Научная статья на тему 'Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку'

Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2335
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / РКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранова Татьяна Николаевна

В данной статье рассматривается актуальность использования современных информационных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного. Автором приводятся примеры использования различных информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению эффективности процесса обучения. Методики использования инновационных технологий в создании обучающей среды с использованием медиаресурсов, рассматриваемые в статье, а также применение новейших технологий (Skype, подкасты, облачные технологии) в сфере образования представляют интерес как для студентов, так и для преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Таранова Т.Н.

Таранова Татьяна Николаевна - магистрант, кафедра методики преподавания иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность использования современных информационных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного. Автором приводятся примеры использования различных информационно -коммуникационных технологий, способствующих повышению эффективности процесса обучения. Методики использования инновационных технологий в создании обучающей среды с использованием медиаресурсов, рассматриваемые в статье, а также применение новейших технологий (Skype, подкасты, облачные технологии) в сфере образования представляют интерес как для студентов, так и для преподавателей вузов. Ключевые слова: информационные технологии, коммуникационные технологии в обучении, мультимедиа-технологии, РКИ.

В последние годы все более очевидной становится необходимость изменения форм изучения русского языка как иностранного, классическая поурочная система уже несозвучна быстро меняющейся социокультурной среде, предъявляющей запрос на активное освоение языка с конкретной целью и в рамках конкретного реализуемого запроса. Традиционные методы обучения иностранному языку предполагающие усвоение знаний в искусственных ситуациях, перестали отвечать мотивационным потребностям обучаемых. Данное утверждение не предполагает, что традиционная система обучения изжила себя. Напротив, информационные технологии позволяют более активизировать практическую сторону обучения языку, так как дают возможность использования неограниченного количества различных виртуальных ситуаций, дополняя, таким образом, традиционную парадигму преподаватель - студент. Искусственная ситуация имеет определенную ограниченность, то есть содержит ответ на вопрос: какие умения применить в строго определенных условиях, в то время как практическая направленность изучения языка позволяет развивать умение учиться, дополняя теоретические знания практической направленностью и делая обучение более продуктивным. Возросли требования, предъявляемые к эффективности и более значимой практической составляющей учебной программы. Современный учащийся лучше усваивает информацию не в виде уже готовой системы, а в процессе собственной активности. При этом не следует говорить об отсутствии активности на традиционном уроке, информационные технологии позволяют расширить эту активность за счет создания виртуального интерактивного пространства, практически не ограниченного временными и территориальными рамками. Наряду со стремительно изменяющимися условиями жизни в обществе и возросшей значимостью информационных технологий изменяются и возможности всей системы образования, так как при обучении появляется возможность использования компьютеров, гаджетов, облачных технологий и т.д. В связи с этим представляется необходимым новый подход в образовании, состоящий не в отрицании традиционной системы, а в гармоничном сочетании, синтезе традиционных и инновационных технологий.

Личностно-ориентированный подход, на который опирается сегодня педагогика, в немалой степени сменил и парадигму отношений обучаемого и преподавателя. В современных интерактивных методах обучения преподавателю отводится роль

координатора, эксперта, дополнительного источника информации в учебной деятельности учащихся, а не столько организатора и инициатора процесса обучения.

Существуют различные методики интерактивного обучения иностранным языкам, обеспечивающие личностно-ориентированный подход. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, но в основе всех лежат принципы проблемного обучения и активной, самостоятельной работы учащегося в процессе приобретения знания [3].

Современный этап в методике преподавания РКИ можно охарактеризовать такими словами, как инновация, развитие, движение вперед. С данной точки зрения, наиболее успешным становится принцип, при котором учитывается предшествующий методический опыт и используются современные методики и технологии. В настоящее время в преподавании РКИ среди прочих выделяется коммуникативный метод обучения. Действительно, все изучаемые аспекты языка, так или иначе, преследуют одну цель - выход в реальное общение. Таким образом, при коммуникативном подходе основной задачей преподавателя становится создание условий для успешной коммуникации субъектов учебного процесса, то есть учащихся. Однако возникает вопрос: «Как же «заставить» ученика говорить?» С точки зрения формирования учебной речевой ситуации в методике обучения РКИ зарекомендовала себя одна современная технология -мультимедийное обучение. Это общепринятое название, используемое для описания теории мультимедийного обучения, которая включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа средств.

Современные цифровые технологии позволяют представлять информацию на уроке не только в виде печатного текста, а также как аудио, изображение, видео, анимацию. Согласно теории двойного кодирования Аллана Пайвио, такое представление содержания обучения намного удобнее, так как задействует одновременно несколько видов восприятия у обучающихся, а именно визуальное и вербальное, в результате чего повышается процент усвоения материала [4]. Использование мультимедиа технологий в обучении русскому языку как иностранному не ограничивается лишь формированием единичной речевой ситуации, а в целом открывает возможности для создания искусственной языковой среды, что особенно важно при отсутствии последней в момент изучения русского языка за рубежом. Вопросы создания языковой среды, современные методики обучения, распространение компьютерных технологий, а также совершенно новая позиция ученика в рамках образовательного процесса (деятельностный и личностно-ориентированный подходы) направили ученых-методистов РКИ на создание нового типа средств обучения - электронных учебников.

«Переход на продуктивные формы учебной работы ... требует и принципиально нового типа учебника, который принято называть инновационным УМК», таким современным учебным пособием в настоящее время является электронный учебник [4]. Использование современных технических средств способствует эффективности обучения языку в самых различных условиях и на всех его уровнях. Презентация новой лексики посредством электронных словарей, онлайн словарей, смартфонов, демонстрация видеороликов с помощью ноутбуков, планшетов, запись на диктофон чтения студентами диалогов, микротекстов, стихов и корректировка их произношения также обладают определенной методической новизной. К важнейшей инноватике языкового обучения следует отнести закономерное перемещение процесса обучения в формат вебстраницы. Обучающая игра всегда считалась мощнейшим дидактическим стимулом в педагогическом процессе [5].

Обучение русскому языку по электронным пособиям уже не является чем-то абстрактным, широко известно применение в обучении различных программ, ресурсов, электронных словарей, грамматических и лексических тренажеров, тестеров, справочников и т.д. (например, «1С:Репетитор. Русский язык», «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», тренажеры «Фраза», «Эверест»; в сети Интернет популярностью пользуются дистанционные диктанты портала «Грамота.ру» с обратной связью). Также существуют попытки создания целых электронных курсов. К примеру, были созданы такие электронные

60

пособия по РКИ как, «Russian for Beginners» от издательства «Дрофа», «Easy Russian» и т.д. В целом, обучение с помощью непечатных пособий уже не представляет собой для нас инновацию завтрашнего дня.

Кроме вышеуказанных информационных средств обучения следует отметить возможности облачных технологий (Яндекс.Диск, Google формы, Mail облако), позволяющих организовать не только удаленный доступ к информации, сделать ее более открытой и простой в использовании, но и использовать ресурсы мощных серверных компьютеров для обработки информации, например, в использовании текстовых, графических, видеоредакторов, работающих онлайн. Использование при обучении РКИ вебинаров и возможностей, предоставляемых Skype, позволяет задействовать преподавательские ресурсы, независимо от географического местонахождения обучающего, таким образом, стирая территориальные границы и обеспечивая непрерывность и общедоступность образования. Широкие возможности предоставляет использование подкастов (podcast), то есть широкоформатного вещания, позволяющее эффективно обучать аудированию с использованием ресурсов не только преподавательского состава определенного вуза, но и ведущих вузов страны [3].

Большое влияние на формирование навыков общения на изучаемом языке оказывает использование социальных сетей и чатов, так как позволяет в режиме реального времени закреплять навыки говорения и письма. При этом такое виртуальное общение способствует и развитию культуры речи, при условии, что оно осуществляется с преподавателем.

В то же время, не следует забывать, что инновационные технологии в обучении РКИ выдвигают совершенно новые требования к обеспечению учебного процесса. Для эффективного внедрения мультимедиа технологий необходимы три основных компонента: техническое обеспечение (компьютер, интерактивная доска, аудиопроигрыватель, проектор, и т.д.), электронные учебно-методические материалы, а также подготовленный преподаватель. Как отмечает Н.Н. Битюцкая: «Необходимо уметь ориентироваться в потоке информации, отсеивать заведомо избыточную, ненужную, быстро обрабатывать найденную информацию и встраивать ее в новую технологию. Это, несомненно, требует дополнительной подготовки преподавателя, однако оптимизирует и делает более результативным процесс обучения» [4].

Таким образом, не последнее место при мультимедийном обучении занимает именно работа с информацией. Инновационные качества электронных средств позволяют сделать интерактивную обучающую игру обязательным компонентом каждого урока при обучении разным аспектам речевой деятельности русского языка.

Наряду с вышеперечисленными преимуществами использования информационных технологий при обучении РКИ следует отметить и негативные факторы. Во-первых, использование ИКТ в процессе обучения ведет к индивидуализации данного процесса. Его положительной стороной является повышенное внимание к достижениям каждого студента, но в то же время происходит подмена живого общения виртуальным, которое сводится к диалогу с компьютером, исключая из процесса обучения ту часть головного мозга, которая отвечает за объективизацию мышления человека. Таким образом, диалогическое общение заменяется монологическим, не позволяющим полноценно изучить язык. Во-вторых, использование ИКТ неизбежно ведет к увеличению времени, проводимого студентом за компьютером, что ведет, даже при соблюдении всех норм, к снижению физического здоровья. В-третьих, высокая доступность информации ведет к снижению самостоятельности мышления студента, так как вся необходимая информация, находясь в свободном доступе, создает соблазн ее элементарного копирования, без осмысления и анализа.

Данные негативные факторы необходимо минимизировать, чтобы обеспечить наиболее эффективное обучение. Так, например, виртуальное общение может быть и с преподавателем, и с другими студентами посредством Skype и вебинаров; вред для здоровья обучающегося следует свести к минимуму посредством ограничения времени, проводимого в информационном пространстве; для повышения самостоятельности мышления следует

использовать системы антиплагиата, позволяющие ограничить объем слепо копируемой информации в самостоятельных работах студентов.

Все рассмотренные выше инновационные тенденции в методике преподавания РКИ присутствуют и должны присутствовать в профессиональной деятельности преподавателей, при этом обучаемый студент-иностранец выступает как активный субъект учебной деятельности. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно -ориентированных развивающих технологий, в основу, которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Применение мультимедиа-технологий в обучении РКИ помогает решить различные задачи современной методики, такие как организация успешного коммуникативно-направленного обучения, создание искусственной (учебной) языковой среды, вовлечение в процесс коммуникации всех учащихся на занятии (за счет привлечения интересов последних в выборе и работе с информацией), усовершенствование роли преподавателя, его активное участие в корректировке содержания обучения, подборе наиболее эффективных способов представления информации.

Таким образом, в настоящее время можно считать актуальным вопрос об использовании новых методик при обучении РКИ: работа с мультимедиа-технологиями. Все эти инновационные методики обеспечивают эффективность обучения в рамках современного системно-деятельностного подхода.

Список литературы

1. Батраева О.М., Бимурзина И.В. Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 62-64.

2. Битехтина Н.Б. Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному. М., 2009.

3. Гончаренко Н.В. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях по русскому языку как иностранному / Социосфера, 2014. № 1. С. 213-216.

4. Седеньо М.Ю. Мультимедиа технологии как средство интенсификации обучения русскому языку как иностранному при коммуникативном подходе // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч. практ. конф. № 2 (39). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/archrve/guman/2(39).pdf/ (дата обращения: 18.03.2017).

5. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. М.: Филоматис, 2008. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.