Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com
2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN119.pdf
Статья поступила в редакцию 13.03.2019; опубликована 06.05.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Тринитатская О.Г., Захарова Л.Г., Терещенко О.Ю. Современные информационные технологии как средство развития профессиональной компетентности педагогических кадров в системе непрерывного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Trinitatskaya O.G., Zakharova L.G., Tereshchenko O.Yu. (2019). Modern information technologies as a means of developing professional competence of pedagogical personnel in the system of continuous education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN119.pdf (in Russian)
УДК 37.09 ГРНТИ 14.37.09
Тринитатская Ольга Гавриловна
ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия Заведующий кафедрой «Управления образованием» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=508758
Захарова Лилия Геннадьевна
МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса», Ростов-на-Дону, Россия
Директор школы Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Терещенко Оксана Юрьевна
МБОУ «Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1», станица Егорлыкская, Россия
Заместитель директора E-mail: [email protected]
Современные информационные технологии как средство развития профессиональной компетентности педагогических кадров в системе непрерывного образования
Аннотация. В статье раскрывается роль информационных технологий в процессе развития профессиональной компетенции педагогов в системе непрерывного образования. Авторы обращают внимание на то, что современные информационные технологии усиливают мотивационное поле, познавательную активность не только обучающихся, но и педагогов. В условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является выполнение социального заказа государства на подготовку педагогических кадров, способных эффективно организовать образовательную деятельность, быть открытыми для
https://mir-nauki.com
межкультурного, межличностного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Несмотря на то, что интерактивные образовательные технологии разнообразны по своим сущностным характеристикам и условиям применения, авторами статьи предлагается ряд экспериментально определенных интерактивных образовательных технологий, применение которых способно существенно повысить эффективность процесса обучения в системе непрерывного образования (диалоговые и дискуссионные технологии, технологии творчества, личностно-развивающие технологии, коммуникативные технологии, тренинговые технологии, информационные технологии).
В статье акцентируется внимание на том, что интерактивные образовательные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом, а также на доминирование активности каждого из них в процессе обучения. Совместная работа в команде значительно активизирует учебный процесс, повышает его эффективность. Поэтому наряду с традиционными методами и средствами обучения должны широко применяться интерактивные образовательные технологии, в том числе в системе непрерывного образования.
Ключевые слова: информационные технологии; компетенция; компетентность; непрерывное образование; интерактивные образовательные технологии; образовательное пространство; информационная компетентность учителя
Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в условиях модернизации современной системы образования является развитие кадрового потенциала. Готовность педагогических кадров самостоятельно управлять собственной карьерой, определять траекторию своего индивидуального личностного профессионального роста, применять знания, умения, навыки, способы действий в иной профессиональной среде является одной из приоритетных. В этой связи немаловажным становится развитие как общей, так и педагогической культуры учителя, позволяющей ему овладеть базой знаний, умений и навыков для эффективного ведения межкультурного, межличностного и межъязыкового диалога со всеми участниками образовательного процесса в условиях поликультурного образовательного пространства.
Приоритетность данного направления работы закреплена в основополагающих нормативно-правовых документах: Постановлении Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 04.10.2000 № 751, Плане мероприятий ("дорожная карта") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30.04.2014 № 722-р, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 № 1642, Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204, Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» от 26.07.2017 года № 703, Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"».
В современных условиях противоречие между требуемым и фактическим уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации приоритетных направлений, углубляется. Одним из основных направлений работы в рамках подготовки
педагогических кадров в контексте компетентностной и праксиологической парадигм считаем развитие профессиональной компетентности педагогов в системе непрерывного образования.
Необходимо отметить, что актуальность модернизации системы непрерывного образования обусловлена рядом тенденций развития современного общества: глобализацией, характеризующейся целевой ориентацией национальных систем и учитывающей потребности в международной солидарности в соответствии с ценностями общечеловеческой этики; интеллектуализацией деятельности, для которой свойственно повышение роли умственного труда с целью формирования новых систем деятельности; информатизацией общества, выдвигающей на первый план проблему владения информацией и знаниями.
Современные исследования в области профессионально-педагогической подготовки учителя акцентируют внимание на том, что имеет место «основное противоречие между существующими условиями подготовки педагогических кадров, их личностно-профессиональным потенциалом и требованиями, предъявляемыми к результативности педагогической деятельности» [1]. Нам близка позиция Краевского В.В., что «реформирование системы образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должен быть набор компетенций, овладение которыми позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Такой подход, принятый большинством высокоразвитых стран, где произошла переориентация на овладение ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах, вполне соответствует традиционным ценностям отечественного образования, где основной целью образования выступает ориентация на понимание научности мира, на духовность, социальную активность» [2].
На современном этапе развития психолого-педагогической науки отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», которые часто воспринимаются как тождественные. Словарь Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова трактует термин «компетенция как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом», а «компетентность - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [3]. Современные ученые выделяют более 30 видов компетенций. Нужно отметить, что наряду с термином «профессиональная компетентность» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, В.Н. Введенский и др.) широко используется понятие «педагогическая компетентность» (Л.М. Митина, В.А. Андреева, Т.Г. Аргунова и др.). В то же время хотя и существуют различные подходы к определению основных характеристик профессиональной компетенции, объединяет их описание многокомпонентной структуры этого понятия, включающего как общи, так и специальные компетенции.
Развитие профессиональной компетентности педагога - это, прежде всего, развитие его творческих способностей, позволяющих вести эффективную педагогическую деятельность, легко адаптироваться в современном поликультурном образовательном пространстве. В условиях модернизации российского образования педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей. Обозначенные задачи, на наш взгляд, призвана решать система непрерывного образования.
Компетентность педагога понимается нами как осознанное отношение к целям и результатам педагогической деятельности, позволяющее качественно выполнять профессиональные функции. При этом необходимо отметить, что обозначенная позиция педагога не является врожденной. Мы полагаем, что она способна сформироваться под влиянием благоприятной образовательной развивающей среды, в том числе в процессе непрерывного образования. Важным средством интенсификации, улучшения учебной,
https://mir-nauki.com
профессиональной деятельности могут стать информационные технологии, электронные ресурсы.
Информационные технологии в образовании - необходимое условие перехода общества к информационной цивилизации. «Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении» [4].
На наш взгляд, применение информационных технологий в системе непрерывного образования способно решить приоритетную задачу, которая заключается в трансформации данной системы для достижения высокого качества образования, предоставления возможностей для постоянного саморазвития педагога. При этом использование новых информационных технологий направлено на повышение эффективности и качества подготовки специалистов путём создания условий для непрерывного образования, т. е. «образования через всю жизнь».
По нашему мнению, особая роль принадлежит новым информационным технологиям. Выбор технологий, средств и способов формирования лингвокультурной компетентности педагогических кадров в системе непрерывного образования обусловлен множеством факторов. Главный из них - широкие возможности технологизации и алгоритмизации взаимодействия субъектов педагогического процесса, как считает М.И. Махмутов.
По мнению О.Г. Тринитатской, «повышение квалификации с использованием интерактивных методов обучения позволит организовать учебный процесс таким образом, что практически все участники окажутся вовлеченными в процесс познания, они будут иметь возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают» [5, с. 114]. В итоге преподаватель вместе с новыми знаниями дает возможность педагогам-слушателям вести самостоятельный поиск. Активность преподавателя сменяется активностью участников обучения, его задачей становится создание условий для технологического обеспечения, как то: информационное - это совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации; лингвистическое - объединяет языковые средства для формализации естественного языка; техническое обеспечение - представляет собой комплекс технологических средств для выполнения основных процедур обработки информации; эргономическое - предназначено для создания оптимальных условий эффективной деятельности человека в автоматизированной информационной технологии.
Считаем необходимым отметить основные особенности интерактивных образовательных технологий: активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности; возможность вовлечь педагогов в образовательный процесс как активных участников; повышение мотивации; развитие навыков самостоятельной работы. Данные характеристики открывают широкие возможности использования интерактивных технологий в системе непрерывного образования.
Понятие «интерактивный» (от английского «interact» (inter - "взаимный", act -"действовать") предполагает взаимодействие в режиме беседы, диалога с кем-либо. Как отмечает Ю.В. Гущин, интерактивные методы - это «методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой» [6]. То же самое можно сказать и о процессе обучения в системе непрерывного образования: все участники образовательного процесса (процесса повышения квалификации) на равных правах взаимодействуют между собой. Таким образом, на наш взгляд, эффективность процесса познания, формирования и развития компетентностей может быть значительно повышена.
Анализ имеющейся литературы в области педагогики и психологии позволяет сделать вывод о том, что интерактивные образовательные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом, а также на доминирование активности каждого из них в процессе обучения. Совместная работа в команде значительно активизирует учебный процесс, повышает его эффективность.
Интерактивные образовательные технологии разнообразны по своим сущностным характеристикам и условиям применения. В течение нескольких лет экспериментальной деятельности нами был определен ряд интерактивных образовательных технологий, применение которых может существенно повысить эффективность процесса обучения в системе непрерывного образования:
1. Диалоговые и дискуссионные технологии.
2. Технологии творчества.
3. Личностно-развивающие технологии.
4. Коммуникативные технологии.
5. Тренинговые технологии.
6. Информационные технологии.
Диалоговые и дискуссионные технологии основываются на дискуссионных методах, которые «представляют собой вид групповых методов активного обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач» [7] (см. рис. 1).
Учебный диалог
Сократовская беседа
Групповая дискуссия
Дискуссионное общение
«Круглый стол»
«Мозговой штурм»
Моделирование практических ситуаций
Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод)
Рисунок 1. Виды диалоговых и дискуссионных технологий
Технологии творчества заключают в себе различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Современная научная литература под педагогическим творчеством подразумевает некий процесс, в ходе которого решаются педагогические задачи в меняющихся обстоятельствах. Педагогическое творчество, по мнению А.К. Марковой, всегда является поиском педагогом чего-то нового как для самого себя, так и для остальных участников образовательного процесса.
Личностно-развивающие технологии в системе непрерывного образования реализуют принципы личностно-ориентированного подхода в образовании. Основная цель применения
данных технологии: всестороннее развитие индивидуально-личностных качеств педагога с целью подготовки его к успешному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие личностно-ориентированные технологии, как дидактические игры. Ряд отечественных ученых считает, что дидактические игры выполняют разнообразные функции. Следовательно, мы полагаем, что «игра - действенный способ продуктивного усвоения знаний» [8; 9].
Нами разработан алгоритм подготовки и проведения дидактической игры, который, по нашему мнению, является оптимальным и может быть применим в системе непрерывного образования (см. рис. 2).
Рисунок 2. Алгоритм подготовки и проведения дидактической игры
Коммуникативные технологии в системе непрерывного образования предполагают педагогическое общение, в ходе которого используется ряд коммуникативных технологий, выбор которых обусловлен задачами конкретной коммуникации (см. рис. 3).
Рисунок 3. Структурные компоненты коммуникативных технологий
71PDMN119
Мы полагаем, что продуктивность профессиональной деятельности педагога во многом определяется тем, насколько мастерски он владеет технологией педагогического общения. И.В. Адрендачук считает, что содержательный и технологический аспекты определяют сущность педагогического общения. «На уровне содержания оно рассматривается как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием обучения и воспитания» [10].
В системе непрерывного образования тренинговые технологии, на наш взгляд, способны решить задачи по развитию личности путем снятия внутренних ограничений, освоения определенной области знаний, умений и навыков с включением их в систему собственного жизненного опыта. Кроме того, данные технологии формируют активную социальную позицию участников общения.
Разновидностей коммуникативных тренингов в современной науке достаточно много, однако все они сводятся к формированию ориентиров по расширению коммуникативной компетентности личности. Нами был определен круг тренингов, повышающих эффективность процесса повышения квалификации педагогических кадров (см. рис. 4).
Рисунок 4. Виды коммуникативных тренингов
Предлагаемый список коммуникативных тренингов имеет важное преимущество: тренинг даёт знания в ощущениях. Его суть в том, что он направлен на эффективное межкультурное, межъязыковое и межличностное общение, т. е. на коммуникацию личности с окружающим его миром.
Информационные технологии делятся на бескомпьютерные и компьютерные. В обучении информационные технологии применяют для предъявления информации и для контроля успешности ее усвоения. Данный вид технологий имеет следующую классификацию (см. рис. 5).
Внедрение в образование информационных технологий обучения становится важным условием повышения уровня учебного процесса. Информационные технологии, превращая компьютеры из инструмента для преподавания в мощное средство развития образовательно-воспитательного комплекса, усиливают мотивационное поле, познавательную активность обучающихся.
Рисунок 5. Классификация информационных технологий обучения
Таким образом, исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Внедрение и использование информационных технологий в образовательном процессе любой образовательной организации сопровождается изменениями во всех других подсистемах (дидактической, методической, организационной, управленческой, теоретико-методологической).
2. Информационные технологии привели к изменению требований уровню к квалификации учителя.
3. Для адекватного взаимодействия педагогов с обучающимися должен измениться характер педагогической деятельности, роль учителя.
4. Средства информационных технологий становятся инструментом деятельности педагога, и, следовательно, одним из компонентов его профессиональных качеств - информационная компетентность учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ибрагимова Л.А., Петрова Г.А. Методологические, теоретические и методические основы профессионального образования на современном этапе // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: 2003.
4. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 50-52; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25948 (дата обращения: 07.02.2019).
5. Тринитатская, О.Г. Стратегия управления профессиональным ростом учителя в региональном образовательном пространстве [Текст]: учебное пособие / О.Г. Тринитатская, Т.А. Безматерных. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. - 272 с.
6. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.
7. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения. М., 2005. 160 с.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - 2-изд., испр. и доп. - М., 2003. - 152 с.: ил.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 512 с.
10. Арендачук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся. М.: Издательство «Перо», 2015. 150 с.
Trinitatskaya Olga Gavrilovna
Rostov institute of professional skills improvement and professional retraining of education workers, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Zakharova Liliya Gennadyevna
School № 60 named after the fifth guards Don Cossack cavalry red banner Budapest corps, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Tereshchenko Oksana Yurevna
Egorlykskaya secondary school № 1, Egorlykskaya village, Russia
E-mail: [email protected]
Modern information technologies as a means of developing professional competence of pedagogical personnel in the system of continuous education
Abstract. The article reveals the role of information technology in the process of developing the professional competence of teachers in the system of continuous education. The authors draw attention to the fact that modern information technologies strengthen the motivational field, the cognitive activity of not only students, but also teachers. In the context of modernization of Russian education, one of the priority areas is the fulfillment of the state's social order for the training of pedagogical personnel, who are able to effectively organize educational activities, be open to intercultural, interpersonal interaction with all participants in the educational process.
Despite the fact that interactive educational technologies are diverse in their essential characteristics and conditions of use, the authors of the article propose a number of experimentally defined interactive educational technologies, the use of which can significantly increase the effectiveness of the learning process in the system of continuous education (dialogue and discussion technologies, creative technologies, personal developing technologies, communication technologies, training technologies, information technologies).
The article focuses on the fact that interactive educational technologies are focused on a wider interaction of participants in the educational process with each other, as well as on the dominance of the activity of each of them in the learning process. Teamwork in a team significantly activates the learning process, increases its effectiveness. Therefore, along with traditional methods and teaching aids, interactive educational technologies should be widely applied, including in the system of continuous education.
Keywords: information technology; competence; competence; continuing education; interactive educational technology; educational space; information competence of the teacher