Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Безопасность дорожного движения / интеллектуальные транспортные системы / законадательная основа контроля транспортной сферы / комплексный подход. / Road safety / intelligent transport systems / the legislative basis for the control of the transport sector / an integrated approach.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ражапова С. С., Саматов Р. Г., Рахманов А. С.

Данная статья содержит информацию по обеспечению качества и повышения контроля эксплуатации транспорта, изучение и анализ состояния этой сферы, законодательная основа по повышению безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN CONTROL OF TRANSPORT OPERATION

This article contains information on ensuring the quality and improving the control of transport operation, studying and analyzing the state of this area, and the legislative framework for improving road safety.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА»

Ражапова С. С. доцент Саматов Р.Г.

доцент Рахманов А. С. старший преподаватель кафедра «Инжиниринг интеллектуальных транспортных систем» Ташкентский государственный транспортный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Аннотация. Данная статья содержит информацию по обеспечению качества и повышения контроля эксплуатации транспорта, изучение и анализ состояния этой сферы, законодательная основа по повышению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: Безопасность дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы, законадательная основа контроля транспортной сферы, комплексный подход.

Razhapova S.S. associate professor Samatov R. G. assistant professor Rakhmanov A.S. senior lecturer

Department of "Engineering of Intelligent Transport Systems"

Tashkent State Transport University

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN CONTROL OF TRANSPORT OPERATION

Annotation: This article contains information on ensuring the quality and improving the control of transport operation, studying and analyzing the state of this area, and the legislative framework for improving road safety.

Key words: Road safety, intelligent transport systems, the legislative basis for the control of the transport sector, an integrated approach.

В эпоху становления современного информационного общества, когда информация и знания стали стратегическим фактором развития, развитие страны и обеспечение ее конкурентоспособности связано с

внедрением современных информационно-коммуникационных и «цифровых» технологий во все сферы жизни общества и государства.

С этой целью 05.10.2020 года был принят президентский указ № ПФ -6079.об утверждении и мерах по ее эффективной реализации стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030».

Указом утверждены:

1. Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030», а также «Дорожная карта» по ее реализации. "Дорожная карта" реализации стратегии охватывает цели в области развития электронного правительства, цифровой индустрии, цифрового образования и цифровой инфраструктуры.

2. Программы цифровой трансформации территорий и отраслей на 2020-2022 годы.

В рамках программы:

> повысить уровень подключения населенных пунктов к сети Интернет, в том числе за счет увеличения количества портов широкополосного доступа до 2,5 млн., строительства 20 тыс. км оптоволоконных линий связи и развития сетей мобильной связи, будет увеличен с 78% до 95%;

^ внедрение более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов в различных сферах социально -экономического развития регионов;

^ организация обучения основам компьютерного программирования с охватом 587 тыс. человек, в том числе 500 тыс. молодых людей в рамках проекта» один миллион программистов"; -1

^ внедрение более 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;

^ для повышения цифровой грамотности и квалификации сотрудников хокимов, государственных органов и организаций, обучения их информационным технологиям и информационной безопасности в регионах будут прикреплены соответствующие высшие учебные заведения, а 12 тысяч их сотрудников будут обучены в области информационных технологий".

В соответствии со стратегией «Цифровой Узбекистан — 2030» в стране реализуется комплекс мер по цифровизации отраслей и территорий экономики, внедрению государственных информационных систем и электронных услуг, а также по обеспечению широкого использования цифровых технологий в сфере народного образования, государственных услуг, судебной, финансовой и банковской систем.

Приоритетным направлением является внедрение программы «Цифровой Узбекистан - 2030», широкое внедрение технологий «Умный», «Безопасный город», «Интернет вещей», дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение на этой основе 30-

процентного роста ВВП страны и вхождения в число передовых стран по международным индексам, готовность к цифровой экономике и развитие ИКТ.

Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030» разработана в целях обеспечения ускоренного цифрового развития отраслей экономики, социальной сферы и системы государственного управления, в том числе дальнейшего совершенствования механизмов предоставления электронных государственных услуг. Настоящая Стратегия определяет стратегические цели, приоритеты и среднесрочные и долгосрочные задачи развития цифровой экономики и электронного правительства Республики Узбекистан, а также служит основой для более широкого внедрения цифровых технологий, исходя из целей устойчивого развития ООН и приоритетов, определенных в рейтинге развития электронного правительства.

Согласно указу, утверждена стратегия «Цифровой Узбекистан -2030», предусматривающая только в 2020-2022 годах в рамках цифровой трансформации территорий и сетей уровень подключения населенных пунктов к сети Интернет, в том числе путем увеличения до 2,5 миллионов портов широкополосного доступа, строительства 20 тысяч километров оптоволоконных линий связи и развития сетей мобильной связи, было доведено с 78 до 95 процентов.

В рамках реализации указа проведен мониторинг своевременности выполнения ответственными исполнителями более 1600 проектов и мероприятий, направленных на цифровую трансформацию территорий, на которых была намечена реализация на 2020-2022 годы, а также 483 проектов и мероприятий, направленных на цифровую трансформацию отраслей.

В частности, начата реализация более 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие местного рынка программных продуктов и информационных технологий, создание 1Т-парков во всех регионах республики, а также обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.

Национальная концепция «Цифровой Узбекистан - 2030» открывает новые возможности в нашей стране (рис.1).

Цифровая экономика увеличивает валовой внутренний продукт

Развитие национальных информационных технологий

Рисунок 1. Возможности оцифровки.

Подключение государственных организаций к системе реального времени - Онлайн, обеспечение связи между государственным сектором и гражданами единым электронным инструментом показали, что Республика Узбекистан ставит серьезные цели для вступления в современный информационный век.

Инновационные подходы к оформлению правонарушений. Сегодня не осталось ни одной отрасли, в которую не проникли бы современные информационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии развиваются день ото дня, процесс информатизации в нашей стране значительно возрастает. Это, в свою очередь, создает для наших граждан широкий доступ к необходимой информации, различным государственным интерактивным услугам.

Сотрудники Государственной службы безопасности дорожного движения выполняют свои обязанности по дальнейшему совершенствованию отрасли, обеспечению прозрачности и, самое главное, усилению борьбы с коррупцией.

В целях развития отрасли правительством принимается ряд постановлений и указов. Например:

> Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.12.2018 № 975 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной службы с участниками дорожного движения и использования специальных устройств».

> Кабинетом Министров принято постановление № 431 от 8.07.2021 «О дополнительных мерах по внедрению электронной системы ведения дел об административных правонарушениях».

Следующий документ был принят в целях обеспечения реализации ПУ-6079 «Об утверждении президентской стратегии «Цифровой

Узбекистан-2030» от 5.10.2020 и реализации ПУ-6118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных документов и документов других органов» от 24.11.2020.

Единым портал интерактивных государственных услуг

Услуги для граждан (02С)

Услуги для бизнеса (02Б)

МНШГВШРШЯНШЯ ШШфэрШ ®,Щ]®[ЩР®™®Г® [лр^ШТтИЬ^ТШ!

/ Л

Комплекс информационных систем для автоматизации операционных и функциональных процессов государственных органов и предоставления интерактивных государственных услуг

населению и субъектам предпринимательства

База данных справочников и классификаторов

База данных

физических лиц

База данных юридических лиц

База данных по недвижимости

Геоинформа ционная база данных

База данных

автотранспорта

Постановлением утверждено положение о порядке ведения дел, связанных с административными правонарушениями, посредством единой электронной системы производства по делам об административных правонарушениях (далее - система «Э-маъмурий иш» - Электронное административное дело).

В последние годы Государственная служба безопасности дорожного движения внедряет множество нововведений. Одно из них - современные планшеты, которые внедряются с целью повышения эффективности работы по обеспечению безопасности передвижения. На основании соответствующего постановления Кабинета министров была введена процедура оформления заявления в электронном виде в отношении участников дорожного движения, где инспекторы дорожно-патрульной службы совершают нарушения. Инспекторам ОБДД выдали планшеты, а протоколы также перешли в электронный вид. В настоящее время электронные выписки оформляются с помощью планшетов.

Электронное заявление оформляется через Республиканский централизованный сервер и одновременно осуществляется проверка с вводом данных правонарушителей в планшет в базах данных следующих структур:

- миграция;

- розыск;

- преступления, которые остаются нераскрытыми;

-по должникам и другим оперативным базам данных.

В этом случае принимается электронное решение и поступает онлайн на номера телефонов владельца транспортного средства, водителя:

- совершенное нарушение;

- классификация нарушений по действующим законам;

- суммы штрафов, прописанные в них;

- будет отправлено SMS-сообщение с данными по индивидуальному номеру счета для оплаты.

Единая информационная система «Э-маъмурий иш» также обеспечивает неразрывную связь правоохранительных органов. Оформленные документы хранятся в электронном виде. Риск их потери резко снижается. Главное, что граждане могут полностью контролировать, в каком состоянии находятся оформленные административные заявления в отношении них. Звонки отправляются по почте или SMS-уведомлением.

Также предусмотрено формирование административных протоколов на лиц, совершивших административное правонарушение, через единую электронную систему об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях и электронное ведение информации в помещениях с использованием системы уполномоченными государственными органами. «Э-маъмурий иш» позволила проверять компетентными органами информацию о лицах, привлекаемых к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, получать необходимую информацию и использовать ее.

В заключение, различные транспортные предприятия и владельцы личных транспортных средств поддерживают интеллектуальные системы в транспортной системе. Эффективно контролировать такие факторы, как режим работы водителя, режим работы автомобиля, техническое состояние транспортного средства, направление движения. Работа встроенных интеллектуальных инструментов в режиме реального времени повышает контроль и способность эффективно использовать транспортное средство.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года —PQ -4699 "О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства", https://le x.uz/pdfs/4800657

2. Ражапова С., Шакиров А., АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ., ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ, 3-2 (82), 2021, стр. 258-262, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45784479

Хакимов Ш., Усманова М., Ражапова С., СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА. ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ, 9(100), 2022. Khakimov, S., Rajapova, S., Amirkulov, F., & Islomov, E. (2021, December). Road Intersection Improvement-Main Step for Emission Reduction and Fuel Economy. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 939, No. 1, p. 012026). IOP Publishing.

https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/939/1/012026/meta. Саматов Р., Ражапова С., Абдуллаева Н. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, " "Экономика и социум" №10(101)-1 2022 -

https://cyberleninka.ru/article/n7upravlenie-informatsionnymi-potokami-v-sfere-transporta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.