Научная статья на тему 'Современные элементы складской инфраструктуры товародвижения'

Современные элементы складской инфраструктуры товародвижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные элементы складской инфраструктуры товародвижения»

2. Письмо ЦБ РФ № 249-Т от 20 декабря 2013 года «О предоставлении клиентам - физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profbanking.com/library/ carrying-out-non-cash-payments/1549-249-t.html. (Дата обращения 23.04.2014).

3. Ушаков Ю.В. Компания использует электронные деньги //Учет в торговле. -2011. №11. -С 24-29.

4. Шиганов Д. Как отражать операции с электронными деньгами по новым правилам//Главбух.-2011. № 16. - С 73-79.

5. Российский рынок электронных денег, J'son & Partners Consulting. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://json.tv/ict telecom analytics view/rossiyskiy-rynok-elektronnyh-deneg. (Дата обращения 25.06.2014).

6. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив. Выступление на Первой международной конференции «Налично-денежное обращение: модели, стандарты, тенденции», 3 июля 2007 г., Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/Yurov.pdf. (Дата обращения 23.04.2014).

СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СКЛАДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Евтодиева Т.Е.

д.э.н., доцент кафедры коммерции и сервиса Самарский государственный экономический университет, г.Самара

Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления включает их куплю-продажу и товародвижение. Под товародвижением понимается деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю над физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя [2, с.435]. Комплекс элементов товародвижения включает в себя транспортировку, хранение, контакты с потребителями.

Роль и значение складского обеспечения процессов товародвижения меняется в зависимости от конкретных условий движения материального потока. С одной стороны, чем меньше времени товар находится на складе, тем эффективнее функционирует система товародвижения, и, наоборот, отсутствие складских систем снижает надежность снабжения торговых предприятий и своевременного сбыта.

Развитие складской инфраструктуры, как элемента системы товародвижения определяется следующими факторами:

1) развитием промышленности, в частности автомобилестроения, требующего быстрой оборачиваемости запасов и исполнения заказов и как следствие, оперативного перемещения материальных потоков к местам потребления, которое невозможно обеспечить без операций складирования;

2) устойчивой тенденцией роста товарооборота розничной торговли и активизации сетевой торговли, обусловленного ростом платежеспособного спроса потребителей и их стремлением потреблять качественную продукцию, что ведет к оживлению спроса на все категории складов;

3) расширением деятельности международных производственных сетей на территории России и формированием ими систем дистрибуции для продвижения продукции на региональные рынки, испытывающих потребность в наличии современных складских операторов с полным набором услуг;

4) развитием концепции «управления цепями поставок» и практическим применением ее в бизнесе, являющейся действенным инструментом снижения затрат. Использование современных складских комплексов совместно с использованием эффективных методик

управления запасами и минимизации логистических затрат значительно облегчат работу по снижению общих затрат рыночных субъектов.[1, с.36]

Особенностью рынка складских услуг является неравномерность его развития, определяемая уровнем развития региональных рынков и концентрацией производства. Большая часть складских операторов предлагает свои услуги в восьми крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Однако отмечается региональная экспансия, территориальное направление которой определяется географическим развитием бизнеса основных клиентов складских операторов.

В настоящий момент времени рынок складских услуг сложно отнести по квалифицирующим признакам к определенному типу рынка, не разделив его по классам складских площадей и регионам. Складские услуги, предлагаемые складами категории А и В, ориентированных в большей мере на переработку, а не на хранение запасов, оказываются в условиях «рынка продавца» в силу превышения спроса со стороны участников рынка над предложением, исходящим от складских операторов. Напротив, услуги, предоставляемые складами категории С и D, функционируют в условиях «рынка покупателя». Обособленно стоят складские услуги, предоставляемые складами с таможенным режимом хранения.

Основных клиентов складских операторов можно объединить в 5 сегментов:

- розничные сетевики, формирующие региональные сети;

- оптовики, работающие в сегменте FMCG (филиалы, представительства, дистрибуторы);

- компании, занимающиеся адресно-почтовой или адресной доставкой от производителя;

- местные и региональные производители на территории присутствия складской сети;

- 5)мелкие компании, которые требуют аренды малых по площади складов.

Первые два сегмента определяют развитие рынка складских услуг в Российской Федерации. Таким образом, можно отметить, что развитие складской инфраструктуры

следует за развитием клиентов, иногда опережая и прогнозируя потенциальный спрос.

С учетом реалий рынка складских услуг можно выделить следующие форматы складов, имеющих место в современной системе товародвижения:

1) складской комплекс;

2) логистический комплекс;

3) логистический парк.

Складской комплекс представляет собой комплекс складских помещений для хранения товаров и грузов, объединенный огороженной территорией или единым покрытием. На территории складского комплекса производятся операции по складской логистике, включающие содержание запасов, обеспечение их сохранности, рациональное размещение запасов по территории и площади склада, а также их учет и обновление.

Типовой набор услуг, предлагаемый складскими сетями в складских комплексах, включает следующие виды услуг:

- организация ответственного хранения товаров;

- погрузочно-разгрузочные работы;

- сортировка грузов;

- -подбор и формирование (комплектация) заказов с учетом различных критериев (по заказу клиента, по адресу доставки, по номеру партии, по сроку годности и др);

- предпродажная подготовка товара;

- расформирование заказов по требованию клиента и размещение подобранных единиц товара;

- упаковка и переупаковка товаров;

- кросс-докинг;

- обмер, взвешивание товара по требованию клиента;

- маркировка товаров;

- доставка товаров в адрес грузополучателя;

- работа с возвратом и браком;

- инвентаризация;

- полный информационный сервис для клиента;

- организация утилизации бракованного товара по распоряжению клиента;

- пломбировка транспорта, осуществляющего доставку товаров клиента.

В частности компания ООО «Логика Движения», функционирующая на рынке г. Самары и Самарской области как оператор складской логистики, оказывает клиентам следующие виды складских услуг: приемка товара клиента по количеству и качеству, размещение в ячейках адресного хранения на складе в Самаре; комплектация заказов для отправки контрагентам клиента и их упаковка; кросс-докинговые операции (обработка грузов клиента без хранения); подготовка товарно-сопроводительных документов; маркировка, стикерование и т. п. грузов клиента; упаковка и переупаковка товаров клиента, подготовка продукции клиента к маркетинговым акциям; различные виды инвентаризации (выборочная, циклическая, полная); полный информационный сервис для клиента (учет любого вида — партионный, по срокам годности и т. п., — оперативное информирование клиента о текущих остатках, отгрузках и приемке товара на складе в г. Самара); организация утилизации бракованного товара по распоряжению клиента; пломбировка транспорта, осуществляющего доставку товаров клиента.

Возможность реализации складских услуг, а также их качество во многом определяются классом складского помещения. В современных условиях принято разделение складской недвижимости на классы - А, В, С, D. Складские комплексы могут функционировать на всех классах складских площадей.

Логистический центр (транспортно - логистический центр) представляет собой специализированное предприятие, осуществляющее координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль. В данных центрах осуществляется обработка и хранение грузов, предоставление услуг по таможенному оформлению грузов, оказание информационных, брокерских услуг, услуг по техническому обслуживанию транспортных средств и иных видов услуг.

Полагаясь на групповой классификатор услуг оптового рынка, можно охарактеризовать состав услуг, предлагаемый логистическим центром и представить их следующим образом [4,с.50-51]:

Услуги, предлагаемые логистическими центрами (код 100 000)

Таблица 1

Код Наименование услуги

101000 Погрузочно-разгрузочные работы

101100 Погрузочно-разгрузочные работы тарно-штучных грузов в ящиках

101200 Погрузочно-разгрузочные работы грузов в мешках

101300 Погрузочно-разгрузочные работы катно-бочковых грузов

101400 Погрузочно-разгрузочные работы тяжеловесов (оборудования)

101500 Погрузочно-разгрузочные работы автотехники

101600 Погрузочно-разгрузочные работы в кипах

101700 Погрузочно-разгрузочные работы скоропортящихся грузов

101800 Погрузочно-разгрузочные работы прочих грузов

101900 Расчет оплаты за погрузочно-разгрузочные работы

102000 Транспортировка грузов

02100 Транспортировка железнодорожным транспортом

102200 Транспортировка речным транспортом

102300 Транспортировка морским транспортом

102400 Транспортировка автомобильным транспортом

102500 Транспортировка воздушным транспортом

102600 Транспортировка в смешанном сообщении

102700 Доставка грузов (товаров) от «двери к двери»

102800 Внутрипроизводственное (внутрискладское) перемещение грузов

102900 Расчет провозных плат

Код Наименование услуги

103000 Складирование и хранение товаров

103100 Счет груза и количественная приемка груза

103200 Качественная приемка товара

103300 Штабелирование груза в местах хранения

103400 Укладка груза в складские стеллажи

103500 Сепарирование товара (груза)

103600 Подготовка и формирование партий поставки (отгрузки)

104000 Транспортно-экспедиторские услуги

104100 Упаковка и маркировка грузов

104200 Оформление перевозочных документов и товарно-транспортных накладных

104300 Розыск товара

104400 Пломбирование груза

104500 Уведомление о прибытии груза

104600 Сопровождение грузов

104700 Вызов агента-логиста для оформления заказа на перевозку и другие услуги

104800 Предоставление камер (помещений) для временного (краткосрочного) хранения груза

104900 Прочие транспортно-экспедиционные услуги

105000 Прочие логистические услуги

Основной задачей данного складского формата является организация доставки грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами. Таким образом, логистические центры позволяют сокращать длину цепи поставок, оптимизировать товарные потоки, повышать маневренность поставок.

Логистические центры в зависимости от выполняемых задач и функций можно разделить на следующие категории:

- международные логистические центры (International Logistics Center of Distribution - LCD);

- региональные логистические центры (RLCD);

- локальные логистические центры (LLCD);

- логистические торгово-распределительные центры (Trade Logistics Center of Distribution - TLCD);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- центры логистических услуг (Center of Logistics Service - CLS).

Логистический парк - это многофункциональное рыночное предприятие, объединяющее на единой платформе компании разных сфер деятельности и транспортные коммуникации, оказывающее комплекс услуг по хранению и обработке контейнерных и прочих грузов; обеспечивает перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, а также включают комплекс услуг, позволяющих координировать деятельность всех участников рыночной цепочки и обеспечивать перемещение материальных потоков от первичного источника до конечного потребителя (координационное обслуживание потоков). В связи с этим логистический парк помимо услуг по доставке и хранению продукции включает в себя:

- прием заявок на доставку грузов и оказание дополнительных услуг;

- информирование клиентов о правилах и условиях доставки, о порядке оплаты стоимости доставки, о правилах расчетов с перевозчиками и санкциях при несоблюдении и невыполнении условий договора;

- оформление договоров и товарно-транспортной документации;

- консультации по вопросам, связанным с перевозками грузов и тарифами;

- разработку системы доставки для выполнения заказа, включая выбор перевозчиков, экспедиторов, складов и страховых организаций;

- информирование получателей о местах нахождения груза (отслеживание движения грузов);

- сбор, обработка и передача участникам процесса доставки сведений о дополнительных услугах, требуемых потребителям;

- изменение нормативных документов и технологии процесса доставки в целях ускорения выполнения услуг и повышения уровня их качества;

- информирование заказчика о необходимости изменения условий доставки по форс-мажорным обстоятельствам и принятие согласованных решений;

- формирование необходимой отчетности для потребителя [3,с.258-259].

Логистические парки имеют мощную инфраструктуру, включая таможенные посты и парки автомобильного транспорта, экспедиционные фирмы, экспертные и финансовые организации, торговые объекты, связанные с обслуживанием данного формата, объекты информационного обеспечения, охранные агентства, предприятия питания и гостиничного бизнеса. Обязательным условием функционирования такого парка является возможность организации производства на территории данного предприятия, а также наличие автономной системы жизнеобеспечения.

В настоящее время логистические парки сконцентрированы на территории Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга, что объясняется объемами грузопотоков, проходящих через территории данных областей.

Особенностью территориального расположения логистических парков является непосредственная близость к транспортным развязкам, железнодорожным станциям, портам и аэропортам, что обеспечивает возможность интеграции всех видов транспорта. Так, логистический парк «Крекшино» расположен в Наро-Фоминском районе Московской области, в 24 км от МКАД между Минским и Киевским шоссе в 10 километрах от международного аэропорта Внуково. Международный логистический парк «Уткина заводь» располагается в 200 метрах от границы с г.Санкт-Петербург в непосредственной близости от Московского шоссе, принимающего основные транспортные грузопотоки.

В целом, динамика рыночных отношений позволяют предположить, что в ближайшее время продолжится

активное развитие рассмотренных форматов складов на территории российской Федерации.

Список литературы:

1. Евтодиева Т.Е., Хромых А.А. Характеристика логистических центров как элементов товародвижения

// Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара,2013. №4(102). С.34-38.

2. 2.Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 2010. с.-435.

3. З.Основы логистики / Под ред.В Щербакова.. [Текст].-СПб.: Питер, 2009

4. 4.Храмешкин Н, И. Трансакционная деятельность в коммерческой логистике. СПб., 2004.

ДИАГНОСТИКА ТРАНСФОРМАЦИЙ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Федоркевич Денис Юрьевич

Канд. экон. наук, доцент кафедры теории и методики профессионально-педагогического образования, г. Бийск,

Миляева Лариса Григорьевна Доктор экон. наук, проф. кафедры экономики предпринимательства, г. Бийск

На современном (трансформационном) этапе экономического развития особую актуальность и значимость приобретают так называемые трансформационные исследования, нацеленные в сфере кадрового менеджмента на выявление и комплексный анализ изменений наиболее значимых параметров (состава и структуры заработной платы работников, мотивационного профиля персонала, приоритетности кадровых проблем, профессиональной компетентности работников и т.д.).

В данном контексте уточнения требуют два момента, касающиеся допустимости идентификации того или иного изменения (преобразования) в качестве трансформации: «Какой глубины должно быть изменение? За какой период (временной интервал) оно должно произойти?».

Ответы на поставленные вопросы, по сути, формируют основу авторской концепции, согласно которой [1, с. ]:

1. Изменение должно быть существенным (явным, ощутимым, кардинальным и т.д.). Учитывая относительность количественных оценок, для измерения «глубины трансформаций» логично использовать шкалу «описательных градаций». В частности, трехуровневую: 1) незначительное (практически не ощутимое) изменение; 2) изменение ощутимое, но не кардинальное; 3) значительное изменение (изменение-преобразование, изменение-трансформация).

2. Изменение трансформационного характера априори не может быть мгновенным. Опираясь на компиляци-онную позицию и собственные наблюдения, анализируемый период должен составлять, как минимум, три-четыре года.

Базирующийся на представленных принципах методический подход к анализу структурных трансформаций предполагает последовательное выполнение следующих этапов:

1. Выявление по результатам сравнительного критического анализа профильной литературы дискуссионных точек зрения; конкретизация авторской позиции.

2. Обоснование структурных составляющих анализируемого объекта (параметра кадрового менеджмента). Допустим, изучаемый объект формируют пять компонент, условно обозначенных: К1; К2; К3; К4; К5.

3. Представление гипотезы, обосновывающей возможность и характер трансформационных изменений.

4. Проведение анкетного опроса респондентов (в разрезе функциональных категорий). Целевой блок анкеты должен включать пять (по числу выделенных струк-

турных составляющих) вопросов: «Как (подчеркните нужное) за последние 3-4 года изменилась значимость (удельный вес, доля) составляющей К: (далее К2, К3, К4, К5) работников Вашего предприятия: (не изменилась; изменилась незначительно; изменилась ощутимо, но не кардинально; изменилась значительно)?».

5. Обработка материалов опросной статистики - исчисление средней балльной оценки. При реализации данного этапа целесообразно использовать цифровую символику предлагаемых вариантов ответов: «не изменилась» -0 баллов; «изменилась незначительно» - 1 балл; «изменилась ощутимо, но не кардинально» - 2 балла; «изменилась значительно» - 3 балла.

6. Анализ полученных результатов - идентификация произошедших за анализируемый период изменений (К1, К2, К3, К4, К5). Представляется, что, рассчитав средний балл (по респондентам конкретного предприятия - при выявлении трансформации на локальном уровне или по респондентам предприятий того или иного кластера - при обследовании на кластерном уровне), можно идентифицировать зону и характер произошедших за анализируемый период изменений: от 0 до 0,5 баллов - мертвая зона (по сути, без изменений); от 0,6 до 1,5 баллов - зона колебаний (с незначительными изменениями); от 1,6 до 2,5 баллов - переходная (промежуточная) зона с ощутимыми, но не кардинальными изменениями; от 2,6 до 3,0 баллов -зона трансформаций (со значительными изменениями-преобразованиями).

Таким образом, констатировать наличие структурной трансформации правомерно лишь при средней балльной оценке изменения от 2,6 до 3,0. К сожалению, при любом результате меньше 2,6 баллов, возможно лишь резюмировать наличие различного уровня изменений, но не трансформаций.

Представленный методический подход в начале 2014 года успешно прошел апробацию на примере диагностики трансформационных изменений составляющих кадровой политики промышленных предприятий Алтайского края - членов Союза промышленников 23)

Теоретико-методологической основой исследования послужило, с одной стороны, позиционирование кадровой политики как неотъемлемой составной части общей политики предприятия и важнейшего фактора повышения его конкурентоспособности, а, с другой, как интегратора специфических политик: занятости персонала, развития персонала, оценки и стимулирования персонала, политики трудовых отношений и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.