Научная статья на тему 'Современные формы организации и создания инновационной продукции на базе технологических платформ'

Современные формы организации и создания инновационной продукции на базе технологических платформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / INNOVATIVE PRODUCTION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGICAL PLATFORMS / SCIENCE AND TECHNOLOGY / ЕВРОСОЮЗ / EUROPEAN UNION / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ORGANIZATION FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серегин С.Н.

Статья посвящена новым формам организации и создания инновационной продукции, таких как Европейские Технологические Платформы, действующих в Европейском Союзе, технологические платформы, создаваемые в России, в частности, технологическая платформа «Химия, биотехнология, сельское хозяйство и пища».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern of the form of the organization and creation of innovative production on the basis of technological platforms

Article is devoted to new forms of the organization and creation of innovative production, such as the European Technological Platforms, operating in the European Union, the technological platforms created in Russia, in particular, a technological platform «Chemistry, biotechnology, agriculture and food».

Текст научной работы на тему «Современные формы организации и создания инновационной продукции на базе технологических платформ»

ТЕМА НОМЕРА

Инновации -отечественному производству

УДК 664.004.15

Современные формы организации и создания инновационной продукции

на базе технологических платформ

С.Н. Серегин

Д-р экон. наук, зам. директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Минсельхоза России

Поставленная высшим руководством страны задача модернизации российской экономики с целью повышения благосостояния народа, решения вопросов демографического характера, повышения конкурентоспособности товаров российского производства может быть успешно решена в обозримом будущем только при условии перевода промышленности на рельсы инновационного развития.

Эту сверхсложную и многоплановую проблему разные страны решают с учетом имеющегося экономического и научно-технического потенциала, институциональной базы, исторических традиций, умением государства, бизнеса и науч-

Ключевые слова: инновационная продукция; технологические платформы; Евросоюз; наука и технология; формы организации.

Key words: innovative production; technological platforms; the European Union; a science and technology; organization forms.

ного сообщества своевременно адаптироваться к быстроменяющимся условиям мировой экономики. От эффективного включения всех вышеперечисленных факторов в процессы инновационного обновления зависят не только временной горизонт результативности,

но и масштабы получаемых экономических выгод.

Существуют различные формы организации создания инновационной продукции с учетом специфики разных стран, но в конечном виде все они ориентированы на конечный результат.

Интересен в этом плане опыт Евросоюза, который для решения указанной проблемы начал использовать так называемые «Технологические платформы».

Впервые термин «Технологические платформы» начал употребляться в Евросоюзе в 2003 г. Основная цель этого нововведения состояла в том, чтобы улучшить и активизировать процесс научных исследований на

Структура программы FP7 и ее бюджета на 2007-2013 гг.

Таблица 1

Направление

Бюджет, млн евро

Сотрудничество - совместные тематические исследования (Cooperation): 32 413 здоровье

продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии информационные и коммуникационные технологии нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые производства энергетика

окружающая среда (включая изменения климата) транспорт (включая аэронавтику) социально-экономические и гуманитарные науки безопасность космические технологии

идеи (в рамках Европейского Исследовательского Совета) 7 510

пограничные исследования

Развитие человеческого потенциала (People): 4 750

начальное обучение исследователей - акции сети Марии юри пожизненное обучение и развитие карьеры - индивидуальные стипендии

промышленно-научное сотрудничество и партнерство международный аспект - исходящие и входящие стипендии международное сотрудничество, гранты награды

Развитие научно-исследовательского потенциала (Capacities): 4 097

развитие исследовательских инфраструктур

исследования в интересах малых и средних предприятий

регионы знаний

развитие научного потенциала

наука и общество

поддержка развития политики исследований

конкретные мероприятия в рамках международного сотрудничества неядерные исследования Объединенного исследовательского центра 1 751 Четыре основных направления РР7+неядерные исследования 50 521

Исследования Евроатома 2 751

Итого: 53 272

базе создания Европейских Технологических Платформ (ЕТП). Европейская комиссия поддержала идею создания ЕТП и оказала помощь в их организации, при этом стоит отметить, что создание ЕТП инициировала промышленность. Европейская Комиссия принимала участие в мероприятиях ЕТП в качестве наблюдателя, помогая организовывать диалог и расставлять приоритеты исследований.

Европейские Технологические Платформы составляют основу «Седьмой рамочной программы по развитию научных исследований и технологических разработок», сокращенно РР7. Программа РР7 служит основным инструментом Евросоюза для поддержки научных исследований и разработок и привлечения финансовых средств бизнеса. Программа рассчитана на 2007-2013 гг., бюджет программных мероприятий составляет 53,3 млрд евро.

Программные мероприятия учитывают интересы промышленности, выбор наиболее актуальных тем научных исследований, стимулирова-

ние частных инвестиций в исследования и разработки. Для достижения поставленных целей программы в 2004 г. были запущены ЕТП, объединяющие промышленность, международные форумы, вузы, исследовательские организации, государ-

ственные институты, союзы и ассоциации и финансовые учреждения для разработки стратегически важных передовых технологий.

Таким образом, на основе создания ЕТП представители европейской промышленности, вузов и исследовательских структур формируют политику Европейской Комиссии в сфере науки и технологий.

ЕТП не образуют юридического лица и зачастую участники платформы сами несут организационные расходы. Если тематика исследований платформы совпадает с приоритетными темами исследовательской программы РР7, то часть организационных расходов ЕТП может покрываться Европейской Комиссией. Механизм привлечения частных и государственных средств, необходимых для осуществления научных исследований и разработок, определяют сами участники платформы.

Программа РР7 состоит из четырех основных блоков (табл. 1).

Источники финансирования большинства ЕТП, как правило, включают средства программы РР7; ресурсы европейских структурных фондов, а также национальных, региональных и местных научных фондов; средства Европейского инвестиционного банка и межправительственных инициатив. В то же время ЕТП должны активно привлекать частные средства и строить долгосрочную стратегию на принципах самоокупаемости.

Выделение средств из бюджета программы РР7 происходит на конкурсной основе. На сайте Европей-ской Комиссии, в специальном разделе, размещаются открытые тендеры -запросы, заявления подаются в электронном виде с помощью специально созданного Интернет-сервиса, который позволяет работать с предложе-

Европейские Технологические Платформы

Таблица 2

ИКТ и ИТ

Промышленность

Медицина и биотехнологии

Транспорт

Искусственный интеллект Мобильные и беспроводные ИКТ Программное обеспечение и ИТ-услуги Компьютерные системы

Технологии «умных» систем и системной интеграции

Будущие технологии производства Конструкционные материалы и технологии

Полезные ископаемые и технологии их добычи Технологии промышленной безопасности Технологии выпуска стали Химические технологии Технологии строительства Робототехника

Лесное хозяйство

Растения

будущего

Нанотехнологии

для медицины

Технологии

разведения с/х

животных

Технологии

охраны здоровья

животных

Технологии для авиации Технологии водного транспорта Технологии ж/д транспорта Технологии автотранспорта Биотопливо

Электроника

Энергетика и коммунальное хозяйство

Космос

Потребительские товары и СМИ

Фотоэлектрические технологии Фотоника Наноэлектроника

Атомная энергетика, ветряная Технологии Текстиль и

энергетика искусственных одежда

Электростанции с нулевым спутников Земли Пища для жизни

уровнем выбросов на ископаемом Космические Технологии для

топливе технологии сетевых и

Электрические сети будущего электронных СМИ Водоснабжение и санитария

нием от консорциума фирм. Кроме того, во всех 27 странах Евросоюза созданы Национальные контактные пункты, которые оказывают консультации и практическую помощь по всем вопросам участия в РР7. Как правило, подавать заявку может только консорциум независимых компаний, в который входят как минимум три компании из разных стран.

Финансирование программных мероприятий осуществляется по трем направлениям: возмещение понесенных расходов, единовременные выплаты и регулярные выплаты по фиксированной ставке. При этом вклад Европейского Сообщества в финансирование проекта составляет не более 50 % от допустимых расходов за вычетом поступлений для исследовательских проектов и демонстрационных мероприятий (организованных с целью продвижения технологий). Однако для междисциплинарных исследований вклад Евросоюза составляет 100 % и может достигать 100 % для всех других видов деятельности, включая координацию и поддержку проектов, а также обучение и развитие персонала.

Европейские Технологические Платформы составляют основу «Седьмой рамочной программы по развитию научных исследований и технологических разработок», сокращенно РР7. Программа РР7 служит основным инструментом Евросоюза для поддержки научных исследований и разработок и привлечения финансовых средств бизнеса.

На основе ограниченного ряда ЕТП были созданы так называемые Совместные технологические инициативы (СТИ) - Joint Technology Initiatives (JTIs): их цель - воплощение в жизнь программ стратегических исследований (SRA), принятых ЕТП. Совместные технологические инициативы - новый механизм госу-

дарственно-частного партнерства, который создается для воплощения программы стратегических исследований ЕТП. СТИ создаются только в тех случаях, когда деятельность принимает такие широкие масштабы, что обычный механизм координации ЕТП перестает работать.

Таким образом, ЕТП и созданные на их основе СТИ - управленческие нововведения Евросоюза, направленные как на формирование актуального для промышленности списка тем научных исследований, так и на привлечение частных инвестиций в исследования и разработки.

Сегодня в Евросоюзе действуют 36 технологических платформ. По приоритетным, особо важным научным направлениям работают сразу несколько технологических платформ. Три ЕТП разрабатывают технологии для энергетики, пять ЕТП - технологии для транспорта (включая технологии производства биотоплива), пять ЕТП - медицинские и биологические технологии.

Все существующие ЕТП были созданы по одной и той же схеме, прошли через типовые стадии развития и придерживаются в своей деятельности одних и тех же принципов. Направления исследований в рамках технологических платформ приведены в табл. 2.

В процессе создания ЕТП Европейская Комиссия отбирает инициативы, которые могут стать технологическими платформами, и оказывает консультационную поддержку их участникам. Европейская Комиссия может также стимулировать создание технологической платформы, организовав диалог между заинтересованными сторонами - например, путем проведения отраслевых семинаров, конференций, участия в переговорах между заинтересованными сторонами и т. п.

Для получения статуса ЕТП новая инициатива должна отвечать ряду критериев:

разработка и внедрение новых технологий, которые позволят в дальнейшем произвести радикальные изменения в одной или нескольких отраслях промышленности;

разработка технологий для удовлетворения различных целей, по-

Стадия 1 Создание платформы, ~ определение видения ее будущего Стадия 2 Определение Программы стратегических исследований Стадия 3 Реализация Программы стратегических исследований

Рис. 1. Жизненный цикл технологической платформы

ставленных в рамках стратегии устойчивого развития Евросоюза;

разработка новых высокотехнологичных общественных товаров и услуг с высокими барьерами входа на рынок;

достижение новых технологических прорывов, которые имеют важное стратегическое и экономическое значение;

обновление или реструктуризация традиционных отраслей промышленности и ряд других.

Организация технологической платформы представляет собой многоуровневую структуру. Для общей организации работы и стратегического управления создается руководящий комитет или другой руководящий орган, выполняющий те же функции. Жизненный цикл технологической платформы показан на рис. 1.

Для управления текущей деятельностью ЕТП создается секретариат, в обязанности которого входят обязанности своевременно информировать всех участников ЕТП о назначенных мероприятиях, а также распространять информацию о полученных результатах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает практика, средства РР7 играют существенную роль в финансировании ЕТП. Практически все ЕТП придерживаются принципа постоянного поиска дополнительного финансирования. В основе деятельности ЕТП, помимо поиска финансирования, лежат три принципа. Во-первых, это прозрачность и открытость деятельности. Происходит постоянная ротация организаций-членов Руководящего комитета; регулярно проходят встречи участников форума. Платформа всегда открыта для новых организаций, особенно компаний малого бизнеса. Для привлечения новых участников ЕТП создают веб-сайт, где размещают новости и другую полезную информацию. Второй принцип деятельности ЕТП - повышение осведомленности общества, для чего и нужна реализация Коммуникативного плана. Организуется широкая информационная компания, направленная на повышение осведомленности о платформе исполнительных органов, деловых кругов, отраслевых союзов, потребителей технологии и конечных пользователей. И, наконец, последним принципом деятельности ЕТП является международное сотрудничество, то есть привлечение участников из других стран, не входящих в Евросоюз. Особенно приветствуется участие третьих стран в деятельности отдельных платформ - таких как здравоохранение, экология, водоснабжение и санитария.

В среднем ЕТП насчитывает 316 участников: постоянно работающих членов около 27 человек. Качественный состав участников Европейской технологической платформы представлен на рис. 2.

В обобщенном виде состав ЕТП выглядит так: 45 % участников представляют промышленность - коммерческие компании и отраслевые организации; на институты и исследовательские компании приходится 40 % участников; на государственные организации - 9 %, а остальные участники трудятся в других типах организаций. Таким образом, центральное место в работе ЕТП занимают промышленность и исследовательские центры.

В странах Восточной Европы и Центральной Азии стартовал проект IncoNet ЕЕСА, призванный наладить научно-техническое сотрудничество между Евросоюзом и странами СНГ - Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией, Азербайджаном и т. д. Российскую Федерацию в этом международном проекте представляет Высшая школа экономики.

Сформированная в Евросоюзе система создания инновационной продукции, с общим названием ЕТП, объединяющая на принципах добровольности научные структуры и бизнес, может принимать самые разные формы и реализоваться на местном, региональном, национальной или международном уровне.

Начало использования зарубежного опыта в решении указанных проблем в России приходится на 2010 г. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России представителям государства в советах директоров компаний с государственным участием было поручено обеспечить принятие решений по участию компаний в создании и функционировании «технологических платформ».

Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям в августе 2010 г. были утверждены порядок формирования перечня технологических платформ, а также перечень 47 крупнейших компаний с государственным участием, включая ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД», ГК «Ростехнологии», ГК «Роснано», ГК «Росатом» и другие, которым поручено участвовать в формировании и функционировании технологических платформ, в рамках осуществляемой ими разра-

ботки программ инновационного развития,

Технологические платформы - это новая для России форма государственно-частного партнерства в области научно-технического и промышленного развития с целью реализации долгосрочных программ, как правило, в смежных секторах экономики на основе общего видения будущего развития, формируемого основными заинтересованными сторонами (наука, бизнес, образование, потребители) и направленного на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции.

Общее руководство и координацию работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Рабочая группа по развитию государственно-частного партнерства в инновационной сфере, созданная в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Руководитель рабочей группы - заместитель министра экономического развития Российской Федерации А.Н.Клепач.

Основные задачи рабочей группы в части общего руководства и координации работы по формированию перечня:

рассмотрение заявок инициаторов создания технологических платформ;

подготовка предложений об утверждении перечня и внесении изменений в него;

подготовка для Правительственной комиссии информации и аналитических материалов о деятельности технологических платформ;

подготовка предложений по мерам государственной поддержки и содействию эффективной реализации технологических платформ;

содействие распространению лучшей практики формирования и реализации технологических платформ.

Организационное и методическое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности рабочей группы в части координации работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Формирование и рассмотрение технологических платформ, какой бы проблематики они ни касались, на различных уровнях исполнительной власти должны быть увязаны с

□ Крупный бизнес

□ Научно-исследовательские институты

□ Университеты

□ Малый и средний бизнес

□ Государственные организации

□ Отраслевые федерации и ассоциации

□ Неправительственные организации

□ Другие

Рис. 2. Состав участников Европейской Технологической платформы

Технологические платформы -это новая для России форма государственно-частного партнерства в области научно-технического и промышленного развития с целью реализации долгосрочных программ, как правило, в смежных секторах экономики на основе общего видения будущего развития, формируемого основными заинтересованными сторонами (наука, бизнес, образование, потребители) и направленный на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции.

соответствующими государственными программами и отраслевыми стратегиями развития.

В качестве примера этого направления развития можно привести технологическую платформу «Химия, биотехнология, сельское хозяйство и пища», представленную на рассмотрение в Правительственную комиссию Воронежской госу-

дарственной академией, основная цель которой - разработка нового поколения пищевых продуктов и решения ряда проблем для повышения эффективности работы пищевой промышленности.

Создание технологической платформы направлено на решение проблемы продовольственной безопасности, здорового питания населения, рационального природопользования и создания полимерных материалов с прогнозируемыми свойствами.

В рамках технологической платформы предполагается развитие современного национального производства пищевых продуктов различного назначения с использованием новых видов сырья, включая функциональные продукты, а также продуктов лечебного и профилактического назначения; разработка ресурсосберегающих технологий, в том числе биотехнологий, утилизации и комплексной переработки промышленных отходов; развитие научно-образовательной базы, системы подготовки и переподготовки специалистов различных уровней для предприятий для кадрового обеспе-

чения деятельности технологической платформы.

В реализации мероприятий технологической платформы намерены принять участие основные предприятия и организации Воронежской области: ОАО «Крекер», ОАО «Юнайтед Бейкер», ЗАО «Белстар-агро», ЗАО «МОЛВЕСТ», ОАО «Славянка», ОАО «ЭФКО», ЗАО «Воронежские дрожжи», ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ», Группа Компаний «Продимекс», ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л. Мазлумова, Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт и ряд других.

В рамках рассматриваемой технологической платформы предусматривается комплексная переработка сельскохозяйственного сырья с созданием специализированных кластеров на базе действующих агрохол-дингов, фермерских и специализированных хозяйств: кластер «Прудовые рыбы»; кластер «Сахарная свекла»; кластер «Молоко»; кластер «Мясные технологии»; кластер «Здоровая пища» (функ-

циональные добавки для пищевых систем на основе молока и продуктов его переработки, мяса и продуктов его переработки, растений и продуктов их переработки для производства пищи с заданным составом и свойствами, удовлетворяющей физиологические нормы широких слоев и детерминированных групп населения с учетом социального статуса и зон территориальной безопасности административных районов Воронежской области, дошкольного и школьного питания).

Понятно, что технологическое развитие на инновационной основе отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках технологической платформы для России пока новое направление и поэтому успех данного начинания во многом зависит как от федерального центра, так и от исполнительной власти регионов. Насколько успешным будет их работа по созданию экономических и институциональных условий для объединения всех участников этого процесса с ориентацией на конечный результат, можно будет увидеть в среднесрочной перспективе.

IV Международный фестиваль чая и кофе в Санкт-Петербурге

Правительство Санкт-Петербурга

-МНЙСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 9 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕИАЦИИ

С 26 по 28 августа 2011 г. на Московской плошади Санкт-Петербурга в четвертый раз пройдет Международный фестиваль чая и кофе, который уже стал неотъемлемой частью

ЕЛГо,™фестиваль чая и кофе

25 тыс. человек, то в прошлом году - уже более (...I; кг . Iс ivpi.iv р I 40 тыс. жителей северной столицы, а также

российских и зарубежных гостей ственной чайной и кофейной продук-

приняли участие в программе праздника. ции - вот основные задачи фестиваля,

которые ставят перед собой его организаторы: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга при поддержке Администрации Московского района, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Пропаганда здорового образа жизни, что касается, прежде всего, подрастающего поколения, а также возрождение и развитие национальных традиций чаепития, представление потребителям каче-

В этом году посетителям будет представлена новая программа, традиционно рассчитанная на всех членов семьи.

Все дни работы на территории фестиваля будет работать выставка-ярмарка, где будет представлен широкий ассортимент чая и кофе, кондитерских изделий, меда и других сопутствующих товаров.

Подробная информация о программе фестиваля на сайте www.festea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.