Научная статья на тему 'Современные формы кредитования предприятий: опыт теоретического анализа'

Современные формы кредитования предприятий: опыт теоретического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФАКТОРИНГ / ФОРФЕЙТИНГ / АУТСОРСИНГ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ / LEASING / FACTORING / FORFEITING / OUTSOURCING / BANK LOANS / COMMERCIAL CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котляров Иван Дмитриевич

Статья содержит анализ экономической, финансово-кредитной и организационной сущности лизинга, факторинга и форфейтинга. Выявлено наличие аутсорсинговой составляющей у этих видов финансового предпринимательства. Введено понятие посреднического финансирования. Выполнен сравнительный анализ этих инструментов ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные формы кредитования предприятий: опыт теоретического анализа»

УДК 336.648

и.д. котляров

к.э.н., доцент кафедры «Экономика фирмы» санкт-Петербургского филиала национального исследовательского университета «высшая школа экономики»

современные формы кредитования предприятий: опыт теоретического анализа

Введение

Эволюция условий ведения бизнеса (переход от рынка продавца к рынку покупателя, непрерывное усложнение и удорожание производственного оборудования, необходимость обеспечения постоянного роста продаж) привела к тому, что традиционные инструменты финансирования хозяйственной деятельности в ряде случаев стали неудобны для предприятий (причины этого будут проанализированы ниже). Это, в свою очередь, породило спрос на более «тонкие» (и, как следствие, более дорогие) инструменты финансирования, что, в сочетании с заинтересованностью финансово-кредитных организаций в росте прибыли, привело к появлению таких нетрадиционных форм кредитования, как лизинг, факторинг и форфейтинг.

Есть ряд пособий, посвящённых их эффективному использованию, а также множество соответствующих диссертационных исследований. Однако все эти работы имеют ярко выраженный практический характер [2, 3, 5, 6] и призваны, в конечном счёте, помочь либо фирмам в эффективном применении этих инструментов в своей хозяйственной деятельности, либо специализированным финансовым структурам - в активном продвижении соответствующих услуг. Анализа сущности этих принципиально новых форм финансового предпринимательства, как экономических феноменов, данные работы не содержат.

В предлагаемой статье делается попытка заполнить этот пробел и описать сущность лизинга, фак-

торинга и форфейтинга с двух точек зрения: финансово-кредитной и экономико-организационной.

Причины перехода от традиционных к современным формам кредитования

Хорошо известно, что между поставщиком и покупателем существует ряд конфликтов интересов в том, что касается условий сделки, и одним из таких конфликтов является диаметрально противоположный подход к срокам оплаты за поставленный товар. Поставщик стремится получить платёж в полном объёме как можно раньше, желательно не позднее момента отгрузки, тогда как покупатель заинтересован в получении отсрочки платежа до того момента, пока он сам не получит прибыль от коммерческого использования купленного им у поставщика товара (т. е. перепродаст его или изготовленную на его основе продукцию своим собственным клиентам и получит от них полную оплату). Оплата по факту отгрузки товара поставщиком означает для покупателя изъятие собственных средств из оборота; разумеется, он желает избежать этого, а зачастую лишён возможности совершить такое изъятие по причине недостаточности средств. В этом случае, при наличии заинтересованности покупателя или продавца в заключении сделки, может быть выбран один из трёх основных вариантов привлечения внешнего финансирования.

1. Банковский кредит в форме кредитования покупателя (который получает в банке недостающую для совершения покупки сумму).

2. Коммерче ский кредит - сводится в конечном счёте к отсрочке платежа за поставленный товар.

3. Смешанный кредит (малоизученный, но очень интересный с теоретической точки зрения способ финансирования) - экзотический по сути, но достаточно распространённый в современных условиях рынка покупателей вариант, когда у продавца отсутствует возможность предоставить коммерческий кредит из собственных средств, а покупатель по каким-либо причинам не может ни самостоятельно оплатить поставку, ни обратиться за кредитом в банк. В этом случае в банк за кредитом обращается продавец и за счёт полученных средств предоставляет покупателю коммерческий кредит. Эта форма кредитования, как легко убедиться, представляет собой преобразование банковского кредита в коммерческий, совершаемое продавцом в интересах покупателя.

Каждый из этих способов кредитования обладает существенными недостатками.

При банковском кредитовании покупателя банк, по сути дела, за определённую плату (ссудный процент) продаёт денежные средства, которые выступают в качестве товара и (как и любой купленный товар) поступают в полное распоряжение заёмщика. Получатель кредита расходует эти средства по своему усмотрению - в общем случае банк не имеет права влиять на решения заёмщика по выбору направления их расходования. Недобросовестный заёмщик вполне может использовать эти средства для покупки нового представительского автомобиля для директора, а не для приобретения новых основных фондов (подобные прецеденты известны в практике российского бизнеса). Такое отсутствие контроля над заёмщиком объективно повышает риски заимодавца. Далее, в своём решении о предоставлении кредита и его условиях, банк отталкивается от своего внутреннего регламента, а не от потребностей заёмщика. Иными словами, заёмщик должен своевременно вносить платежи по кредиту независимо от того, получена ли прибыль от использования того товара, на приобретение которого был получен кредит.

Коммерческий кредит является эффективным инструментом стимулирования сбыта и наиболее удобен для покупателя. Как правило, ставка по нему ниже банковской, а в случае продажи товаров с малым сроком оборачиваемости (ТМСО; сырьё, материалы, комплектующие для производства продукции или готовые товары для последующей перепродажи через торговую сеть покупателя) ставка может быть нулевой. Кроме того, при продаже ТМСО с отсрочкой платежа более месяца (но, как правило, эта отсрочка не превышает полугода), покупатель не выплачивает продавцу регулярные ежемесячные платежи, а единовременно

гасит всю сумму задолженности по истечении периода отсрочки. Таким образом, момент платежа по поставке наступает для покупателя, как правило, уже после получения им дохода от коммерческого использования закупленного товара, что полностью соответствует его интересам как субъекта хозяйственной деятельности и избавляет его от необходимости изымать для оплаты собственные оборотные средства.

При закупке основных фондов с большим периодом отсрочки (от года и более) этот принцип не соблюдается и покупатель должен выплачивать поставщику регулярные платежи. Однако покупателю очень часто предоставляется льготный период (до окончания монтажа и пуска закупленного оборудования), в течение которого он не производит никаких выплат. Таким образом, даже в случае приобретения основных фондов, покупатель начинает расплачиваться за них только после начала их использования и получения от них дохода.

По этим же причинам коммерческий кредит неудобен для поставщика. Он вынужден изымать собственные средства из оборота, что угрожает его финансовой стабильности. Кроме того, его функция - сбыт своих товаров, а не предоставление кредитов; выполнение непрофильной функции вынуждает его отвлекать организационные и людские ресурсы.

Наконец, смешанный кредит, для покупателя по условиям ничем не отличающийся от коммерческого, наиболее неудобен для продавца. Если в случае коммерческого кредита продавец предоставлял его из собственных (квазибесплатных) средств, то при смешанном кредитовании он вынужден оплачивать банку использование его финансовых ресурсов, что снижает рентабельность сделки (особенно при продаже ТМСО, когда, как отмечалось выше, поставщик применяет нулевую ставку коммерческого кредита). Кроме того, график платежей по банковскому кредиту никак не привязан к графику поступления платежей в счёт поставки от покупателя. Поставщик оказывается вынужден платить банку задолго до оплаты купленного товара, что ещё больше снижает его рентабельность и приводит к изъятиям сумм платежей по кредитам из оборотных средств.

Таким образом, традиционные формы кредитования оказываются неудобными как для банка, так и для продавца и покупателя. Проанализируем интересы каждого из этих субъектов хозяйственной деятельности.

При кредитовании покупателя банк заинтересован в том, чтобы покупатель, получивший кредит, потратил его на производственные нужды, причём именно на те, которые он указал в своей кредитной заявке. В идеале - чтобы обеспечить

свои интересы и минимизировать риск - банк предпочёл бы, чтобы приобретаемое заёмщиком оборудование или ТМСО до момента полного погашения кредита находилось бы у банка в залоге, а ещё лучше - в собственности (это, с одной стороны, позволило бы банку немедленно перепродать данное оборудование или ТМСО другому предприятию в случае срыва графика кредитных платежей, а с другой - дисциплинировало бы заёмщика, который в случае просрочки рисковал бы лишиться нужных ему активов). Однако суть деятельности банка - продажа денежных средств, а не владение основными производственными фондами, и тем более - сырьём и комплектующими, и не их покупка. Некоторым суррогатом может стать целевое кредитование покупателя для приобретения строго оговоренного товара, но это вынуждает банк ужесточать контроль сделки и повышать связанные с ней издержки, что экономически невыгодно.

Покупатель же стремится к тому, чтобы график платежей по кредиту за купленный товар совпадал бы с его возможностями, а в случае ТМСО - заинтересован в отсутствии регулярных платежей и единовременном погашении кредита в конце срока его предоставления, а также в максимально низкой (в идеале - нулевой) ставке.

При коммерческом кредитовании продавец заинтересован в скорейшем получении полной суммы платы за поставку. Вариантом достижения этой цели может стать переуступка с дисконтом задолженности покупателя перед продавцом банку, однако для банка такая сделка связана с необходимостью тщательной проверки не своего клиента (поставщика), а сторонней организации (покупателя), что, в ряде случаев, технически сложно сделать и не соответствует профилю деятельности банка.

При смешанном кредитовании поставщик заинтересован в увязке графика банковских кредитных платежей с графиком получения выплат от покупателя, однако для банка такая увязка затруднительна и противоречит регламенту (особенно в случае ТМСО, когда от покупателя поступает единовременный платёж, а банк требует регулярных выплат на погашение кредита).

Всё вышеперечисленное означает, что банк, в силу своей специализации и организационных особенностей, не может обеспечить достижения ни одной из целей, нужных как ему (владение объектом сделки при кредитовании покупателя), так и поставщику (проверка добросовестности покупателя при коммерческом кредитовании и выкуп его задолженности с дисконтом при коммерческом кредитовании и увязка графика платежей по банковскому и коммерческому кредитам при смешан-

ном кредитовании), а также и покупателю (увязка графика платежей по кредиту с предпочтениями покупателя при банковском кредитовании). Однако потребность в решении этих задач есть.

Кроме того, отметим, что у банков есть заинтересованность в повышении рентабельности своей деятельности, а за предоставление перечисленных выше услуг они вполне могли бы взимать комиссию (поскольку эти услуги являются для банка непрофильными и должны по этой причине оказываться за отдельную плату).

Из перечисленных выше наблюдений естественным образом вытекает необходимость в появлении специализирующихся на оказании данных непрофильных услуг независимых финансовых организаций (включение этих услуг в свою линейку для банков нежелательно с организационной точки зрения), которые, однако, аффилированы с банками (для обеспечения доступа к финансовым ресурсам, необходимым для оказания таких услуг), и в возникновении новых форм финансового предпринимательства (собственно, и состоящих в предоставлении этих услуг).

1. Лизинг - приобретение на самостоятельно привлечённые средства основных фондов в интересах определённого пользователя у согласованного с этим пользователем поставщика и владение этими основными фондами до их полной оплаты пользователем (т. е. кредитование лизингополучателя). Интересно отметить, что, хотя право собственности на приобретаемые основные фонды служит, в конечном счёте, для защиты интересов аффилированного с лизингодателем банка, никакой комиссии за это с банка не взимается - все затраты несёт лизингополучатель [7].

2. Факторинг - выкуп (с дисконтом) на самостоятельно привлечённые средства у поставщика краткосрочных прав требования к покупателю (как правило, в форме счетов за поставку), возникших вследствие продажи ТМСО, и проверка платёжеспособности покупателя. При этом покупатель расплачивается с фактором в сроки, оговоренные с поставщиком (т. е. пользуется отсрочкой платежа), и не выплачивает ему ничего сверх стоимости поставки (доход фактора складывается исключительно из дисконта) [3].

3. Форфейтинг - выкуп (с дисконтом) на самостоятельно привлечённые средства среднесрочных долговых обязательств (векселей и тратт) покупателя перед поставщиком дорогостоящего оборудования, и проверка платёжеспособности покупателя. Как и в случае с факторингом, никаких дополнительных выплат с покупателя не взимается. Сроки выплат форфейтинговой компании совпадают со сроками, указанными в долговых обязательствах [2].

Финансовое, экономическое и организационное содержание новых форм финансового предпринимательства

Из приведённого выше описания лизинга, факторинга и форфейтинга явствует, что функции финансовых организаций, занимающихся оказанием этих услуг, радикально отличаются от функций банков. Банк, предоставив заёмщику кредит, не контролирует его использование, и речь идёт о двух независимых, не связанных друг с другом сделках:

- банк кредитует заёмщика;

- заёмщик либо приобретает товар у поставщика (при банковском кредитовании покупателя), либо предоставляет покупателю коммерческий кредит (при смешанном кредитовании).

При новых формах финансового предпринимательства, оказывающая соответствующие услуги финансовая структура становится не просто поставщиком денег одной из сторон сделки купли-продажи, а полноправным участником сделки между поставщиком и покупателем: при лизинге лизингодатель приобретает объект лизинга у поставщика, а при факторинге и форфейтинге фактор и форфейтинговая компания взыскивают сумму задолженности не со своего клиента (поставщика), а с покупателя, и принимают на себя риск неоплаты. Таким образом, на смену двум независимым двусторонним сделкам приходит одна трёхсторонняя сделка: «поставщик-финансовая структура-покупатель», в которой финансовые взаимоотношения между поставщиком и покупателем осуществляются не напрямую, а через посредство финансовой структуры. Такую форму финансирования сделки можно назвать посреднической. Задача финансового посредника - согласовать интересы поставщика и покупателя, у которых отсутствуют собственные свободные финансовые ресурсы и по каким-либо причинам нет возможности обратиться за традиционным банковским кредитом. Именно такова организационная сущность этих форм ведения бизнеса - согласование финансовых интересов поставщика и покупателя через посредство специализированной финансовой организации.

Рассмотрим подробнее все три перечисленных выше инструмента ведения бизнеса.

В случае лизинга, лизингодатель [7] привлекает заёмные ресурсы для приобретения нужного лизингополучателю оборудования. Затем, в течение срока действия договора лизинга, лизингополучатель поэтапно возмещает лизингодателю его затраты с возможным последующим переходом оборудования в собственность лизингополучателя (или, точнее, поэтапно возмещает лизингодателю заранее согласованную долю от стоимости обору-

дования, после чего оно по остаточной стоимости либо переходит к лизингополучателю, либо остаётся в распоряжении лизингодателя). Легко убедиться, что возмещение этой доли происходит на условиях коммерческого кредита.

При факторинге и форфейтинге [2, 3] финансовая компания привлекает заёмные (банковские) средства для выкупа у поставщика обязательств покупателя перед ним. Впоследствии поставщик расплачивается с финансовой компанией. По сути дела, поставщик переуступает финансовой компании права требования по предоставленному покупателю коммерческому кредиту.

Итак, при использовании всех трёх новых форм финансового предпринимательства, финансовая компания сначала на условиях банковского кредитования привлекает денежные средства для финансирования единовременной выплаты поставщику стоимости проданного товара, а затем получает в счёт компенсации своих затрат выплаты от покупателя (в случае лизинга - предоставляют лизингополучателю коммерческий кредит, в случае факторинга и форфейтинга - получают в отношении покупателя права требования по коммерческому кредиту). Это позволяет сделать вывод о том, что перечисленные формы финансового предпринимательства представляют собой преобразование финансовым посредником банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя. Именно такова, на наш взгляд, финансово-кредитная сущность лизинга, факторинга и форфейтинга. Важным отличием лизинга от факторинга и форфейтинга является то, что он предполагает, что владеет объектом сделки лизингодатель, тогда как при факторинге и форфейтинге права собственности на объект сделки переходят к покупателю.

Отметим, что в лизинге часто отмечают наличие черт банковского кредита и продажи в рассрочку. Предложенное выше определение лизинга позволяет примирить две эти характеристики.

Что же касается экономической сущности этих явлений, то отметим следующее.

1. При лизинге лизингодатель аккумулирует в интересах лизингополучателя, но по своему усмотрению и из своих источников, средства для оплаты покупки нужного лизингополучателю оборудования, а затем владеет объектом лизинга в течение всего срока действия договора. За свои услуги лизингодатель получает от лизингополучателя плату в виде комиссионных, включаемых в лизинговые платежи. При этом приобретается указанное лизингополучателем оборудование у указанного лизингополучателем поставщика. Иными словами, лизингополучатель передает лизингодателю функции финансирования покупки

Таблица 2

Характеристики новых форм финансового предпринимательства

Таблица 1

Содержание лизинга, факторинга и форфейтинга

Сущность Лизинг Факторинг Форфейтинг

Организационная Посредническое финансирование (купли/ продажи основных фондов) Посредническое финансирование (купли/продажи товаров с малым сроком оборачиваемости) Посредническое финансирование (купли/ продажи дорогостоящих и уникальных основных фондов)

Финансово-кредитная Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах лизингодателя и поставщика с получением прав собственности на объект лизинга Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя

Экономическая Аутсорсинг капитала в физической и денежной формах в интересах лизингополучателя Аутсорсинг капитала в денежной форме в интересах поставщика Аутсорсинг капитала в денежной форме в интересах поставщика

Характеристика Лизинг Факторинг Форфейтинг

Продолжительность финансирования Средне- и долгосрочное Краткосрочное Средне- и долгосрочное

Цель привлечения финансирования Приобретение основных фондов Восполнение оборотных средств Восполнение оборотных средств

Форма предоставления капитала Физическая и денежная Денежная Денежная

Объект сделки Основные фонды Дебиторская задолженность Долговые обязательства покупателя

Товар, покупаемый в ходе сделки Основные фонды Товары с малым сроком оборачиваемости Основные фонды (дорогостоящие или уникальные)

Оператор (организация, финансирующая сделку) Лизингодатель Фактор Форфейтинговая компания

Гарантии оператора Право собственности на объект лизинга Возможность регресса на поставщика Природой сделки не предусмотрены; могут привлекаться банковские гарантии и поручительства [2]

Число сторон в сделке Три (поставщик, лизингодатель, лизингополучатель) Три (поставщик, фактор, покупатель) Три (поставщик, форфейтинговая компания, покупатель)

Сторона, оплачивающая услуги оператора Лизингополучатель Поставщик Поставщик

Возможность регресса на поставщика Невозможен (противоречит самой природе сделки, так как право собственности на объект лизинга переходит к оператору) Возможен (но необязателен) Запрещён

объекта лизинга и владения им, т.е. лизингодатель сначала привлекает в интересах лизингополучателя капитал в денежной форме, а затем предоставляет ему в пользование капитал в физической форме (оборудование):

2. При факторинге и форфейтинге финансовая структура аккумулирует заёмный капитал в интересах поставщика для единовременной оп-

латы стоимости продаваемого покупателю товара. За эту услугу финансовая структура получает от поставщика плату в виде дисконта от стоимости переданных ему прав требования. Таким образом, поставщик передаёт финансовой структуре функцию взимания платежа за поставленный товар с покупателя (и, шире, функцию финансовых отношений с покупателем, так как финансовая

структура должна провести проверку его платёжеспособности и т. д.).

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что в случае лизинга, факторинга и форфейтинга мы имеем дело с аутсорсингом капитала. При лизинге речь идёт об аутсорсинге капитала в денежной и физической формах в интересах лизингополучателя (покупателя), а при факторинге и форфейтинге - об аутсорсинге капитала в денежной форме в интересах поставщика. Речь идёт не о кредите или займе, а именно об аутсорсинге капитала, так как отношения оператора (соответственно, лизингодателя, фактора и форфейтинговой компании) и заказчика (лизингополучателя при лизинге, поставщика при факторинге и форфейтинге) удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аутсорсингу [1, 4, 6] . В частности, характеристики услуги (сумма сделки, размеры и график платежей, в случае лизинга - объект сделки) полностью адаптированы под требования заказчика, а не являются стандартизированными, а в течение периода действия договора оператор фактически выступает внешним независимым подразделением заказчика, полностью принимая на себя соответствующую функцию (при лизинге - покупку и владение объектом лизинга, при факторинге и форфейтинге - финансовые отношения с покупателями).

Сделанные утверждения могут быть систематизированы в виде таблицы 1.

Основные характеристики изучаемых форм финансового предпринимательства могут быть представлены в виде таблицы 2.

Выводы

Выполненный в работе анализ позволил, по мнению автора, прийти к двум важным выводам:

- лизинг, факторинг и форфейтинг могут трактоваться как аутсорсинг финансовых ресурсов;

- в сделках лизинга, факторинга и форфейтинга задействованы не две, а три стороны (если в случае лизинга на это указывается однозначно, то в случае факторинга и форфейтинга внимание на этом не акцентируется, вследствие чего природа этих форм предпринимательства несколько затемняется).

Автор надеется, что полученные им результаты окажутся полезными как для исследователей инструментов финансирования хозяйственной деятельности, так и для практиков, применяющих эти инструменты в своей повседневной деятельности. В частности, понимание трёхстороннего характера этих сделок позволит как пользователям, так и поставщикам финансовых ресурсов чётче понимать свои права и обязанности по отношению друг к другу.

литература

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

2. Ачкасов А.И. Операции «а-форфэ». Общая характеристика и техника совершения. - М.: АО «Кон-салтбанкир», 1994. - 48 с.

3. Бабичев С.Н, Лабзенко А.А, Подлеснова А.Ю. Факторинг: учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2010.

- 208 с.

4. Карашевич В.Е. От подряда к аутсорсингу - первые шаги // Инновации, 2008. - №1(111). - С. 125-128.

5. Кирилловых А.А. Правовые основы лизинга: учеб.-практ. пособие. - М.: Юстицинформ, 2009. - 112 с.

6. Кремлева Н.А. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия // Организатор производства, 2009.

- №43. - С. 72-75.

7. Философова Т.Г. Лизинг. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.