ТЕМА НОМЕРА
Инновации -отечественному производству
УДК 664.004.15
Современные формы организации и создания инновационной продукции
на базе технологических платформ
С.Н. Серегин
Д-р экон. наук, зам. директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Минсельхоза России
Поставленная высшим руководством страны задача модернизации российской экономики с целью повышения благосостояния народа, решения вопросов демографического характера, повышения конкурентоспособности товаров российского производства может быть успешно решена в обозримом будущем только при условии перевода промышленности на рельсы инновационного развития.
Эту сверхсложную и многоплановую проблему разные страны решают с учетом имеющегося экономического и научно-технического потенциала, институциональной базы, исторических традиций, умением государства, бизнеса и науч-
Ключевые слова: инновационная продукция; технологические платформы; Евросоюз; наука и технология; формы организации.
Key words: innovative production; technological platforms; the European Union; a science and technology; organization forms.
ного сообщества своевременно адаптироваться к быстроменяющимся условиям мировой экономики. От эффективного включения всех вышеперечисленных факторов в процессы инновационного обновления зависят не только временной горизонт результативности,
но и масштабы получаемых экономических выгод.
Существуют различные формы организации создания инновационной продукции с учетом специфики разных стран, но в конечном виде все они ориентированы на конечный результат.
Интересен в этом плане опыт Евросоюза, который для решения указанной проблемы начал использовать так называемые «Технологические платформы».
Впервые термин «Технологические платформы» начал употребляться в Евросоюзе в 2003 г. Основная цель этого нововведения состояла в том, чтобы улучшить и активизировать процесс научных исследований на
Структура программы FP7 и ее бюджета на 2007-2013 гг.
Таблица 1
Направление
Бюджет, млн евро
Сотрудничество - совместные тематические исследования (Cooperation): 32 413 здоровье
продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии информационные и коммуникационные технологии нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые производства энергетика
окружающая среда (включая изменения климата) транспорт (включая аэронавтику) социально-экономические и гуманитарные науки безопасность космические технологии
идеи (в рамках Европейского Исследовательского Совета) 7 510
пограничные исследования
Развитие человеческого потенциала (People): 4 750
начальное обучение исследователей - акции сети Марии юри пожизненное обучение и развитие карьеры - индивидуальные стипендии
промышленно-научное сотрудничество и партнерство международный аспект - исходящие и входящие стипендии международное сотрудничество, гранты награды
Развитие научно-исследовательского потенциала (Capacities): 4 097
развитие исследовательских инфраструктур
исследования в интересах малых и средних предприятий
регионы знаний
развитие научного потенциала
наука и общество
поддержка развития политики исследований
конкретные мероприятия в рамках международного сотрудничества неядерные исследования Объединенного исследовательского центра 1 751 Четыре основных направления РР7+неядерные исследования 50 521
Исследования Евроатома 2 751
Итого: 53 272
базе создания Европейских Технологических Платформ (ЕТП). Европейская комиссия поддержала идею создания ЕТП и оказала помощь в их организации, при этом стоит отметить, что создание ЕТП инициировала промышленность. Европейская Комиссия принимала участие в мероприятиях ЕТП в качестве наблюдателя, помогая организовывать диалог и расставлять приоритеты исследований.
Европейские Технологические Платформы составляют основу «Седьмой рамочной программы по развитию научных исследований и технологических разработок», сокращенно РР7. Программа РР7 служит основным инструментом Евросоюза для поддержки научных исследований и разработок и привлечения финансовых средств бизнеса. Программа рассчитана на 2007-2013 гг., бюджет программных мероприятий составляет 53,3 млрд евро.
Программные мероприятия учитывают интересы промышленности, выбор наиболее актуальных тем научных исследований, стимулирова-
ние частных инвестиций в исследования и разработки. Для достижения поставленных целей программы в 2004 г. были запущены ЕТП, объединяющие промышленность, международные форумы, вузы, исследовательские организации, государ-
ственные институты, союзы и ассоциации и финансовые учреждения для разработки стратегически важных передовых технологий.
Таким образом, на основе создания ЕТП представители европейской промышленности, вузов и исследовательских структур формируют политику Европейской Комиссии в сфере науки и технологий.
ЕТП не образуют юридического лица и зачастую участники платформы сами несут организационные расходы. Если тематика исследований платформы совпадает с приоритетными темами исследовательской программы РР7, то часть организационных расходов ЕТП может покрываться Европейской Комиссией. Механизм привлечения частных и государственных средств, необходимых для осуществления научных исследований и разработок, определяют сами участники платформы.
Программа РР7 состоит из четырех основных блоков (табл. 1).
Источники финансирования большинства ЕТП, как правило, включают средства программы РР7; ресурсы европейских структурных фондов, а также национальных, региональных и местных научных фондов; средства Европейского инвестиционного банка и межправительственных инициатив. В то же время ЕТП должны активно привлекать частные средства и строить долгосрочную стратегию на принципах самоокупаемости.
Выделение средств из бюджета программы РР7 происходит на конкурсной основе. На сайте Европей-ской Комиссии, в специальном разделе, размещаются открытые тендеры -запросы, заявления подаются в электронном виде с помощью специально созданного Интернет-сервиса, который позволяет работать с предложе-
Европейские Технологические Платформы
Таблица 2
ИКТ и ИТ
Промышленность
Медицина и биотехнологии
Транспорт
Искусственный интеллект Мобильные и беспроводные ИКТ Программное обеспечение и ИТ-услуги Компьютерные системы
Технологии «умных» систем и системной интеграции
Будущие технологии производства Конструкционные материалы и технологии
Полезные ископаемые и технологии их добычи Технологии промышленной безопасности Технологии выпуска стали Химические технологии Технологии строительства Робототехника
Лесное хозяйство
Растения
будущего
Нанотехнологии
для медицины
Технологии
разведения с/х
животных
Технологии
охраны здоровья
животных
Технологии для авиации Технологии водного транспорта Технологии ж/д транспорта Технологии автотранспорта Биотопливо
Электроника
Энергетика и коммунальное хозяйство
Космос
Потребительские товары и СМИ
Фотоэлектрические технологии Фотоника Наноэлектроника
Атомная энергетика, ветряная Технологии Текстиль и
энергетика искусственных одежда
Электростанции с нулевым спутников Земли Пища для жизни
уровнем выбросов на ископаемом Космические Технологии для
топливе технологии сетевых и
Электрические сети будущего электронных СМИ Водоснабжение и санитария
нием от консорциума фирм. Кроме того, во всех 27 странах Евросоюза созданы Национальные контактные пункты, которые оказывают консультации и практическую помощь по всем вопросам участия в РР7. Как правило, подавать заявку может только консорциум независимых компаний, в который входят как минимум три компании из разных стран.
Финансирование программных мероприятий осуществляется по трем направлениям: возмещение понесенных расходов, единовременные выплаты и регулярные выплаты по фиксированной ставке. При этом вклад Европейского Сообщества в финансирование проекта составляет не более 50 % от допустимых расходов за вычетом поступлений для исследовательских проектов и демонстрационных мероприятий (организованных с целью продвижения технологий). Однако для междисциплинарных исследований вклад Евросоюза составляет 100 % и может достигать 100 % для всех других видов деятельности, включая координацию и поддержку проектов, а также обучение и развитие персонала.
Европейские Технологические Платформы составляют основу «Седьмой рамочной программы по развитию научных исследований и технологических разработок», сокращенно РР7. Программа РР7 служит основным инструментом Евросоюза для поддержки научных исследований и разработок и привлечения финансовых средств бизнеса.
На основе ограниченного ряда ЕТП были созданы так называемые Совместные технологические инициативы (СТИ) - Joint Technology Initiatives (JTIs): их цель - воплощение в жизнь программ стратегических исследований (SRA), принятых ЕТП. Совместные технологические инициативы - новый механизм госу-
дарственно-частного партнерства, который создается для воплощения программы стратегических исследований ЕТП. СТИ создаются только в тех случаях, когда деятельность принимает такие широкие масштабы, что обычный механизм координации ЕТП перестает работать.
Таким образом, ЕТП и созданные на их основе СТИ - управленческие нововведения Евросоюза, направленные как на формирование актуального для промышленности списка тем научных исследований, так и на привлечение частных инвестиций в исследования и разработки.
Сегодня в Евросоюзе действуют 36 технологических платформ. По приоритетным, особо важным научным направлениям работают сразу несколько технологических платформ. Три ЕТП разрабатывают технологии для энергетики, пять ЕТП - технологии для транспорта (включая технологии производства биотоплива), пять ЕТП - медицинские и биологические технологии.
Все существующие ЕТП были созданы по одной и той же схеме, прошли через типовые стадии развития и придерживаются в своей деятельности одних и тех же принципов. Направления исследований в рамках технологических платформ приведены в табл. 2.
В процессе создания ЕТП Европейская Комиссия отбирает инициативы, которые могут стать технологическими платформами, и оказывает консультационную поддержку их участникам. Европейская Комиссия может также стимулировать создание технологической платформы, организовав диалог между заинтересованными сторонами - например, путем проведения отраслевых семинаров, конференций, участия в переговорах между заинтересованными сторонами и т. п.
Для получения статуса ЕТП новая инициатива должна отвечать ряду критериев:
разработка и внедрение новых технологий, которые позволят в дальнейшем произвести радикальные изменения в одной или нескольких отраслях промышленности;
разработка технологий для удовлетворения различных целей, по-
Стадия 1 Создание платформы, ~ определение видения ее будущего Стадия 2 Определение Программы стратегических исследований Стадия 3 Реализация Программы стратегических исследований
Рис. 1. Жизненный цикл технологической платформы
ставленных в рамках стратегии устойчивого развития Евросоюза;
разработка новых высокотехнологичных общественных товаров и услуг с высокими барьерами входа на рынок;
достижение новых технологических прорывов, которые имеют важное стратегическое и экономическое значение;
обновление или реструктуризация традиционных отраслей промышленности и ряд других.
Организация технологической платформы представляет собой многоуровневую структуру. Для общей организации работы и стратегического управления создается руководящий комитет или другой руководящий орган, выполняющий те же функции. Жизненный цикл технологической платформы показан на рис. 1.
Для управления текущей деятельностью ЕТП создается секретариат, в обязанности которого входят обязанности своевременно информировать всех участников ЕТП о назначенных мероприятиях, а также распространять информацию о полученных результатах.
Как показывает практика, средства РР7 играют существенную роль в финансировании ЕТП. Практически все ЕТП придерживаются принципа постоянного поиска дополнительного финансирования. В основе деятельности ЕТП, помимо поиска финансирования, лежат три принципа. Во-первых, это прозрачность и открытость деятельности. Происходит постоянная ротация организаций-членов Руководящего комитета; регулярно проходят встречи участников форума. Платформа всегда открыта для новых организаций, особенно компаний малого бизнеса. Для привлечения новых участников ЕТП создают веб-сайт, где размещают новости и другую полезную информацию. Второй принцип деятельности ЕТП - повышение осведомленности общества, для чего и нужна реализация Коммуникативного плана. Организуется широкая информационная компания, направленная на повышение осведомленности о платформе исполнительных органов, деловых кругов, отраслевых союзов, потребителей технологии и конечных пользователей. И, наконец, последним принципом деятельности ЕТП является международное сотрудничество, то есть привлечение участников из других стран, не входящих в Евросоюз. Особенно приветствуется участие третьих стран в деятельности отдельных платформ - таких как здравоохранение, экология, водоснабжение и санитария.
В среднем ЕТП насчитывает 316 участников: постоянно работающих членов около 27 человек. Качественный состав участников Европейской технологической платформы представлен на рис. 2.
В обобщенном виде состав ЕТП выглядит так: 45 % участников представляют промышленность - коммерческие компании и отраслевые организации; на институты и исследовательские компании приходится 40 % участников; на государственные организации - 9 %, а остальные участники трудятся в других типах организаций. Таким образом, центральное место в работе ЕТП занимают промышленность и исследовательские центры.
В странах Восточной Европы и Центральной Азии стартовал проект IncoNet ЕЕСА, призванный наладить научно-техническое сотрудничество между Евросоюзом и странами СНГ - Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией, Азербайджаном и т. д. Российскую Федерацию в этом международном проекте представляет Высшая школа экономики.
Сформированная в Евросоюзе система создания инновационной продукции, с общим названием ЕТП, объединяющая на принципах добровольности научные структуры и бизнес, может принимать самые разные формы и реализоваться на местном, региональном, национальной или международном уровне.
Начало использования зарубежного опыта в решении указанных проблем в России приходится на 2010 г. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России представителям государства в советах директоров компаний с государственным участием было поручено обеспечить принятие решений по участию компаний в создании и функционировании «технологических платформ».
Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям в августе 2010 г. были утверждены порядок формирования перечня технологических платформ, а также перечень 47 крупнейших компаний с государственным участием, включая ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД», ГК «Ростехнологии», ГК «Роснано», ГК «Росатом» и другие, которым поручено участвовать в формировании и функционировании технологических платформ, в рамках осуществляемой ими разра-
ботки программ инновационного развития,
Технологические платформы - это новая для России форма государственно-частного партнерства в области научно-технического и промышленного развития с целью реализации долгосрочных программ, как правило, в смежных секторах экономики на основе общего видения будущего развития, формируемого основными заинтересованными сторонами (наука, бизнес, образование, потребители) и направленного на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции.
Общее руководство и координацию работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Рабочая группа по развитию государственно-частного партнерства в инновационной сфере, созданная в соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Руководитель рабочей группы - заместитель министра экономического развития Российской Федерации А.Н.Клепач.
Основные задачи рабочей группы в части общего руководства и координации работы по формированию перечня:
рассмотрение заявок инициаторов создания технологических платформ;
подготовка предложений об утверждении перечня и внесении изменений в него;
подготовка для Правительственной комиссии информации и аналитических материалов о деятельности технологических платформ;
подготовка предложений по мерам государственной поддержки и содействию эффективной реализации технологических платформ;
содействие распространению лучшей практики формирования и реализации технологических платформ.
Организационное и методическое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности рабочей группы в части координации работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Формирование и рассмотрение технологических платформ, какой бы проблематики они ни касались, на различных уровнях исполнительной власти должны быть увязаны с
□ Крупный бизнес
□ Научно-исследовательские институты
□ Университеты
□ Малый и средний бизнес
□ Государственные организации
□ Отраслевые федерации и ассоциации
□ Неправительственные организации
□ Другие
Рис. 2. Состав участников Европейской Технологической платформы
Технологические платформы -это новая для России форма государственно-частного партнерства в области научно-технического и промышленного развития с целью реализации долгосрочных программ, как правило, в смежных секторах экономики на основе общего видения будущего развития, формируемого основными заинтересованными сторонами (наука, бизнес, образование, потребители) и направленный на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции.
соответствующими государственными программами и отраслевыми стратегиями развития.
В качестве примера этого направления развития можно привести технологическую платформу «Химия, биотехнология, сельское хозяйство и пища», представленную на рассмотрение в Правительственную комиссию Воронежской госу-
дарственной академией, основная цель которой - разработка нового поколения пищевых продуктов и решения ряда проблем для повышения эффективности работы пищевой промышленности.
Создание технологической платформы направлено на решение проблемы продовольственной безопасности, здорового питания населения, рационального природопользования и создания полимерных материалов с прогнозируемыми свойствами.
В рамках технологической платформы предполагается развитие современного национального производства пищевых продуктов различного назначения с использованием новых видов сырья, включая функциональные продукты, а также продуктов лечебного и профилактического назначения; разработка ресурсосберегающих технологий, в том числе биотехнологий, утилизации и комплексной переработки промышленных отходов; развитие научно-образовательной базы, системы подготовки и переподготовки специалистов различных уровней для предприятий для кадрового обеспе-
чения деятельности технологической платформы.
В реализации мероприятий технологической платформы намерены принять участие основные предприятия и организации Воронежской области: ОАО «Крекер», ОАО «Юнайтед Бейкер», ЗАО «Белстар-агро», ЗАО «МОЛВЕСТ», ОАО «Славянка», ОАО «ЭФКО», ЗАО «Воронежские дрожжи», ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ», Группа Компаний «Продимекс», ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л. Мазлумова, Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт и ряд других.
В рамках рассматриваемой технологической платформы предусматривается комплексная переработка сельскохозяйственного сырья с созданием специализированных кластеров на базе действующих агрохол-дингов, фермерских и специализированных хозяйств: кластер «Прудовые рыбы»; кластер «Сахарная свекла»; кластер «Молоко»; кластер «Мясные технологии»; кластер «Здоровая пища» (функ-
циональные добавки для пищевых систем на основе молока и продуктов его переработки, мяса и продуктов его переработки, растений и продуктов их переработки для производства пищи с заданным составом и свойствами, удовлетворяющей физиологические нормы широких слоев и детерминированных групп населения с учетом социального статуса и зон территориальной безопасности административных районов Воронежской области, дошкольного и школьного питания).
Понятно, что технологическое развитие на инновационной основе отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках технологической платформы для России пока новое направление и поэтому успех данного начинания во многом зависит как от федерального центра, так и от исполнительной власти регионов. Насколько успешным будет их работа по созданию экономических и институциональных условий для объединения всех участников этого процесса с ориентацией на конечный результат, можно будет увидеть в среднесрочной перспективе.
IV Международный фестиваль чая и кофе в Санкт-Петербурге
Правительство Санкт-Петербурга
-МНЙСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 9 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕИАЦИИ
С 26 по 28 августа 2011 г. на Московской плошади Санкт-Петербурга в четвертый раз пройдет Международный фестиваль чая и кофе, который уже стал неотъемлемой частью
ЕЛГо,™фестиваль чая и кофе
25 тыс. человек, то в прошлом году - уже более (...I; кг . Iс ivpi.iv р I 40 тыс. жителей северной столицы, а также
российских и зарубежных гостей ственной чайной и кофейной продук-
приняли участие в программе праздника. ции - вот основные задачи фестиваля,
которые ставят перед собой его организаторы: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга при поддержке Администрации Московского района, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Пропаганда здорового образа жизни, что касается, прежде всего, подрастающего поколения, а также возрождение и развитие национальных традиций чаепития, представление потребителям каче-
В этом году посетителям будет представлена новая программа, традиционно рассчитанная на всех членов семьи.
Все дни работы на территории фестиваля будет работать выставка-ярмарка, где будет представлен широкий ассортимент чая и кофе, кондитерских изделий, меда и других сопутствующих товаров.
Подробная информация о программе фестиваля на сайте www.festea.ru.