Кривобок Е.В.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В условиях становления транзитивной экономики Украины происходят кардинальные изменения - они касаются общественного устройства государства, принципов организации производства, методологических основ регулирования общественных отношений. При условии небольшого инвестиционного выбора следует давать приоритет тем направлениям развития предприятия, которые будут способствовать получению наиболее значимых результатов.
На сегодняшний день процесс адаптации предприятий к изменяющимся условиям является очень актуальным. Проблема адаптации в экономике отображается в работах следующих авторов: Гейц В.Н., Гринева В.Н., За-
бродский В.А., Деревицкий Д.П., Фрадков А.Л., Клебанова Т.С., Кизим Н.О., которые рассматривают сущность противоречий условий транзитивной экономики ее социальные последствия [1, 2, 3, 5, 7].
Целью исследования было выбрано определение наиболее значимых факторов, которые влияют на адаптацию предприятия с применением методов экспертных оценок и взаимосвязь адаптации предприятия с экономическим развитием страны.
Изменение внешней среды деятельности предприятий и ее воздействие на их деятельность рассматриваются как исходная посылка адаптации предприятий. Понятие адаптации предприятий к изменениям внешней среды, как и поня-
тие экономической безопасности, для украинских предприятий является сравнительно новым.
Понятие адаптации предприятия в украинской экономике в своем развитии прошло ряд стадий. Согласно первоначальному подходу [5], адаптация трактовалась как степень вовлечения предприятий в рыночные формы хозяйствования. На первых этапах рыночных преобразований адаптация понималась как быстрая смена титула собственности, самостоятельный выход на внешний рынок, стремление к максимизации прибыли, производству конкурентоспособной продукции, реализуемое через уменьшение затрат, ликвидацию убыточных производств, сокращение избыточного персонала и т.д. Пониманию адаптации как степени вовлечения предприятий в рыночные формы хозяйствования были присущи чрезмерная «экономичность», которая не учитывала социальную составляющую реформ экономики, а также временный характер, поскольку процесс вовлечения промышленных предприятий Украины в рыночные отношения имеет временные границы, то есть этот процесс не бесконечен. С формированием в экономике Украины рыночной системы хозяйствования определение адаптации предприятий как степени их вовлечения в рыночные формы хозяйствования потеряло смысл.
Несколько позже возобладал другой подход к трактовке понятия «адаптация» [1, 12]. Резкий
спад производства в целом по стране, а главное - изменение экономических функций государства, которое уже не являлось основным инвестором и потребителем продукции, сделали проблему выживания предприятий в новых условиях основной. В связи с этим адаптация стала пониматься как «выживание», а именно как удержание производства на плаву, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива. При таком подходе к определению адаптации теряется видение перспектив развития предприятий. Кроме того, данный подход к определению сущности адаптации предприятий, как и предыдущий, также носит временный характер, поскольку при стабилизации экономической ситуации в стране, при отлаженной деятельности промышленных предприятий определение адаптации как обеспечение выживаемости в нестабильных условиях экономики потеряет смысл.
В рамках следующего подхода [6, 9] адаптация понимается уже как степень освоения «новых правил игры», новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде. Это определение адаптации предприятий в большей мере соответствует общему понятию адаптации, поскольку в общем случае под адаптацией любой системы понимается ее приспосабливание к условиям существования или деятельности.
В действительности понятие адаптации предприятия к воздействию внешней среды является более широким и в определенной мере универсальным и предполагает внесение изменений в его деятельность с целью обеспечения экономической безопасности. Причем изменений, затрагивающих стратегические цели деятельности или тактику достижения этих целей, сопровождаемых изменениями во внутренних системах и подразделениях в ответ на происходящие изменения внешней среды.
Целью адаптации предприятий к факторам воздействия внешней среды является обеспечение экономической безопасности предприятия посредством повышения эффективности использования ресурсов, обеспечения баланса интересов с субъектами внешней среды, укрепления или сохранения его рыночных позиций для обеспечения конкурентоспособности продукции. Адаптация предприятия к воздействию внешней среды представляет собой многоступенчатый процесс и может быть параметрической и структурной.
Параметрическая адаптация предполагает изменение параметров внутренних систем предприятия, например, освоение производства новой продукции или новой технологии, изменение рынков сбыта или ценовой политики предприятия.
Структурная адаптация
предусматривает изменение самой структуры внутренней системы
предприятия, появление новых внутренних систем, реорганизацию или ликвидацию существующих. Например, переход в экономике Украины к рыночной системе хозяйствования буквально заставил многие предприятия создать в структуре управления такую внутреннюю подсистему, как маркетинг.
В зависимости от роли и значения адаптационных элементов, а также готовности к адаптивной реакции можно выделить три модели поведения предприятий, каждая из которых определяет его готовность к адаптации: модель активного, консервативного и смешанного поведения. Характеристика поведения предприятия и комплекс поведенческих стратегий для предприятий различных кластеров для пассивного внешнего окружения в каждой из моделей приведена в таблице 1.
Для данного состояния внешнего окружение всем без исключения предприятиям целесообразно улучшать свою деятельность, иначе возможен переход в худший кластер. Для предприятий-репрезентантов необходимо применять поддерживающие стратегии, чтобы сгладить ухудшение коэффициентов. Таким образом, предприятие, прогнозируя поведение предприятий-репрезентантов и сферы промышленности, может применять определенные стратегии поведения для улучшения своей деятельности и повышения адаптивности.
Таблица 1. Комплекс поведенческих стратегий для предприятий различных кластеров для пассивного внешнего окружения
Кластер Значение коэффициента адаптации Стратегия
1 Перевыполнение нормативов Предприятию целесообразно еще сильнее укрепить свое положение на рынке и стать лидером среди промышленных предприятий, избегая негативного влияния ухудшения всей сферы промышленности
Близкое к нормативам У предприятия есть шанс занять лидирующие позиции, но необходимо применять поддерживающие стратегии, так как происходит общее снижение коэффициентов
Ниже нормативов Предприятию целесообразно функционировать на прежнем уровне, тогда на общем фоне снижения показателей есть возможность улучшить свои характеристики
2 Перевыполнение нормативов Предприятию необходимо улучшать свои показатели, чтобы перейти в лучший кластер
Близкое к нормативам Необходимо направить усилия, чтобы поддержать предприятие и не дать упасть показателям
Ниже нормативов Необходимо улучшать положение на рынке и увеличивать коэффициенты адаптации
3 Перевыполнение нормативов Необходимо улучшать положение на рынке и увеличивать коэффициенты адаптации
Близкое к нормативам Стратегия выживания, направленная на улучшение отдельных сфер предприятия
Ниже нормативов Стратегия выживания, направленная на улучшение отдельных сфер предприятия
Активная модель поведения предприятия является наиболее адаптированной к рыночным воздействиям. Она предполагает разработку различных моделей адаптивной реакции в зависимости от характера прогнозируемых изменений и степени их важности для деятельности предприятия.
В консервативной модели поведения адаптивная реакция носит вынужденный и локальный характер, то есть изменения в деятельности предприятия происходят лишь тогда, когда оно, по сути,
поставлено перед выбором: или убытки вплоть до банкротства, или преобразование, но лишь по отдельным аспектам деятельности или в отдельных подразделениях предприятия, что не оказывает существенного влияния на деятельность всего предприятия.
В смешанной модели поведения предприятия разработана не модель адапации, а только ее общие принципы и подходы к поведению предприятия в рыночных условиях, а сама адаптация зависит от вида и степени интенсив-
ности воздействия факторов внешней среды: при интенсивном воздействии общие принципы адаптации определенным образом реализуются в деятельности предприятия, а при невысокой интенсивности - реализация принципов адаптации носит поверхностный и несистемный характер.
В результате отсутствия системного и комплексного подхода к адаптации предприятия многие его структурные подразделения и внутренние системы остаются неприспособленными к изменениям внешней среды, что не позволяет достигать максимального эффекта от проведения мероприятий по адаптации. В рыночных условиях хозяйствования адаптация предприятий имеет разные формы, различается по масштабу и глубине изменений, происходящих в стратегии и текущей деятельности предприятия и его внутренних систем. В зависимости от воздействующих факторов всю совокупность адаптивных мер предприятия можно подразделить на следующие группы: адаптация предприятия к нововведениям; адаптация предприятия к изменениям конъюнктуры рынка; адаптация предприятия к социально-культурным и политико-правовым условиям. Каждый вид адаптации предусматривает комплекс работ, связанный с организацией адаптации на предприятии.
Анализ степени новизны идей осуществляется на основе информационных источников из
различных подразделений предприятия, связанных с проведением НИОКР. В связи с этим следует подчеркнуть важность информационного обеспечения НИОКР, поскольку именно информационное обеспечение прямо влияет на техническое развитие предприятия, на процесс освоения нововведений. Инновационные процессы в промышленности протекают в настоящее время достаточно быстро: сокращается время проведения прикладных исследований, а необходимость постоянного поддержания конкурентных позиций заставляет предприятия осваивать нововведения в кратчайшие сроки. Число стратегических решений в сфере освоения нововведений постоянно увеличивается, их последствия все сложнее прогнозировать, а цена ошибки постоянно повышается.
Скорость и эффективность процесса адаптации становятся в условиях ускорения изменений внешней среды одним из главных конкурентных преимуществ как в перспективном, так и в текущем периодах деятельности предприятия.
Ускорение изменений внешней среды, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции на ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распро-
странение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения способности предприятия своевременно отреагировать на изменения среды [8].
Применительно к управлению адаптацией предприятия стратегическими зонами хозяйствования могут выступать целевые рынки, на которых собирается работать предприятие в стратегическом периоде и каждый из которых характеризуется определенной конкурентной средой. При этом стратегическая хозяйственная зона - это отдельный сегмент окружения, на который фирма уже имеет или хочет впоследствии получить выход [5, 11].
В настоящее время большое число работ также посвящено различным аспектам проблемы стратегического управления и стратегического планирования конкурентоспособности предприятия.
Так, О.С. Виханский отмечает: «Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, т.к. он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара, состояния экономики» [4, 12].
Следует отметить, что аналогично не может быть и единой стратегии и тактики создания и поддержания конкурентоспособности и адаптации предприятия, ибо каждое предприятие имеет дело с различными особенностями воздействия внешней среды, обладает своей уникальной внутренней средой и уникальными возможностями и ресурсами. Тем не менее механизм адаптации, как и механизм стратегического и текущего планирования конкурентоспособности, может быть универсален для любого предприятия и должен быть разработан.
В различных условиях в связи с динамичными изменениями внешней среды планы должны быть гибкими. Г. Шмален считает, что при любом планировании необходимо в определенных границах оставлять открытой возможность перестройки плана, так как новая информация и данные о конъюнктуре могут быстро воздействовать на исполнение производственных задач [13]. Наиболее действенным образом это достигается благодаря тому, что устанавливается последовательность альтернативных планов, чтобы потом в процессе развития решить, какая плановая альтернатива должна реализоваться в каждый период [10].
Нельзя не согласиться с автором, что в адаптивном планировании конкурентоспособности должна также разрабатываться система альтернативных планов,
предусматривающая возможность их перестройки в соответствии с изменениями производственной системы и внешней среды.
Не менее важным вопросом адаптивного управления является управление обновлением производства, поскольку, как отмечалось выше, для многих предприятий технологический аспект является одним из основных факторов в создании конкурентных преимуществ.
Аналогично и адаптивное планирование конкурентоспособности предполагает комплексность и включает в себя все аспекты деятельности организации в перспективном, текущем и оперативном периодах. А адаптивное управление содержит все функции управления (организацию, планирование, мотивацию и контроль) и позволяет улучшить использование этих функций на предприятии.
Все предприятия в современных условиях являются открытыми системами [9]. Этим обусловлено использование системного подхода в адаптивном управлении конкурентоспособностью. Открытая система прежде всего характеризуется взаимодействием с внешней средой. Адаптация в этом случае - это конкретная реакция совокупности материальных образований на внешнее воздействие, или «система во внешнем» [5].
Адаптивное управление конкурентоспособностью предприятия должно включать оба аспекта
- как разработку адаптивных мероприятий, так и управление их реализацией, не только стратегическую адаптацию, но также текущую и оперативную.
При этом стратегическая адаптация предприятия к внешней среде с целью достижения и поддержания желаемого уровня конкурентоспособности предприятия предполагает приспособление стратегических планов организации к прогнозам изменений среды, текущая - корректировку текущих планов деятельности организации, а оперативная - немедленную адаптивную реакцию.
Резюмируя мнения авторов по поводу адаптивного планирования и управления конкурентоспособностью предприятия, следует отметить, что адаптивное управление конкурентоспособностью ассоциируют с понятием производительности, хотя производительность как критерий успеха организации оправдана, только если рынок предоставляет дополнительные возможности сбыта продукции.
Адаптация и управление конкурентоспособностью, по мнению некоторых авторов, ограничивается только действиями стратегического характера, что неверно, ибо внешняя среда меняется быстрее и часто необходима корректировка не только стратегических, но и тактических планов, а также немедленные оперативные действия.
Авторы отмечают необходимость разработки базовых страте-
гий реагирования на прогнозируемые изменения внешней среды с целью достижения и поддержания необходимого уровня конкурентоспособности, при этом указывают, что не может быть единой стратегии и тактики адаптации.
Однако, предлагая базовые стратегии развития бизнеса и достижения конкурентных преимуществ, они не предлагают ни базовых стратегий адаптации, ни механизма их определения и выбора, методики установления внутрифирменных стандартов для оценки уровня адаптации и конкурентоспособности.
Нельзя не согласиться с авторами в том, что в процессе адаптивного управления должна разрабатываться конкретная реакция на основе использования многовариантной модели, сравнения и отбора оптимального варианта.
При этом не описывается механизм адаптации, а лишь говорится о его необходимости, рассматриваются только отдельные
аспекты, а не весь процесс адаптации в целом, не даются конкретные рекомендации по организации процесса адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия.
Утверждается также, что главной целью адаптации является достижение равновесия с внешней средой. Однако предприятие не должно стремиться к равновесию, оно должно не только приспосабливаться, но и по возможности влиять на изменения внешней среды, при этом увеличивая эффективность своей деятельности и повышая свою конкурентоспособность.
Значит, необходимо уточнение понятий адаптации предприятия, адаптивного подхода, введение критерия оценки уровня адаптации, определение структуры и содержания адаптивного подхода. В целом, необходима разработка системы адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия.