В аймаке Хэнтий выявлено наибольшее число положительных проб кала с ооцистами криптоспори-дий - 5, что составило 27,8 % от общего числа исследованных образцов. Все 5 положительных проб обнаружены у телят сомона Биндэр в местности Янгийн ам. В 2 из 5 образцов отмечено значительное число ооцист (5-30 в поле зрения), что может свидетельствовать об острой инвазии.
В аймаке Ховд выявлены 3 положительные пробы с единичными ооцистами криптоспоридий (6 % от общего числа обследованных). Все положительные результаты получены у телят сомона Буянт в местностях Цагаан бурхас (1 находка), Зумъяа (1 находка) и Бри-гадын тов (1 находка).
У отдельных диких млекопитающих Монголии также удалось выявить ооцисты криптоспоридий. Положительные находки обнаружены у 4 (8 %) из 50 обследованных животных аймака Ховд. Ими оказались представители грызунов: полуденная песчанка (3 образца) и краснощекий суслик (1 образец). В аймаке Омногоби из 50 образцов в 2 (4 %) пробах от краснощекого суслика найдены ооцисты. Обилие ооцист в положительных пробах от грызунов было незначительным: во всех случаях в мазке присутствовали единичные криптоспоридии.
В аймаках Селенге и Баянхонгор ни в одном случае в фекалиях грызунов и зайцеобразных ооцисты криптоспоридий не выявлены.
Наибольший процент пораженности телят (27,8 %) выявлен в Восточной Монголии (Хэнтийский аймак, сомон Биндэр). Именно в этом аймаке сосредоточена большая часть поголовья крупного рогатого скота (КРС) страны (более 2 млн голов), а по территории сомона Биндэр протекает довольно много рек. Учитывая приоритетно водный путь распространения криптоспо-ридий и связанные с этим вспышки заболеваемости людей и животных, обусловленные употреблением сырой воды (10, 12), скорее всего, имеет место постоянная поддержка имеющихся природных очагов крип-тоспоридиоза на сельскохозяйственных животных. Из-
вестно, что Cryptosporidium parvum - паразит как КРС, так и человека, что дает основание предполагать случаи возможного инвазирования людей и требует проведения отдельного эпидемиологического исследования.
Ооцисты криптоспоридий удалось обнаружить в Западной Монголии (аймак Ховд) и Южной (аймак Омногоби) у полуденной песчанки и краснощекого суслика. Это территории с более засушливым климатом, с преобладанием полупустынь и пустынь. Уровень зараженности данных видов на указанных территориях довольно низок: соответственно 8 и 4 %. У других 6 исследованных видов о. Rodentia и 3 видов о. Lagomorpha криптоспоридии не обнаружены. Низкий уровень пораженности диких млекопитающих может быть связан с резко континентальным климатом: морозной зимой с температурой до - 15-20 °С и ниже, высокой летней температурой, когда поверхность нагревается до 40 °С, и чрезвычайно малой влажностью, зачастую полным отсутствием воды, что является лимитирующим фактором для сохранения ооцист. Однако определенные выводы делать преждевременно, так как выборка и количество исследованных на криптоспори-диоз животных были достаточно малы.
Наши данные, безусловно, доказывают наличие эндемичных природных очагов криптоспоридиоза в Монголии. Тем не менее, требуются более подробные исследования, в том числе изучение видовой структуры р. Cryptosporidium молекулярно-биологическими методами, покольку достоверно описано, по крайней мере, 16 видов р. Cryptosporidium, причем 8 из них (преимущественно C. parvum и С. hominis) обнаружены у человека.
Таким образом, в результате работы впервые на территории Монголии у телят и диких грызунов (краснощекий суслик и полуденная песчанка) обнаружены криптоспоридии. Наличие криптоспоридий у животных свидетельствует о существовании определенного механизма передачи возбудителя и способности ооцист выживать во внешней среде в условиях резко континентального засушливого климата.
СОВРЕМЕННЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИКСОДОВЫХ КЛЕЩЕВЫХ БОРРЕЛИОЗОВ В ЮЖНО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ
А.Б. Конькова-Рейдман, В.И. Злобин *
Челябинская государственная медицинская академия,
*Иркутский государственный медицинский университет
Отмечаемое в последние годы в Российской Федерации ухудшение эпидемиологической ситуации по природно-очаговым болезням, переносимым иксо-довыми клещами, обусловлено резкой активизацией эпизоотического процесса в природных очагах, изменением поведения людей и условий их проживания, а также уровнем организации эффективности эпи-
демиологического надзора. На территории лесостепной и горно-лесной зоны Челябинской области широко распространены природные и антропургические очаги иксодовых клещевых боррелиозов (ИКБ). Заболеваемость ИКБ в Южно-Уральском регионе России ежегодно в несколько раз превышает среднероссийский уровень. Поэтому очевидно, что для своевременной
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
диагностики и терапии ИКБ необходимы достоверная информация о геновидовом разнообразии боррелий, циркулирующих на данной территории, и установление вклада боррелий различных геновидов в развитие региональной инфекционной патологии.
Цель исследования: установить региональные особенности этиологии, эпидемиологии, клиники ик-содовых клещевых боррелиозов на эндемичной территории Южного Урала.
Материалы и методы. Для анализа эпидемиологической ситуации по трансмиссивным клещевым инфекциям в г. Челябинске и Челябинской области изучены архивные данные заболеваемости ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» за период с 1998 по 2010 гг. Определение зараженности возбудителями ИКБ осуществлено у 3185 переносчиков методом темнопольной микроскопии. Генетическая вариабельность боррелий изучена при исследовании 1522 экземпляров клещей Ix. persulcatus, 100 образцов крови больных ИКБ. Нуклеиновые кислоты из индивидуальных клещевых суспензий выделяли с использованием набора РИБО-сорб производства «Интер-ЛабСервис» (г. Москва) в соответствии с инструкцией производителя. Детекцию ДНК боррелий проводили посредством ПЦР с тест-системой «Ампли-Лайм» (# КА-002-2) производства ООО «Омникс» (г. Санкт-Петербург) на амплификаторе «Терцик» производства «ДНК-технология» (г. Москва).
На базе клинической кафедры инфекционных болезней ГКБ № 8 г.Челябинска под нашим наблюдением находилось 267 больных ИКБ. Для ИФА использовали тест-системы «Боррелиоз-ИФА-IgM» и «Боррели-оз-ИФА-IgG» производства НПФ «Хеликс» (г. Санкт-Петербург). Для изучения генетической вариабельности боррелий в биологическом материале от больных нами использовалась тест-система «Векто-Лам-ДНК-ампли-100» производства «Вектор-Бест», Новосибирск, с системой праймеров к fla-гену Borrelia burgdorferi sensu lato.
Результаты и обсуждение. Клинико-эпидемиоло-гический анализ инфекций, передающихся иксодо-выми клещами, на большинстве территорий Южного Урала показал, что ведущее место в заболеваемости населения занимают иксодовые клещевые боррелио-зы и значительно меньшее - клещевой энцефалит. Высокие показатели заболеваемости в г. Челябинске сохранялись в течение 13 лет наблюдения и в среднем составили 11,6 (Ме) с квартельным размахом 5,1614,19 на 100 тыс. населения (по области - 10,23 (Ме) с интерквартельным размахом 4,04-16,42. Заболеваемость ИКБ в 1998-2010 гг. отмечена на 37 административных территориях Челябинской области. Следует отметить расширение нозоареала ИКБ, поскольку в 1991-1998 гг. ИКБ регистрировались только на 26 административных территориях области.
Иксодофауна Челябинской области включает 3 вида иксодид, имеющих эпидемиологическое значение в распространении и передаче возбудителей ИКБ: Ixodes persulcatus, Dermacentor reticulatus, Dermacentor marginatus. Спонтанная инфицированность клещей боррелиями за период с 1998 по 2009 г., по данным тем-нопольной микроскопии, составила Me (13,0) с квартельным размахом 3,4-32,4 %, а по данным ПЦР -Me (26,2) с квартельным размахом 18,6-34,5 %. Зара-
женность клещей боррелиями у D. reticulatus варьирует от 0 до 14 %, D. marginatus - от 0 до 4,8 %. Из 353 исследованных методом ПЦР клещей в 35,4 % (абс. 125) случаев обнаружена ДНК B. burgdorferi sensu lato. Наиболее часто выделяли геновид В. garinii (30,98 % - B. ga-rinii NT 29; 30,98 % - B. garinii 20047), реже В. ^zeHi -в 27,02 %. Микст-зараженность различными геновида-ми наблюдалась в 9,8 % случаев. Таким образом, в природных очагах Южного Урала практически повсеместно распространены и совместно циркулируют B. garinii и B. afzelii. Геновид B. garinii представлен двумя типами: 20047т и NT29.
Влияние антропогенного фактора на формирование уровня заболеваемости отмечено практически на всех рассматриваемых территориях. Среди социальных факторов, приведших к увеличению лоймо-потенциала природных очагов, необходимо отметить значительное увеличение количества личного легкового автотранспорта и выездов горожан в леса на отдых, развитие садоводства и огородничества и т. д. В результате таких изменений возрос риск заражения населения возбудителями трансмиссивных инфекций. Среди заболевших преобладали горожане: 78,5 %. Соотношение заболевших женщин и мужчин составило 1:1,3. Среди больных ИКБ преобладали лица старше 40 лет (средний возраст - 43,1 ± 1,3). За последние 10 лет среди больных ИКБ в области 30,3 % составили пенсионеры, 15,9 % - неработающие, 16 % - рабочие промышленных предприятий. Случаи профессиональных заболеваний не превышают 2,1 %. Дети болели ИКБ реже взрослых (удельный вес 20,4 %).
Под нашим наблюдением находилось 267 больных ИКБ. Острое течение инфекционного процесса (1-я стадия заболевания) наблюдалось у 220 (82,4 %) больных. Подострое течение инфекционного процесса с ранними органными поражениями (2-я стадия) наблюдалось у 34 больных (12,7 %), хроническое течение (3-я стадия заболевания) в процессе динамического наблюдения было зарегистрировано у 16 (5,9 %) больных. Манифестные эритемные формы наблюдались у 200 больных. Среди обследованных мужчин было - 113 (42,3 %), женщин - 87 (32,5 %). Средний возраст среди мужчин и женщин был сопоставим и составил 44,8±1,8 и 44,4±2,5 соответственно. Нами изучен генетический спектр боррелий, обнаруженных в крови 61 больного ИКБ на 8-14 день заболевания, что соответствует гематогенной диссеминации возбудителя и совпадает с оптимальными сроками изоляции боррелий из крови пациентов культуральным методом (В.Ю. Тетерин, Э.И. Коренберг и др., 2010). У 39 больных (39 %) методом ПЦР не удалось обнаружить генетический материал боррелий, несмотря на положительные результаты серодиагностики (ИФА). Боррели-озная моноинфекция зарегистрирована в 45 случаях (73,7 %), в т.ч. вызванная B. afzelii - у 10 человек (16,4 %), B. garinii - у 25 больных (40,9 %) и B. burgdorferi s.s. -у 10 пациентов (16,4 %). Одновременное инфицирование несколькими разными геновидами боррелий было выявлено у 16 человек (26,3 % от всех больных с бор-релиозной инфекцией).
Результаты анализа клинического профиля у 260 больных ИКБ позволили сформулировать резюме о наличии региональных особенностей данного заболевания. Для острого и подострого течения ИКБ характерны:
1. Преобладание в структуре нозологического диагноза эритемных форм заболевания (74,9 %), ранняя диссеминация инфекции (25,4 % наблюдений). При подостром течении заболевания в структуре нозологического диагноза превалируют безэритемные формы (90 %).
2. Выраженный клинический полиморфизм и значимая частота регистрации синдрома органной патологии с признаками поражения нервной и сердечнососудистой систем, а также опорно-двигательного аппарата (50 %, 25,1 % и 12,6 % соответственно). У 34,5 % больных - комбинированная патология. Основные проявления нейроборрелиоза - серозный менингит (17,6 %), менингоэнцефалит (5,8 %), менингополи-радикулоневрит (5,8 %), нейропатия лицевого нерва (8,8 %), радикулоневриты (8,8 %), миофасциальный триггерный синдром (2,9 %).
3. Значимая вероятность формирования стойких неврологических резидуальных явлений (нарушение когнитивных функций, депрессивный эпизод) - 13,8 % и хронизации инфекционного процесса - 14,9 % при безэритемных формах ИКБ.
4. В структуре этиологического диагноза ИКБ протекали в виде моноинфекции (73,7 %) и боррелиоз-ной микст-инфекции (26,3 %). В 40,9 % случаев бор-релиозная моноинфекция была вызвана геновидом
B. garinii, в 16,4 % случаев - геновидом B. afzelii и в 16,4 % случаев - геновидом B. burgdorferi s.s.
Клиническая характеристика хронического ИКБ в Челябинской области включает:
1. Преобладание полисиндромного варианта течения заболевания (61,5 %) с преимущественным поражением НС и опорно-двигательного аппарата (30 %); с одинаковой частотой встречались полипатии в виде поражений суставов, сердечно-сосудистой систем (12,5 %) и поражение НС в сочетании с кардиальны-ми проявлениями (12,5 %); реже - поражение сердца и опорно-двигательного аппарата (6,5 %). Изолированная неврологическая патология наблюдалась у 38,5 % больных.
2. Основные проявления нейроборрелиоза - асте-новегетативные расстройства (31,3 %), периферические аксональные демиелинизирующие нейропатии (31,2 %), радикулопатии (12,5 %), признаки энцефалопатии (25 %).
3. В структуре артрологической патологии - превалирование артралгического синдрома (37,5 %), частота регистрации артритического синдрома -6,25 %.
4. Проявление кардиальной патологии - субклиническая кардиомиопатия с наличием только ЭКГ-симптомов (25 %).
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРОФИЛАКТИКИ КЛЕЩЕВОГО ВИРУСНОГО ЭНЦЕФАЛИТА
В.К. Ястребов, Т.Г. Хазова
ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»
Клещевой вирусный энцефалит (КВЭ) продолжает оставаться одной из актуальных природно-оча-говых инфекций в Российской Федерации как по обширности очаговых территорий, так и по тяжести и последствиям заболевания. В последние 20 лет эта нейроинфекция привлекает к себе все большее внимание органов и организаций Роспотребнадзора, органов здравоохранения и специалистов научно-исследовательских учреждений, т.к. начавшийся в середине 80-х годов прошлого столетия резкий подъем заболеваемости населении КВЭ продолжается, не имея устойчивой тенденции к снижению. Возрастание заболеваемости КВЭ происходит повсеместно, кроме того, наблюдается расширение нозоареала этой инфекции, т.е. ряд территорий, ранее считавшихся благополучными по КЭ, в последние годы стал считаться эндемичным. Между тем, отнесение тех или иных территорий РФ к эндемичным по КВЭ требует экологического и эпидемиологического обоснования.
Территориальное распределение заболеваемости КВЭ характеризуется неравномерностью.
В последний период в Сибирском федеральном округе регистрировалось до 45 % случаев заболева-
ний КВЭ от общей их суммы в РФ, 21,1 % - в Приволжском, 14,3 % - в Северо-Западном, 14,1 % - в Уральском, 3,8 % - в Центральном и 1,5 % - в Дальневосточном федеральных округах.
В аспекте методики оценки степени эпидемической опасности очаговых территорий по КВЭ в Омском НИИ природно-очаговых инфекций проведены многолетние исследования, накоплен большой опыт, разработаны соответствующие критерии, позволившие осуществить эпидемиологическое районирование по степени риска заражения регионов Западной Сибири, Амурской области и Красноярского края (Ф.Ф. Бусыгин, В.И. Пригородов, 1985; Ф.Ф. Бусыгин, И.И. Богданов с соавт., 1988; В.К. Ястребов, Ф.Ф. Бусыгин, В.И. Пригородов, И.И. Богданов, 1996; Ф.Ф. Бусыгин, И.И. Богданов с соавт., 1986; Т.Г.Хазова, Г.А. Евтушок с со-авт., 1995).
В настоящей статье методического содержания обобщены результаты исследований, проведенных в Омском НИИ природно-очаговых инфекций, и изложены основные принципы оценки эндемичности территорий Российской Федерации по КВЭ. Сформулированная нами система эколого-эпидемиологического