Научная статья на тему 'Современные барьеры инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности России'

Современные барьеры инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипигин Юрий Анатольевич

Задача: определить основные барьеры, препятствующие непосредственно или косвенно инновационному развитию ракетно-космической промышленности (РКП) России и созданию новых сегментов космического рынка и продуктов. Модель: для решения поставленной задачи, проведена декомпозиция барьеров экономического и технологического характера; использована экономическая парадигма, при которой инновационное предложение создает спрос на космическую продукцию. Выводы: в результате исследования выявлено, что основополагающий выбор преодоления барьеров развития ракетно-космической промышленности сделан в пользу развития инновационности ракетно-космической техники (РКТ). Ценность: работа может быть применима не только для предприятий ракетно-космической промышленности, но и для предприятий высокотехнологичного сектора, а также с позиции государственного заказчика при отборе организаций для осуществления бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шипигин Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Barriers of innovation development Russian rocket-space enterprises

Objective: To identify the main barriers to directly or indirectly innovative development of space industry (RCP) of Russia and the creation of new space market segments and products. Model: For the task, carried out decomposition barriers of economic and technological nature, used economic paradigm, in which innovative proposal creates a demand for space products. Conclusion: The study revealed that the fundamental choice to overcome the obstacles to the development of space industry made in favor of the development of innovative rocket and space technology (RCT). Value: The work can be applied not only to enterprises aerospace industry, but also for the high-tech sector enterprises, as well as the position of the contracting authority in the selection of organizations for the implementation of budget financing.

Текст научной работы на тему «Современные барьеры инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности России»

Шипигин Ю. А.

СОВРЕМЕННЫЕ БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

17. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

17.1. СОВРЕМЕННЫЕ БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Шипигин Юрий Анатольевич, к.э.н., преподаватель кафедры «Прикладная экономика» экономического факультета РУДН, начальник ПЭО ФГУП ЦНИИмаш

Место работы: ПЭО ФГУП ЦНИИмаш, РУДН

shipigin@mail.ru

Аннотация: Задача: определить основные барьеры,

препятствующие непосредственно или косвенно инновационному развитию ракетно-космической промышленности (РКП) России и созданию новых сегментов космического рынка и продуктов.

Модель: для решения поставленной задачи, проведена декомпозиция барьеров экономического и технологического характера; использована экономическая парадигма, при которой инновационное предложение создает спрос на космическую продукцию.

Выводы: в результате исследования выявлено, что основополагающий выбор преодоления барьеров развития ракетно-космической промышленности сделан в пользу развития инновационности ракетно-космической техники (РКТ).

Ценность: работа может быть применима не только для предприятий ракетно-космической промышленности, но и для предприятий высокотехнологичного сектора, а также с позиции государственного заказчика при отборе организаций для осуществления бюджетного финансирования.

Ключевые слова: инновационное развитие, ракетнокосмическая промышленность, ракетно-космическая техника.

BARRIERS OF INNOVATION DEVELOPMENT RUSSIAN ROCKET-SPACE ENTERPRISES

Shipigin Yury A., PhD in Economics (head of Economic Department FSUE TSNIIMASH)

Work place: FSUE TSNIIMASH

shipigin@mail.ru

Annotation: Objective: To identify the main barriers to directly or indirectly innovative development of space industry (RCP) of Russia and the creation of new space market segments and products.

Model: For the task, carried out decomposition barriers of economic and technological nature, used economic paradigm, in which innovative proposal creates a demand for space products.

Conclusion: The study revealed that the fundamental choice to overcome the obstacles to the development of space industry made in favor of the development of innovative rocket and space technology (RCT).

Value: The work can be applied not only to enterprises aerospace industry, but also for the high-tech sector enterprises, as well as the position of the contracting authority in the selection of organizations for the implementation of budget financing.

Keywords: innovation development, rocket and space industry, space-rocket technics.

Стимулирование инновационного развития наталкивается на множество барьеров, которые влияют на развитие космического рынка и его сегментов. Среди них можно выделить барьеры экономического характера (венчурное

финансирование НИОКР, государственное управление инновационной деятельностью, современные модели бизнес-процессов на предприятиях РКП), технологического характера (надежность и безопасность космической техники, сложность современной РКТ, степень ремонтопригодности и простота в обслуживании, технологический уровень предприятий РКП), кадрового характера (квалификация работников РКП, возраст рабочих и научных сотрудников, образование специалистов) и социального характера (социальная защита работников РКП, негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников РКП). В данной статье мы рассмотрим две первые группы барьеров инновационного развития предприятий РКП.

1. Барьеры инновационного развития предприятий РКП экономического характера

1.1. Венчурное финансирование НИОКР РКП

Основу рыночного механизма инновационного развития передовых отраслей в мире составляет венчурное предпринимательство, которое действует посредством инвестирования в капитал и нематериальные активы.

Однако в РКП имеются барьеры в действии рыночного механизма инновационного развития, среди них можно выделить следующие:

- неопределенность результатов НИОКР,

- высокие риски недофинансирования и сроков выполнения НИОКР,

- дополнительные расходы и транзакционные издержки, связанные с выполнением НИОКР.

Неопределенность результатов НИОКР вызванная ассиметрией информации между управляющим проектом и внешним инвестором в оценке денежных потоков и времени разработки приводит к неверному отбору инновационных проектов. Управляющий проектом имеет больше информации, чем потенциальный внешний инвестор в силу этого распределение инвестиционных ресурсов

распределяется неоптимально по Парето. Данную ситуацию мы можем наблюдать в РКП, где крайне мало участвуют частные внешние инвесторы в силу отсутствия полной информации об инновационных проектах.

Отсутствие полной информации приводит к недофинансированию со стороны внешнего инвестора НИОКР в процессе реализации проекта, т.к. в неполном объеме были учтены технические и экономические составляющие инновационного проекта.

Вследствие этого, использование рыночного механизма венчурного финансирования

инновационных проектов в РКП фактически уменьшает стимулы внешних инвесторов к их осуществлению. По этой причине, с точки зрения теории общественного благосостояния, предприятиям РКТ целесообразно финансировать НИОКР за свой счет. Однако инвестиционный капитал предприятий

219

Бизнес в законе

1 ’2014

РКТ ограничен, а инновационные проекты в РКП дорогостоящие и долго окупающиеся, поэтому осуществление инновационных проектов за счет собственных средств неизбежно приводит к недофинансированию, растягиванию во времени и неопределенности конечного результата НИОКР по сравнению с Парето-эффективным уровнем.

Согласно теории поиска ренты, государство дает возможность создавать различные виды рент, то есть осуществлять перераспределение части

общественного благосостояния в пользу узкой группы лиц [4]. Это приводит к тому, что для осуществления инновационной деятельности, предприятия РКП вынуждены нести дополнительные расходы и транзакционные издержки, связанные с

необходимостью получения различного рода разрешений в государственных органах, и разграничивать права собственности на результаты НИОКР. Данный экономический барьер снижает стимул частных компаний использовать рыночный механизм инновационной политики в российском РКП.

Для устранения выше указанных ограничений необходимо сформировать документ по

стратегическим направлениям инновационной политики России в космической сфере. Данный документ может быть разработан Роскосмосом в рамках целевых установок социально-экономического развития Российской Федерации. В данном документе должны быть предусмотрены приоритеты научнотехнического развития РКП, системы экспертизы и отбора инновационных НИОКР для приоритетного развития и, наконец, норм, регулирующих мотивацию и эффективность деятельности участников инновационного процесса.

Отсутствие данного документа является, в том числе барьером рыночного механизма инновационного развития РКП России, вполне возможно поручить разработку данного документа ФГУП ЦНИИмаш, как головному институту космической отрасли и представителям космического кластера

инновационного центра «Сколково».

1.2. Государственное регулирование инновационной деятельности предприятий РКП

Современные предприятия работают в макроэкономическом окружении, которое регулируется нормами и правилами. Государство создает правила и законы, направленные на стимулирование роста экономики или отдельных его сегментов, например, ракетно-космической отрасли. Или поддерживает новые рынки, которые в самом начале своего становления не смогут развиться без поддержки государства, например, развитие рынка навигации GPS в США, рынка создание КА телекоммуникаций в России (КА Ямал). Кроме этого, важным направлением государства является антимонопольная политика, направленная на защиту от действий монополий или недружественных поглощений.

Любая технология и технические характеристики (надежность, сложность, ремонтопригодность) работают в нормативной среде. Для этого государство проводит единое техническое государственное регулирование, в том числе в ракетно-космической отрасли через ФГУП ЦНИИмаш. Внедрение инноваций в государственном регулирование способно привести к развитию экономики, в том числе отраслей. Переход в бюджетном процессе на систему «Бюджет, ориентированный на результат (БОР)» привело к

появлению целевых программ с целевыми показателями, которые необходимо достичь за определенный период времени и определенных объем финансирования. Например, ФЦП «Глонасс», «Развитие космодромов» и др., через данные программы государство влияет на развитие определенных сегментов космической отрасли.

Инновации в сфере государственного управления должны приводит к развитию конкуренции, в том числе и на международном космическом рынке. Например, реформирование РКП, которое должно привести к сокращению транзакционных издержек управления и повысить скорость принятия решений не только экономического характера, но и технологического путем приведения предприятий РКП под единый технологический уровень.

Отсутствие государственной политики в космической отрасли приведет к замораживанию проблем отрасли в долгосрочном периоде, которые в конечном счете приведут к деградации РКП. Внедрение инноваций в государственное регулирование РКП на законодательном уровне, например, корректировка закона «О космической отрасли» и разрешении компаниям РКП зарабатывать деньги от космической деятельности, подстегнет конкуренцию в отрасли и соответственно повысит ее капитализацию. В таких условиях, барьером для инновационного развития предприятий РКП являются политические процессы внутри государства.

1.3. Бизнес-процессы на предприятиях РКП

В современной экономике лидерами рынка являются предприятия, которые внедряют инновации в свои бизнес-процессы. Внутри предприятия двигаются огромные потоки информации, материалов, комплектующих изделий, которые отражаются на прямых и косвенных затратах, соответственно на стоимости продукции. Бизнес-процессы предприятия укладываются в определенные бизнес-модели, которые должны отвечать на вопросы: раздутые бизнес-процессы, устаревшие или современные, бережливые. Кроме этого, современные бизнеспроцессы должны быть автоматизированы на принципах BI.

Бизнес-процессы в РКП играют важную роль в таких технических параметрах как надежность, сложность, ремонтопригодность. Помимо прямых затрат они вносят большой вклад в себестоимости продукции и через косвенные затраты.

Бизнес-процессы в западной РКП направлены на управление конфигурацией продуктов, управление требованиями к изделиям, на электронный документооборот. Отдельно выделяют бизнеспроцессы в снабжении, финансах, управлении затратами на изделия.

Внедрение инноваций в бизнес-процессы должны быть направлены на настройки потоков информации (автоматизация, программное обеспечение и интерфейсы участников создания РКТ) при создании, изготовлении и эксплуатации изделий РКТ. Основным барьеров внедрения инноваций в бизнес-процессы является высокая стоимость на начальном этапе и низкая компетентность специалистов внедряющих новые подходы в бизнес-процессы.

2. Барьеры инновационного развития предприятий РКП технологического характера

2.1. Надежность

220

Шипигин Ю. А.

СОВРЕМЕННЫЕ БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Влияние надежности на инновационность продуктов в космической отрасли достаточно весомое. Ракетнокосмическую технику считают высоконадежной, т.к. на нее возлагаются серьезные задачи, такие как работа в суровых условиях (перегрузки, температурные режимы), ремонтопригодность, критичность технологий, соответственно, стоимость ее производства высока.

Наиболее общее определение надежности представлено в ГОСТах. Например, в ГОСТе 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения» под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность,

ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств [1].

В ГОСТ Р 53480-2009 «Надежность в технике. Термины и определения» под надежностью понимается свойство готовности и влияющие на него свойства безотказности и ремонтопригодности, и поддержка технического обслуживания [2].

Надежность - комплексное свойство, состоящее в общем случае из безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Например, для неремонтируемых объектов основным свойством может являться безотказность. Для ремонтируемых объектов одним из важнейших свойств, составляющих понятие надежности, может быть ремонтопригодность.

Однако, как измерить степень надежности? И где та грань, при которой внедрение инноваций сделает технику высоконадежной для работы в космическом пространстве?

Для ответа на эти вопросы обратимся к методике оптимизации производственных процессов «шесть сигм». Концепция использует методы управления качеством и надежностью. Название концепции произошло от статистического понятия среднеквадратичного отклонения, обозначаемого греческой буквой а. Зрелость любого производственного процесса описывается как а-рейтинг отклонений или процентом бездефектной продукции на выходе. Процесс качеством 6а дает 99,99966 процента выходов без дефектов или не более 3,4 дефектного выхода на один миллион операций - добиться такого результата и было целью внедрения «Шести сигм» [3]. Но для достижения таких результатов предприятия вкладывают в инновации связанные с качеством и надежностью большие инвестиции, которые компенсируются на больших объемах производства.

Для предприятий РКП вследствие низких объемов производства космических аппаратов и ракет-носителей можно использовать сигму от 3-х до 4-Sigma. Это позволит привести к оптимальному соотношению затраты/надежность. В противном случае внедрение дорогих инноваций в повышение надежности космических систем ведет к увеличению их стоимости при неизменном показателе степени надежности.

Отсутствие внимания к внедрению инноваций в надежность РКТ ведет к постоянным сбоям при подготовке к пускам и во время пусков. Кроме этого, во время эксплуатации космических аппаратов низкая надежность ведет к сокращению полезного срока эксплуатации и, в конечном счете, к убыткам, а также неудовлетворению потребности потребителей космических услуг.

Таким образом, надежность влияет на рентабельность, повышение надежности приводит к снижению себестоимости и увеличению рентабельности. Однако избыточная надежность также влияет на рентабельность отрицательно, когда из-за повышения надежности увеличивается вес какого-либо компонента космической системы, что приводит к сокращению веса полезной нагрузки и соответственно, прибыли.

2.2. Сложность

Ракетно-космическая техника относится к сложным техническим системам, которые определяются большим числом составных частей.

Огромное количество составных частей означает увеличение работы на создание РКТ, подготовку их к пуску. Тем самым увеличивается объем трудоемкости и стоимости.

Внедрение инноваций в технологию разработки сложных технических систем будет способствовать сокращению времени создания, а, следовательно, к повышению рентабельности. Особенно это важно на ранних стадиях создания РКТ, когда могут быть вскрыты недостатки, в том числе несоответствие требованиям тактико-технических требований (ТТТ) и др. нормативной документации, которые легче устранить до или в процессе создания РКТ, чем во время его летных испытаний.

Например, великий русский конструктор академик А. Н. Туполев говорил: «Чем дальше от доски

конструктора обнаруживается ненадежность, тем дороже она обходится». В соответствии с известным правилом десятикратного роста затрат стоимость обнаружения отказа в эксплуатации в 10 раз превышает стоимость затрат на обеспечение надежности на стадии проектирования.

Внедрение инноваций в инжиниринг, который настроен не только на производство, но и на обслуживание или на удобство в подготовке к пуску также будет способствовать к сокращению затрат на стадии жизненного цикла РКТ. При таком подходе идет ориентация на крупноузловые необслуживаемые модули и снижение уровня декомпозиции продуктов. Количество обслуживаемых деталей уменьшается, что отражается в сокращении работы по подготовке на космодроме, уменьшении различных сооружений и оборудования для эксплуатации и обслуживании. Все это вместе ведет к сокращению затрат.

2.3. Работоспособность (ремонтопригодность)

Работоспособность (ремонтопригодность)

определяется степенью точности определения диагностики проблем и ошибок и тесно связана со степенью надежности и сложностью. Внедрение инноваций в ремонтопригодность РКТ способно привести к простоте в обслуживания, например на стадиях тестирования, где необходима простота подключения обслуживаемого оборудования, соответственно, это ведет к сокращению трудоемкости диагностики ошибок и риску «от дураков»

221

Бизнес в законе

1 ’2014

(неправильно подключенный датчик не смог определить ошибку в расчетах полетного задания и тд.).

Кроме этого, внедрение инноваций в ремонтопригодность способны снизить риски загрязнений токсичным ракетным топливом земли и воздуха и снизить затраты на рекультивацию земель и последствия отравления людей. Чем выше степень ремонтопригодности РКТ и простота в обслуживании, тем безопаснее проводится обслуживание и поиск неисправностей для персонала. Токсичные топлива повышают стоимость обслуживания и снижают степень ремонтопригодности, чем более экологичные топлива. В дополнение к этому, большое количество марок различных жидкостей используемых при производстве РКТ приводит к удорожанию изделий по причине роста транзакционных издержек на создание специальных условий хранения, использования и утилизации. При прочих равных условиях внедрение инноваций в универсализацию топлив и жидкостей способно привести к повышению степени ремонтопригодности и надежности, а, следовательно, и к сокращению издержек на производство РКТ, их обслуживание и тестирование.

Барьером для таких инноваций на примере токсичного топлива является отсутствие разработок в области универсальных жидкостей для обслуживания. В области разработки РКТ отсутствует инжиниринг, ориентированный на ремонтопригодность.

Современные барьеры инновационной деятельности предприятий РКП России являются одной из причин отставания от предприятий РКП других космических держав. От снижения выше указанных барьеров зависит создание новой инновационной РКТ и новых сегментов космического рынка. Высокий уровень конкуренции на мировом космическом рынке должен стимулировать развитие инновационных процессов на предприятиях РКП с активным участием государства.

Список литературы:

1. ГОСТ 27.002-89 / Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

2. ГОСТ Р 53480-2009 / Надежность в технике. Термины и определения.

3. Денисенцев С.В. «Шесть сигм» для армии и «оборонки».

- М.: ВПК №48, 2012.

4. Орехов В.В. Экономическая политика государства в инновационной сфере: теоретический анализ современного опыта. М.: МГУ, 2006.

Reference list:

1. GOST 27.002-89 / Reliability Technology. Basic concepts. Terms and definitions.

2. GOST R 53480-2009 / Reliability Technology. Terms and definitions.

3. Denisentsev S.V. "Six Sigma" for the army and the "defense".

- M.: MIC № 48, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Orekhov V.V. Economic policies in innovation: a theoretical analysis of contemporary experience. Moscow: Moscow State University, 2006.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Шипнгина Ю.А. «Современные барьеры инновационного развития предприятий ракетнокосмической промышленности России»

Статья посвящена вопросам преодоления барьеров инновационного развития предприятий ракетнокосмической промышленности России. Автором предложено внедрение инноваций в государственное регулирование ракетно-космической промышленности, что позволит добиться более эффективного развития не только данной отрасли, но и экономики в целом. Автор предлагает к рассмотрению барьеры инновационного развития предприятий ракетнокосмической промышленности с экономической и технологической точек зрения. Такая декомпозиция позволяет с одной стороны определить барьеры, связанные с финансированием НИОКР, нормативным регулированием деятельности, внутренними бизнеспроцессами, а другой стороны определить барьеры, отражающие технические и технологические характеристики ракетно-космической техники. По мнению автора, воздействие на предложенные барьеры позволит продукции РКП удовлетворять потребностям потребителей космического рынка, стимулирование той или иной инновации будет стимулировать спрос на РКТ и создавать новый сегмент космического рынка.

Научная статья Ю. А. Шипигина «Современные барьеры инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, обладает научной новизной и актуальностью. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журналах, включенных в перечень ВАК.

Заместитель директора по научной и учебно-методической работе Национального контактного центра РФ по инновационному развитию СНГ ФГБОУ ВПО РУДН, к.э.н.

Орлова А. Ф.

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.