается развитием коммуникационных сетей и систем управления, которые обеспечивают беспрепятственную передачу информации между удаленными пунктами и комплексное осуществление НИОКР Еще 10-15 лет назад филиалы и дочерние компании ТНК осуществляли исследования только с целью использования потенциала материнской корпорации на рынках стран-реципиентов, обеспечивая поддержку производственному процессу и процессу адап-

18 Suarez D. Persistence of innovation in unstable environments: Continuity and change in the firm's innovative behavior // Research policy. - 2014. - №4. - Р.726-736.

19 Малахова Н.Н. Инновационная экономика как фактор трансформации научных институтов: глобальный уровень // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2015. - №1. - С. 15-21.

тации привнесенной технологии. Ускорение перемещения некоторых видов НИОКР свидетельствует об изменении сегодня самой природы инноваций: рядом с необходимой технологической поддержки филиалов и дочерних компании происходит рост важности уровня интегриро-ванности их инновационной деятельности во всю структуру ТНК с параллельной специализации филиалов в пределах их производственных компетенций.

В результате синергетический эффект «технологизации» проявляется в использовании ТНК двух основных типов НИ-ОКР-подразделений: те, которые осуществляют трансфер знаний, созданных в стране базирования материнской корпорации, и их дальнейшую коммерциализацией (home-base exploiting - НВЕ), и те, которые увеличивают объем научно-технических знаний всей ТНК путем использования иностранных источников этих знаний (home-base augmenting - НВА). Таким образом, целью первого типа иностранных филиалов-НВЕ является адаптации новых технологий и новых продуктов, полученных из «мозгового центра» ТНК, к условиям спроса на зарубежных рынках и внедрение их в производство. Целью второго типа филиалов-НВА является «разоблачение и перехват» инновационных волн от зарубежных «мозговых центров», высших учебных заведений и лабораторий компаний-конкурентов по всему миру с последующей передачей полученной информации в центральное НИОКР-подразделение страны базирования ТНК (последний называется «центральный инкубатор знаний»). Фили-алы-НВА фактически «инкорпорируются» в локальную, национальную или региональную научно-исследовательскую среду знаний в странах-реципиентах иностранного капитала ТНК, получают доступ к источнику инноваций, а затем используют их в рамках глобального инновационного процесса, осуществляя трансфер полученных новых знаний в другие подразделения своей корпорации.

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.

Конечное формирование и выбор инновационной стратегии ТНК связаны с необходимостью координировать мероприятия структурного и инфраструктурного характера и принимать решения, касающиеся следующих вопросов: необходимый объем производственных мощностей; распределение производственных мощностей по конкретным видам продукции; выбор системы измерения показателей хозяйственной деятельности; стимулирование труда; адекватные процессы разработки новой продукции.

Выбор той или иной инновационной стратегии ТНК зависит от условий внешней и внутренней среды, в результате чего ТНК могут выбрать либо приспособленческий, либо творческий тип инновационной стратегии. К числу приспособленческих инновационных стратегий можно отнести: защитную стратегию, стратегию инновационной имитации, стратегию выжидания, а также стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей. Творческие инновационные стратегии включают в себя экстернальную и интернальную стратегию инновационной интеграции.

Для укрепления своих конкурентных позиций и завоевания новых рынков ТНК могут использовать инновационную стратегию «корпоративного айкидо», а также стратегию «открытых инновационных сетей». Улучшить организационную составляющую инновационно-ориентированного развития ТНК позволит креативная инновационная стратегия. Кроме того, типы и виды используемых ТНК на современном этапе инновационных стратегий автором предложено рассматривать через призму классификации инновационного поведения субъектов хозяйствования (виоленты, па-тиенты, эксплеренты, коммутанты). Отдельное внимание в процессе исследования уделено синергетическому эффекту «технологизации», которые реализуется посредством использовании ТНК двух основных типов НИОКР-подразде-лений - home-base exploiting - НВЕ и home-base augmenting - НВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.