Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ТРАВМА / АВАРИЙНОСТЬ / УЩЕРБ / ВОДИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимов Ш.К., Негматов Н.Н.

В данной статье рассматривается роль безопасности дорожного движения в развтитии экономики, в сохранении жизнедеятельности и обеспечении благосостояния людей. Приводятся статистические данные по количеству ДТП в зарубежных странах и в Узбекистане с анализом их виновников. Приведены данные по экономическому ушербу из-за неэффективной системы управления дорожным потоком и даются предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ROAD TRAFFIC SAFETY IS A KEY TO SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

This article discusses the role of road traffic safety in the development of the economy, in the preservation of life and ensuring the welfare of the people. Statistical data on the number of road accidents in foreign countries and in Uzbekistan are presented with an analysis of their culprits. The data on the economic losses due to the ineffective traffic management system are presented and proposals for their elimination are given.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

Хакимов Ш.К., к.т.н.

ТРТрУ Негматов Н.Н. преподаватель ТРТрУ

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ -ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В данной статье рассматривается роль безопасности дорожного движения в развтитии экономики, в сохранении жизнедеятельности и обеспечении благосостояния людей. Приводятся статистические данные по количеству ДТП в зарубежных странах и в Узбекистане с анализом их виновников. Приведены данные по экономическому ушербу из-за неэффективной системы управления дорожным потоком и даются предложения по их устранению.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, дорожно-транспортные происшествия, травма, аварийность, ущерб, водитель, эффективность, пробки.

Khakimov Sh.K., candidate of technical scinces

associate professor TSTU Negmatov N.N. lecturer TRTRU

IMPROVING THE ROAD TRAFFIC SAFETY IS A KEY TO

SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

Annotation: This article discusses the role of road traffic safety in the development of the economy, in the preservation of life and ensuring the welfare of the people. Statistical data on the number of road accidents in foreign countries and in Uzbekistan are presented with an analysis of their culprits. The data on the economic losses due to the ineffective traffic management system are presented and proposals for their elimination are given.

Key words: road transport, road traffic accidents, injury, accident rate, damage, driver, efficiency, traffic jams.

Автомобильный транспорт является важнейшей отраслью экономики. В условиях современной жизни общества перспективное развитие экономики страны не может рассматриваться без хорошо отлаженной транспортной системы. Четкость и надежность транспорта во

многом влияет на трудовой ритм предприятий разных сфер деятельности. Автомобильный транспорт, как и другие виды транспорта, направлен на обеспечение рационального производства и обращения продукции сельского хозяйства и промышленности, на удовлетворение потребности населения страны в перевозках. Рост количества автомобилей как в мире, так и в Узбекистане остаётся на высоком уровне. В результате происходит снижение качества дорожного движения, растет число заторов на дорогах, увеличивается расход топлива, ухудшается экологическое состояние окружающей среды, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Дорожно-транспортные происшествия на автотранспорте причиняют колоссальный ущерб, как моральный, так и материальный, отдельным гражданам нашей страны и обществу в целом. Аварийность на дорогах способствует исключению трудоспособного населения из производственной сферы, погибают и становятся инвалидами дети.

В Америке доля транспортной системы в потреблении энергии составляет 25-30 % и 70 % от использования нефтяного топлива. Количество ДТП в год составляет 40 000, убыток пассажиров от пробок составляет 5,5 млрд часов, 2,9 млрд галлонов топлива и общий ущерб составляет 121 млрд долларов США.

Статистика пострадваших водителей в ДТП в США в зависимости от возраста показана на рисунке 1.

Рис. 1. Водители, пострадавшие в ДТП, США, 2018.

По Узбекистану тоже наблюдается схожая статистика. ДТП на основании данных за период с января по июль 2020 года в городе Ташкент показаны на рис. 2. В каком возрасте водители чаще становятся участниками ДТП?

18-22 21-27 28-32 33-37 38-42 43-47 48-52 53-60 60+

Рис. 2. Водители, пострадавшие в ДТП, Ташкент, 2020.

Статистические показатели свидетельствуют о том, что ежегодно на территории республики происходит в среднем порядка 9-10 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в том числе более 2 тыс. из них - с человеческими жертвами.

Увеличение парка автомобилей неизбежно ведет к тому, что возникают проблемы, негативно воздействующие на эффективность дорожного движения, к росту неэффективных затрат, повышению уровня дорожно-транспортных происшествий. Потери в транспортном секторе снижают эффективность как грузовых, так и пассажирских перевозок, сокращают потенциал транспорта в удовлетворении растущих потребностей экономики и общества на качественные транспортные услуги. Согласно расчетам, только по городу Ташкент общие потери от неэффективности системы управления дорожным потоком (потери водителей и граждан от заторов, потери топлива, экологический вред) составляют около 138 млн. долл. США в год.

В Узбекистане, согласно утвержденным в 2018 году правительством национальным целям и задачам в области устойчивого развития, к 2025 году количество ДТП намечено сократить в два раза. К 2030 же году стоит задача «обеспечить доступ к безопасным, недорогим, доступным и экологически устойчивым транспортным системам на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности, расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам социально уязвимых слоев населения.

Правительством Республики Узбекистан утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения на 2018-2022 годы. Она предусматривает «совершенствование законодательства с одновременным достижением эффективности его применения, создание приемлемых и безопасных условий для участников дорожного движения, повышение правовой культуры, знаний и квалификации участников дорожного движения, укрепление их дисциплины, формирование системы координации сил и средств, участвующих в сфере безопасности дорожного движения, расширение применения современных технических средств и интеллектуальных систем управления и контроля».

Благодаря принимаемым мерам в стране в 2018 году общее количество ДТП в стране сократилось на 10,5%, ДТП со смертельным исходом - на 8,5%, с травмами - на 12,2%. ДТП с участием детей стало меньше на 2,3%, в том числе случаи смерти - на 6,5%, травматизма - на 4,5. Количество ДТП с участием пешеходов снизилось на 12,3%. Благодаря внедрению информационных технологий ДТП в результате превышения скорости стало меньше на 16%.

Какими бы большими ни были затраты на создание безопасной среды, они все равно ниже, чем ущерб от потери жизней и разрушения имущества - а это почти 3% ВВП страны. Улучшение дорожной безопасности - это одна из лучших инвестиций, которые может сделать страна.

Анализы показывают, что без данных и информации невозможно разработать какие-либо решения по улучшению ситуации, потому что даже если вы знаете основные принципы повышения безопасности дорожного движения, ситуация в каждой стране, в каждом городе разная. Дорожная безопасность - это очень местный вопрос. Поэтому нужны данные, чтобы предпринимать действия по улучшению дорожной безопасности.

Если взять на примере города Ташкента улицы широкие, что требует значительного времени для перехода пешехода с одной стороны в другую сторону и это увеличивает вероятность возникновения ДТП с их участием.С учетом этого было бы целесообразным рассмотрения вопроса снижения разрешенной скорости движения 70 км/ч в городах Узбекистана.

Согласно приведённой выше статистике виновниками ДТП становятся водители в возрасте от 22 до 37 лет. Было бы целесообразным включения в учебные программы учреждений по подготовке водителей предметы такие как, «Человеческий фактор на транспорте», «Психология водителя», «Культура вождения автомобиля» и т.д.

Повышение безопасности дорожного движения остаётся одним из главных факторов развития экономики страны.

Использованные источники:

1. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан № 841 от 20,10,2018 «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года»

2. 1 https://www.gazeta.uz/ru.

3. Аналитический доклад «Внедрение интеллектуальных транспортных систем — важнейшее направление повышения эффективности транспортного сектора Узбекистана», 2015/09, ЦЭИ, Ташкент, с. 48.

4. Azim Eskandarian. Handbook of intelligent vehicles. Springer-Verlag London Ltd. 2012.

5. Касимов, О. К., & Ражапова, С. С. (2020). ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. Экономика и социум, (6), 710-715. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44002983

6. Khakimov, S., Rajapova, S., Amirkulov, F., & Islomov, E. (2021, December). Road Intersection Improvement-Main Step for Emission Reduction and Fuel Economy. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 939, No. 1, p. 012026). IOP Publishing. https ://iopscience. iop. org/article/10.1088/1755-1315/939/1/012026/meta

7. INTELLIGENCE OF TRANSPORT SERVICES IS A PRIORITY OF SYSTEM EFFICIENCY, SS Rajapova - ...: Innovative, educational, natural and social sciences, 2021, https://cyberleninka.ru/article/n/intelligence-of-transport-services-is-a-priority-of-system-efficiency/viewer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.