Боле того из тех льгот, что установлены и предусмотрены федеральным законодательством, они не всегда вводятся на региональном и местном уровне. Неравенство в реализации налоговых льгот определяется еще и тем, что федеральный законодатель более часто, чем региональный может ими варьировать, отменять, в отличии от регионального который только реализует их. Кроме того, закрытый перечень налогов значительно сужает рамки региональной налоговой политики и инструменты для снижения налоговой нагрузки на территориальные условия хозяйствования.
Одновременно значительно увеличилась централизация налоговых доходов в федеральный бюджет. По данным Минфина РФ доминирующую роль в наполнении консолидированного бюджета РФ играют федеральные налоги и сборы - 90% всех налоговых поступлений. Доля региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колеблется на уровне 4-6%, а доля местных налогов в структуре местных бюджетов еще ниже на уровне 1,5-2% [2].
На первоначальном этапе формирования российской налоговой системы доминировала открытая налоговая конкуренция между регионами и реальное налоговое бремя было низким, поскольку налоговая система не обладала высокой степенью сопряженности, как между ее элементами, так и бюджетной системой в целом.
В современных условиях проявление налоговой конкуренции изменилось, реформирование бюджетного процесса, принятие трех летнего плана, не позволяет с легкостью переносить налоговое бремя между прямыми и косвенными налогами, порождая отрицательные фискальные экстерналии.
Так, снижение ставки НДС до 12-13% за счет повышения акцизов компенсировать невозможно [1]. С точки зрения снижения налоговой нагрузки это закономерное решение, но если оно будет принято с 2009 г., то затронет фискальную конкуренцию между уровнями власти и придется полностью перекраивать расходную часть уже принятого трехлетнего федерального бюджета до 2010 г., а любые изменения приведут к необходимости пересчета бюджетов всех уровней. ^ В тоже время, изменяя параметры доходов по НДС - увеличение доходов региональных и местных бюд-Ь жетов, поскольку часть добавленной стоимости, не обложенной НДС, то есть эти высвободившиеся средства ^ бизнеса, частично уйдут на повышение заработной платы работникам, частично - в прибыль. А подоходный J налог и налог на прибыль поступают в основном в бюджеты субъектов федерации и муниципалитетов; по-^ доходный налог делится между местными и региональными бюджетами, а налог на прибыль - между региональными (большая часть) и федеральным бюджетами. Поэтому, конечно, регионы и муниципалитеты очень заинтересованы в такой мере, но нарушается вертикальный баланс - распределения доходов между федерацией и субъектами, нужно будет перестраивать межбюджетные трансферты, которые сейчас тоже выстроены на три года (а у нас перераспределение доходов между бюджетами очень значительное). h Таким образом, на фоне снижения налоговых ставок возрастание налоговой нагрузки в целом связано с не-00 сколькими причинами: переходом от косвенного налогообложения к прямому; неравномерным применением О налоговых режимов; несовершенством правового инфорсмента в налоговой и бюджетной сфере; воздействием ¡=у скрытой налоговой конкуренции; изменением структуры налоговой системы и межбюджетных отношений.
О
ö ЛИТЕРАТУРА
I— ф
s 1. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.
о. 2. Справка об итогах поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в январь-
$ апрель 2008 [Электронный ресурс] http://www.nalog.ru/stats/new
х 3. Leibfritz W, Thornton J and Alexandra Bibbee. Taxation and Economic Performance, Organization for Economic
q Cooperation and Development, Economics Department Working Papers,No. 176, 1997
о 4. Wildasin D. Fiscal Competition Working Papers from University of Kentucky, Institute for Federalism and
Intergovernmental Relations No 2005-05
ю 5. http://www.un.org/esa/ffd/a55-1 000.pdf
о 6. Keen, Michael, and Jenny E. Ligthart, "Cross-Border Savings Taxation in the European Union: An Economic
q Perspective," Tax Notes International, February 9, 2005. g
2 ЦЕЛИНА О.И.
о
О Юго-Западный банк Сберегательного Банка РФ, кредитный инспектор, e-mail: Oxi_z@mail.ru
О
° современные формы организации управления региональным
0 хозяйством как основа развития территории
CL
S
1
О В статье на основе исследования текущего состояния территориальной экономики предлагаются на-
Ф
О Ф т
правления ее модернизации на основе формирования регионального инновационного кластера. Ключевые слова: регион; региональное развитие; кластер; инновации Коды классификатора JEL: R11
I Современное развитие мировой экономики все больше характеризуется интенсивной интеграцией на-
циональных экономик различных стран, предъявляет жесткие требования к уровню их развития. Причем
скорость интеграционных процессов не оставляет странам возможности реализации максимально консервативных изменений, формируя необходимость принятия быстрых и правильных управленческих решений. Очевидно, что уровень социально-экономического развития любой страны, помимо всего прочего, детерминируется результатами функционирования каждого конкретного ее региона, его способностью вести эффективное рыночное хозяйство посредством реализации внутренней, межрегиональной и внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день периферия отечественной экономики отличается крайне выраженной дифференциацией регионов в экономическом развитии, что объясняется такими факторами, как территориальная специализация хозяйства, масштабность регионов, их природно-климатические условия, отношения с федеральным центром. Отнюдь не во всех регионах сформулированы долгосрочные приоритеты развития, подкрепленные необходимой нормативной документацией. По ряду регионов наблюдается проблема их «искусственного» доминирования посредством имеющихся административных ресурсов руководителей региональных образований. Кроме того, сдерживанию комплексного и эффективного развития отдельных субъектов Российской Федерации способствует коррупционная составляющая, присутствующая практически на каждом уровне управления регионом. Весьма важным исключительно для всех регионов является создание и использование на основе имеющихся возможностей инвестиционно-привлекательных условий, способных обеспечить крупномасштабные капиталовложения в различных отраслях экономики, форсировать процесс диверсифицированного развития регионального рыночного хозяйства на основе становления и функционирования в экономически обоснованных объемах структур малого, среднего и крупного бизнеса. Одновременно необходимо создание и функционирование соответствующей рыночной, социальной и др. инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойную деятельность региональным хозяйствующим субъектам.
В самом общем смысле инвестиционный потенциал региона, как и государства в целом, выражается в наличии условий и способностей проводить активную инвестиционную политику, стимулирующую системное и устойчивое развитие бизнеса, формировать возможности обеспечения расширенного воспроизводства и потребления. Важнейшая роль здесь отводится инвестиционному риску, уровень которого является основой для принятия управленческого решения каждым квалифицированным инвестором. Более того, существует зависимость уровня инвестиционных рисков от темпов развития экономики. В настоящее время это можно наблюдать в некоторых российских регионах, активно вовлеченных в реализуемые государством приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье». Так, несовершенство законодательства в области жилищного строительства в настоящее время ограничивает деятельность инвестора на рынке, создает определенные сложности конструирования эффективного взаимодействия его с банковскими и иными инвестиционными структурами, покупателями жилья и т.д.
На сегодняшний день сформировалось множество подходов к содержанию понятия инвестиционного климата региона. Трактовать данное понятие можно по-разному, включая и исключая те или иные виды факторов в зависимости от их значимости для каждого конкретного инвестора или же той или иной территории. Однако, несмотря на это, можно определить ряд наиболее важных и универсальных факторов, которые, по мнению автора, напрямую подпадают под дефиницию «инвестиционный потенциал», определяя его сущность.
Ранжирование субъектов Федерации в рамках Южного федерального округа на основе системы показателей «уровень потенциала - уровень риска» представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Рейтинг регионов по уровню инвестиционного потенциала и риска*
Регион Место в рейтинге Оценка
Краснодарский край 1 Высокий потенциал - умеренный риск
Ростовская область 2 Средний потенциал - умеренный риск
Волгоградская область 3
Ставропольский край 4 Пониженный потенциал - умеренный риск
Республика Адыгея 5 Незначительный потенциал - умеренный риск
Астраханская область 6
Республика Северная Осетия Алания 7
Республика Дагестан 8 Пониженный потенциал - высокий риск
Республика Калмыкия 9 Незначительный потенциал - высокий риск
Карачаево-Черкесская республика 10
Кабардино-Балкарская республика 11
Республика Ингушетия 12 Низкий потенциал - экстремальный риск
Чеченская республика 13
л ь о
х
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
I— ^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф со
I—
О
а о
£ о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
о о.
о ф
Источник: официальный сайт «Эксперт РА»: http://www.raexpert.ru/
Из таблицы видно, что наиболее депрессивными регионами с точки зрения имеющегося потенциала и существующего уровня инвестиционных рисков являются северокавказские регионы. Уровень присущего им риска обусловливается военными, политическими волнениями, в результате чего возникает угроза потери инвестиций, высоким уровнем преступности и безработицы, несовершенством регионального законодательства для осуществления инвестиционной деятельности, высокой степенью дифференциации доходов населения и т.д.
о ф
т
0
1 О
0)
Республике Адыгея присвоено пятое место в рейтинге регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным уровнем риска. Однако, по мнению автора, несмотря на невысокий текущий рейтинг данного региона, внедрение отдельных механизмов экономического развития может способствовать коренным преобразованиям данной территории, переводу данного региона на качественно новый уровень развития.
Доминантные сектора экономики составляют традиционные отрасли, такие как сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых. Важнейшей особенностью региональной экономики Адыгеи является ориентация на производство продукции в рамках личных подсобных хозяйств. Так, по подотрасли «животноводство» объем произведенной продукции в личных подсобных хозяйствах в среднем составляет 65,4% (на долю сельхозпредприятий приходится 24,4% всей произведенной продукции). По мнению автора, природно-климатические и историко-экономические факторы развития хозяйства данного региона с традиционно высоким удельным весом отраслей сельского хозяйства в общей структуре экономики требуют формирования адекватного современным требованиям территориального развития эффективного сектора предпринимательства в данной сфере.
Расчет относительного показателя «Объем выручки в расчете на одно предприятие» в отраслевом разрезе регионального хозяйства Республики Адыгея в 2006-2007 гг. позволяет сделать вывод о доминировании предприятий сектора малого и среднего бизнеса в большинстве отраслей регион.
Как свидетельствуют представленные расчеты, структура регионального хозяйства Республики Адыгея представлена сектором малого и среднего бизнеса. По показателям оборота к крупным компаниям относятся лишь предприятия, функционирующие в сфере производства и распределения газа, электроэнергии, воды, а также строительные компании и организации обрабатывающей промышленности. ^ При этом с целью исследования прибыльности предприятий Республики Адыгея по важнейшим отраслям ¡5 хозяйства осуществлен расчет доли выручки (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов) эконо-
0 мически успешных предприятий в общем объеме выручки по всем предприятиям группы по следующим сек-^Т торам: агропромышленный комплекс, строительство, туризм и гостиничный бизнес, транспортный комплекс
и связь, а также научные и образовательные учреждения.
Результаты данного анализа подтверждают ведущую роль предприятий агропромышленного комплекса И (доля прибыльных предприятий в общем объеме выручки составляет 87,1%), однако исследование качест-Ш венного состояния основных фондов хозяйствующих субъектов данного сектора свидетельствует о наличии 2 капиталоемкого производственного цикла, основанного на традиционных технологиях, практически полном ° отсутствии передовых ресурсосберегающих инновационных технологий, что, в конечном итоге способно щ привести к естественному снижению эффективности деятельности предприятий сельского хозяйства.
□ Традиционность и отсутствие динамизма экономической активности подтверждает и исследование демог-
□ рафического развития субъектов хозяйствования региона: значение демографического индекса по Республике Адыгея равно 0,9 (для сравнения, значение аналогичного индекса в Ростовской области - 5,9, Краснодарском крае - 75,2, Кабардино-Балкарской республике - 11,3)5.
В рамках сектора «научные и образовательные учреждения» 7 из 11 организаций функционируют с получением определенного социально-экономического эффекта (доля прибыльных предприятий в общем объеме выручки составляет 67,8%).
Ф Однако в данном секторе четко просматривается значительная диспропорция развития региональной научно-инновационной сферы с общей ситуацией южного макрорегиона и среднероссийскими показателями > - так, состояние научно-инновационного комплекса Адыгеи характеризуется крайне низкими показателями £5 в сравнении со средними показателями по России. Это накладывает существенные ограничения на возмож-
1 ности формирования фундаментальной платформы региональной стратегии устойчивого экономического ф роста в контексте интенции инновационного развития.
£5 При этом показатели, напрямую характеризующие развитие основ инновационной сферы региона, в целом о. по Южному федеральному округу ниже, чем в целом по России. Так, количество патентов на 10 тыс. чело-^ век по округу составляет 1,0 при аналогичном показателе по Центральному федеральному округу - 3,1. По ^ уровню технологического развития все регионы, входящие в состав Южного федерального округа отстают от о общероссийских показателей (средний показатель затрат на технологические инновации по округу состав-о ляет 0,4, - по России - 1,0). Аналогичная ситуация характерна и при рассмотрении количества используемых 9 передовых технологий - по ЮФО показатель находится на уровне 29, в то время, как по России в целом - 89 о технологий на 100 тыс.человек.
Вышеперечисленные факторы, оказывающие негативное влияние на процессы развития регионального ^ рыночного хозяйства Республики Адыгея делают необходимым внедрение кардинальных и принципиально новых форм организации управления территориально-хозяйственным комплексом. В данном контексте с целью реализации устойчивого развития региона в рамках системы долгосрочных приоритетов представляется необходимым формирование мероприятий по созданию инновационного кластера, под которым предлагаем ф понимать группу территориально локализованных взаимосвязанных инновационно-активных субъектов хо-^ зяйствования и связанных с ними организаций (научно-образовательные заведения, органы государствен-§ ного управления, инфраструктурно-институциональные компании), действующих в определенной сфере ф (секторе регионального хозяйства) и взаимодополняющих друг друга [с использованием [7]].
При этом концепция создания инновационного кластера Республики Адыгея должна базироваться на принципах "4К" - концентрация, конкуренция, кооперация и конкурентоспособность [с использованием: [7]].
Ш
О
0
I—
ф
I—
а ф
со ^
1
О.
о
0
1
9 5 Количество убыточных предприятий Республики Адыгея по итогам 2007 года составляет 37,8% от общего количес-0) тва организаций [данные Федеральной службы государственной статистики РФ].
В рамках названной в [1] типологии кластерных структур представляется целесообразным создание типа инновационного кластера региона, связанного с формированием на основе принципиально новых принципов и эффектов несуществующих в настоящий момент инфраструктур территориально-локализованного хозяйственного комплекса.
В рамках организации инновационного кластера в Республике Адыгея должны быть созданы предпосылки интеграции имеющегося научно-инновационного потенциала региона и привлечения инорегиональных субъектов инновационной деятельности за счет формирования соответствующих механизмов, основанных на использовании финансово-экономических инструментов административного характера (предоставление налоговых льгот, субсидирование процентных ставок, предоставление гарантий, освобождение от административных проверок и т.д.). Ввиду того, что Адыгея является дотационным регионом (в рамках типологии регионов, проведенной Институтом экономики переходного периода Адыгея относится к типу «Бедный инвестор» ) представляется возможным и целесообразным концентрация финансовых ресурсов за счет: во-первых, соответствующих трансфертов из федерального центра; во-вторых, за счет привлечения инвестиционных ресурсов корпоративных бизнес-объединений, локализованных в рамках Южного экономического региона.
В рамках реализации идеи формирования инновационного кластера необходимо создание системы бизнес-инкубаторов на территории региона, которые бы интегрировали малые и средние предприятия различных отраслей и сфер экономики региона. При этом важнейшим условием участия предприятий малого и среднего бизнеса в предлагаемой инновационной системе целесообразно определить необходимость использования передовых инновационно-ориентированных технологий как базисного, так и улучшающего типов, в основной деятельности, независимо от отраслевой принадлежности компании.
На основе обобщения ведущего мирового опыта в сфере кластерофомирования считаем, что на региональном уровне должны быть реализованы следующие конкретные мероприятия: ^Г
- разработка долгосрочной концепции развития инновационного и иных кластеров региона; ^
- согласование и инкорпорирование долгосрочной концепции развития кластеров в общерегиональную о
стратегию развития;
- создание необходимой и адекватной, с одной стороны, имеющимся ресурсным ограничениям и, с другой ^ - требованиям, определяемым рыночной конъюнктурой, инновационной инфраструктуры; □
- использование прямых и косвенных мер государственной поддержки в создании объектов институцио- ^ нальной инфраструктуры; ^
- активное позиционирование инновационного кластера на межрегиональном и национальном уровнях; ^
- внедрение новейших информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность субъектов |-инфраструктуры (с целью организаций видеоконференций, обучающих семинаров и т.д.); (д
В конечном итоге, создание инновационного кластера, на наш взгляд, может привести к активному при- □ влечению в экономику региона институциональных инвесторов (фонды поддержки инноваций, венчурные ^ фонды, банковские структуры), следствием которого должен стать синергетический эффект, выражающийся в распространении инструментов взаимодействия с субъектами кластера на предприятия и организации других сфер и отраслей народного хозяйства региона. При этом необходимо учитывать, что для развития региональной экономики необходим постепенный процесс перехода к кластерной организации регионального хозяйства на основе определения превалирующей роли именно инновационно-ориентированных хо-
ф
со ^
I
>
О о
I—
ф
зяйствующих субъектов.
Кроме того, создание инновационного кластера является системообразующим фактором конструирования региональной инновационной сферы, интегрированной в национальную инновационную систему.
ЛИТЕРАТУРА §
ф
со
I—
О
1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Сайт Института региональных инновационных
систем [http://www.innosys.spb.ru].
2. Официальный сайт «Эксперт РА» [http://www.raexpert.ru/]. ^
3. Официальный сайт Администрации Республики Адыгея [http://www.adigeya.ru]. о
I_
0
1_
о
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [http://www.gks.ru].
5. Показатели социально-экономического развития Республики Адыгея в 2006 году / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея.
6. Показатели социально-экономического развития Республики Адыгея в 2007 году / Территориальный орган ^ Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея. ^
7. Портер М. Международная конкуренция. - М., Международные отношения, 1993. о
8. Типология российских регионов. - М., ИЭПП, 2002. ^
9. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. 1
о ф
со
О Ф т
0
1 О
0)