Научная статья на тему 'Современные информационные технологии для решения задачи автоматизации процессов в дошкольном образовании'

Современные информационные технологии для решения задачи автоматизации процессов в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
466
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ / ТЕХНОЛОГИЯ SADT / ER-МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING AND PROCESS ANALYSIS / SADT-TECHNOLOGY / ER-MODELING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ямалеева Г.Н.

Представлены результаты моделирования и анализа процессов в дошкольном образовательном учреждении с целью их автоматизации на основе современных информационных технологий. С помощью технологий SADT, ERD и ГОСТ-19.701-90 выполнен функциональный, информационный анализ, а также анализ документооборота.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is presents the results of simulation and analysis processes in preschool educational institution for the purpose of their automation on the basis of modern information technologies. With SADT technologies, the ERD and GOST-19.701-90 made functional and information analysis and flow-document analysis.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии для решения задачи автоматизации процессов в дошкольном образовании»

2009. Т.15. №4 С. 885 - 892.

3. Бугаев Ю. В. Применение прямого обобщения скалярных алгоритмов в векторной оптимизации на графах / Ю. В. Бугаев // Дискретная математика. - 2001. Т. 13. Вып. 3. - c.110 - 124.

4. Бугаев Ю. В. Применение векторной оптимизации на графах для моделирования раскроя лесоматериалов / Ю. В. Бугаев // Изв. ВУЗов. Лесной журнал, 2001, № 3. С. 84 - 87.

5. Поиск оптимальных путей на графах с векторными весами. Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу "Методы оптимизации" / Сост. С. Ю. Городецкий. Н.Новгород: Нижегородский государственный университет, 1996. - 28 с.

Ямалеева Г.Н.

Научный руководитель: к.техн.н., доцент Сабанаев И.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Ключевые слова: моделирование и анализ процессов, технология SADT, ER-моделирование.

Аннотация: представлены результаты моделирования и анализа процессов в дошкольном образовательном учреждении с целью их автоматизации на основе современных информационных технологий. С помощью технологий SADT, ERD и Г0СТ-19.701-90 выполнен функциональный, информационный анализ, а также анализ документооборота.

Keywords: modeling and process analysis, SADT-technology, ER-modeling.

Abstract: It is presents the results of simulation and analysis processes in preschool educational institution for the purpose of their automation on the basis of modern information technologies. With SADT technologies, the ERD and GOST-19.701-90 made functional and information analysis and flow-document analysis.

На сегодняшний день профессиональная деятельность человека находится в тесной взаимосвязи с программными продуктами и информационными технологиями. Они позволяют осуществлять качественно и оперативно обработку, сортировку и хранение

необходимой информации и данных трудовой деятельности, способствуют облегчению выполняемых функций работника путем автоматизации определенных трудовых процессов [1]. Это относится и к сфере образования, в частности, дошкольного образования. Профессиональная деятельность специалистов дошкольных образовательных учреждений - учебно-вспомогательного персонала и хозяйственных работников детских садов, яслей, может стать более эффективной, если большую часть процессов автоматизировать на основе применения программных средств и вычислительной техники [2-3].

Целью исследования в данной работе является выполнение функционального и информационного анализа процессов обработки информации, наполняющих профессиональную деятельность завхоза детского сада, на примере детского дошкольного учреждения № 3 «Солнышко» п.г.т. Кукмор.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. выполнить функционально-структурный анализ;

2. разработать информационно-логическую модель;

3. выполнить описание входных и выходных документов;

Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: функционально-структурный анализ на основе технологии SADT, информационно-логический анализ и моделирование с отображением модели в форме ER-диаграммы, анализ документооборота на основе требований стандарта ГОСТ 19.701-90 и построения схемы данных. Разработка моделей выполнялась с помощью шаблонов и инструментов графического редактора MS Visio.

Для детального описания основной функции была произведена ее декомпозиция на 5 подфункций (рис. 1) на основе технологии SADT. Согласно полученным результатам, можно выделить 5 основных функций, выполняемых завхозом. Каждый блок диаграммы А0 можно детализировать аналогично, создавая диаграммы более нижнего уровня.

Для изучения логики выполнения некоторых функций на следующем этапе была произведена детализация блока A4 на базе методологии IDEF3, являющейся частью технологии SADT. Эта модель позволяет не просто отразить последовательность процессов, но и показать логику взаимодействия элементов системы. Детализация (рис. 2) проводится по аналогичному с IDEF0 принципу, но добавляются перекрестки, которые определяют условия выполнения процедур.

Осущ«стялаат «пнгрпль »ор Г"""~"

да

Рисунок 1 - Диаграмма АО

Рисунок 2 - ГОЕБЗ - диаграмма детализации блока А4

На данной диаграмме можно выявить 4 парных асинхронных перекрестка Л-12, 13 -Т4. В нашем случае это «Асинхронный И», при разветвлении котором каждая из исходящих ветвей активируется, а при слиянии завершаются, и «Асинхронный ИЛИ», где активируется хотя бы одна из исходящих ветвей, и при слиянии должна завершиться хотя бы одна.

Информационно-логическая модель (рис. 3) представляет собой отображение данных предметной области в виде общих информационных объектов и связей между ними [4].

Рисунок 3 - Информационно-логическая модель «сущность-связь» в форме ER-диаграммы

Анализ позволил выделить 10 сущностей: «Поставщик», «ЗаказПродуктовПитания», «Накладная», «Склад»,

«ЕдиницыИзмерения», «КатегорииПродуктовПитания», «Продукты», «Акты», «СписаниеПродуктовПитания», «РасходПродуктовПитания». Каждой сущности заданы атрибуты, указан первичный ключ (PK). Внешний ключ (FK) подчиненной сущности при построении модели с помощью шаблона MS Visio в момент задания инфологической связи между сущностями ставится автоматически. Важно отметить, что подчиненная сущность размещается позже главной сущности.

Рисунок 4 - Схема документооборота приемки продуктов питания (бумажный документооборот)

Разработанная инфологическая модель в форме ER-диаграммы является основой для построения базы данных информационной системы для автоматизации решения основной задачи. Интересно то, она при переходе к даталогической модели позволяет автоматически

получить базу данных реляционного типа, приведенную к третьей нормальной форме, что удовлетворяет требованиям к большинству современных баз данных.

В анализируемой системе обращается целый ряд документов, среди которых можно выделить входные и выходные. Общая схема документооборота показана на рисунке 4. Эта модель построена в соответствии с требованиями ГОСТ 19.701-90. Она становится основой для построения правильных алгоритмов автоматизации документооборота и автоматизированной подготовки результатных документов (отчетов, накладных и пр.)

Анализируя результаты данной работы можно отметить ряд моментов. В данной работе были выполнены функциональный и информационный анализы процессов обработки информации, наполняющих профессиональную деятельность завхоза детского сада, разработаны необходимые модели, построена схема документооборота.

следовательно, все задачи исследуемой работы решены и, следовательно, цель исследования в полной мере достигнута. Необходимо отметить, что за этапом анализа должен следовать синтез.

Таким образом, можно поставить задачи для следующего этапа работы и сформулировать его цель. Грамотно используя результаты данной работы, на следующем этапе следует решить задачу автоматизации процессов за счет разработки автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста. Для этого нужно построить базу данных на основе реляционной модели, разработать интерфейс пользователя, реализовать процедуры поиска, обработки информации и построения результатных документов.

В итоге можно заключить, что сегодня каждая профессиональная деятельность осуществляется на базе программно-технической среды, так как информационные технологии помогают повысить эффективность трудового процесса [5]. Так и профессиональная деятельность специалистов дошкольных образовательных учреждений не является исключением.

Список литературы 1. Горбунова Э.Э., Сабанаев И.А. Использование информационных технологий в современных условиях экономического роста. // Электронное периодическое издание «Экономика и социум». Институт управления и социально-экономического развития. №1 (14), 2015. с. 910. [Электронный ресурс] URL:

.http://iupr.ru/elektronnoe_periodicheskoe_izdanie_ekonomika_i_socium/

2. Лыкова А.И., Батищев А.В. Развитие концепции управления бизнес-процессами организации: от классического подхода к ВРМ-системам // Синергия. 2015. № 1. С. 48-54.

3. Казанцев П.И., Сабанаев И.А. Анализ бизнес-процессов при страховании автогражданской ответственности // Электронное периодическое издание «Экономика и социум». Институт управления и социально-экономического развития. №2 (15), 2015. с. 793. [Электронный ресурс] URL: .http://iupr.ru/elektronnoe_periodicheskoe_izdanie_ekonomika_i_socium/.

4. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем. - М.: Феникс, 2009. - 512с.

5. Сабанаев И.А., Сабанаева З.Ф. Компьютерное моделирование процесса обучения и накопления знаний // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.