Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в образовании'

Современные информационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батколина В. В.

Рассматриваются понятия информации, информационных технологий, выявляются тенденции в создании и развитии вузовских современных информационных технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern information technologies in education

The article examines concept of information, information technologies, identifies trends in creation and development of university modern information technologies in education.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

В.В. БАТКОЛИНА,

заместитель декана факультета второго высшего образования НОУ В ПО «Российский новыйуниверситет» Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: batkolina@mail.ru Рецензент: кандидат социальных наук, доцент М.М. Новикова

Аннотация. Рассматриваются понятия информации, информационных технологий, выявляются тенденции в создании и развитии вузовских современных информационных технологий в образовании. Ключевые слова: информация, информационные технологии.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

V.V. BATKOLINA,

the assistant to the dean of faculty of the second higher education of the Russian new university

Annotation. The article examines concept of information, information technologies, identifies trends in creation and development of university modern information technologies in education. Keywords: information, information technologies.

Новая парадигма образования, принятая в современной России, ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности образовательных систем и образовательных учреждений, гибкости и динамичности учебного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям и запросам населения и работодателей, широкое и повсеместное внедрение в учебный процесс вузов современных образовательных технологий1.

Термин «информация» (от лат. information — разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни. Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

С.В. Панюкова утверждает, что особое внимание в информатизации образования «уделяется вопросам разработки методических систем обучения, основанных на широком использовании средств современных технологий, в целях подготовки обучаемого к жизни в информационном обществе, развития его личностных качеств и интеллектуального потенциала, повышения эффективности и качества образовательного процесса»2. Е.С. Полат и М.Ю.Бухаркина считают, что «современный учебный процесс уже немыслим

без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий»3.

И.Г. Захарова определяет информационную технологию обучения как педагогическую технологию, использующую специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией, и понимает под информационными технологиями образования приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельность педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса4.

А.А. Андреев считает, что «закономерным следствием процесса информатизации сегодня является стремительное развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что приводит к широкомасштабному применению Интернета в учебном процессе»5. «Информационные технологии в образова-

1 Лобанова Е.В. Проектирование информационно-образовательной среды вуза. М., 2005.

2 Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М., 2010.

3 ПолатЕ.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

4 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. М., 2003.

5 Андреев А. А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 12.

НАУКИ

нии — это путь к созданию единого образовательного пространства, необходимость которого ощущается все сильнее с расширением мировых интеграционных процессов», — полагает П.А. Кеменов6.

Разные подходы к определению современных информационных технологий можно определить как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания7.

Процесс информатизации образования реализуется в закупках вузами компьютерных классов, периферийного оборудования и подключению к Интернету, в разработке учебно-методических комплексов нового поколения, трансформации традиционного образования.

Возможности информационных технологий:

• реализация современных программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;

• обеспечение интерактивного режима взаимодействия пользователя и системы при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;

• хранение больших объемов информации в цифровом формате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния; автоматизация сбора, накопления, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности;

• автоматизация управления учебной деятельностью и контроля над результатами усвоения.

Актуальность использования современных информационных технологий в образовании взрослых определяется следующими причинами:

• широкими возможностями информационных и телекоммуникационных технологий по индивидуализации образования;

• повышением мотивации обучающихся при использовании информационных и телекоммуникационных технологий;

• активной самостоятельной деятельностью обучающихся;

• наглядностью представления учебного материала;

• доступностью информационных и телекоммуникационных технологий в любое удобное обучающемуся время.

Тенденции в создании и развитии вузовских современных информационных технологий в образовании:

• значительное накопление электронных информационно-образовательных ресурсов в вузах: создание электронных библиотек, читальных залов в классических библиотеках с возможностью выхода в Интернет, большого объема электронных обучающих программ и курсов и др.;

• создание и развитие в вузах учебно-методических комплексов по специальностям и учебным дисциплинам как одно из основных требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

• осознание руководством вуза, профессорско-преподавательским составом необходимости разработки информационно-образовательных ресурсов и технологий;

• создание и развитие ресурсных образовательных консорциумов, объединение информационных ресурсов вузов;

• возрастание масштабов использования дистанционных образовательных технологий в вузах, финансовая заинтересованность вузов в развитии проектов дистанционного обучения;

• появление в вузах специализированных организационно-технологических и производственных структур.

Информационные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиассылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Использование информационных технологий в процессе обучения способствует активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

6 Кеменов П.А. Применение информационных технологий в процессе обучения в вузе // Человек и образование. 2009. №№ 3.

7 Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.