Научная статья на тему 'Современные экономические и организационно-педагогические аспекты деятельности частных спортивных школ в России'

Современные экономические и организационно-педагогические аспекты деятельности частных спортивных школ в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ УСЛУГИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIVATE SPORTS SCHOOL / ECONOMIC ASPECTS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SERVICES / YOUTH SPORTS / MINIMUM AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Братков Кирилл Ильич, Гурин Ярослав Валерьевич

В статье рассмотрены экономические и организационно-педагогические аспекты работы частных спортивных школ, оказывающих физкультурно-спортивные услуги населению. В качестве фактических данных использованы впервые собранные авторами материалы по видам оказываемых физкультурно-спортивных услуг, ценовой политике, целевой аудитории, численности и квалификации тренерского персонала, предлагаемому возрасту начала занятий. Отдельно рассмотрена специфика работы частных спортивных школ в командных игровых, сложно-координационных видах спорта и спортивных единоборствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Братков Кирилл Ильич, Гурин Ярослав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern economic and organizational-pedagogical aspects of private sport schools in Russia

The article discusses the economic and organizational and pedagogical aspects of the work of private sports schools that provide physical education and sports services to the population. For the first time, the data collected by the authors on the types of physical and sports services provided, pricing policies, the target audience, the number and qualifications of the coaching staff, and the suggested start-up age were used as evidence. Separately, the specificity of the work of private sports schools in team games, complex coordination sports and martial arts.

Текст научной работы на тему «Современные экономические и организационно-педагогические аспекты деятельности частных спортивных школ в России»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РОССИИ

К.И. БРАТКОВ, МФПУ «Синергия», Москва;

Я.В. ГУРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье рассмотрены экономические и организационно-педагогические аспекты работы частных спортивных школ, оказывающих физкультурно-спортивные услуги населению. В качестве фактических данных использованы впервые собранные авторами материалы по видам оказываемых физкультурно-спортивныхуслуг, ценовой политике, целевой аудитории, численности и квалификации тренерского персонала, предлагаемому возрасту начала занятий. Отдельно рассмотрена специфика работы частных спортивных школ в командных игровых, сложно-координационных видах

спорта и спортивных единоборствах.

Ключевые слова: частная спортивная школа, экономические аспекты, организационно-педагогические аспекты, физкультурно-спортивные услуги, детско-юношеский спорт, минимальный возраст.

MODERN ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PRIVATE SPORT SCHOOLS IN RUSSIA

K.I. BRATKOV, MFIU "Synergy", Moscow;

Ya.V. GURIN, FSBIFSC VNIIFK

Abstract

The article discusses the economic and organizational and pedagogical aspects of the work of private sports schools that provide physical education and sports services to the population. For the first time, the data collected by the authors on the types of physical and sports services provided, pricing policies, the target audience, the number and qualifications of the coaching staff, and the suggested start-up age were used as evidence. Separately, the specificity of the work of private sports schools

in team games, complex coordination sports and martial arts.

Keywords: private sports school, economic aspects, organizational and pedagogical aspects, physical education and sports

services, youth sports, minimum age.

Экономические и организационно-педагогические аспекты работы частных спортивных школ как части системы подготовки спортивного резерва в России достаточно редко становятся предметом научных исследований [1]. Основное внимание исследователей экономики спорта и специфики управления физической культурой и спортом как отраслью народного хозяйства обращено на вопросы экономических отношений в профессиональном спорте [2] и функционирования профессиональных спортивных клубов [3], спортивных федераций [4], фитнес-индустрии [5] и государственных спортивных

школ [6]. Со стороны органов государственной власти уделяется внимание работе государственных спортивных учреждений (спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва и центров спортивной подготовки). В то же время в России в течение 30 лет формируется рынок физкультурно-спортивных услуг в форме тренировочных занятий и соревнований для детей, организуемый предпринимателями и частными лицами.

Особенно активно данный сегмент рынка начал развиваться в 2000-е годы. Предпринимательство в детском

спорте было представлено чаще всего в виде коммерческой деятельности тренеров и учителей физической культуры [7]. Данные категории специалистов активно организовывали на базе физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) и спортивных залов образовательных организаций платные секции и кружки. К настоящему времени сформирован полноценный рынок физкуль-турно-спортивных услуг для детей, включающий в себя:

• производителей услуг: комплексные и специализированные частные спортивные школы разных организационно-правовых форм;

• потребителей услуг: родителей и детей различных возрастов, приобретающих платные услуги в виде тренировочных занятий, тренировочных сборов и возможности участия в детских спортивных соревнованиях;

• других участников рынка, имеющих свои экономические интересы в данном сегменте: производители и продавцы детской спортивной экипировки и инвентаря, специализированного оборудования и спортивных сооружений.

В соответствии с мировыми тенденциями [8], в России также происходит коммерциализация спорта. Касается она не только спорта высших достижений и профессионального спорта, но и одного из наиболее социально-ориентированных сегментов - детско-юношеского (детского) спорта [9].

Для изучения экономических и организационно-педагогических особенностей функционирования частных спортивных школ как субъектов частного сектора детско-юношеского спорта были использованы аналитические методы, метод экспертных оценок, статистические методы, юридический и контент-анализ.

Для характеристики данного рынка услуг была сформирована выборка из числа спортивных школ городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Красноярска (всего 58 организаций) по командным игровым (футбол, хоккей), игровым (теннис), спортивным единоборствам (бокс, дзюдо) и сложно-координационным (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках).

При формировании выборки учитывались:

- социально-экономические условия региона России;

- специфика экономических отношений, сложившаяся в отдельных видах спорта;

- популярность и масштаб деятельности конкретных спортивных школ.

При изучении деятельности частных спортшкол использовались данные из открытых источников по проблеме исследования, официальной государственной статистики, анализ уставных документов исследуемых организаций, контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативно-правовых документов.

При рассмотрении деятельности частных спортивных школ авторами были выделены основные экономические и организационно-педагогические аспекты:

> большинство частных спортивных школ предлагают физкультурно-спортивные, спортивно-оздоровительные и досуговые услуги. Часть спортивных школ предлагает

подготовительные тренировочные занятия для зачисления в государственные спортивные школы или академии;

> нормативное правовое регулирование деятельности данных школ осуществляется на основании общего гражданского и административного законодательства. Юридически школы не оказывают образовательные услуги или услуги спортивной подготовки, поэтому на них не распространяются требования федерального законодательства в данной области - федеральные стандарты спортивной подготовки (ФССП), санитарные правила и нормы для организаций дополнительного образования (СанПин), требования к предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта;

> программы подготовки, реализуемые спортивными школами, опираются на экспертное, авторское мнение наиболее квалифицированных тренеров школы или методические разработки кафедр по теории и методике видов спорта ведущих российских спортивных ВУЗов. Также нередко декларируется, что программы заимствуют зарубежный опыт;

> местом оказания услуг являются государственные и муниципальные спортивные сооружения (физкультурно-оздоровительные комплексы, универсальные спортивные залы, стадионы), арендуемые спортивной школой. Логично, что местом оказания услуги являются площадки, максимально приближенные к общеобразовательным и дошкольным учреждениям (школы, детские сады), спальным районам и местам проживания потенциальных потребителей.

Масштабы деятельности спортивной школы зависят от множества факторов, в том числе экономического и организационно-педагогического характера. Авторами статьи были выделены основные, на их взгляд, факторы, оказывающие влияние на качество и масштаб работы частной спортивной школы (рис. 1).

Особенности вида спорта и региона России

Квалификация тренеров

Нормативное

правовое регулирование

Фактор спроса на услуги

Доступность спортивных сооружений

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на качество работы частных спортивных школ в России

Рентабельность деятельности частной спортивной школы напрямую зависит от соотношения ее доходов (определяемых от количества занимающихся детей, перечня предлагаемых услуг, качества данных услуг и их стоимости) и расходов (стоимости аренды спортивного сооружения, оплаты труда тренеров и специалистов, накладных расходов, расходов на рекламу и содержание управленческого аппарата). Поэтому владельцы частных

С*)

спортивных школ выбирают один из четырех вариантов развития своей организации:

• создание спортшколы «шаговой доступности» с 34 тренерами и идентичным количеством мест оказания услуг;

• создание «подготовительной» спортшколы, направленной на подготовку к зачислению ребенка в академию профессионального спортивного клуба (тренеров обычно 10-15 человек, мест оказания услуг -не больше 2);

• создание специализированной спортшколы, работающей с уже занимающимися детьми по индивидуальным программам с целью повышения их спортивного мастерства (имеют 2-3 места оказания услуг, 4-5 тренеров, специализацию по конкретным амплуа - игровым видам спорта или программам выступления);

• создание спортивной школы по франшизе с использованием уже сформированной системы методического, организационного и информационного сопровождения.

Частная спортивная школа осуществляет свою деятельность в рамках действующего федерального и регионального законодательства. Поэтому большинство владельцев частных спортивных школ сознательно реализует досуговую и физкультурно-спортивную деятельность, а не образовательные услуги или услуги спортивной подготовки.

Это позволяет им конкурировать с государственными бесплатными спортивными школами и предоставлять услуги для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Родители детей, которые заинтересованы в физическом развитии своего ребенка, формируют платежеспособный спрос на услуги частной спортивной школы, при этом они руководствуются двумя «классическими» мотивами:

- оздоровление ребенка средствами физической культуры и спорта;

- подготовка ребенка к профессиональном спортивной карьере в избранном виде спорта.

Проанализировав более 20 групп в социальных сетях и обсуждений в интернет-форумах (гг. Москва, Санкт-

Петербург, Казань, Нижний Новгород, Красноярск), можно сказать, что родители уверены в том, что «чем раньше ребенок начнет заниматься, тем больше вероятность стать профессиональным спортсменом».

Спрос на услуги спортивной школы также зависит от популярности вида спорта. Если ориентироваться на государственную статистику в разрезе видов спорта (по итогам 2017 г.), то наибольшей популярностью пользуются платные занятия по: плаванию - более 41,5 тыс. чел., художественной гимнастике - более 10,7 тыс. чел., спортивной гимнастике - более 9,9 тыс. чел., футболу -более 8,5 тыс. чел., дзюдо - более 7,7 тыс. чел., фигурному катанию - более 6,2 тыс. чел., самбо - более 2,7 тыс. чел., спортивной акробатике и шахматам (более 2,3 тыс. чел.) [10].

Определенная мода на вид спорта определяет также стоимость самих услуг. Так, в Москве в 2017 г. абонемент на месяц занятий в футбольной школе в среднем стоил около 4500 руб., художественной гимнастикой -от 6000 руб., дзюдо - около 4000 руб., боксом - 3500 руб., фигурным катанием - от 8000 руб. Отдельно следует выделить хоккей, цены на занятия в Москве составляли в среднем 12 000 руб. в месяц.

Исходя из своих коммерческих задач, спортивные школы подробно информируют о степени квалификации тренерских кадров. На официальных сайтах, как правило, размещается следующая информация:

> уровень образования;

> опыт тренерской работы;

> пройденные программы повышения квалификации и зарубежные стажировки (если имеются);

> спортивные разряды и звания, полученные тренерами во время своей спортивной карьеры.

Вместе с тем следует отметить проблемную область в нормативном правовом регулировании работы частных спортивных школ. Большинство из них предлагают услуги детям в возрасте 3-4 лет (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ нормативного и фактического возраста начала занятий видами спорта

в частных спортивных школах

№ п/п Возраст начала занятий видом спорта

Вид спорта ФССП по виду спорта (лет)[11] СанПин 2.4.4.1251-03 (лет)[12] По данным исследования (лет) 1

1 Футбол 9 8 3-5

2 Хоккей 9 - 3-4

3 Художественная гимнастика 6 6 3-4

4 Фигурное катание на коньках 6 6 3-4

5 Теннис 7 7 4-5

6 Бокс 10 10 7-8

7 Дзюдо 7 10 3-4

1 На основании выборки из 58 организаций, составлено авторами.

Необходимо учесть, что в СанПиН 2.4.4.1251-03 от 2003 г. устанавливается минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы для занятия видами спорта. Однако в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"» [13] нормативы, регулирующие минимальный возраст начала занятий, не представлены. В п. 8.10 говорится о том, что зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. Это значит, что на частные спортивные школы, реализующие физкультурно-спортивные и досу-говые, а не образовательные услуги и услуги спортивной подготовки, действие данных нормативных правовых актов не распространяется.

Таким образом, стоит отметить необходимость регулирования деятельности частных спортивных школ в части нормативного правового и научно-методического обеспечения их работы.

С этой целью следует обозначить ряд проблемных областей:

- уровень квалификации тренеров и специалистов частных спортивных школ, работающих с детьми;

- соответствие авторских программ, реализуемых школами, государственным требованиям и условиям безопасности для занимающихся;

- минимальный возраст для зачисляемых в частные спортивные школы детей с учетом физиологических и психологических особенностей.

В качестве механизма решения данных проблем в текущих социально-экономических условиях следует предложить использование общественных советов и экспертных групп под руководством общероссийских и региональных спортивных федераций по видам спорта.

Литература

1. Арансон, М.В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М.В. Арансон, Л.Н. Овчаренко, Э.С. Озолин, Б.Н. Шус-тин // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 5. -С. 55-59.

2. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: автореф. на соиск. уч. степени док-ра пед. наук. - Малаховка, 2006. - 51 с.

3. Феофанов, Н.Ю. Анализ финансовых результатов деятельности профессионального спортивного клуба: автореф. на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. - Новосибирск, 2007. - 23 с.

4. Брюсов, Г.П. Модель деятельности спортивной федерации по развитию вида спорта в современных социально-экономических условиях: автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2012. - 24 с.

5. Серпер, С.А. Фитнес в России: проблемы и перспективы федерального и регионального развития / С.А. Серпер, О.М. Буранок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - Т. 18. - № 1. - 2016. -С. 14-18.

6. Мишуков, А.В. Управление организационно-методической деятельностью спортивной школы: автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук // Москва, 2006. - 22 с.

7. Снятков, А.Н. Развитие физической культуры и спорта в Москве (1990-2000 гг.) А.Н. Снятков // «Грамота» Тамбов. - 2017. - № 3 (77), в 2-х частях. - С. 142-145.

8. Ищенко, С.А. Коммерциализация в международном спортивном движении // Вестник ВУиТ. - 2010. - № 72. -С.111-118.

9. Малыгин, А.В. Финансирование спортивных организаций: структура и маркетинговые задачи // Вестник Российского международного олимпийского университета. - 2016. - № 2 (19). - С. 68-75.

10. Федеральное статистическое наблюдение по форме 5-ФК за 2017 год. - URL: https://www.minsport.gov.ru/ sport/podgotovka/82/1452/

11. Приказы Министерства спорта Российской Федерации об утверждении федеральных стандартов спортивной подготовки по олимпийским видам спорта. - URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ (дата обращения 25.01.2019).

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03». -URL: https://base.garant.ru/12131083/ (дата обращения 25.01.2019).

13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"». -URL: https://base.garant.ru/70731954/ (дата обращения 25.01.2019).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aranson, M.V., Ovcharenko, L.N., Ozolin, E.S. and Shustin, B.N. (2016), Analysis of current trends in scientific research in sports of higher achievements, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 55-59.

2. Pochinkin, A.V. (2006), Formation and development of professional commercial sports in Russia: authoref. Dr. Pedagogics, Malakhovka, 51 p.

3. Feofanov, N.Yu. (2007), Analysis of the financial results of a professional sports club: authoref. Phd (Economics), Novosibirsk, 23 p.

4. Bryusov, G.P. (2012), Model activity of the sports federation for the development of the sport in the current socio-economic conditions: authoref. PhD (Pedagogics), St.-Petersburg, 24 p.

5. Serper, S.A. and Buranok, O.M. (2016), Fitness in Russia: Problems and Prospects of Federal and Regional Development, News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, biomedical sciences, vol. 18, no. 1, p. 14-18.

6. Mishukov, A.V. (2006), Management of organizational and methodological activities of the sports school: authoref. PhD (Pedagogics), Moscow, 22 p.

7. Snyatkov, A.N. (2017), The development of physical culture and sports in Moscow (1990-2000), "Gramota" (Tambov), no. 3 (77), in 2 parts, pp. 142-145.

8. Ishchenko, S.A. (2010), Commercialization in the international sports movement, Vestnik VUiT, no. 72, pp. 111-118.

9. Malygin, A.V. (2016), Financing of sports organizations: structure and marketing objectives, Vestnik Rossiyskogo Mezhdunarodnogo Olympiyskogo Universiteta, no. 2 (19), pp. 68-75.

10. Federal statistical observation on the form of 5-FC for 2017, URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgoto-vka/82/1452/ (access date 01/25/2019).

11. Orders of the Ministry of Sports of the Russian Federation on the approval of federal standards for sports training in Olympic sports, URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/27833/ (access date 01/25/2019).

12. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of April 3, 2003 No. 27 "On the Implementation of Sanitary and Epidemiological Rules and Norms SanPiN 2.4.4.1251-03", URL: https://base.garant.ru/12131083/ (access date 01/25/2019).

13. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of July 4, 2014 No. 41, "On Approval of SanPiN 2.4.4.3172-14 'Sanitary and Epidemiological Requirements for the Design, Maintenance and Organization of the Mode of Work of Educational Organizations of Additional Education of Children'", URL: https://base.garant. ru/70731954/ (access date 01/25/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.