СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Н. П. Саламатина
CONTEMPORARY FORMS OF HOLDING TEACHERS' MEETING
Salamatina N. P.
The contemporary forms of holding teachers' meetings such as circular tables, problem business games, seminar-workshops, presentations, scientific-practical conferences are considered in the article. The conditions of effective teachers' meeting holding.
В статье рассматриваются современные формы проведения педагогического совета: круглый стол, проблемная деловая игра, семинар-практикум, презентация, ИТД, научнопрактическая конференция. Характеризуются условия эффективности заседаний педагогического совета.
Илючевые слова: педагогический совет, управление, повышение эффективности, проведение педагогического совета, традиционные и нетрадиционные формы проведения, проблемная деловая игра, семинар-практикум, презентация, ИТД, научнопрактическая конференция, круглый стол.
УДК 371.121
Современная школа - большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из них по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает учебное заведение. Но среди будней наступает день подведения определенных итогов по одному из направлений многогранной деятельности педагогического коллектива, день смотра сил, день особых раздумий, заслуженной радости, день нового импульса для достижения более высокого результата профессиональной деятельности. В этот день педагоги собираются на педагогический совет.
Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета является актуальной как для новичков, так и для опытных управленцев, как для так называемого «большого» педсовета, так и для «малого» в рамках отдельного звена школы. Важнейшей задачей администрации школы является формирование, укрепление и развитие педагогического коллектива.
А. С. Макаренко писал о том, что и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом.
Педагогический совет школы сегодня - это профессиональное объединение,
постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Именно на педсоветах вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни школы, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы школы и ее отдельных подсистем.
Педагогический совет является не случайным одноразовым или событийным средством решения проблем образовательного процесса. На наш взгляд, главным фактором, предопределяющим цели, задачи и стратегию проведения педсоветов, является системный характер развития образовательных учреждений, а потому мы рассматриваем педсовет как педагогическую систему действий с четко определенными, понятными для всех результатами, направленную на решение задач основной педагогической концепции образовательного учреждения. Как заметил Ш. Амонашвили, «соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую педагогическую деятельность» (1).
С ростом общественной составляющей управления школой, когда ей придается все больше самостоятельности, важно, чтобы регулярно проводимые педсоветы не превращались в рутинную процедуру, на которых автоматически одобряется сделанное в школе за истекший год и «в рабочем порядке» формально утверждается план работы на будущий, часто в точности повторяющий нынешний. Педсовет - это реальная возможность привлечения всех учителей к процессу управления школой, место обсуждения их мнений, соображений по поводу будущего и нынешнего своей школы.
Однако часто педагоги без особого желания и интереса участвуют в работе педагогических советов, принимая их как необходимое, должное, с неохотой отсиживают положенные часы. Что же не устраивает учителей в педсоветах? Одного не интересуют вопросы, поднимаемые на педсоветах,
другого - сама атмосфера и тон разговора (часто «бюрократические»), третьему такого рода заседания кажутся малопродуктивными, ненужными. Неравнодушному руководителю трудно мириться с таким положением, ему хочется не только получить отдачу, результат от периодически собираемого педагогического форума, но и сделать педагогический совет событием школьной жизни.
Один из самых простых и в тоже время эффективный способ реализации установки руководителя на повышение отдачи от педагогического форума - вариативность форм проведения педсоветов.
В каждой школе складываются свои традиции, свои требования к организации и проведению педсоветов. Но как показывает анализ опыта работы школ г. Ставрополя, традиционный вариант педсовета: доклад -содоклад, выступления - сообщения, принятие решения - мало эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Основными недостатками традиционного педсовета, на наш взгляд, являются:
- авторитарный стиль ведения пед-
совета, превращение педсовета в инструктаж;
- поверхностное обсуждение пос-
тавленных проблем;
- абстрактность докладов;
- низкая результативность.
Как следствие этого на традиционных педсоветах многие учителя заняты проверкой контрольных работ, составляют рабочие планы к очередным урокам, просматривают классные журналы и ждут окончания заседания. Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные нетрадиционные интенсифицированные формы проведения.
«Круглый стол» - коллективное размышление над значимой проблемой. Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.
«Проблемная деловая игра» - форма педсовета для проведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Участники различных ролевых микрогрупп определяют негативные (позитивные) моменты в работе, вырабатывают цели и задачи на новый период, разрабатывают программы действий, которые (доработанные и обобщенные) лягут в основу решения педсовета. Необходимые условия эффективности данной формы педсовета:
1. Наличие значимой проблемы (например: разработка программы развития школы, формирование индивидуального учебного плана школы, освоение педагогами инновационных технологий и т. п.).
2. Имитация реальной ситуации: наличие ролей и их распределение между участниками педсовета.
Педагогический коллектив разбивается на группы:
— по социальным ролям: учитель, ученик, родители, администрация, органы власти и т. д.;
— по отношению к содержанию работы: организатор, координатор и т. д.;
— по психологической роли: лидер -предпочитаемый, независимый, отвергаемый и т. д.;
— по различию точек зрения, интересов, мнений.
3. Соблюдение игровых правил.
4. Наличие игрового стимулирования: оценка личного вклада, общественная оценка результата игры.
«Педсовет-семинар» проводится как развернутое во времени чередование теоретических семинаров и взаимопосещений, выполняет роль интенсифицированного повышения квалификации группы учителей по
актуальной для коллектива научно-методической проблеме. Педсовет-семинар планируется в три этапа:
1 этап. Не менее трех теоретических занятий по интересующей творческую группу учителей теме по следующей циклограмме:
— актуальность темы, ее значимость в широком смысле для коллектива; теоретические основы;
— практические основы, инструкции по освоению теоретического материала;
— обсуждение и составление плана работы творческой группы.
2 этап. Взаимопосещение уроков с последующим анализом и обсуждением в творческой группе.
3 этап. Подготовка и проведение итогового мероприятия.
«Педсовет-презентация» проводится для представления новых программ, учебников, направлений инновационной работы и т. п. Цель работы данного педсовета - привлечь внимание к актуальной проблеме, ознакомить с новыми начинанием, дать общественную оценку.
«Педсовет-КТД». КТД - коллективное творческое дело (деятельность). Это такая деятельность, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества. Данная технология разработана И. П. Ивановым для детских коллективов, но многие ее компоненты вполне применимы и к работе со взрослыми.
Выбор проблемы для обсуждения на таком педсовете, должен опираться на достаточную психолого-педагогическую диагностику, которая выводила бы организаторов на главные интересы, потребности и настроения учителей. Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого
педагога, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. В условиях современной школы, работающей в режиме развития, педагогический совет в форме КТД может применяться и давать эффект при следующих условиях:
— для обсуждения берется общественно значимая воспитательная или образовательная проблема (разработка программы развития школы, ее модернизации);
— у учителей имеется достаточно высокий уровень мотивации на решение этой проблемы;
— коллектив имеет опыт организации КТД в работе с детьми.
Этапы проведения такого педсовета:
1. Этап подготовки, предварительный этап. На данном этапе определяются проблема, сроки, группы, условия.
2. Этап коллективного планирования, включающий осмысление задач, определение объема и сроков работы, формирование микроколлективов, запуск механизмов са-мопланирования.
3. Этап проведения, в ходе которого осуществляется программа достижения общего результата. Проходят выступления микрогрупп, наглядно демонстрируются результаты деятельности.
4. Этап анализа, который проводится на педагогическом совете, это, как правило, рефлексия - разбор недостатков и их причин.
«Научно-практическая конференция». Тематика педагогических советов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, может носить научно-практический характер. Педагогический совет-конференция объединяет качества педагогического совета и научной конференции. Может проходить по секциям - направлениям, обязательными элементами которых являются поощрения и награждения, оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт.
Преимущество нестандартных, современных интенсифицированных форм проведения педсоветов состоит в следующем:
— повышается практическая направлен-
ность решения проблемы;
— предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета;
— развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива;
— требуется более глубокое знание теории, всесторонняя информация об образовательном процессе;
— осуществляется деловое общения коллег, которое является важной предпосылкой формирования интереса к теме.
Положительная сторона педсовета состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственнопсихологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента.
В своей работе председателю заседания педсовета можно опираться на правила, предложенные одним из теоретиков менеджмента М. Биркенбилем (2).
Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета следующие правила:
1. Начинать заседание вовремя, никогда не ожидать опоздавших.
2. Предельно четко формулировать цель заседания.
3. Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном достижении намеченных целей.
4. Решаемую проблему представить интересно, образно, с воодушевлением.
5. Открытие заседания должно длиться не более 2-х минут.
На проведение заседаний педсоветов влияет стиль поведения при обсуждении проблем. Психологи выделяют два стиля поведения на заседаниях, совещаниях: дипломатический и авторитарный. Выбор стиля проведения педсовета зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуа-
ции. Оба стиля поведения могут приводить к успеху. Дипломатия на заседании уместна, если:
— достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;
— решение будет успешно внедрено только тогда, когда его признают все участники обсуждения;
— участники заседания понимают проблему и знают варианты ее разрешения;
— возникли широкие разногласия, и необходимо настойчиво переубедить самых несогласных в правильности принимаемых решений.
Авторитарный стиль допустим, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи коллектива ни при творческом рассмотрении данного вопроса, ни при его последующей реализации, а решение необходимо принять коллегиально. Такая ситуация бывает, если:
— дело заключается в том, чтобы в сложившихся обстоятельствах как можно быстрее принять решение;
— можно не обращать внимания на психологический климат коллектива.
Но все-таки авторитарное ведение заседания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше.
Важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять им. Директору школы полезно помнить следующие правила для контроля за ходом совещания (М. Бир-кенбиль):
1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.
2. Необходимо постоянно поддерживать разговор. При возникновении неловкой паузы следует вмешиваться с помощью вопросов, объяснений или путем подведения предварительных итогов.
3. Следует немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения. Ни в коем случае не должен разгореться спор.
4. Необходимо отклонять непродуманные решения. Принимать во внимание надо только подкрепленные фактическим материалом предложения.
5. Участники должны получать слово путем поименного вызова.
6. Всегда должен говорить только один человек.
7. Председатель заседания должен выслушивать мнения всех оппонентов. Идеи, которые не обсуждались, удерживаются наиболее упорно.
8. Заседание не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Руководитель стремится к выработке общих подходов.
9. Следует нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и отклонениям от темы, которые допускают отдельные участники. Заседание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению поставленной проблемы.
10. Чтобы исключить недоразумения, председатель должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участников словами: «Я правильно понял? Так будет правильно?».
11. Надо чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они к цели.
12. Председатель заседания должен экономить время. Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения, решена в отведенное время. По возможности не затягивать заседание ни на минуту.
Для правильного ведения дискуссии в ходе педагогического совета необходимо придерживаться следующих правил:
1. Любой вопрос в дискуссии должен строиться с учетом личностных особенностей и психологического состояния педагогов.
2. Несмотря на раздражение, говорить следует медленно и негромко.
3. Реакция на замечания должна учитывать психологические причины их возникновения (выявить их несложно, если обращать внимание на содержание замечаний и время их появления).
4. Обращайтесь не непосредственно к своему противнику, а ко всем участникам заседания (автоматически возникает деловая и спокойная атмосфера).
5. Если у вас сильные оппоненты, то лучше всего противостоять им, не критикуя, а на основе согласия, похвалы и дружелюбия.
6. Главным орудием дискуссии могут быть только факты и их добросовестная интерпретация.
7. В самом начале своей реплики подчеркните, что по некоторым вопросам взгляды ваши и вашего оппонента полностью совпадают. Подкрепив его каким-нибудь аргументом, вы сделаете вашего противника более уступчивым.
8. Следует помнить, что умело поставленный вопрос - верное средство управления дискуссией. Это дает возможность переключить с одной темы на другую, направить обсуждение на еще не рассмотренные аспекты, определить четкую позицию педагога.
Педсовет - это одна из форм работы с кадрами. Успешными будут те руководители, которые создадут условия для самореализации педагогами своих возможностей в корпоративной деятельности. В заключение заседания, по мнению М. Биркенбиля, перед руководителем встают три задачи:
1. Достигнутый на заседании результат должен быть сформулирован коротко и определенно.
2. Необходимо еще раз упомянуть о возможных расхождениях во мнениях; эти разногласия следует представить таким образом, чтобы и проигравшее меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя при этом своего мнения.
3. Необходимо установить, какие шаги должны последовать за принятием решения, у кого какие обязанности, кто несет ответственность за выполнение решения, кто контролирует их выполнение.
Существуют правила ведения протоколов заседаний педагогических советов:
1. Протокол - первичный официальный документ. Его оформление требует четкости и краткости. На его основании руководство вправе требовать от членов педагогического коллектива выполнение порученных им заданий.
2. Протокол - основной оправдательный документ перед многочисленными комиссиями и инспекторами школ. Его оформление требует правильности фиксации основного содержания выступлений и формулировок принятых решений. Он может оказаться громоотводом при служебных и судебных конфликтах, возникающих на почве непреднамеренного или умышленного искажения чьей-либо мысли, забывчивости или непонимания сути дела.
3. Секретарь педсовета должен быть человеком грамотным, опытным и компетентным в вопросах педагогики и психологии. От него зависит полная фиксация рассматриваемых вопросов.
Анализ современных форм проведения педсоветов привел нас к выводу о том, что новые подходы к педсовету ориентированы на вполне определенный круг руководителей школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Руководителю школы надо понимать свое профессиональное ремесло как работу с людьми, надо чувствовать и понимать каждого учителя таким, каков он есть на самом деле, веря в возможности его творческого роста, и создавать условия для профессионального развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990.
2. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. - М.: СПб «Интерэкспорт», Экономика, 1993.
3. Макаренко А. С. Соч. - М., 1958. - Т. V. - С. 292.
4. Советова Е. В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. - Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2007.
Об авторе
Саламатина Надежда Павловна, Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33, г. Ставрополь, учитель истории, соискатель кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института г. Ставрополя. Сфера научных интересов - общая педагогика, история педагогики и образования.