ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
полняя расчеты в АРМ ШтМасЫпе, студент на практике осваивает несложные методы оптимизации, критерии которых определяется заданием проекта.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сочетание теоретических знаний с навыками их применения в информационных технологиях — это необходимость современного образовательного процесса.
Библиографический список
1. Савинова, Н. В. Опыт внедрения программ инженерного анализа в специальные дисциплины / Н. В. Савинова // Омский научный вестник. — 2010.— № 1(87). — С. 241 — 243.
2. Жуков, В. А. Виртуальный лабораторный практикум по прикладной механике / В. А Жуков, Б. С. Иванов, С. Г. Чул-
кин // Основы проектирования и детали машин — XXI век : материалы II Всерос. науч.-метод. конф. — Орел : ОрелГТУ, 2010. - С. 53-57.
3. Савин, Л. А. Методологические аспекты общеинженерной подготовки: проблемы и предложения / Л. А. Савин // Основы проектирования и детали машин — XXI век : материалы II Всерос. науч.-метод. конф. — Орел : ОрелГТУ, 2010. — С. 67—73.
САВИНОВА Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры горных машин и комплексов.
Адрес для переписки: па1а1і_8ауіпоуа@шаі1.т
Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.
© Н. В. Савинова
УДК 378.147:004.738.5:378.662(574.3) В. Д. ЭТТЕЛЬ
Н. Н. КРАСНОВА Н. В. МУТОВИНД С. В. РОМАНОВ
Карагандинский государственный технический университет, Республика Казахстан
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАРГТУ:
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ___________________________
По оценке внешних экспертов, в КарГТУ имеет место высокий уровень развития электронных образовательных технологий. Широко применяются кейсовая и сетевая технологии дистанционного обучения. Развитие за последние 2,5 года серверного и коммуникационного оборудования создает предпосылки для внедрения в учебный процесс ^-технологий, реализуется Международная образовательная программа «Синергия». В КарГТУ созданы все условия для повышения квалификации в области информационно-телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: электронная образовательная технология, технология дистанционного обучения, электронное обучение, Web-технология, кейсовая и сетевая технологии.
В формировании интеллектуального капитала значимая роль отводится вузовской системе образования, в том числе и электронного, позволяющего интенсифицировать процесс обучения.
Высшее образование переживает «истинную революцию», заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, сказав, что движущими силами, под воздействием которых происходит его трансформация — это информационные и телекоммуникационные технологии.
В связи с этим главной задачей казахстанской образовательной политики является обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям развития личности, общества и государства.
Важным фактором повышения качества обучения студентов является и то, что в системе професси-
ональнои подготовки и переподготовки кадров, в формировании их интеллектуального потенциала все большую значимость приобретает электронное образование. Последнее применяется в Европе достаточно широко, практически каждый университет имеет виртуальный кампус. Так, в свободном университете Берлина с 2004 года работает учебная платформа e-learning, нацеленная на рациональное совмещение очных и онлайновых образовательных мероприятий. Основную роль в воплощении этой концепции играет центральная образовательная платформа университета (Blackboard), предлагающая студентам множество интерактивных функций. В университете Аахена создан учебный портал LIP, предлагающий студентам электронную поддержку в течение всего процесса обучения — посещение виртуальных лекций, доступ к актуальной информации и электронным материалам, таким как скрипты, файлы и видеозаписи лекций. В университете Штут-
гарта с 2002 года работает проект «Online Uni»: для виртуализации университета разработана трехступенчатая концепция использования мультимедийных и веб-технологий. В центре образовательной концепции — совершенствование процесса обучения путем разработки технических и медийно-дидактических компетенций.
Следует отметить, что по оценке внешних экспертов ( это, прежде всего, комиссии по проведению Институциональной аккредитации, ноябрь 2009 г., и Международной аккредитации ряда образовательных программ, апрель 2010г.) в университете имеет место высокий уровень развития электронных образовательных технологий.
Следует отметить, что в основу концепции развития информационно-образовательной среды КарГТУ на период до 2020 года [1, 2, 3, 4] положен передовой опыт внедрения электронных образовательных технологий передовых вузов ближнего и дальнего зарубежья: МГТУ имени Н. Э. Баумана, Берлинского технического университета, Бранденбургского технического университета (г. Коттбус) и др.
Использование ИКТ в Университете базируется на следующих аспектах подготовки и проведения лекций и практических занятий:
— применение мультимедийных презентаций, слайд-лекций и видеолекций;
— самостоятельная работа студентов с использованием компьютерных средств, в том числе и по дистанционным образовательным технологиям;
— привлечение студентов к работе над проектами с использованием ИКТ;
— применение компьютерного моделирования как средства познания;
— лабораторный практикум на ПЭВМ с элементами синергетики и применением электронных, сетевых и дистанционных технологий.
Для разработки и эффективного использования в образовательной деятельности электронных образовательных технологий по техническим специальностям в университете был открыт Центр электронных технологий обучения имени Первого Президента Республики Казахстан, преобразованный в настоящее время в научно-исследовательский институт электронных образовательных технологий. В институте организованы лаборатории, оснащенные современными аппаратными средствами для создания видеолекций, мультимедийных презентаций и других электронных учебных ресурсов. Это, прежде всего компьютеры на базе четырехъядерных процессоров фирмы Intel и материнских плат последнего поколения, оборудованные специальными устройствами для выполнения работ по видеозахвату.
Для увеличения скорости работы электронных сервисов КарГТУ и обеспечения надежности передачи данных при организации процесса обучения по дистанционным образовательным технологиям, введено в действие новое серверное помещение, оборудованное пятью новыми двухпроцессорными 4-ядерными серверами производства DELL, с 8 Гб оперативной памятью и дисковой подсистемой на 2 Тб, расположенными в 42'' серверной стойке производства ESTAP.
КарГТУ активно поддерживает идею создания единого образовательного пространства Республики Казахстан: ведутся работы по интеграции электронных учебных ресурсов университета в Республиканскую межвузовскую электронную библиотеку.
Университет является одним из первых вузов, внедривших дистанционную технологию обучения
для технических специальностей, которая в настоящее время осуществляется по кейсовой и сетевой технологиям. В соответствии с рабочими учебными планами специальностей курсовые кейсы генерируются автоматизированной информационной системой дистанционного обучения, разработанной ¡Т-специалистами университета.
Студенты, обучающиеся по сетевой дистанционной технологии, учебно-методический комплекс и всю необходимую дополнительную информацию по изучаемой дисциплине получают на сайте университета http://www.kstu.kz на обучающем ШеЪ-пор-тале, разработанном ^-специалистами КарГТУ на основе свободно распространяемой платформы МООБББ. На сегодняшний день на портале размещены интернет-версии электронных учебников всех кафедр университета. Образовательный портал КарГТУ является основным средством взаимодействия, консультативной помощи и контроля, содержит результаты выполнения индивидуальных заданий студентами, замечания и оценки преподавателя. В экспериментальном режиме ряд кафедр используют образовательный портал для студентов, обучающихся по дневной форме, реализуя технологию Ыепйей-1еаттд.
Развитие за последние 2,5 года серверного и коммуникационного оборудования создает предпосылки для внедрения в учебный процесс по ДОТ ТУ-технологий.
КарГТУ — единственный вуз в стране, участвующий в Международном образовательном проекте «Синергия», основная идея которого заключается в применении электронных, сетевых, дистанционных технологий при кредитной системе для студентов дневного обучения на всех этапах учебного процесса. Это лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое, дипломное проектирование и организация самостоятельной работы студентов.
Наличие лабораторных и практических работ является особенностью обучения в техническом университете.
В КарГТУ на основе системных подходов накоплен определённый опыт создания и внедрения учебнолабораторной базы, которая содержит:
— виртуальные лабораторно-практические комплексы;
— программно-аппаратные лабораторно-практические комплексы;
— специализированные учебные стенды с дистанционным доступом.
Комплексы, разработанные с применением новейших информационно-телекоммуникационных технологий, полностью соответствуют учебным программам и содержат необходимые теоретические материалы, методические указания, а также от 5 до 15 лабораторных работ по всем разделам курсов.
Лабораторные работы с использованием ВЛПК выполняются студентами автономно, а их сдача осуществляется в дистанционном режиме.
В отличие от традиционной учебно-лабораторной базы, содержащей отдельные лабораторные стенды, позволяющие изучить различные элементы технических и программных средств, ВЛПК содержат все компоненты изучаемых технических систем и системы в целом.
При изучении сложных программно-аппаратных систем практические навыки приобретаются на специализированных учебных стендах с дистанционным доступом. Для этих целей применяется уникальное учебное оборудование, произведенное
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
концерном FESTO (Австрия, Германия) и поставленное университету на безвозмездной основе. В рамках реализации Международной образовательной программы «Синергия» проведена настройка и тестирование системы видеоконференцсвязи «Sony ipeal», поставленной этим концерном.
Несмотря на достигнутые результаты, развитие информационно-образовательной среды КарГТУ до 2020 года планирует реализацию проектов по следующим направлениям:
1. Формирование вычислительного кластера на базе суперкомпьютера в рамках консорциума «Корпоративный университет» для решения интеграционных задач в сфере образования, науки и бизнеса (трехмерное моделирование и производство видеопродукции на уровне мировых стандартов качества).
2. Развитие корпоративной сети, доступа к сети Интернет и обеспечения информационной безопасности за счет:
— расширения каналов доступа в глобальную сеть Интернет на 5—15 Мбит/с ежегодно и к 2015 году достижения скорости доступа 35 — 50 Мбит/с;
— создания на базе КарГТУ представительств ведущих академий компаний Cisco Systems, Microsoft и Softline. Это позволит на коммерческой основе повышать квалификацию в сфере IT, сетевых технологий и информационной безопасности специалистов из крупнейших организаций Казахстана;
— внедрения системы идентификации пользователей (студентов) по биометрическим свойствам (отпечаток пальца), для авторизации и предоставления доступа к системе компьютерного тестирования;
— предоставление доступа к ресурсам сети КарГТУ сотрудникам, ППС, магистрантам и студентам с домашних компьютеров;
— развития сервисов корпоративной сети, в частности:
— повышение отказоустойчивости ядра сети, путем полного двойного резервирования оборудования и оптических каналов;
— полная виртуализация всех сетевых сервисов. Основной принцип «Минимум высокопроизводительных аппаратных серверов — максимум виртуализованных сетевых сервисов на каждом из них». Двойное резервирование каждого виртуализирован-ного сетевого сервиса;
— система мониторинга активных сетевых устройств и рабочих станций на базе протокола SNMP;
— повышение уровня безопасности локальных и беспроводных сетей и разработка инструментальных средств, производящих инспекцию сетевых пакетов;
— развертывание технологий беспроводного доступа к сети Интернет (в частности, WIFI) с централизованной системой контроля, управления и мониторинга трафика;
— установка в Центре накопления и обработки информации газовой системы пожаротушения, модернизация основного и установка резервного электроснабжения и системы прецизионного кондиционирования;
— создание централизованного сервера по установке программного обеспечения в учебные компьютерные классы университета.
3. Развитие инфокоммуникаций, систем мультимедийных конференций и телевещания за счет:
1) расширения системы трансляций политически значимых мероприятий, таких как послания и актовые лекции Президента РК;
2) внедрения единой системы IP-телевидения КарГТУ;
3) внедрения корпоративной системы видеотелефонии;
4) расширение зоны вещания учебного телевидения до городского/республиканского уровня путем участия в республиканском проекте учебного телевидения с объемом финансирования 9 млрд тенге.
4. Развитие e-learning в КарГТУ за счет:
1) разработки современных инновационных видов электронных учебных изданий для e-learning и веб-ориентированных электронных учебных изданий;
2) создания механизмов распространения лучших учебных материалов, создаваемых преподавателями с применением ИКТ, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;
3) развития и внедрения дистанционных курсов повышения квалификации;
4) развития образовательного портала курсов дистанционного повышения квалификации для школьников, студентов, магистрантов и ППС.
5. Развитие программного обеспечения управления образовательной деятельностью и электронного документооборота за счет:
1) развития системы компьютерного тестирования путем увеличения баз тестовых заданий до 5000 с общим количеством вопросов до 1 млн вопросов;
2) разработки современных методов защиты системы компьютерного тестирования от несанкционированного доступа;
3) обеспечения возможности одновременного участия в компьютерном тестировании 1000 человек и более;
4) интегрирования автоматизированных информационных систем, применяемых в Университете: АИС КарГТУ, АИС дистанционного обучения, АИС управления трафиком Интернета, АИС анкетирования и системы доступа к сайту КарГТУ;
5) развития функциональных возможностей автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых в КарГТУ, и обеспечения работы систем для 10 тысяч пользователей.
Интенсивное развитие и совершенствование технологий электронного обучения в КарГТУ является решительным шагом к интеграции всей системы технического образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство.
Библиографический список
1. Информационная образовательная среда университета / М. Р. Нургужин [и др.] // Вестник МГПУ. — М. : МГПУ, 2006. - № 1(6). - С. 228-233.
2. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обуче-
ния // Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
3. Ахметов, Б. С. Моделирование информационной образовательной среды вуза : науч. изд. / Б. С. Ахметов, В. В. Явор-ский. — Караганда : КарГТУ, 2006. — 251 с.
4. Ехлаков, Ю. П. Моделирование структурных взаимосвязей функционирования организационных систем управления / Ю. П. Ехлаков, В. В. Яворский. — Томск : Изд-во ТУСУР, 2000. — 171 с.
ЭТТЕЛЬ Владимир Абрамович, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Системы автоматизированного проектирования». Адрес для переписки: [email protected]
КРАСНОВА Нина Николаевна, старший преподаватель кафедры «Системы автоматизированного проектирования».
Адрес для переписки: [email protected] МУТОВИНА Наталья Викторовна, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Системы автоматизированного проектирования».
Информация
Международный конкурс научно-исследовательских проектов
Институт передовых технологий Самсунг (Samsung Advanced Institute of Technology) объявляет о начале 4-го ежегодного международного конкурса научно-исследовательских проектов в рамках долгосрочной программы Global Research Outreach (GRO).
Целью программы GRO является изучение возможностей практической реализации достижений фундаментальной науки в интересах развития наукоемких технологий.
Основные направления:
— Высокопроизводительные вычислительные методы
— Системы и способы передачи данных нового поколения
— Возобновляемые источники электроэнергии
— Новейшие медицинские технологии и приборы
— Биомедицинские исследования и технологии
— Метаболическая инженерия и нанобиотехнологии
— Перспективные материалы для электронных устройств
— Материалы и архитектура новых типов памяти
— Интегрированные системы, основанные на новых принципах
— Методы и устройства получения и обработки изображений
— Перспективные системы пользовательских интерфейсов
К участию в конкурсе GRO приглашаются научные организации, институты, государственные и частные научно-исследовательские и производственные компании и научные коллективы, обладающие правами на интеллектуальную собственность на имеющиеся результаты предлагаемых исследований.
Предлагаемая заявителями тема для проведения исследований должна отличаться новизной подходов и оригинальностью предлагаемых решений. Подготовленные предложения должны в максимально полной степени передавать важность, актуальность и преимущества предлагаемых решений для последующего практического использования их результатов.
Подробная информация об условиях конкурса, список приоритетных тем и задач опубликованы на английском языке на веб-сайте www.sait.samsung.co.kr/eng/GROhome/gromain.jsp
Заявки принимаются до 16 июня 2012 года по адресу электронной почты: [email protected]
Организационный комитет конкурса. Тел. (495) 797-24-76, факс (495) 797-25-01.
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/284/231811.php (дата обращения: 10.04.2012)
Адрес для переписки: ти1;ошпа_па1а1уа@ mail.ru РОМАНОВ Сергей Васильевич, магистрант кафедры «Системы автоматизированного проектирования». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2011 г.
© В. А. Эттель, Н. Н. Краснова, Н. В. Мутовина, С. В. Романов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ