УДК 343.9 В. Е. Квашис
ВНИИ МВД России;
А. С. Ильницкий
Краснодарский университет МВД России
Современные формы проявления криминальной идеологии
в сети Интернет
АННОТАЦИЯ. Информационная транзитивность общества влечет за собой существенные риски, в том числе риски криминогенного характера. Среди них серьезную угрозу представляет использование виртуального пространства для оказания криминально-идеологического воздействия на сознание и поведение пользователей. Криминальная идеология в сети Интернет и отдельные формы ее проявления способствуют продуцированию преступности, влияют на формирование личности преступника и реализацию преступного поведения, воспроизводят негативные социальные явления, связанные с преступностью.
Цель статьи - показать современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет, их особенности и связи с преступностью, выявить средства криминогенного воздействия и инструменты распространения в виртуальном пространстве.
Выводы. Представлены современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет, среди которых: идеология «колумбайн», идеология АУЕ, идеология педофилии, идеология криминального суицида, идеология сетевой анонимности. Раскрыты их особенности, выявлены средства воздействия и инструменты распространения, показано их значение для правоохранительной практики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: криминальная идеология, сеть Интернет, криминогенное воздействие, IT-преступления, колумбайн, скулшутинг, АУЕ, педофилия, криминальный суицид, сетевая анонимность.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Квашис В. Е., Ильницкий А. С. Современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 26-31.
V. E. Kvashis
NRI of the Ministry of Interior of the Russian;
A. S. Ilnitsky
Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia
Modern forms of criminal ideology on the Internet
ABSTRACT. The information transitivity of the society entails significant risks, including those of a criminal nature. Among them, a serious threat is the use of virtual space to exert criminal and ideological influence on the consciousness and behavior of users. Criminal ideology on the Internet and certain forms of its manifestation contribute to the production of crime, affect the formation of the criminal's personality and the implementation of criminal behavior, reproduce negative social phenomena associated with crime.
The purpose of the study - to present the modern forms of criminal ideology on the Internet, their features and connections with crime. Identify the means of criminogenic influence and tools of dissemination in the virtual space.
Conclusions. The article presents modern forms of criminal ideology on the Internet, including: Columbine ideology, AUE ideology, pedophilia ideology, criminal suicide ideology, and online anonymity ideology. Their features are revealed, the means of influence and tools of dissemination are identified, and their significance for law enforcement practice are determined
KEYWORDS: criminal ideology, the Internet, criminogenic impact, IT crimes, columbine, schoolshooting, AUE, pedophilia, criminal suicide, network anonymity.
FOR CITATION: Kvashis V. E., Ilnitsky A. S. Modern forms of criminal ideology on the Internet // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2 (54). P. 26-31 (in Russ.).
Масштабные цифровые преобразования вле- из наиболее опасных тенденций представляет-кут изменения во многих сферах общественной ся формирование, развитие и распространение жизни. Наряду с конструктивными изменениями, криминальной идеологии в сети Интернет. Она вызванными влиянием научно-технического про- воздействует на индивидуальное и групповое со-гресса, имеется значительное число кримино- знание людей, способствует продуцированию генных рисков, требующих конструирования эф- преступности, развитию отдельных ее видов и дефективной антикриминальной практики. Одной терминант, формированию личности преступника,
реализации преступного поведения, криминализации и виктимизации общества, воспроизводству негативных социальных явлений, связанных с преступностью, а также снижает результативность принимаемых мер противодействия преступности.
Криминальная идеология в сети Интернет представляет собой феномен, состоящий из центральной криминально-идеологической темы, средств воздействия и инструментов распространения, имеющих значение для криминологической детерминации преступности. Эта центральная тематика выступает ведущим компонентом рассматриваемого феномена. Зачастую она основывается на искажении философских, религиозных и политических доктрин, концепций и учений. Представленный компонент криминальной идеологии в сети Интернет определяет ее криминогенное содержание, поощряет и оправдывает отдельные формы преступного поведения, способствует искажению системы ценностных ориентаций и мировоззренческих установок, потребностей, желаний, создавая криминогенное «поле», в которое попадает личность.
Трансляция криминальной идеологии в сети Интернет обеспечивается за счет инструментов ее распространения, представляющих совокупность ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используемых для распространения криминально-идеологических понятий, представлений и ценностных ориентаций. Наиболее популярными из них являются социальные сети, мессенджеры, ресурсы теневого пространства сети Интернет (Даркнет).
Важнейшей составляющей криминальной идеологии в сети Интернет выступают средства воздействия, основная часть которых, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилась в сложные технологии информационно-психологического давления [1, с. 84]. Средства воздействия способствуют отягощению сознания посредством влияния информации (контента) в форме аудио-, визуальных, аудиовизуальных материалов, имеющих криминогенный характер. Наиболее популярными средствами воздействия криминальной идеологии в сети Интернет являются мемы1, фан-фики2, фан-арты3, псевдонаучные исследования,
1 Мем - это запоминающееся изображение или видео, часто развлекательного характера, которое распространяется в сети Интернет.
2 Фанфик - любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства, комиксов, компьютерных игр и др.
3 Фан-арт - разновидность творчества поклонников, которое представляет иллюстрацию, пародию, карикатуру на
какого-либо героя.
ложная информация, искажение исторических событий и другие.
Проведенный анализ основных идеологических концепций, имеющих криминальное содержание, позволяет выделить наиболее распространенные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет.
Идеология «колумбайн» сформировалась после трагических событий в штате Колорадо в старшей школе ««Колумбайн»», где два ученика совершили нападение, в ходе которого погибли 12 учеников и учитель.
Центральной темой идеологии колумбайн выступает идея о никчемности человечества, задушенного обществом, работой и школой как институтами истощения людской природы. Последняя, в свою очередь, играет особую роль - укрощения человека, и учащиеся, не понимающие подобных механизмов, достойны смерти.
Концептуальные идеи рассматриваемого феномена нашли свое отражение в личном дневнике одного из преступников, именуемого в кругах «колумбайнеров» «Дневник Бога». Представленная криминальная доктрина основана на упрощении и абсолютизации взглядов Фридриха Ницше, философов-экзистенциалистов - М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю. Идеологическое обоснование человеческой свободы и индивидуальности, где самой «адекватной» формой проявления является убийство, активно распространяется в информационно-телекоммуникационных ресурсах сети Интернет.
Основными инструментами распространения представленного феномена являются социальные сети, форумы, мессенджеры, ресурсы теневого веба. В свою очередь, средствами влияния идеологии «колумбайн» в онлайн-пространстве являются мемы, фанфики, фан-арт и другая фото-, видеоинформация, транслируемая в сети Интернет.
Взаимосвязь идеи о никчемности человеческой души и необходимость протестов травле, социальной изоляции и общественным обрядам унижения сверстников активно поощряется и, как следствие, детерминирует массовые убийства в образовательных организациях. «Мы собираемся начать революцию, - говорит Харрис, - революцию обездоленных... мы будем призраками, преследующими выживших, создавать воспоминания о том, что мы делаем»4.
Особенностью идеологии «колумбайн» является то, что ее освещение в СМИ и распростране-
4 См.: Gibbs Roche Т. 8рев1а! героГ:: ТИе со!итЫпе tapes. Тте. 1999. Р. 40.
ние в средствах массовой коммуникации оказало значительное влияние на процессы детерминации массовых убийств в образовательных организациях по всему миру, в том числе в Российской Федерации. Среди наиболее «громких» массовых вооруженных нападений на образовательные учреждения, детерминированных идеологией «ко-лумбайн», - вооруженное нападение на образовательный центр № 1 в г. Ивантеевке, массовый расстрел в политехническом колледже г. Керчи, а также убийство учащихся и сотрудников в гимназии № 175 г. Казани.
ИдеологияАУЕ. Центральная тема идеологии АУЕ заключается в оправдании преступного образа жизни, построении системы, где есть «правильный мир - криминальный», формирование которого базируется на материальной поддержке лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Важной особенностью феномена АУЕ является идея о неизбежности пребывания в местах лишения свободы, в связи с чем следует к нему подготавливаться: изучать традиции, нормы, обычаи арестантского сообщества и вести соответствующий образ жизни.
Концептуальные идеи АУЕ содержатся в своде неписаных правил и норм поведения в воровском сообществе («воровской закон»), а также базируются на тюремных понятиях и нормах пенитенциарной субкультуры.
Среди основных инструментов распространения идеологии АУЕ в сети Интернет следует выделить социальные сети, видеохостинги, мессендже-ры, ресурсы теневого веба. Значительная часть из них не столько преданы идеологии АУЕ, сколько действуют в целях получения материальной выгоды за счет просмотров или рекламы.
Средствами воздействия идеологии АУЕ в сети Интернет являются мемы, тематические цитаты и иной аудио-, видеоконтент. Большую роль в распространении и повышении эффективности воздействия криминально-идеологического течения АУЕ на сознание и поведение пользователей играют лидеры мнений (блогеры), оправдывающие преступный образ жизни, навязывающие идеи о построении системы, где есть «правильный мир» - криминальный, обучающий и подготавливающий к жизни в исправительных учреждениях.
Особенностью идеологии АУЕ является то, что, продуцируясь в интернет-пространстве, она выходит за его пределы и объективируется в деятельности многочисленных, но объединенных общей идеологической компонентой молодежных (подростковых) криминализованных движений [2, с. 30]. Распространение идей о романтизации кри-
минального образа жизни, ненависти к сотрудникам правоохранительных органов, неотвратимости приобщения к пенитенциарным учреждениям в виртуальном пространстве формируют установки, направленные на реализацию преступного поведения, укрепление тюремной субкультуры, продуцирование общеуголовной преступности.
Идеология педофилии. Предпосылки этой идеологии были сформулированы в начале XXI в. Серьезную роль в формировании рассматриваемой формы проявления криминальной идеологии сыграли ресурсы сети Интернет, в большей степени - тематические форумы. Задачей таких сетевых сообществ педофилов является демаргинализа-ция педофилии, ее определение как «нормального» и исторически сложившегося явления. В то же время государственная и общественная политика противодействия феномену педофилии в соответствующих кругах именуется «педоистерией» и несет, по мнению педофилов, большую угрозу для психофизиологического здоровья несовершеннолетних.
Центральная тема идеологии педофилии заключается в совокупности идей и представлений о конструктивности сексуальных отношений между взрослым и ребенком. Эти отношения в контексте представленной идеологии рассматриваются как феномен, не знающий границ, не разделяющий субъекты по национальному, расовому, социальному, возрастному и мировоззренческому признакам. Любовь к детям позиционируется как особый тип отношений между людьми вне рамок возрастных ограничений.
Одним из источников идеологии педофилии является «Манифест педофила», распространяемый в тематических сообществах в качестве идеологического постулата. Манифест представляет собой совокупность идеологических положений о необходимости установления свободы индивидуальной сексуальности для мальчиков и для педофилов. В соответствии с ним сообщество педофилов требует переосмысления имеющихся социальных норм, так как, по их мнению, они нарушают основные права человека, запрещают детям и тем, кто их «любит», свободу действий и мысли в контексте какой-либо половой близости.
Инструментами распространения идеологии педофилии в онлайн-пространстве являются тематические telegram-каналы, а также ресурсы теневого пространства сети Интернет (Даркнет).
Средствами воздействия идеологии педофилии в сети Интернет являются псевдонаучные исследования о конструктивности сексуальных отношений между взрослыми и детьми, высказывания,
афоризмы, исторические события, толкуемые в контексте идеологии педофилии, а также соответствующие интернет-мемы, фактоиды и иной контент, размещенный в целях пропаганды и поощрения идеологии педофилии.
Особенность идеологии педофилии заключается в обосновании конструктивности сексуальных отношений между взрослыми лицами и детьми посредством научных и философских доктрин. Это смягчает порицание педофилии в обществе, разрушая границы недопустимости вступления в половую связь взрослого и ребенка, способствует повышению виктимности несовершеннолетних и малолетних лиц, обеспечивает рост их вовлечения в занятие проституцией и оказывает влияние на продуцирование негативных социальных явлений, связанных с преступностью. Среди преступлений, детерминированных идеологией педофилов в сети Интернет, следует выделить преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступления, связанные с изготовлением и оборотом материалов порнографического характера с изображением несовершеннолетних лиц.
Идеология криминального суицида. Суицидальное поведение представляет собой комплексное явление, основанное на собственных закономерностях существования и развития, особенностях и причинах лишения себя жизни. Детерминантами суицидального поведения может выступать совокупность причин, условий и поводов, которые порождают самоубийство. В системе причин этого явления важное место занимают идеологические факторы, которые направленны на формирование положительного отношения к собственной смерти, создание ценностных основ и мировоззренческих ориентаций принятия смерти как выхода из мирских проблем.
Триггером для массового распространения идей и представлений о суициде как о действиях, разрешающих трудности существования, явилось самоубийство Ренаты Паленковой5. Трагедия, связанная с самоубийством девочки-подростка, воспроизвела процесс её героизации в молодежной среде, определила идеологические представления о суициде и запустила массовую волну подражающих самоубийств - «эффект Вертера».
Центральной темой идеологии криминального суицида является совокупность идейных представлений о смерти как о высшем проявлении свободы. В соответствии с рассматриваемым кри-
5 См.: «Ня». Икона суицида. URL : https://life.ru/p/412546 (дата обращения : 29.04.2021).
минально-идеологическим феноменом, распространяемом в сети Интернет, молодые люди подобно китам, которые выбрасываются на берег в результате негативного воздействия окружающей среды, совершают самоубийство в знак протеста обществу и свободы от «угнетающих» их социальных институтов.
Для рассмотрения инструментов распространения идеологии криминального суицида целесообразно выделить два основных периода: 20142018 гг., когда инструментами распространения указанной формы проявления криминальной идеологии были социальные сети, в большей степени «ВКонтакте», и второй период - с 2018 г. по сегодняшний день, в котором стали выступать мессен-джеры - «Telegram».
Особенность представленной формы проявления криминальной идеологии заключается в специфике средств её воздействия, среди которых интернет-мемы и суицидально ориентированные игры («тихий дом», «f57», «синий кит», «тихое место» и т. д.), а также сами «группы смерти», поскольку размещаемая в них информация, а также коммуникационная практика между участниками явно оправдывают и поощряют суицидальное поведение на идеологическом уровне.
Среди преступлений, детерминированных идеологией криминального суицида, следует выделить отдельные виды преступлений против жизни и здоровья: доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), склонение к самоубийству (ст. 110.1 УК РФ) и организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ).
Идеология сетевой анонимности. Анонимность пользователей в сети Интернет представляется одной из центральных тем современной веб-культуры. Предпосылки консолидации идей в оформленную систему взглядов и убеждений, связанных с установлением анонимного «существования» в Сети, были заложены в конце 70-х годов XX в. Прежде всего изначально это связано с появлением одной из первых компьютерных сетей, используемых для общения и публикации файлов - «Usenet». По мере развития сети Usenet сформировалась отдельная иерархия alt* (от сл. «альтернативный»), свободная от цензуры и ограничений, накладываемых администрацией Сети. В рамках иерархии alt* возможно было создание собственных подгрупп в целях объединения людей по интересам. Представленная сетевая структура вызвала серьезный интерес основоположников течения «шифропанков», которые одними из первых выдвинули идеологический постулат о необходимо-
сти борьбы за анонимность в Сети. Сообществом сформулированы и опубликованы идеологические положения, связанные с неизбежностью скорого установления правительственного контроля над сетевой паутиной и необходимостью противодействия ему посредством методов криптографии.
В результате развития указанного сообщества происходит формирование целостного течения - идеологии сетевой анонимности. Представленная форма проявления криминальной идеологии лежит в основе многих современных сообществ и организаций, разделяющих идеи сетевой анонимности. Методы «борьбы» с государством за «сетевое господство» имеют различный характер и могут варьироваться от использования сложной криптографии с целью сохранения приватности до целенаправленной преступной деятельности, связанной с общественно опасными посягательствами на критическую информационную инфраструктуру отдельных государств.
Центральной темой идеологии сетевой анонимности является совокупность идейных концепций и ценностных установок, связанных с необходимостью борьбы за сетевое пространство различными средствами.
Среди наиболее радикальных сообществ, разделяющих идеологию сетевой анонимности, следует выделить сообщество «анонимус», которое представляет собой группу активистов, совершающих DDoS-атаки на государственные и межправительственные сетевые ресурсы [3, с. 237].
Концептуальные идеи сетевой анонимности отражены в «Манифесте хакера»6. Представленная доктрина определяет идеологические основы,
6 См.: Манифест хакера 1986 г. URL : http://hex.pp.ua/ manifest-hakera.php (дата обращения : 10.05.2021).
связанные с обвинениями государств в установлении контроля над сетевым пространством, безразличием хакеров к цвету кожи, национальности и религии, превосходством знаний и нестандартного образа мыслей, необходимостью борьбы за безграничную свободу информации для исследований и познания из любопытства.
Особенностью указанной формы проявления криминальной идеологии является отсутствие конкретных средств воздействия на сознание и поведение пользователей сети Интернет. Идеология сетевой анонимности не имеет массового характера и распространяется в большей степени в хакерских сообществах. В то же время она активно способствует формированию пренебрежительного отношения к государству и его информационной инфраструктуре, необходимости противодействовать политике регулирования общественных отношений в виртуальном пространстве криминальными методами и средствами.
Среди преступлений, детерминированных идеологией сетевой анонимности, следует выделить неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ), неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ).
Указанные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет несут в себе негативный потенциал, требующий адекватной реакции правоохранительной системы. Отсутствие такой реакции чревато расширением опасных социальных последствий, распространением криминальной идеологии, продуцированием преступности, виктимизацией населения и формированием других негативных явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5. № 2. С. 62-104.
2. Грибанов Е. В. Преступность несовершеннолетних в контексте культуральной криминологии : монография. - Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2017. - 154 с.
3. Суворов М. А. Феномен анонимуса: общественная реальность или симулякр? // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2013. № 4. С. 233-240.
REFERENCES
1. Barishpolets V. А. Radioehlektronika. Nanosistemy. Informatsionnye tekhnologii (Radio electronics.
Nanosystems. Information Technology), 2013, vol. 5, No. 2, pp. 62-104.
2. Gribanov E. V. Prestupnost' nesovershennoletnikh v kontekste kul'tural'noj kriminologii : monografiya (Juvenile delinquency in the context of cultural criminology: monograph), Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, 154 p.
3. Suvorov M. А. Problema sootnosheniya estestvennogo i sotsial'nogo v obshhestve i cheloveke (The problem of the correlation of the natural and the social in society and man), 2013, No. 4, pp. 233-240.
Рукопись поступила в редакцию 31.05.2021, принята к публикации 09.06.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Виталий Ефимович Квашис, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук,
профессор, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем анализа и прогнозирования преступности научно-исследовательского центра по исследованию проблем криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, анализа и прогнозирования преступности, социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучения общественного мнения о полиции федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) E-mail: [email protected] Тел.: 8 (495) 214-23-72
Александр Сергеевич Ильницкий, адъюнкт федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 350005, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128) Тел.: 8 (861) 258-47-08
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Vitaliy E. Kvashis, Honored worker of Science of the Russian Federation, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher, Crime Analysis and Forecasting Research
Department, Research Center for the Study of Criminological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies, Crime Analysis and Forecasting, Sociological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies and Study of Public Opinion about the Police of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: [email protected] Tel.: 8 (495) 214-23-72
Alexander S. Ilnitsky, Adjunct of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Krasnodar University of the Ministry of the Internal of the Russian Federation» (Yaroslavskaya Str., 128, Krasnodar Territory, Krasnodar, 350005, Russian Federation) Tel.: 8 (861) 258-47-08
ВКЛАД СОАВТОРОВ
Оба автора внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.
AUTHOR'S CONTRIBUTION
Both authors made an equal contribution to the work both at the stage of the study and during the writing of the article.