УДК 946(091)
doi: 10.18101/2305-753Х-2020-3-20-29
СОВРЕМЕННЫЕ И ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ В РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
© Коновалова Зинаида Алексеевна доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми Россия, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11 E-mail: zinazida40@mail.ru
© Мяханова Александра Николаевна
доцент кафедры уголовного права и криминологии, судья в отставке Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: alex27-m@mail.ru
На основе архивных материалов и статистических данных представлен исторический и современный опыт применения законодательства о закупках в России. Описывается история становления и развития законодательства о закупках в дореволюционный период. Это способствует актуализации проблемных вопросов при осуществлении закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современных условиях.
Ключевые слова: закупки; контракт; способы закупок; исполнение контракта; меры ответственности.
Для цитирования
Коновалова З. А., Мяханова А. Н. Современные и дореволюционные аспекты законодательства о государственных закупках в России: сравнительный анализ // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2020. Вып 3. С. 20-29.
Государственные закупки в России регулируют Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ) (далее - Закон 44-ФЗ), и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№ 223-ФЗ) (далее - Закон 223-Ф3).
Согласно статистике с Главного портала закупок объем государственных контрактов в 2019 г. составляет 8,2 трлн. руб.; в 2018 г. - 6,94; в 2017 г. - 6,36; а в рамках Закона 223-Ф3 в 2019 г. заключено договоров на 21,12 трлн. рублей; в 2018 г. - на 18,16; а в 2017 г. - на 19,63.
Несмотря на стремление к прозрачности процедуры осуществления и контроля закупок путем непрерывного совершенствования правового регулирования этой сферы, в России сегодня контрактная система является одной из самых кор-рупционно уязвимых [1, с. 104].
Представляется необходимым изучить исторический опыт противодействия коррупции для учета ошибок и возможного применения в современных условиях.
Распространена точка зрения, что основа положений о поставке товаров для государственных нужд заложена в XVII в. В силу необходимости сокращения расходов бюджетных средств. Кроме этого, возникла потребность в противодействии хищению из казны. Единственный государственный заказчик в допетровской Руси - это царский двор и сам царь [2, с. 42].
Так, впервые государственные закупки обнаружены в подряде 1595 г. Он был о поставке материалов для строения крепости в Смоленске». В современных условиях это конкурентный способ размещения заказов.
Далее, в 1654 г. появился другой документ, тоже о поставке в Смоленск. Речь шла о поставке муки и сухарей по подрядной стоимости. Царь направил грамоты боярам и купцам, чтобы выявить согласных на этот заказ. За доставку шла торговля «по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли», однако, сам груз освобождался от пошлины [3, с. 371]. В этом документе уже выделяются такие элементы заказа, как публичность и информирование об условиях заблаговременно. Таким образом, государство стало мотивировать поставщиков обращать внимание на качество товаров при государственных закупках, формировать принципы нормативного регулирования в этой сфере. Государство становится субъектом экономических отношений.
Следует отметить, что в настоящее время указанные элементы государственного заказа легли в основу принципов осуществления закупочной деятельности.
При Петре I институт государственных закупок получает развитие и системность. Это было время завоевательных походов, войн и строительства, расцвета экономики и освоения новых территорий [4, с. 39]. Это объясняет то, что в этот период основное направление государственных заказов - это армия и флот. Так, по Указу 1714 г. [5, с. 39] объявлялось, чтобы явились подрядчики всяких чинов и «уговоры б свои записывали, кто сколько и как и по какой цене может пороху сделать».
В современный период запрашивают цены на товары, работы и услуги. Таким образом заказчик выявляет, кто из поставщиков и по какой цене предлагает тот или иной товар, чтобы приобрести его по наиболее приемлемой цене.
Договоры подряда способствовали строительству новых фабрик и укреплению экономических связей. Петром I создана Канцелярия подрядных дел, первое специальное ведомство для всех государственных заказов. К сожалению, сегодня в России, на федеральном уровне, отсутствует орган, ведающий закупочной деятельностью. Хотя в Республике Коми и в ряде других субъектов РФ созданы органы по осуществлению закупок.
Следует отметить в это время возникновение публичных конкурсов и открытых торгов. Извещения о государственных заказах размещались на воротах города. Тогда же начали сообщать о льготах для выполняющих такие заказы. В исследуемый период особое внимание обращали на противодействие коррупции. Так, выполнять заказы могли только благонадежные предприниматели, гарантией выступали поручители, известные горожане и общественные деятели.
На тех, кто выиграл «тендер», но не исполнил заказ, накладывали пеню. Наказывали и купца, и поручителя.
На современном этапе в Росийской Федерации все закупки размещаются на сайте «Единой информационной системе». В свободном доступе все могут посмотреть информацию об интересующей его закупке. Как и в рассматриваемый период, за исполнение контракта с нарушением сроков и некачественно в законодательстве предусмотрены пени и штрафы.
Как отмечено выше, при Петре I произошел резкий рост количества конкурсов. Это увеличило число злоупотреблений при распределении государственных средств. Чиновники и купцы срывали исполнение, вступали в сговор, нарушали обязательства.
Государство пыталось усилить контроль за исполнением контрактов. На современном этапе участники закупок также используют различные схемы, чтобы срывать контракты. Это так называемые «схема таран» или «схема карусель» и т. д.
В 1721 г. появляется Указ о борьбе с коррупцией в области подрядов и поставок. С этой целью отменены для исполнителей государственных заказов. Также ужесточена борьба со взяточничеством.
Следующим этапом стало появление (1722 г.) Регламента о управлении Адмиралтейства и верфи [6, с. 39]. В статье 15 указано, что в объявлении (билете) должна быть информация о предмете подряда, период и место, «куды приходить, и записаться». Принцип гласности, безусловно, соблюдается и в настоящее время. Информация обо всех закупках вывешивается на сайте «Единая информационная система».
Также необходимо отметить в этом Регламенте принцип конкуренции в закупках и открытость доступа. Он упомянут впервые в Указе 1714 г., как запрет на ограничения для государственных поставщиков.
Сегодня, в отличие от указанного, в отечественном законодательстве имеются ограничения участников закупок к торгам.
В Регламенте было закреплено, что если после торгов кто-то «брать будет дешевле, то ... оному отдан будет».
Указанная процедура аналогична современной «переторжке». К слову, в действующем законодательстве о контрактной системе в сфере закупок она не встречается. Также отметим, что эта процедура близка к электронному аукциону.
В качестве новшества обратим внимание на меры по противодействию коррупции. Так, при информировании о заказе рекомендовано быть осмотрительнее, чтобы «слова «подозрительного не навесить» [7, с. 39]. Сегодня все торги проходят в режиме реального времени в сети «Интернет».
Отметим и норму о том, что Контора подрядных дел должна спрашивать подрядчиков о цене и отдать подряд предложившему минимальную цену. Вместе с тем, в случае недобросовестности подрядчика, то «лучше, хотя и дороже, . отдать верному, дабы деньги не пропали» [9]. Так, значение имеет не только цена, что представляется разумным.
Это положение сравнимо с современным законодательством в части процедуры закупки путем проведения конкурса, где выигрывают не только по предложенной им цене, но и по иным критериям. При проведении аукциона и запроса котировок главным критерием для отбора поставщика будет являться цена, а при
проведении конкурса и запроса предложений - условия, которые будут удовлетворять заказчика.
При Петре I заложена основа для дальнейшего становления законодательства о государственных закупках. Это развитие принципа гласности, введение нормативно-правового регулирования договорных отношений и мер ответственности за правонарушения.
Полагаем важным событием стал Регул провиантского правления (1758 г.), в связи с закреплением положения о закупке не у посредников, а непосредственных производителей. Не менее значимым фактом стало требование в части информативности поданных заявок.
К сожалению, такое не предусмотрено в отечественном законодательстве. Полагаем, что этот положительным опыт применим и в современный период.
Актом «Учреждение о губерниях» 1775 г. [8, с. 39] губернаторов обязали отдавать приоритет местным производителям для их поддержки. Кроме этого, появилось похвальное стремление к экономии на доставке.
Отметим существующие в настоящее время ограничения на товары из стран Европейского союза.
Далее остановимся на статье 118 «О контрактах по подряду, поставках и откупах» акта «Учреждение о губерниях» (1775-1776 гг.). В ее правилах учтен опыт проведения торгов на поставки и закупки государственными органами [9, с. 12]. Обязанности по проведению торгов на сумму до 10 000 руб. передали в созданную Казенную палату. Вся ответственность за соблюдение условий договора лежала на подрядчике [10, с. 40].
Как уже выше отмечено, сегодня в России каждое ведомство, комитет, министерство, учреждение самостоятельно осуществляет закупочную деятельность и каждые заказчик по-своему усмотрению осуществляет закупку.
XIX век ознаменован хорошей организацией закупок и исполнительностью предпринимателей. Вместе с тем, в этот период наблюдается неравные условия для заводов. Казенные, в отличие от частных, освобождались от штрафов при нарушении сроков. Нередко они занижали цены, поскольку их убытки компенсировало государство.
На современном этапе никаких послаблений при осуществлении закупки в отношении налогов не предусмотрено. Отметим, что существуют послабления для бюджетных и казенных учреждений при подаче документации на обеспечении заявки.
При Александре I произошли изменения в исследуемой сфере, которые также могут представлять интерес. В 1802 г. издан «Устав о провианте для продовольствия и войск», где новеллой, которого, по мнению некоторых авторов [11, с. 67], стало введение «справочной цены». А порядок формирования цены - это основной показатель на торгах. В современном законодательстве также определены методы установления цен на осуществление закупки.
В современный период действует такое же правило по цене государственного контракта. Так, участники конкурсов свои предложения отправляли почтой, но присутствовали лично. В настоящее время свои предложения также можно отправлять по почте при проведении запроса котировок при осуществлении закупок при чрезвычайных ситуациях, при оказании скорой медицинской и неот-
ложной помощи. При одинаковой цене, как и ранее, участники тянут жребий. Итоги торгов в обязательном порядке должны быть опубликованы.
Указом 1815 г. «Об отдаче по всем местам, торги производящим, подрядов в разные руки по частям» рекомендовано деление крупных заказов на части.
Аналогичное разрешение разделять заказ на лоты, но близкие по своим параметрам, есть в современном законодательстве. К примеру, для закупки путевок в оздоровительные лагеря для детей, путевки на санаторно-курортное лечение пенсионеров и инвалидов. При этом, строительные работы можно отражать в одном лоте, начиная с изыскательских работ и заканчивая строительством «под ключ».
Заслуга указанных реформ в прозрачности проведения закупок, что привело к сокращению расходов, обеспечено равенство участников путем введения ответственности сторон. Отметим успехи в борьбе с коррупцией. Они стали возможными после введения запрета на получение какого-либо вознаграждения за уступку в торгах.
Аналогичное положение имеется в настоящее время. В современном законодательстве также за уступку на торгах не существует вознаграждения.
Полагаем возможным остановиться на Положении об обстоятельствах, заключаемых с торгов между казною и частными людьми по подрядам и поставкам (1830 г.). В этом акте закреплена процедура проведения закупок. Потенциальные участники собирались в месте проведения конкурса. При этом, указывалось, что сговоры запрещены. Выигравшего уведомляли о новых торгах при его отказе от исполнения и что залог будет удержан.
В настоящий период просматривается схожесть с подобным положением. Так, каждый участник закупки дает согласие на исполнение контракта по результатам конкурентных закупок.
Затем последовали указы ограничивали закупки иностранных товаров. Полагаем, что это положительный опыт.
В российском законодательстве в современный период также действуют нормы, ограничивающие допуск товаров из других стран. Исключениями являются Армении, Казахстана, Кыргызстан и Беларуси.
Во второй половине XIX в. произошло повышение качества работ и товаров ввиду ограничений конккуренции. Так, государство соблюдало интерес в общении с частными лицами.
Полагаем, что этот исторический опыт также может быть отнесен к числу положительных. Современному законодателю следует обратить на указанное внимание, так как для государственных и муниципальных потребностей необходимо приобретать самое лучшее, исходя и из качества товара, а не только цены.
Следующим этапом стало появление закона «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных» (1845 г.), где предусмотрена ответственность за преступления в сфере государственных закупок. Объяснить это возможно тем, что правонарушения при проведении торгов стали системными.
Констатируем подобное и в настоящее время. В Уголовном кодексе Российской Федерации в 2018 г. появились аналогичные статьи. Судебная практика по ним только нарабатывается. Так, в мае 2020 г. в Республике Коми возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 200.4 УК РФ (нарушение законодательства о кон-
трактной системе). Установлено, что администрация г. Инты в ноябре 2019 г. инициировала проведение аукциона на приобретение игровой площадки. Для определения начальной цены контракта были получены 3 коммерческих предложения, которые поступили с одного адреса электронной почты, при этом две заявки направлены от организаций, фактически прекративших свою деятельность. Кроме того, установлены трудновыполнимые условия - поставка товара в течение двух дней. В результате обеспечена победа конкретной организации, а стоимость площадки необоснованно завышена на 2,5 млн рублей.
Кроме этого, законодательство о закупках становится либеральнее, чтобы ограничить злоупотребления. К примеру, товар разрешено оставлять на хранение поставщику.
Хранение товаров в современный период возможно как отдельный вид закупки. Отечественным законодательством в сфере закупок не регулируется деятельность по хранению товаров у поставщика.
Во времена монархического правления в России существовал запрет в размещении заказов промышленникам, которым суд вынес приговор о неисполнении государственного заказа.
По Закону 44-ФЗ эта категория лиц отнесены к «недобросовестным поставщикам», то есть аналогичное положение имеется в современных условиях. Также на сайте Федеральной налоговой службы России размещен реестр физических лиц, которые не могут выступать от имени юридического лица в закупках.
Остановимся на привлечении предпринимателей к торгам «задатком» или «авансом». Поясним, что в данном случае задаток - это денежное вспоможение подрядчику посредством выдачи ему вперед части суммы.
Следует отметить, что в настоящее время в российском законодательстве в сфере закупок предусмотрен аванс.
Параллельно с либерализацией в сфере закупок ужесточалась ответственность. Так, «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных» 1885 г. внесло для чиновников такие виды наказания, как заключение в тюрьму и ссылка, мерой взыскания убытков была конфискация.
Некоторыми авторами в современной юридической литературе также предлагается возврат в Уголовный кодекс таких видов наказания, как ссылка в Сибирь и конфискация имущества.
Из анализа законодательства XIX в. следует вывод, что система торгов была направлена на развитие конкуренции. В приоритете были ответственные производители. Получило развитие сотрудничество государства с частным бизнесом. Ответственность сторон была закреплена законодательно.
В качестве недостатка отметим отсутствие норм, которые могли бы устранить злоупотребления со стороны, как чиновников, так и отдельных предпринимателей.
Вместе с тем, это отмечается и сейчас. Что позволяет относить сферу государственных закупок к областям с самым высоким уровнем коррупции.
Так, в начале ноября 2020 г. прокуратурой Мурманской области направлено в суд уголовное дело в отношении главного инженера Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 200.5 УК РФ
(покушение на незаконное получение лицом, осуществляющим приемку выполненных работ, денег за бездействие в интересах дающего в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в крупном размере).
По версии следствия, в декабре 2019 г. он, при осуществлении приемки работ, пообещал подрядной организации за 400 тыс руб скрыть от директора учреждения информацию о неисполнении договорных обязательств. Кроме того, он незаконно дал согласие на отсрочку исполнения работ по договорам, предоставив возможность завершить их без штрафных санкций и иных имущественных обременений.
Нельзя обойти вниманием Положение о подрядах и поставках (1900 г.), где выделены такие способы закупки, как изустные торги (выигрывал тот, кто предлагал минимальную цену, по сути это аукцион), торги с запечатанными объявлениями и смешанные торги.
В настоящее время количество увеличилось. Сейчас существует пять способов определения поставщика: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика.
Согласимся, что нормы этого Положения имели характер инструкции, а не норм права [12, с. 175].
Казенные подряды (сейчас, это договоры поставки - авт.) заключали Казенные палаты. Они были распорядителями государственных средств. К поставщикам было требование о торговой дееспособности, о непричастности к судебным разбирательствам и об отсутствии взыскания неустоек.
Как указано уже нами, на современном этапе к участникам закупок также установлены подобные ограничения. Запреты касаются лиц, чьи данные внесены в «реестре недобросовестных поставщиков». Законодатель в современный период определил, что заказчиками могут выступать органы власти, бюджетные и казенные учреждения. В договоре с казною в исследуемый период необходимо было вносить положения о предмете, сроке, обеспечении и др.
Отметим, что в этой части законодательство не претерпело особых изменений. И сейчас предмет контракта, срок его исполнения и обеспечение контракта считаются существенными условиями.
Аналогичное положение в сфере закупок наблюдаем в настоящее время и относительно того, что предметами подрядов и поставок могли быть вещи, различные работы и услуги.
При проведении торгов участники писали в указанный период на листе предлагаемую цену. То, что сегодня торги проходят на электронных площадках, изменило только форму, не коснувшись сути. Каждый из участников закупки по-прежнему указывает свою цену. В случае решения о проведении повторных торгов, то в них участвовали как лица с первых торгах, так и новые.
Констатируем и в этой части отсутствие особых изменений. Единственное, обратим внимание, что указанное характерно сегодня для запроса предложений. Так, стремление «переторговать» развивало конкуренцию. Выигрывал тот, у кого была минимальная цена. Отметим только, что в случае несоблюдения условий, взыскивались средства в размере убытка.
И в этой части изменений не наблюдается. Указанные правила действуют до сих пор. В сфере закупок предусмотрены обеспечение заявки и обеспечение ис-
полнение контракта; в случае нарушения, денежные средства остаются у заказчика, а информация об исполнителе направляется в Федеральную антимонопольную службу России для размещения в реестре недобросовестных поставщиков.
При втором способе все объявления вскрывались одномоментно. Побеждал предложивший наиболее выгодные условия. Смешанный тип характерен устными переговорами, затем вскрывали конверты.
Необходимо акцентировать внимание на том, что в части определения наиболее выгодных условий для определения победителя, пробл ема актуальна и сейчас при проведении конкурса и запроса предложений.
Из анализа истории появления и развития законодательства в сфере закупок до 1917 г. можно сделать определенные выводы. Главное, создана система государственных органов, представляющих интересы казны. Они же должны контролировать расходование бюджетных средств. Цель закупок на основе торгов - получение лучших условий. Определены меры ответственности для чиновников за злоупотребления в этой области. Обозначены принципы публичности и открытости проведения торгов.
Эти выводы имеют значение для дальнейшего изучения процесса регулирования отношений в сфере закупок.
Кроме этого, появилось понятие «повторного торга» и институт обеспечения торгов. Договор с казною содержал в большей степени императивные требования, вводимые в целях защиты публичного интереса. Это положение существует и в современном законодательстве.
Таким образом, анализ закупочной деятельности для обеспечения государственных нужд на разных этапах развития показывает, что существенных отличий при определении поставщика в современной России и Российской империи немного. Отметим, что сейчас отбор поставщиков происходит на электронных площадках. Цель осуществления закупок не изменилась. Многие правонарушения, которые отмечены в дореволюционной России, существуют и сегодня. Исторический опыт свидетельствует о том, что очевидна необходимость не только совершенствования правового регулирования этой сферы, но и более тщательного контроля.
Литература
1. Мяханова А. Н., Буланов В. В. Коррупция в государственных закупках // Криминологические чтения: мат-лы XV Всерос. науч.-прак. конф., посв. 75-летию Великой победы в Великой Отечественной войне. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020.
2. Гончаров Е. История торгов в России. ХХ в. (до 1917 г.) // Конкурсные торги. № 14.
1998.
3. Феклистова Д. П. История зарождения и становления института государственных закупок в России // Молодой ученый. 2017. № 7. С. 371-373 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/141/39595/ (дата обращения: 07.12.2018).
4. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги. 1998. № 8. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс».
5. О вызове подрядчиков для делания пороха указ 1714 г. // Российский государственный архив древних актов [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=81&root=1/5/ (дата обращения: 08.01.2020).
6. Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся [Электронный
ресурс] // Книгафонд. URL: http://www.knigafund.ru/books/111725 (дата обращения: 08.01.2020).
7. Положение о подрядах и поставках 1900 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-плюс».
8. Учреждение о губерниях 1775 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=229&root=1/20/ (дата обращения: 08.01.2020).
9. Шевченко Л. И., Гредин Г. Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики. М. : Спарк, 2009.
10. Гончаров Е. История торгов в России XVll-XVlll вв. // Конкурсные торги. № 8.
1998.
11. Кузнецов В. И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. ... канд. юр. наук. М., 2005. 226 с.
12. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. М.: Статут, 2005. 461 с.
13. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Т. 3, отдел l, гл. 11 «Обеспечение обязательств». СПб.: Синодальная типография, 1896.
14. Главная портал закупок [Электронный ресурс]. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html (дата обращения: 15.01.2020).
Reference
1. Myakhanova A. N., Bulanov Y. Y. Korruptsiya v gosudarstvennykh zakupkakh // Kri-minologicheskie chteniya: mat-ly XV Yseros. nauch.-prak. konf., posv. 75-letiyu Yeli-koi pobedy v Yelikoi Otechestvennoi voine. Ulan-Ude: lzd-vo Buryat. gos. un-ta, 2020.
2. Goncharov E. Istoriya torgov v Rossii. KhKh v. (do 1917 g.) // Konkursnye torgi. № 14. 1998.
3. Feklistova D. P. lstoriya zarozhdeniya i stanovleniya instituta gosudarstven-nykh zakupok v Rossii // Molodoi uchenyi. 2017. № 7. S. 371-373 [Elektronnyi re-surs]. URL https://moluch.ru/archive/141/39595/ (data obrashcheniya: 07.12.2018).
4. Goncharov E. lstoriya torgov v Rossii // Konkursnye torgi. 1998. № 8. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant-plyus».
5. O vyzove podryadchikov dlya delaniya porokha ukaz 1714 g. // Rossiiskii gosudar-stvennyi arkhiv drevnikh aktov [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=81&root=1/5/ (data obrashcheniya: 08.01.2020).
6. Reglament o upravlenii Admiralteistva i verfi i o dolzhnostyakh kollegii admiralteiskoi i prochikh vsekh chinov pri Admiralteistve obretayushchikhsya [Elektron-nyi resurs] // Kni-gafond. URL: http://www.knigafund.ru/books/111725 (data obrashche-niya: 08.01.2020).
7. Polozhenie o podryadakh i postavkakh 1900 g. [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant-plyus».
8. Uchrezhdenie o guberniyakh 1775 g. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=229&root=1/20/ (data obrashcheniya: 08.01.2020).
9. Shevchenko L. l., Gredin G. N. Goszakaz v sisteme gosudarstvennogo reguliro-vaniya ekonomiki. M. : Spark, 2009.
10. Goncharov E. Istoriya torgov v Rossii XYll-XVlll vv. // Konkursnye torgi. № 8. 1998.
11. Kuznetsov Y. l. Pravovoe regulirovanie instituta gosudarstvennogo zakaza: dis. ... kand. yur. nauk. M., 2005. 226 c.
12. Shershenevich G. F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava. T. 2. M.: Statut, 2005. 461 s.
13. Pobedonostsev K. P. Kurs grazhdanskogo prava. T. 3, otdel l, gl. 11 «Obespe-chenie obyazatel'stv». SPb.: Sinodal'naya tipografiya, 1896.
14. Glavnaya portal zakupok [Elektronnyi resurs]. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html (data obrashcheniya:15.01.2020).
MODERN AND PRE-REVOLUTIONARY ASPECTS OF LEGISLATION ON STATE PROCUREMENT IN RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS
Zinaida A. Konovalova
Associate Professor of the Department
of State and Legal Disciplines,
Komi Republican Academy of Public Service and Management E-mail: zinazida40@mail.ru
Alexandra N. Myakhanova Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Dorzhi Banzarov Buryat State University E-mail: alex27-m@mail.ru
On the basis of archival materials and statistical data, the historical and modern experience of the application of procurement legislation in Russia is presented. The history of the formation and development of procurement legislation in the pre-revolutionary period is described. This contributes to the actualization of problematic issues in the implementation of procurement activities to meet state and municipal needs in modern conditions. Keywords: procurement; contract; procurement methods; contract execution; responsibility measures.