Научная статья на тему 'Современные философские проблемы творчества'

Современные философские проблемы творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2086
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТИМУЛ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / КРИТИКА / PHILOSOPHY / CREATIVITY / ART / SELF-FULFILLMENT / INCENTIVE / EVALUATION CRITERIA / CRITICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Повилайтис Андрей Владимирович

В статье кратко прослеживается проблема творчества в философско-историческом контексте от Античности до современности в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Отмечены особенности понимания специфики творчества в русской философии. Автор, лично имеющий непосредственное и профессиональное отношение к искусству, предлагает собственную, философски осмысленную структуру творческой деятельности, опираясь на уже сложившуюся в психологии структуру деятельности. Особое внимание в статье уделено тем философским проблемам творчества, которые не разрабатываются другими исследователями: стимулированию творчества, самореализации, критике творчества, критериям оценки. Подчеркивается, что в некоторых обыденных проблемах творчества четко прослеживается философская составляющая. В заключение делаются выводы о необходимости реализации междисциплинарного подхода к решению поставленных задач и дальнейшей разработки категории «творчество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Philosophical Problems of Creativity

The paper provides a brief overview of the problem of creativity in Russian and international philosophical and historical studies from ancient times till present. Special attention is paid to the specific nature of creativity in Russian philosophy. The author, who is involved in arts for professional reasons, suggests a novel structure of creative activity on the part of philosophy based on the established structure of activity in psychology. The emphasis is placed on the philosophical problems of creativity that have been little discussed: stimulating creativity, self-fulfillment, criticism of creativity, evaluation criteria. The research highlights a philosophical component in several everyday problems of creativity. The author concludes that an interdisciplinary approach is essential in solving the problems and further developing the category of creativity.

Текст научной работы на тему «Современные философские проблемы творчества»

УДК 130.2

Повилайтис Андрей Владимирович

старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Северного государственного медицинского университета

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация:

В статье кратко прослеживается проблема творчества в философско-историческом контексте от Античности до современности в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Отмечены особенности понимания специфики творчества в русской философии. Автор, лично имеющий непосредственное и профессиональное отношение к искусству, предлагает собственную, философски осмысленную структуру творческой деятельности, опираясь на уже сложившуюся в психологии структуру деятельности. Особое внимание в статье уделено тем философским проблемам творчества, которые не разрабатываются другими исследователями: стимулированию творчества, самореализации, критике творчества, критериям оценки. Подчеркивается, что в некоторых обыденных проблемах творчества четко прослеживается философская составляющая. В заключение делаются выводы о необходимости реализации междисциплинарного подхода к решению поставленных задач и дальнейшей разработки категории «творчество».

Ключевые слова:

философия, творчество, искусство, самореализация, стимул, критерии оценки, критика.

https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.10 Povilaitis Andrey Vladimirovich

Senior Lecturer, Humanities Department, Northern State Medical University

MODERN PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF CREATIVITY

Summary:

The paper provides a brief overview of the problem of creativity in Russian and international philosophical and historical studies from ancient times till present. Special attention is paid to the specific nature of creativity in Russian philosophy. The author, who is involved in arts for professional reasons, suggests a novel structure of creative activity on the part of philosophy based on the established structure of activity in psychology. The emphasis is placed on the philosophical problems of creativity that have been little discussed: stimulating creativity, self-fulfillment, criticism of creativity, evaluation criteria. The research highlights a philosophical component in several everyday problems of creativity. The author concludes that an interdisciplinary approach is essential in solving the problems and further developing the category of creativity.

Keywords:

philosophy, creativity, art, self-fulfillment, incentive, evaluation criteria, criticism.

Творчество - это преимущественно категория философии, хотя она играет важнейшую роль в психологии, в педагогике, а также в науке как таковой (научное творчество) и искусстве (художественное творчество). В одном из философских словарей встречается определение творчества как «деятельности, порождающей новые ценности, идеи, самого человека как творца» [1, с. 785]. Теоретически творчество - это сфера созидания и самореализации личности. Французский философ Анри Бергсон видит творчество как основу жизни: «Жизненный порыв... состоит по существу в потребности творчества. Он не может творить без ограничения, потому что он сталкивается с материей. Но он завладевает этой материей. и стремится ввести в нее возможно большую сумму неопределенности и свободы» [2, с. 247-248]. Эта цитата сама по себе, даже в сокращенном виде, может стать эпиграфом к обоснованию актуальности творчества. Вообще, актуальность проблем творчества самоочевидна даже для обыденного мировоззрения. Каждый из нас при всей своей уникальности хочет, чтобы жизнь была лучше, чем есть. Но это невозможно без творчества, собственного или чужого. А на философском уровне можно не только осознать, как реализовать свои способности, но и увидеть, а затем предложить пути решения проблем, связанных с творчеством как таковым.

Проблемы творчества как активной, плодотворной, созидательной деятельности человека всегда волновали мыслителей начиная с древнейших времен. Уже в период Античности уделялось внимание проблемам творчества, которое рассматривалось в двух аспектах (Божественное и человеческое), в частности в трудах Платона, Аристотеля. Но на данном этапе они не имеют приоритетного характера. Преимущественно философы созерцательную деятельность как возможность познания истины ставят выше созидательной. А при господстве метафизики, которая определяет мир как вечный и неизменный, человеческое творчество не может иметь определяющего значения.

В эпоху Средневековья в трудах Аврелия Августина, Фомы Аквинского и других представителей как патристики, так и схоластики творчество уже играет более значимую роль, но оно ограничивается лишь сферой Божественного и достижения единого для всех смысла жизни - спасения. В «Граде земном», согласно одной из главных идей Августина Блаженного, человек не в силах создать благодатную жизнь. А следовательно, его творчество без Бога - напрасный труд.

В эпоху Возрождения, когда появляются идеи гуманизма и антропоцентризма, с творчества снимаются практически все ограничения. Человек ощущает себя творцом и «творит свободно». Отсюда и появление такого множества шедевров художественного искусства.

В период философии Нового и Новейшего времени в сущности творчества, в его понимании акцент переносится с идейно-эстетического на практическое (т. е. творчество как действие). И если в предыдущей эпохе доминировало художественное творчество, то в Новое время «выходит на сцену» научное творчество, где большое значение уделяется изобретательству. Представители немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг), «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон), марксизма (К. Маркс), экзистенциализма (М. Хайдеггер, Н. Бердяев) создают концептуальные труды, где одно из главных мест занимает категория «творчество».

В русской философии, в которой не было «чистых философов», но было много «философов по совместительству», большое место уделяется именно художественному творчеству. Это наглядно доказывает основной род деятельности большинства русских философов (литераторы, художники, журналисты). До XVIII в. русское творчество определяла религиозная картина мира. С XVIII в. (до конца 60-х гг. XIX вв.) по объективным историческим причинам прослеживается влияние западной культуры (в особенности немецкой и французской) на русских философов. На короткий период (последняя треть XIX - первая четверть XX в.) происходит всплеск -возникает «оригинальная русская философия», наполненная многочисленными творческими идеями (всеединство, освоение космоса, богоискательство и т. п.). Один из самых ярких русских философов Н. Федоров даже предлагал на основе объединения сил всего человечества идею воскрешения всех наших предков. Советская философия и подходы к проблеме творчества опирались на идеологию марксизма-ленинизма. Основные дискуссии по поводу роли творчества происходили в два периода: в начале эпохи шестидесятников и в период гласности.

Современных исследователей творчества можно условно разделить на две подгруппы. Первые изучают общие проблемы (А.В. Большаков, Е.В. Киселева, С.Б. Никонова и др.), вторые -частные проблемы или же общую проблему, но с опорой на творчество конкретного автора или на конкретный исторический период (С.С. Иванова, М.В. Красильникова, А.Л. Немчинова и др.). Но если исходить из позиции философии и из современных потребностей общества, то наиболее актуальными в России на сегодняшний день являются исследования общих и насущных проблем творчества с простой и понятной целью: создать все необходимые условия для правильного протекания всех творческих процессов.

Большинство ученых (философы, педагоги, психологи, культурологи) в целом признают, что проблемы творчества невозможно решить в рамках отдельно взятых наук. Например, это признает А.В. Большаков в своей статье «Современные концепции творчества»: «Возвращаясь к проблеме творчества, следует сказать, что в рамках каждого из упомянутых направлений, взятых в отдельности, проблему творчества решить невозможно. Это можно сделать, только объединив их (путем интеграции)...» [3, с. 22]. Несмотря на то что не существует единой для всех концепции творчества, Е.В. Киселева, анализируя проблемы творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе, с уверенностью делает вывод, что «все исследователи проблемы творчества, независимо от принадлежности к какой-либо отрасли знаний, единодушно отмечают общие свойства, характерные для творчества, - индивидуальность, неповторимость, новизну и оригинальность» [4, с. 101].

Но многие современные исследователи данного направления имеют тенденцию к анализу одной из частных проблем творчества, а не многогранного творчества вообще. Например, М.В. Красильникова анализирует проблему духовного в трудах русских символистов [5]; С.С. Иванова рассматривает проблему определения философского художественного дискурса на примере творчества одного автора (Чеслава Милоша) [6]. Разумеется, это значимо и интересно, но увлечение исследователей частными темами оставляет недоработанной общую тему. Это нельзя поставить ученым в упрек, но надо отметить, что до сих пор еще до конца не разрешены и даже не сформулированы многие актуальные проблемы, для которых ключевой является категория «творчество». Кроме того, подавляющее большинство трудов отечественных исследователей творчества в целом носит чисто теоретический характер и этим отличается от трудов зарубежных авторов. На Западе, к примеру, в центре изучения находятся не общие проблемы творчества, а вопросы творческой самореализации, креативности. В частности, популярна инве-

стиционная теория, о которой пишет Р. Стернберг: «Согласно инвестиционной теории, для творчества необходим союз шести различных, но связанных между собой компонентов: интеллектуальных способностей, знаний, стиля мышления, личности, мотивации и среды» [7, р. 88]. Однако в связи с менталитетом и особенностями развития русского общества окружающая среда подавляет все остальные вышеперечисленные компоненты, включая личность и мышление. Поэтому под инвестиционной теорией нельзя подразумевать «союз шести компонентов». Но вместе с этим хочется подчеркнуть, что отечественным авторам часто не хватает исследований в области практических проблем творчества, которые нередко недооцениваются или считаются чисто бытовыми, экономическими и т. п. И это объяснимо. Некоторые из них доступны только «изнутри», поэтому здесь справедлив тезис «чтобы понимать все проблемы творчества, надо самому быть творческим человеком».

К категориям в кругу малоизученных практических проблем творчества относятся понятия «деятельность» и «творческая самореализация» (личности). В психологии, к примеру, учебная деятельность представлена такой структурой: «мотив - цель - действия - контроль - оценка». А в философии (исходя из темы, берется аспект искусства) по аналогии мы предлагаем рассматривать творческую деятельность как следующую структуру: «талант - стимул - (цель) - действие - самоконтроль - формализация - оценка».

Талант - это способность человека регулярно осуществлять творческую деятельность в отличие от репродуктивной.

Стимул можно сравнить с мотивационной составляющей. Это может быть чисто эмоциональная составляющая.

Целевое звено данной цепочки берется в скобки, потому что оно функционирует, если творческая деятельность носит рациональный характер. Например, требуется снять фильм на заданную тему. Но часто творчество не имеет целеполагания. Например, в неожиданный момент человеку приходят на ум строчки, и он их излагает на бумаге.

Действие - это непосредственный творческий акт.

Самоконтроль предполагает доработку своего произведения через определенное количество времени (вычитка, правка, редактирование и т. п.).

Формализация - это вторая жизнь творчества. Оно становится доступным целевой аудитории, обществу и либо встраивается в уже созданные рамки стилей, жанров и т. п., либо открывает миру совершенно новые формы существования, подачи, интерпретации произведений культуры.

Оценка - это область критики. Это не только рецензии, но и дальнейшая судьба творения: останется оно незамеченным или будет пользоваться активным вниманием.

Следуя по представленной цепочке, обратимся к конкретным философским практическим проблемам творчества.

1. Проблема таланта (как и природы таланта) - сложная и практически не поддается анализу. Здесь можно вспомнить «спор Р. Декарта и Дж. Локка» о врожденных идеях, занять ту или иную позицию, но не более того. И проблема таланта относится в большей степени к психологии, чем к философии.

2. Проблема стимулирования творчества. Творческий человек должен осознавать свой талант, быть востребованным со стороны общества, государства и стремиться его дальше развивать. А для этого необходимо разработать полноценную и прозрачную систему поощрений не только в учреждениях сферы искусства, но и во всех трудовых коллективах. К этой проблеме своеобразно обращался еще Ф. Ницше, предлагая радикальное решение переоценки ценностей. И не будет лишним вспомнить знаменитый лозунг К. Маркса «каждому по способностям, каждому по потребностям». Существующая же на практике тенденция эксплуатации творческих талантливых людей в трудовых коллективах породила поговорку «инициатива наказуема». Именно это порождает антистимулы для творчества и желание «не высовываться». И поэтому совершенно справедливо отмечает исследователь феномена творчества В.В. Батеженко: «.на наш взгляд, трудовая деятельность должна выступать не столько средством физического существования человека, сколько сущностным аспектом самого человека, творческим процессом, посредством которого человек всесторонне развивает свои задатки и способности. При этом труд по преимуществу должен иметь своими мотивами не внешнее принуждение, включая работу ради заработной платы, а в первую очередь глубокую потребность в творческой деятельности» [8, с. 135].

3. Проблема творческой самореализации личности (проблема действия). С чего начинать? Куда идти? К кому обращаться? Кому нужно мое творчество? Как найти своего зрителя? Все эти частные вопросы сводятся в один общий философский вопрос: «Как мне выстроить свою стратегию творческой реализации?» В основе любой стратегии находится философия. Универсальной творческой стратегии не существует, но крайне актуальна на научной основе разработка нескольких общих стратегий по различным направлениям: наука, искусство, спорт и т. п. Далеко

не каждый начинающий автор знает, что ему делать со своим талантом и как правильно его развивать. Кроме того, в данном русле имеет место проблема восприятия и творчества, поднятая в исследовании С.Б. Никоновой. Она рассуждает об особенностях восприятия зрителем творческого замысла автора и дает оценку тому, насколько автор должен «подстраиваться под зрителя», чтобы не произошла «творческая смерть самого автора» [9]. Нахождение оптимума между авторским замыслом и уровнем зрительского восприятия - одна из ключевых практических проблем в творчестве. И универсального решения она не имеет.

4. Проблема критики и критериев оценки творчества. Творчество так или иначе оценивается со стороны окружающих, других авторов или критиков. Критическая функция является одной из функций философии. Проблемой критики занимался в свое время И. Кант, понимая ее как установление границ познания. Но как правильно использовать критику в искусстве и творчестве, если нет критериев, на которые должна критика опираться? Например, как оценивать творчество рэперов, рокеров, шансонье, бардов, если существуют только школы академического, эстрадного и народного вокала, а иных не существует? В итоге сама критика чаще всего сводится к субъективизму и прагматизму. И совершенно справедливо в своей работе отмечает М.П. Ма-тюшова, ссылаясь на подход Эжена Ионеско: «".критиковать - значит распознавать". Но распознавать с позиций определенного субъекта, имеющего свои интересы, потребности, влечения и предпочтения. Поэтому художественная критика не беспристрастна. И поэтому ей далеко не всегда удается отделить подлинное искусство от того, что рядится под искусство» [10, с. 209]. Решением данной задачи может стать подготовка профессиональных критиков как в науке, так и в каждом поджанре искусства. Но ими должны быть настоящие «философы-мудрецы», задача которых, помимо анализа и рецензирования трудов, будет заключаться в том, чтобы не оттолкнуть творческого человека, а правильно направить на путь дальнейшего развития.

Итак, мы постарались выделить актуальные современные проблемы философии творчества. Но все философские проблемы творчества невозможно перечислить в рамках отдельного исследования. Есть, к примеру, такая известная проблема, как отрыв теории от практики, и ее аспект на примере творчества. Она тоже философская (и иной она не может быть). Анализ опубликованных на эту тему философских работ позволяет сделать вывод, что многие общие актуальные проблемы творчества на сегодняшний день не только научно не разработаны, но и не поднимаются исследователями. В некоторых трудах проблемы творчества обозначаются, но не предлагается конкретных путей их решения. Особенно хочется выделить проблему стимулирования творчества, которую нельзя сводить только к психологическим или экономическим аспектам. Условия, при которых творческие люди вынуждены «зарывать свои таланты» или «не высовываться», чтобы не осложнять собственную жизнь, являются показателем деградации общества, так как категория «творчество» (личности) и развитие общества находятся в прямой зависимости. Но не следует впадать в философский пессимизм на основании «аргумента» «это вечные неразрешимые проблемы, которые всегда были, есть и будут». Мы полагаем, что в перспективе они могут быть решены, но лишь на основании междисциплинарного подхода (интеграции как науки, так и искусства) и при обязательном участии людей, занимающихся творчеством в различных сферах, так как творческие люди лучше всего знают о проблемах и потребностях, связанных с творчеством.

Ссылки:

1. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М., 2004. 1072 с.

2. Бергсон А. Творческая эволюция : пер. с фр. М., 1998. 382 с.

3. Большаков А.В. Современные проблемы творчества // Аналитика культурологии. 2007. № 3 (9). С. 21-27.

4. Киселева Е.В. Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 97-101.

5. Красильникова М.В. Роль проблемы духовного в философском творчестве русских символистов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2018. № 2. С. 95-99.

6. Иванова С.С. К проблемам философско-художественного дискурса (на примере творчества Чеслава Милоша) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 1 (2). С. 110-111.

7. Sternberg R.J. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18, no. 1. P. 87-98. https://doi.org/10.1207/s15326934crj1801 _10.

8. Батеженко В.В. Феномен творчества: опыт философского и методологического анализа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11 (130). С. 132-138.

9. Никонова С.Б. Проблематика восприятия и творчества в эстетике // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Вып. 16 : материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 10 октября 2001 г.). СПб., 2001. C. 40-44.

10. Матюшова М.П. Проблема оценки художественного произведения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2004-2005. № 1 (10-11). С. 197-210.

References:

Batezhenko, VV 2011, 'The Phenomenon of Creativity: The Experience of Philosophical and Methodological Analysis', Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 11 (130), pp. 132-138, (in Russian).

Bergson, A 1998, Creative Evolution, Moscow, 382 p., (in Russian).

Bolshakov, AV 2007, 'Contemporary Problems of Creativity', Analitika kulturologii, no. 3 (9), pp. 21 -27, (in Russian).

Ivanova, SS 2013, 'On the Problem of Definition of the Philosophical and Literary Discourse (on the Example of the Text by Czeslaw Milosz)', Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, no. 1 (2), pp. 110-111, (in Russian).

Ivin, AA (ed.) 2004, Philosophy: Encyclopaedic Dictionary, Moscow, 1072 p., (in Russian).

Kiseleva, EV 2014, 'The Problem of Creativity in Modern Philosophical, Psychological and Pedagogical Literature', Problemy sovremennoy nauki i obrazovania, no. 11 (29), pp. 97-101, (in Russian).

Krasilnikova, MV 2018, 'Role of the Spiritual Problem in the Philosophical Work of Russian Symbolists', Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Filosofia, no. 2, pp. 95-99, (in Russian).

Matushova, MP 2004-2005, 'The Problem of Art Estimation', Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seria: Filosofia, no. 1 (10-11), pp. 197-210, (in Russian).

Nikonova, SB 2001, 'Problems of Perception and Creativity in Aesthetics', Estetika v interparadigmalnom prostranstve: perspektivy novogo veka: materialy nauchnoy konferentsii, vol. 16, St. Petersburg, pp. 40-44, (in Russian).

Sternberg, RJ 2006, 'The Nature of Creativity', Creativity Research Journal, vol. 18, no. 1, pp. 87-98, https://doi.org/10.1207/s15326934crj1801 _10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.