Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в профессиональной деятельности'

Современные информационные технологии в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
868
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛО-ГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВ-НОСТЬ СИСТЕМ / ЦИТИРУЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Арутюнов В.В.

Рассматриваются итоги проведенной вМосковском финансово-юридическом университете МФЮА вноябре 2015г. конференции, на которой было представлено более 40 докладов и где функционировало три секции: «Образовательные технологии в России и за рубежом», «Современные ин-новационные технологии», «Информационные технологии: из настоящего в будущее». Приводится краткий обзор пленарных и основных секционных докладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в профессиональной деятельности»

ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ

COMPUTER SCIENCE, COMPUTER ENGINEERING AND MANAGEMENT

УДК 004

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. Арутюнов

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

V.V. Arutyunov

Аннотация. Рассматриваются итоги проведенной в Московском финансово-юридическом университете МФЮА в ноябре 2015 г конференции, на которой было представлено более 40 докладов и где функционировало три секции: «Образовательные технологии в России и за рубежом», «Современные инновационные технологии», «Информационные технологии: из настоящего в будущее». Приводится краткий обзор пленарных и основных секционных докладов.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационные технологии, информационные системы, образовательные технологии, эффективность систем, цитируемость.

Abstract. Discusses the results of the Moscow University of Finance and Law MFUA in November 2015 conference, which featured more than 40 presentations and there were three sections: «Educational technologies in Russia and abroad», «Modern innovative technologies», «Information technologies: from the present to the future». A brief overview of the main plenary and sectional reports is given.

Keywords: information technology, innovative technology, information systems, educational technology, efficiency systems, citation index.

11 ноября 2015 г. в Московском финансово-юридическом университете МФЮА состоялась Международная научно-практи-

ческая конференция «Современные информационные технологии в профессиональной деятельности» (СИТ-2015), в которой приняли участие более 100 ученых и специалистов.

Основная цель конференции, организованной кафедрой информационных технологий МФЮА и группой российских ученых, состояла в обмене научными знаниями и опытом между специалистами, работающими в различных сферах экономики, образования и науки, где активно используются современные информационные технологии.

На конференции было представлено более 40 докладов и функционировали три секции: «Образовательные технологии в России и за рубежом», «Современные инновационные технологии», «Информационные технологии: из настоящего в будущее».

В настоящей статье приводится обзор докладов пленарного заседания, а также основных секционных докладов, представляющих интерес для отечественных и зарубежных специалистов, выполняющих исследования в области информационных технологий.

Доклады пленарного заседания. В докладе Г.М. Антоновой (Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН) «Применение интернет-технологий для реализации концепции непрерывного образования» отмечается, что современные компьютерные технологии включают технологии подготовки текстовой, аудио- и видео-информации с использованием медиа-инструментов, создание виртуальных сред обучения, сетевые технологии компьютерного взаимодействия, облачные технологии и др. Автором предлагается классификация компьютерных технологий обучения, включающая около десятка компонент, в том числе: обучение с использованием компьютера при участии преподавателя или самостоятельно; технологию компьютерного контроля качества освоения нового материала; самостоятельное освоение нового материала с использованием возможностей, предоставляемых компьютерными программами, включая графические средства и базы данных; использование Web-технологий в процессе изучения различных дисциплин и др. Данные технологии позволяют разработать (с целью совершенствования современного образования) алгоритмы линейного циклического, разветвляющегося управления для управления индивидуальными траекториями обучения, создать технологии пошагового, эпизоди-

ческого, итогового контроля, использовать технологии организации обратной связи для корректировки процессов обучения по результатам промежуточного контроля.

В докладе В.В. Арутюнова (РГГУ) «Рейтинг цитируемости российских ученых по версии РИНЦ в естественнонаучных отраслях науки» анализировались на основе списков Шр-100 ученых России, сформированных системой РИНЦ для 17 отраслей науки (химика, физика, математика и др.), региональные научные кластеры (РНК) и научные коллективы (организации), где работают высокоцитиру-емые российские ученые. Выявлено три полиотраслевых РНК (Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск) и ряд моноотраслевых РНК (по связи, физике, астрономии, металлургии, горному делу); составлен рейтинг научных коллективов, успешно функционирующих в области физики, математики, геодезии и картографии, астрономии и горному делу. Для ряда отраслей науки выявлены ученые из списков Шр-100, входящие в состав ряда диссертационных советов, что свидетельствует о высоких показателях результатов деятельности указанных в списках Шр-100 ученых, а также об определенной объективности показателей цитируемости по РИНЦ относительно ученых из этих списков. В заключении отмечается, что индексы цитирования (в том числе индекс Хирша) целесообразно использовать не только при сравнении итогов деятельности ученых или научных коллективов (групп исследователей), работающих в одной научной отрасли, но и в качестве квалификационного требования к экспертам научных проектов, государственных программ и учреждений и т.п., а также при формировании минимальных аттестационных требований к сотрудникам научных и образовательных учреждений, научным руководителям аспирантов и дипломников.

В докладе А.С. Варламова, М.Ю. Крылкова и Г.Е. Шепитько (МФЮА) «Опыт разработки курса "Безопасность систем в Интернете"» отмечалось, что курс, содержащий 16 тем, разработан с целью повышения уровня знаний студентов о современной информационной безопасности, для которых «Информационная безопасность» не является профильным предметом. В числе этих тем рассмотрены принципы эффективной защиты от вирусов и от спама, приведен сравнительный анализ современных антивирусных программ, подробно раскрывается тема защиты электронной почты; рассмотрены вопросы безопасности, встречающиеся наиболее часто в коммерче-

ской сфере: шпионаж, конкурентная разведка и др., а также вопросы противодействия сетевым атакам с применением современных систем обнаружения вторжений. В финальной теме курса проанализирован опыт отечественной компании ЭЛВИС-ПЛЮС по созданию и внедрению систем защиты информации.

Доклад В.А. Минаева и С.А. Никонова (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) «Использование вероятностных тестов при поиске простых чисел с помощью модифицированного индексного алгоритма» посвящен рассмотрению модификации разработанного авторами индексного алгоритма для решения задачи поиска всех простых чисел на определенном отрезке натурального ряда чисел с помощью вероятностного теста на простоту числа и сравнительному исследованию его быстродействия по отношению к индексному алгоритму без этой модификации. Индексный алгоритм представляет принципиально новый, перспективный подход к поиску простых чисел. Авторами показано, что практическое применение модифицированного индексного алгоритма позволяет увеличить производительность алгоритмов поиска простых чисел и, следовательно, скорость факторизации составных чисел примерно в два раза, что значительно повышает быстродействие алгоритмов шифрования и дешифрования информации.

В докладе А.С. Бурого (Российский государственный гуманитарный университет) и М.А. Шевкунова (Российский научно-технический центр информатизации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия СТАНДАРТИНФОРМ) «Модель сетевого взаимодействия группы автономных динамических объектов» анализировалась модель оценки сетевых возможностей и характеристик группы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с учетом когнитивных технологий в управлении, планировании и оптимизации. Авторами, основываясь на идеях развития когнитивного подхода, предлагается модель сетевого взаимодействия автономных объектов на примере групп БПЛА, выполняющих роли агентов с ограниченной компетенцией и возможностями. За счет гибридизации рассматриваемой сети, идей самоорганизации удается парировать различные нештатные ситуации в процессе функционирования путем привлечения знаний и функциональных возможностей других агентов, действия которых должны быть синхронизированы при решении общей целевой задачи.

Доклад Н.В. Гришиной и А.П. Титова (МФЮА) «Модель проектирования системы защиты информации на основе анализа рисков нарушения информационной безопасности в электронном управлении России» посвящен описанию модели системы автоматизированного проектирования (САПР) защиты информации, в основу которой положен анализ рисков нарушения информационной безопасности, и которая сама может быть интегрирована в государственную автоматизированную информационную систему (ГАС) «Управление». Модель включает пять модулей (типовая сетевая модель процесса создания системы защиты информации (СЗИ), блок оценки рисков информационной безопасности, блок выработки политики безопасности, модуль комплекса моделей расчета параметров подсистем СЗИ и модуль синтеза и оптимизации СЗИ). Входящий в последний модуль блок оценки качества мер защиты содержит методики оценки качества мер защиты. Используемый модулями блок «База знаний» включает информационную базу структурно-функциональной схемы системы. В его состав входят: файл исходных данных; каталоги мер и средств защиты; каталог стратегий нападения; нормы эффективности защиты; инструментальные средства анализа рисков нарушения информационной безопасности.

В докладе А.А. Тарасова (Российский государственный гуманитарный университет) и Н.А. Тарасовой (Банк России) «Методы обеспечения функциональной устойчивости информационных систем» рассмотрена способность информационных систем выполнять весь или некоторый (критически важный) набор заданных функций в условиях функциональных отказов. Такая способность определяется как функциональная устойчивость. Авторами проводится анализ основных методов обеспечения функциональной устойчивости; при этом ими выделяется пассивная и активная отказоустойчивость. Для обеспечения пассивной отказоустойчивости применяются различные виды резервирования: резервирование на уровне кодов, резервирование на уровне модулей и резервирование на уровне логических схем, причем реорганизация структуры при этом не производится.

Активная отказоустойчивость базируется на отдельно выделенных процессах обнаружения, локализации отказа и реконфигурации системы с последующим восстановлением вычислительного процесса.

Если в случае функциональных отказов, происходящих в информационных системах, допускается коррекция цели функционирования, используются методы обеспечения ее живучести. При этом имеет место функциональная реорганизация системы - процесс перевода системы в режим функционирования с пониженным качеством выполнения функций (уменьшение их числа, увеличение погрешности или времени выполнения и т.п.). Живучесть, как и активная отказоустойчивость, основана на реализации процесса реорганизации структуры системы при возникновении в ней функциональных отказов. Основное отличие живучести от активной отказоустойчивости состоит в том, что при обеспечении живучести допускается некоторое снижение функциональных возможностей информационных систем, то есть их деградация.

В докладе В.А. Цветковой (Библиотека естественных наук РАН - БЕН РАН) «Библиометрические исследования и задачи библиотек» рассмотрен опыт работы с библиометрическими показателями на примере сети БЕН РАН. Показана необходимость участия научной библиотеки в оценки библиометрических показателей организаций и конкретных ученых. На основе накопленного опыта отмечено, что ученые предпочитают передать работы по оценке их публикационной активности специалистам библиотеки. Акцентируется необходимость подготовки специалистов в области библиометрии, включая работу с базами данных Web of Science, Scopus, РИНЦ. В заключении автор отмечает, что библиометрия как учебная дисциплина сегодня представляет интерес не только для информационных и библиотечных специалистов, но и для специалистов-исследователей из других областей знаний. Это связано, во-первых, с ярко выраженным междисциплинарным характером библиометрии и, во-вторых, с широким спектром предлагаемых количественных методов исследования и интеллектуальной организации знания, оценки результативности и эффективности научной деятельности. В связи с этим библиометрию в системе профессионального образования следует рассматривать, в первую очередь, с позиций формирования научно-исследовательской компетентности специалиста.

Секция «Образовательные технологии в России и за рубежом». В докладе Е.П. Доморацкого (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - НИУ ВШЭ)

«Методология разработки и применения виртуальных стендов в учебном процессе» представлена методология разработки и применения виртуальных стендов в процессе обучения студентов технических и информационных специальностей. Данная методология использована при разработке виртуального стенда, основанного на программе схемотехнического моделирования Electronics Workbench, предназначенного для изучения архитектуры и принципов работы арифметико-логического устройства (АЛУ) микроЭВМ. Методология включает следующие этапы работы: разработка виртуального стенда, разработка структурной схемы виртуального стенда для исследования АЛУ микроЭВМ, выбор программы схемотехнического моделирования и рабочих инструментов для построения виртуального стенда, разработка функциональной схемы виртуального стенда, реализация режимов работы виртуального стенда.

Предложенная в данной работе методология была успешно использована в образовательном процессе в НИУ ВШЭ, МФЮА и в ряде других вузов по следующим дисциплинам: «Организация ЭВМ и систем», «Электротехника, электроника и схемотехника», «Архитектура ЭВМ и систем», «Инструментальные средства вычислительной техники» и «Компьютерное моделирование».

Доклад А.Д. Козлова и М.С. Шаповаловой (Российский государственный гуманитарный университет) «Особенности проектирования образовательных программ подготовки бакалавров в современных условиях» посвящен проблемам разработки образовательных программ для направления подготовки «Прикладная информатика» в рамках новых образовательных стандартов. Авторы отмечают, что в соответствии российским государственным образовательным стандартом ФГОС 3+ вуз, с одной стороны, имеет возможность заниматься полностью разработкой образовательной программы, как правило, не имея достаточно жестких ограничений, в которые его раньше ставили примерные программы Минобразования России. Однако, с другой стороны, эта вариативность чревата следующей проблемой: подготовка бакалавров в различных вузах может иметь абсолютно разную специфику.

Авторы также считают, что полноценные курсовые работы должны быть подготовлены студентами на третьем и четвертом курсах, но студентов младших курсов необходимо готовить к написанию

курсовых работ, а затем и выпускной квалификационной работы, используя на занятиях проектные методики. При этом при построении образовательных программ бакалавриата необходимо не забывать о следующем этапе получения образования - магистратуре, то есть целесообразно обеспечить преемственность читаемых курсов. Однако, выпускник должен быть подготовлен к трудовой деятельности, то есть содержание таких программ должно быть целостным и завершенным.

В докладе Л.В. Поселягиной (Частное учреждение Образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия») «Применение технологии веб-квеста с целью развития эстетической культуры обучающихся на уроке литературы» отмечается, что технология веб-квеста в обучении применяется с целью организации проектной деятельности часто в условиях ролевой игры с использованием интернет-ресурсов. Автором определяются условия применения технологии веб-квеста для развития эстетической культуры обучающихся на уроках литературы:

- учитывается тип специальной высшей нервной деятельности обучающегося;

- осуществляется интеграция разных видов искусства;

- создается эстетически выразительное пространство с использованием интернет-ресурсов;

- ставится цель формирования эстетической личности, обладающей эстетическими потребностями, вкусом, чувствами, интересами, эстетически ориентированной деятельностью.

Доклад А.А. Кононова и П.И. Кулакова (Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН) «О возможностях использования метода оценки критериальных рисков для повышения мотивированности учащихся и для систематического отслеживания их знаний, навыков, умений, компетенций» посвящен описанию способа применения метода оценки критериальных рисков для систематического детализированного отслеживания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и студентов, приобретаемых ими в образовательном процессе. Метод оценки критериальных рисков, реализуемый в четыре этапа, предполагает использование специального программного обеспечения «РискДетектор». Показаны преимущества, которые этот метод открывает для обучающихся,

преподавателей учебных заведений и лиц, занимающихся самообразованием. По мнению авторов, предложенный метод позволяет значительно усилить мотивированность обучающихся. Они будут лучше представлять себе, что неусвоенные ими знания, умения, навыки могут в дальнейшем негативно сказаться на их компетенциях, конкурентоспособности и карьере. Кроме того, им будет легче контролировать себя, имея лучшее представление, с чем конкретно связаны их проблемы. Для преподавателей также открываются новые возможности контроля того, как обучающиеся усваивают материал. Им легче сориентироваться, в чем и как помочь отдельным учащимся.

Авторы констатируют, что применение метода оценки критериальных рисков для оценки рисков некомпетентности, когда в качестве критериев используется степень усвоения обучающимися знаний, навыков и умений, может стать хорошим подспорьем в решении задачи повышения качества образования и совершенствования управления образовательными процессами.

В докладе Ш.Г. Магомедова и Е.В. Чегодаевой (МФЮА) «Применение электронных курсов в обучении как способа модернизации образовательного процесса» отмечается, что массовые открытые онлайн-курсы - МООК (massive open online courses), названные в числе наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 г., открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. По своей форме MOOK, первые упоминания о которых появились в 2008г., - это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторы выделяют целый ряд преимуществ, которые привносят МООК для вуза, преподавателя и студента. В их числе упорядочивание образовательного процесса в вузе и непрерывный контроль за ним, проведение учебной и воспитательной работы с молодежью в привычном для нее электронном пространстве по социальным сетям, предоставление возможности обратной связи между студентами и преподавателями, отсутствие необходимости для преподавателя издавать или переиздавать учебные «методички» - все материалы курса постоянно доступны в электронном виде и многие другие. Авторы отмечают, что широкое внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс повысит качество российского образования и его международную конкурентоспособность.

Доклад К.Б. Колбаева, В.В. Красницкого (Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына - КНУ, г. Бишкек) и К.М. Алиевой (Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева) «Как повысить престиж и экономическую ценность образования и науки в Кыргызстане?» посвящен анализу тенденций развития науки и образования в Кыргызской Республике в период ее суверенитета.

Отмечается, что еще в конце ХХ в., при создании Кыргызско-Европейского факультета (КЕФ) в КНУ при участии трех европейских университетов, начата реализация проекта по разработке и внедрении учебной программы по экономике, новой методики и кредитной технологии обучения, соответствующих Европейским стандартам и адаптированным к кыргызской реальности. Учебные планы и программы по специальным дисциплинам Гренобольского университета спроектированы в регламент обучения КЕФ. В учебный КЕФ процесс внедрены Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS) и учебная программа по экономике по методологии Тюнинга. Успешно развиваются научные направления, результаты исследования которых внедряются в учебный процесс. Так, например, реализованы модель Институциональной системы оценки качества высшего образования, и дидактическая система обеспечения интеграции образовательных технологий, включающие бесконтактную технологию оценки знаний, умений и навыков - компетентности, которые позволяют привить студентам умение систематически заниматься в течение всего периода обучения, объективно осуществлять контроль их достижений без непосредственного участия преподавателей. На сегодня стратегической становится концепция университетского менеджмента. Следующий этап его развития включает создание при КНУ на базе КЕФ Института Мировых цивилизаций совместно с Кыргызско-Японским Центром человеческого развития с участием местных олигархов и международных инвесторов, также с реализацией академических и научно-исследовательских программ шестого экономического (технологического) уклада.

Авторами констатируется, что новая стратегия развития образования и науки в контексте «новой повестки дня» стратегии развития Кыргызской Республики должна иметь интегративный характер с мировым образовательным пространством как стратегия вызовов и учета угроз современного глобализованного мира.

Секция «Современные инновационные технологии». В докладе Н.Ш. Шукенбаевой (Российский государственный гуманитарный университет) и Н.В. Масальцева (компания «Emst&Young») «Разработка параллельного алгоритма на основе технологии CUDA» рассматривается разработанный и реализованный параллельный алгоритм на основе технологии CUDA - узкопрофильной технологии параллельного программирования, использующей GPU (графический процессор).

Разработка параллельного алгоритма состоит из нескольких этапов. Во-первых, необходимо декомпозировать вычисления, при этом разделение должно происходить на независимые части. Второй этап - выделение информационных зависимостей между подзадачами. Третий этап разработки - масштабирование. Масштабирование разработанной вычислительной схемы параллельных вычислений проводится в случае, если количество имеющихся подзадач отличается от числа планируемых к использованию процессоров. Выполнение этапа масштабирования вычислений сводится в конечном итоге к разработке правил агрегации и декомпозиции подзадач, которые должны зависеть от числа процессоров, применяемых для вычислений. Распределение подзадач между процессорами является завершающим этапом разработки алгоритма. Основной показатель успешности выполнения данного этапа - эффективность использования процессоров, определяемая как относительная доля времени, в течение которого процессоры использовались для вычислений, связанных с решением исходной задачи. Для оценки правильности распределения использовался контрольный список обязательных условий функционирования: распределение нескольких задач на один процессор не приводит к росту дополнительных вычислительных затрат; существует необходимость динамической балансировки вычислений.

Доклад С.Н. Шевцова, А.П. Титова, Е.В. Чегодаевой и О.А. Калашниковой (МФЮА) «Анализ проблем построения интегрированных систем управления сложными динамическими объектами» посвящен рассмотрению структуры интегрированной системы терминального управления (ИСТУ) с прогнозированием конечного состояния сложного динамического объекта (СДО). Особое значение при проектировании ИСТУ СДО занимает процесс алгоритмической интеграции, заключающийся в разработке алгоритмического обе-

спечения отдельных информационных и управляющих подсистем на основе обобщенного критерия качества функционирования всего комплекса ИСТУ в целом. Кроме того, использование тех или иных методов алгоритмической интеграции предопределяет способ формализации математических моделей СДО и обобщенного критерия качества функционирования комплекса ИСТУ, возможности учета условий функционирования СДО и совокупности ограничений. Аналитическое проектирование ИСТУ может рассматриваться в качестве составной части автоматизированного проектирования, осуществляемого с применением средств вычислительной техники, и является первоочередным этапом прогнозируемого проектирования систем управления СДО.

В соответствии с указанными проблемами алгоритмического обеспечения общая задача аналитического проектирования ИСТУ СДО с прогнозированием конечного состоянии условно может подразделяться на четыре взаимосвязанные задачи: проектирование управляющих подсистем, централизованных подсистем оценивания состояния и идентификации параметров, подсистем предсказания конечного состояния и задачи алгоритмической интеграции всех подсистем в единый комплекс оптимального функционирования ИСТУ СДО в целом.

В работе В.И. Лобастова (Российский государственный гуманитарный университет) «Обеспечение безопасности конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля комбинированными методами активной защиты» рассматривается технология обеспечения безопасности конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля, основанная на комбинированном методе активной защиты речевой информации. Представлены аналитические данные и возможности применения предложенного способа для предотвращения утечки конфиденциальной информации по основным техническим каналам утечки. Для оценки эффективности применения предложенного метода защиты в статье приводятся результаты экспериментов, проведенных при использовании специальной аппаратуры перехвата акустической информации в условиях имитации проведения конфиденциальных переговоров в салоне автомобиля.

Секция «Информационные технологии: из настоящего в будущее». В докладе В.В. Арутюнова (Российский государственный гуманитарный университет) «О результативности исследований

в области криптографии - одном из приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности объектов защиты» представлены результаты исследования динамики российских и иностранных публикаций в области криптографии за последние десять лет, отраженных в базах данных ВИНИТИ. Если для зарубежных публикаций отмечается непрерывный рост числа этих публикаций, то для российских публикаций с 2013 г. отмечается уменьшение их числа (в 2014 г. почти в три раза по сравнению с 2012 г.). Автором выделяются последние достижения в квантовой криптографии (максимальное расстояние, на которое в настоящее время возможна передача зашифрованной информации, скорость передачи и др.). Констатируется, что если доля зарубежных публикаций по квантовой криптографии относительно всех зарубежных публикаций по криптографии с 2010 по 2014 гг. возросла с 3 % до 7 %, то за этот же период доля отечественных публикаций выросла относительно числа всех отечественных публикаций в этой сфере с 3 % до 15 %, что может свидетельствовать о неослабевающем интересе российских ученых и специалистов к этой области исследований.

В докладе О.Н. Сусляковой (Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал) «Автоматизированные информационные системы как элемент автострахования» рассмотрены основные виды автоматизированных информационных систем, используемых при предоставлении страховых услуг в области автострахования и обеспечивающих в том числе снижение смертности на дорогах России, а также повышение эффективности страхового рынка. В их числе: государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, единая автоматизированная информационная система технического осмотра и единая автоматизированная информационная система Бюро страховых историй (ЕАИС БСИ). К автоматизированным информационным системам обязательного страхования подключены МВД РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Центральный банк РФ, которые вправе получать информацию из указанных систем. Автор отмечает, что максимальный эффект

от работы систем проявится только через 2-3 года, когда накопится полноценная информация по всем участникам страхового рынка; к этому сроку вышеуказанные системы обеспечат также в полной мере защиту имущественных интересов страхователей как потребителей страховых услуг в сфере автострахования.

В докладе Т.Е. Точилкиной (Финансовый университет при Правительстве РФ) «Разработка исполняемой модели бизнес-процесса в СУБП RunaWFE в учебных проектах» представлены основные положения методики разработки исполняемой модели бизнес-процесса в системе управления бизнес-процессами (СУБП) с открытым кодом RunaWFE.

Система RunaWFE является современной системой управления бизнес-процессами и относится к классу свободного программного обеспечения. Применяется в организациях, функционирующих в различных сферах экономики, для повышения эффективности управления бизнес-процессами, административными регламентами и автоматизации исполнения бизнес-процессов.

Автором была предложена методика разработки исполняемой модели бизнес-процесса в свободной СУБП с открытым кодом RunaWFE. Методика предполагает пошаговую систематизацию информации об автоматизируемом бизнес-процессе как последовательное заполнение ряда таблиц заданной структуры. Конечный набор таблиц заданной структуры используется для разработки модели исполняемого бизнес-процесса и администрирования среды СУБП RunaWFE. В ходе практикума студенты выступают в роли бизнес-аналитика, администратора системы RunaWFE, а также в роли исполнителей автоматизированного бизнес-процесса.

Разработанная методика апробирована автором при обучении студентов в Финансовом университете при Правительстве РФ.

Доклад Н.С. Сергиенко (Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал), «Автоматизация внутреннего контроля в казначействе России» посвящен рассмотрению ряда информационных проектов по внутреннему контролю в Федеральном казначействе России (ФКР), нацеленных на повышение качества информации о деятельности органов ФКР в бюджетном процессе.

В ФКР создана и функционирует иерархически выстроенная система внутреннего контроля. Объектом такого контроля выступает

деятельность федеральной службы, включая качество исполнения им государственных функций, в том числе по осуществлению функции финансово-хозяйственной деятельности. Субъектами контроля являются все подразделения центрального аппарата и территориальные органы ведомства - управления ФКР по субъектам РФ.

Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК) разработало правила внутреннего контроля ПОВАК (последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля), основанные на ежедневном автоматизированном контроле процессов и операций в автоматизированных системах ФКР. Автором предлагается ряд основных подходов к реализации ПОВАК, включая следующие: осуществление внутреннего контроля в отношении всех процессов и операций в функциональных отделах Федерального казначейства, реализация оперативного контроля непосредственно после совершения функциональных процессов и операций, осуществление контроля автоматизированным способом путем использования определенных фильтров в журналах документов или с использованием диагностических отчетов и др.

В настоящее время ПОВАК в МОУ ФКР осуществляется в автоматизированном режиме в отношении 32 показателей путем использования в автоматизированной системе определенных фильтров в журналах документов.

В.В. Арутюнов

доктор технических наук, профессор

Российский государственный гуманитарный университет,

г. Москва

E-mail: warut698@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.