Научная статья на тему 'Современные факторы трансформации процесса труда в условиях формирования экономики знаний'

Современные факторы трансформации процесса труда в условиях формирования экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ТРУД / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / KNOWLEDGE / ECONOMY OF KNOWLEDGE / WORK / CREATIVITY / CREATIVE PROCESS / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолов Юрий Алексеевич

В статье рассматриваются сущность экономики знаний и современные тенденции развития производительных сил общества. Раскрываются факторы, обусловливающие сдвиг в характере современного труда и определяющие фундаментальную трансформацию процесса труда. Обосновываются уточнения по сущности и содержанию дефиниций «творчество» и «креативность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FACTORS OF TRANSFORMATION OF PROCESS WORK IN THE CONDITIONS OF FORMATION ECONOMY OF KNOWLEDGE

In article the essence of economy of knowledge and modern lines of development of productive forces of a society are considered. The factors causing shift in character of modern work and defining fundamental transformation of process of work reveal. Specifications on essence and the maintenance of definitions «creativity» and «креативность» are proved.

Текст научной работы на тему «Современные факторы трансформации процесса труда в условиях формирования экономики знаний»

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Ю. А. ЕРМОЛОВ

В статье рассматриваются сущность экономики знаний и современные тенденции развития производительных сил общества. Раскрываются факторы, обусловливающие сдвиг в характере современного труда и определяющие фундаментальную трансформацию процесса труда. Обосновываются уточнения по сущности и содержанию дефиниций «творчество» и «креативность».

Ключевые слова: знания, экономика знаний, труд, творчество, креативность, творческий процесс, творческий потенциал.

С 90-х гг. прошлого столетия в мире формируется общество и экономика, основанная на знаниях. С одной стороны, экономика, основанная на знаниях, так же, как предшествующая ей сетевая, а ранее - информационная экономика - элемент постиндустриальной парадигмы. С другой стороны, следует согласиться с профессором А. В. Ба-рышевой, автором одной из глав коллективной монографии [6] в том, что формирующаяся экономика знаний - это иной феномен, по сравнению с информационной и сетевой экономикой.

Практика показывает, что масштабы производства нового знания во всех областях человеческой деятельности многократно выросли по сравнению даже с серединой XX в. Поэтому даже самая уникальная технология, которая позволяла бы ее обладателю в XX в. чувствовать себя вполне защищенным, в настоящее время не обеспечивает долгосрочных конкурентных преимуществ. В этой связи утверждение о феноменально быстром устаревании знаний стало почти аксиомой. Данная тенденция обострила проблему возврата инвестиций, вложенных в разработку новых информационных технологий, которые можно просто не успеть вернуть по причине быстрого распространения данных технологий в различные отрасли экономики.

Конечно, лучшие умы человечества пытаются решить проблему защиты объектов интеллектуальной собственности. Однако главное направление развития современных организаций состоит в обеспечении непрерывного процесса порождения знания, снижающего риски, связанные с его неисключительностью. Таким образом, в современных деловых организациях (предпринима-

тельских структурах) на первый план выступает реализация творческого процесса, понимаемого в самом широком смысле.

Развитие экономики знаний и общества нам представляется как единый процесс. Знания изменяют и экономику, и технологии, и человека, и социум. Непосредственно знания количественно оценить невозможно, для этого используются оценки косвенные. В частности, Б. Мильнер приводит такие данные: на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства развитых стран, приходится 80-95 % прироста ВНП [5]. Наряду с этим знания можно измерить и рыночной стоимостью решений (технологических, социальных, организационных, управленческих), получаемых с их помощью. Например, 80-90 % стоимости современного автомобиля приходится на воплощенные в нем знания [6, с. 114].

Экономика знаний - это новое общественное устройство, обусловленное новой системой экономических и управленческих отношений, новыми принципами взаимодействия, иным сознанием и протяженностью времени, связанное с чрезвычайным динамизмом жизненного пространства. В принципе экономику знаний можно охарактеризовать как мир постоянных перемен. Иногда ее называют экономикой хаоса, поскольку изменения столь динамичны, что хозяйственные системы (предприятия, организации) не успевают адаптироваться к новшествам и инновациям, то же самое можно сказать и о человеке. Если экономику знаний анализировать в долгосрочном аспекте, то настоящий хаос через некоторое время превращается в новое качество жизни, возросшие

возможности для человеческого прогресса, новые измерения сознания. Дело в том, что хаос этот творческий, являющий собой «постоянные порывы творческой деструкции», как сказал Й. Шум-петер.

Сегодня постоянная ориентация на инновации воспринимается как само собой разумеющееся явление. Поэтому возьмем на себя смелость выдвинуть предположение, что не столько инновации, сколько знания, человеческий прогресс являются движущей силой развития, источником экономического роста и детерминирующим фактором в обеспечении конкурентоспособности. При этом подчеркнем, что речь идет о знаниях, не только воплощенных в продуктах и услугах, но знаниях как таковых, чаще всего фундаментальных, отражающих закономерности общественного прогресса, процессов экономического развития, организационных систем формирующегося общества, глобальных проблем человека, его сознания, коэволюции с природой, огромную динамику наук о жизни и проистекающих отсюда нравственных проблем и множество других вопросов. Все ускоряющийся динамизм экономики, растущая интенсивность информационных обменов способствуют невиданной скорости приращения знаний (знания создают знания). Знания превратились в измерительную шкалу валового национального продукта, общественного богатства, накопления, и это при том, что напрямую, количественными мерками их оценить невозможно.

Выдвижение на передний план экономического развития человека и знаний свидетельствует о кардинальной трансформации факторов развития. Знания, информация, человеческий потенциал оттесняют на второй план традиционные экономические ресурсы - труд, капитал и природные богатства. Теперь рыночная цена товаров и услуг в развитых экономиках складывается преимущественно из ресурса знаний. Товар, продукция, особенно индивидуальная, единичная, все больше насыщаются знанием. Товары и услуги выступают в качестве инструментов для обмена покупательной способности потребителя на знания, которыми обладает та или иная организация (предприятие, фирма).

Знания становятся не только ресурсом, но и продуктами конечного потребления. Уже много написано о том, что знания отличаются от традиционных ресурсов и продуктов. Их называют общественным благом, потому что знания не убывают по мере их использования: получив порцию знаний, я не уменьшаю шансы другого на получение такой же порции. Ни один другой ресурс

нельзя передать так, чтобы обогатить и получателя, и дарителя. Знания постоянно увеличиваются. Любая экономическая деятельность порождает больший их объем, чем потребляет [8].

Сегодня активное освоение V технологического уклада (микроэлектронной (компьютерной) революции, основанной на применении достижений микроэлектроники в управлении физическими процессами на микронном уровне), постепенное внедрение VI технологического уклада, основанного на использовании нанотехнологий, оперирующих на уровне одной миллиардной метра, реальное превращение науки в непосредственную производительную силу формируют новый технологический способ производства, центральное место в котором занимает живой, творческий, интеллектуальный труд.

В этой связи важным с методологической точки зрения является рассмотрение некоторых аспектов, лежащих в основе сущности современного труда и вызывающих некоторые спорные суждения.

Мысль о том, что, труд основан на знании, не является новостью и стала почти трюизмом, так как в общественной жизни человека знание всегда играло большую, если не решающую роль. Новым в данном случае является заметный рост числа профессий, основным императивом к содержательной стороне которых является основанный на знании труд. Доля рабочих мест, требующих от работника ограниченных когнитивных навыков, сегодня стремительно сокращается. Лидером являются информационные технологии.

В настоящее время высокопроизводительный труд в реальной экономике основывается на все более усложняющемся технологическом оборудовании, орудиях и средствах труда. Иными словами, на том, что принято называть высоким и продолжающим увеличиваться органическим составом основной материальной базы производительных сил современного общества.

Определяющей тенденцией развития производительных сил, основанной на использовании достижений научно-технического прогресса (НТП), является заметное сокращение числа занятых непосредственно в производстве материальных благ, промышленности, сельском хозяйстве. Данная тенденция настолько очевидна и неопровержима, что дала повод некоторым исследователям утверждать, что мир, в первую очередь развитые страны, опираясь на успехи НТП, быстро идет по пути перехода к почти «безлюдному производству». При этом делаются ссылки на К. Маркса, который в «Капитале» действительно предвидел

возможность «последней метаморфозы труда», когда «автоматизированная система машин окончательно вытеснит человека из экономического процесса» [3].

В этой связи отметим, что зарубежные и отечественные исследователи пока явно недооценивают значение этого существенного изменения, даже можно сказать сдвига в характере труда на нынешнем этапе развития производительных сил в мире. На деле подобный сдвиг означает, что происходит фундаментальная трансформация процесса труда. Данная трансформация обусловлена, в первую очередь, качеством персонала, от которого во многом зависит успех бизнеса, представляющего собой организацию людей. Следует согласиться с тем, что «физический труд все больше выполняется машинами и со временем может стать полностью автоматизированным. Но знания - это исключительно человеческий ресурс. Их нельзя найти в книгах, поскольку там содержится лишь информация, а знания - это способность применять эту информацию для эффективного выполнения конкретной работы» [1].

Поэтому главная роль на рынке труда принадлежит персоналу, занятому интеллектуальной деятельностью, главным компонентом которой становится творчество. Формируется креативный класс (страта), и это основополагающий принцип, на котором стоит экономика знаний. Знания о процессах развития, механизмах общественного прогресса в целом наделяют новый класс (страту) способностью контролировать и направлять эти процессы, что является предпосылкой обладания властью. Таким образом, творческий потенциал сегодня представляет собой движущую силу инновационного развития экономики и общества и его детерминанту, основной источник конкурентных преимуществ - в любой сфере хозяйствования побеждает тот, кто им обладает.

Здесь сделаем некоторые уточнения, ибо они важны в методологическом плане.

Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это, с нашей точки зрения, ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспе-

чивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность. Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативность - это творческое конструирование в режиме самоорганизации, т. е. технология организации творческого процесса.

В условиях экономики знаний и информационного общества синтез творчества и креативности - объективная реальность. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Понимая это, можно самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента - знание, сознание, время и инфраструктура. Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности - замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов.

В чем мы видим роль креативности в экономике знаний? Попытаемся ответить на этот вопрос, следуя правилам логики. Постиндустриальное пространство перенасыщено информацией. Человеческое - массовое, индивидуальное, корпоративное, этническое - сознание не способно справиться с таким объемом информации. Информационные потоки возникают, перемещаются и трансформируются с колоссальной скоростью. На современных финансовых рынках скорость движения капитала практически равна скорости движения информации, а, следовательно, значительно превосходит скорость анализа денежных потоков. Поэтому движение капитала в мировом масштабе начинает все больше зависеть от креативной составляющей информации (креативного продукта), ориентированной на настроения, ожидания и подсознательные реакции участников рынка.

Подобным образом ситуация складывается во всех сферах обращения информации. Креативное ядро всякого пакета сообщений обеспечивает максимально эффективное восприятие информации целевой аудиторией, не дает пакету сообщения превратиться в «информационный шум» и остаться незамеченным. Сегодня главной в продукте становится информационная, а не материальная составляющая. Потребитель ценит в продукте

не его функциональность, а социальный статус, который он приобретает, будучи хозяином купленной вещи. Таким образом, эффективно управлять выбором покупателя можно только посредством информационной составляющей товара, а значит, креативной компонентой этой составляющей.

Таким образом, принцип формирования информационных потоков и управления ими, построенный в соответствии со структурой сознания целевых аудиторий, направленный на формирование новых целевых аудиторий, а значит, открытия новых рынков, лежит в основе креативных технологий.

Это тем более верно, что экономика знаний характеризуется предельной индивидуализацией спроса и предложения, ценовой и потребительской неоднородностью товарной массы, когда разные блага предназначены разным индивидам, каждый объект по существу несопоставим и несоизмерим с другими - в таком мире труд работника по созданию товаров и услуг - это всегда труд художника, творца. Результатом глобального процесса индивидуализации является переход от креативного сообщества к креативному обществу. В таком случае творчество - не источник господства в мире, а фактор его активного преобразования.

Итак, экономика знаний - это экономика человека творческого с открытым сознанием, именно поэтому человеческий потенциал - ее краеугольный камень. Человеческий потенциал, как известно, беспределен.

Главное место в экономике знаний принадлежит человеку мыслящему, с открытым сознанием, способному получать информацию непосредственно, а не как знаковую, кодированную систему. В принципе это и есть имплицитное, некоди-фицируемое знание, внутреннее, неотделимое от носителя, его трудно передать, оно невыразимо вербально, его считают самым важным видом знания [7], что особенно характерно для новой экономики. Индивидуализация жизни, производства и потребления влечет за собой индивидуализацию знания, «знания об индивидуальном (единичном) станут более важными, чем знания об общем» [4], приводит к мысли о соответствующем расширении сферы и полезности имплицитного знания. Это очень высокое раскрытие духовных начал в человеке, когда внешний материальный прогресс уравновешивается внутренним духовным ростом.

Вместе с тем, реальное развитие экономики и российского общества характеризуется крайне медленным внедрением и диффузией высоких

технологий. В частности, следует отметить, что ежегодный прирост числа персональных компьютеров и пользователей сети Интернет в расчете на 1000 чел. в России значительно ниже не только, чем в наиболее развитых странах, но также по сравнению с Польшей (в 1,4 и 1,8 раза соответственно), Словакией (в 2,0 и 3,6 раза соответственно) и Чехией (в 1,4 и 4,0 раза соответственно) [2].

В настоящее время при достаточно высоких доходах и рентабельности производства, часто существенно превышающих показатели в развитых странах, отечественные крупные гражданские фирмы ориентируются на краткосрочные цели. Они выделяют на НИОКР в относительном выражении в несколько раз меньше средств, чем аналогичные фирмы за рубежом, одновременно предпочитая закупать зарубежные и не самые новые технологии, тем самым подрывая инновационную деятельность в нашей стране в долгосрочной перспективе.

К сожалению, государство при этом не проводит реальную и необходимую политику для поддержания национальной инновационной системы.

В частности, практически отсутствует государственная политика обеспечения преемственности знаний. Наглядным ее проявлением служит тот факт, когда на авиасалоне «МАКС-2007» российские высокие технологии представляло старшее поколение высококвалифицированных специалистов-профессионалов. Молодежь в данную высокотехнологичную отрасль не пришла. Пока все делается умом и руками постепенно уходящих из жизни ветеранов - энтузиастов своего дела. Через несколько лет многие ведущие специалисты закончат свою деятельность. Это означает, что при сохранении существующей политики, не учитывающей необходимость обеспечения преемственности, знания старшего поколения будут потеряны, т. е. произойдет невосстановимая потеря знаний, особенно неотделимых. По утверждению А. Е. Варшавского, приблизительная оценка показывает, что: 1) будет потеряно еще не менее 10-15 лет при трудно прогнозируемых результатах дальнейших работ; 2) накопленный практический опыт будет утерян полностью и затем начнется этап заимствования (как в 1930-х гг.) [2, с. 25].

Наряду с этим приоритетной является и другая взаимосвязанная задача - в самое ближайшее время необходимо принять и реализовать комплекс мер по привлечение в науку значительного числа молодежи. Иначе при сохранении наблюдающихся тенденций снижения таких показателей, как численность исследователей на 1000 чел. населения и

численность исследователей на 1000 чел. с высшим образованием, расчеты которых проведены Л. Е. Варшавским и представлены в коллективной монографии [2, с. 90-96], усилится технологическое отставание (деградация) страны от уровня даже не самых развитых стран, и она надолго приобретет статус если не сырьевого придатка, то, скорее всего, вечно догоняющего государства по всем направлениям научного и технологического прогресса. Кроме того, необходимо не упустить еще имеющуюся возможность использовать опыт работающих ученых старших поколений и тем самым сохранить преемственность в отечественной науке.

Именно потенциал человека творческого, представителя научного сообщества будет служить движущей силой обновления, модернизации российского общества.

Литература

1. Друкер П. Ф. Эффективное управление предприятием: пер. с англ. М., 2008. С. 105.

2. Инновационная ориентация российских экономических институтов / под ред. В. Е. Дементьева. М., 2009. С. 23.

3. Медведев В. А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее России. М., 2003. С. 198.

4. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. М., 2007. С. 39.

5. Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике // Научные труды Международной академии менеджмента. М., 2006. С. 88.

6. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики: монограф. / под ред. И. Р. Курны-шевой, И. А. Погосова; науч. ред. С. Н. Сильверстов. СПб., 2010. С. 113-121.

7. Нонака И., Такеучи Г. Компания, создающая знания. М., 2003. С. 74.

8. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: пер. с англ. М., 2007. С. 243.

* * *

MODERN FACTORS OF TRANSFORMATION OF PROCESS WORK IN THE CONDITIONS OF FORMATION ECONOMY OF KNOWLEDGE

Yu. A. Yerlomov

In article the essence of economy of knowledge and modern lines of development of productive forces of a society are considered. The factors causing shift in character of modern work and defining fundamental transformation of process of work reveal. Specifications on essence and the maintenance of definitions «creativity» and «креативность» are proved.

Key words: knowledge, economy of knowledge, work, creativity, creative process, creative potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.