Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / фальсификация / алкогольная продукция / экспертиза качества вин / контра-факт / economics / falsification / alcoholic beverages / wine quality expertise / counterfeit

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Алиева Айзанат Кадыровна, Каракозова Елизавета Владимировна, Кузнецов Илья Сергеевич

Данная статья посвящена проблемам современного рынка Санкт алкогольной продукции. Представлены экономические показатели производства алкогольной продукции в 2023 году. Рассмотрены такие вопросы, как фальсификация и идентификация. На примере красных вин рассмотрены основные методы исследования, приве-дены результаты органолептического и физико-химического анализа. В статье рассмотрены стратегии по сниже-нию и пресечению оборота фальсифицированной алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Алиева Айзанат Кадыровна, Каракозова Елизавета Владимировна, Кузнецов Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF THE MARKET OF ALCOHOLIC PRODUCTS ON THE EXAMPLE OF RED WINE: REALITY AND PERSPECTIVE

This article is devoted to the problems of the modern alcohol market. The economic indicators of alcohol pro-duction in 2023 are presented. Issues such as falsification and identification are considered. Using the example of red wines, the main research methods are considered, the results of organoleptic and physico-chemical analysis are presented. The article discusses strategies to reduce and curb the turnover of counterfeit alcoholic beverages.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА»

5. Федеральный институт промышленной собственности. [Электронный ресурс]. Информационные ресурсы. Способ обеспечения удаленной примерки и/или выбора одежды. ООО "Дрессформер" \\ RU 2504009 С1. Режим доступа http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet7DB - свободный. Загл. с экрана. - Яз.рус.

6. Espacenet. [Электронный ресурс]. Patent search. Computer implemented methods and systems for generating virtual body models for garment fit visualisation.\\ METAIL LTD [GB] GB20150015817 20120217 \\ Режим доступа http://worldwide.espacenet.com/publica-tionDetails/biblio - свободный. Загл. с экрана. - Яз.англ.

7. Головацкий Василий, Рябуха Валерий «Julivi - система, созданная профессионалами фирмы «Сапрлег-пром». Журнал «Рынок легкой промышленности», 2002, №2.

8. Styku: 3D body scanning and shape analysis for Fitness, Health, Apparel, and more. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.styku.com/bodyscanner - свободный. Загл. с экрана. - Яз.англ.

9. 3D-body нынче в моде. [Электронный ресурс]. Журнал «Рынок легкой промышленности» №26, 2002г. Режим доступа http://rustm.net/catalog/article/191.html -свободный. Загл. с экрана. - Яз.рус.

10. Marvelous Designer. [Электронный ресурс]. Режим доступа http ://www. diakov.net/6233 -marvelous-designer-5-personal-23168.html - свободный. Загл. с экрана. -Яз.англ.

11. Rhinoceros: design, model, present, analyze, realiz. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rhino3d.com - свободный. Загл. с экрана. -Яз.англ.

УДК 338.439

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ:

РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА

А.К. Алиева1, Е.В. Каракозова2, И.С. Кузнецов3

Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия, 198023, -Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литера А

Данная статья посвящена проблемам современного рынка Санкт алкогольной продукции. Представлены экономические показатели производства алкогольной продукции в 2023 году. Рассмотрены такие вопросы, как фальсификация и идентификация. На примере красных вин рассмотрены основные методы исследования, приведены результаты органолептического и физико-химического анализа. В статье рассмотрены стратегии по снижению и пресечению оборота фальсифицированной алкогольной продукции.

Ключевые слова: экономика, фальсификация, алкогольная продукция, экспертиза качества вин, контра-

факт.

MODERN PROBLEMS OF THE MARKET OF ALCOHOLIC PRODUCTS ON THE EXAMPLE OF

RED WINE: REALITY AND PERSPECTIVE.

A.K. Aliyeva, E.V. Karakozova, I.S. Kuznetsov

St. Petersburg State University of Economics. Russia, 198023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A This article is devoted to the problems of the modern alcohol market. The economic indicators of alcohol production in 2023 are presented. Issues such as falsification and identification are considered. Using the example of red wines, the main research methods are considered, the results of organoleptic and physico-chemical analysis are presented. The article discusses strategies to reduce and curb the turnover of counterfeit alcoholic beverages.

Keywords: economics, falsification, alcoholic beverages, wine quality expertise, counterfeit.

Социально-экономическая политика России с каждым годом все более нацелена на увеличении собственного производства. Рост производства отечественной продукции растет. Не маленький доход в развитие экономики России занимает производство алкогольной продукции. Если до 2022 года прибыль от производства увеличивалась, то в 2023 году пошла на спад.

По данным Росалкоконтроля с начала 2023 года производство алкоголя в России снизилось на 4,3% (151,9 млн дал). Данные в период с января по октябрь представлены в диаграмме (рис. 1). За этот же период 2021 года показатель производства алкогольной продукции был выше на 141,8 млн дал.

1Алиева Айзанат Кадыровна - доктор биологических наук, профессор кафедры коммерческой деятельности и торгового бизнеса, тел.:+7(921)953-85-76, e-mail: aaizanat@mail.ru;

2Каракозова Елизавета Владимировна - студент, тел. +7(921)436-59-35, tamsenliza@gmail.com;

3Кузнецов Илья Сергеевич - студент, тел. +7(921)079-01-31, tennisist67@gmail.com.

■ кв. 1 Водка

■ кв. 2 Коньяк

■ кв.3 Виноградные вина

■ кв.4 Шампанское и игристые вина кв. 5 Ликерные вина

Рисунок 1 - Производство алкогольной продукции в России за 2023 год

С каждым годом количество отравлений фальсифицированным алкоголем в России и в мире увеличивается. Борьба с контрафактным алкоголем требует усилий со стороны правоохранительных органов и международного сотрудничества для пресечения производства и распространения поддельных алкогольных напитков.

Актуальность внедрения современных методов анализа в практику экспертизы спиртных напитков обусловлена многочисленными случаями их фальсификации, тенденцией к снижению качества алкоголя, увеличением объемов нелегального производства алкогольной продукции, незаконным самогоноварением. В комплексном аналитическом контроле алкогольной продукции выделяют две основных тенденции: первая - установление безопасности, т.е. идентификация и определение содержания вредных примесей, вторая - распознавание сорта, контрафакта, бракованной и фальсифицированной продукции.

Существует несколько видов фальсификации алкогольной продукции:

- ассортиментная (на рынок внедряются новые товарные позиции, которые являются контра-фактом);

- качественная (изменение состава продукта, добавление суррогатов и вредных примесей);

- количественная (несоблюдение заявленного объема продукта);

- стоимостная (продажа более дешевых видов алкоголя под видом более дорогих);

- информационная (введение потребителя в заблуждение при помощи рекламы, маркировки);

- комплексная (совокупность нескольких или всех из вышеперечисленных видов фальсификации).

Для определения фальсифицированной продукции изначально используется визуальный контроль подлинности алкогольной продукции.

Так, в целях защиты от фальсификации используют голограммы, которые не снимаются без повреждения, что делает невозможным их перенесение на другой объект. Признаками фальсифицированного товара являются: этикетка (качество бумаги, цветность, наличие неровностей клея с обратной стороны, отсутствие информации о производителе); укупорка бутылки; нечеткая штамповка на колпачке, посторонние включения. При более тщательном лабораторном исследовании обнаруживают токсичные примеси, кетоны, и другие не идентифицированные органические примеси.

Вино - это алкогольный напиток, получаемый при спиртовом брожении виноградного или плодово-ягодного соков. Под фальсификацией винодельческой продукции понимаются любые изменения типа или состава и свойств вина, нормативной или технической документации, оформления готовой продукции, а также использование в производстве приемов, способов или веществ, запрещенных или не предусмотренных «Основными правилами производства виноградных вин».

К перечню наиболее распространенных способов фальсификации относятся:

- нерегламентированное использование сахара и сахаросодержащих продуктов с целью изменения кондиций вин;

- несоблюдение необходимых сроков выдержки;

- изменение сортового состава сырья;

- подделка дешевых ординарных вин под более дорогие аналоги путем добавления пищевых или синтетических веществ, эссенций;

- шеелизация (добавление глицерина для уменьшения кислотности, горечи, увеличения сладости);

- добавление воды, плодово-ягодных вино-материалов, концентратов и отваров плодов и ягод;

- искусственная ароматизация растительными экстрактами или веществами органического происхождения;

- добавление непищевого этилового спирта для остановки брожения.

Для проведения исследования было выбрано крымское вино ординарное полусладкое красное «Золотое поле» саперави-каберне, дата розлива 06.06.2022, сорт урожая 2021 года и испанское вино сортовое ординарное сухое красное «ESPANA NATURALEZA», дата розлива 10.01.2023, сорт урожая 2022 года. Оценка качества образцов была начата с описания упаковки и маркировки.

По результатам визуального осмотра было установлено, что маркировка и упаковка вин соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" и ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" соответственно. На бутылки нанесены акцизные марки

А.К. Алиева, Е.В. Каракозова, И.С. Кузнецов

Российской Федерации, знаки добровольной сертификации и единый знак обращения на территории ЕАЭС. Для вина «Золотое поле» производитель указывает на маркировке крепость 10-12% об. и массовую долю сахара 34 - 44 г/дм3, а для вина «ESPAÑA NATURALEZA» производитель

указывает на маркировке крепость 13% об. и количество углеводов - 0,2 г на 100 мл, т.е. 2 г/дм3.

Следующим этапом стало определение степени налива инструментальным методом. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Степень налива красных вин

Образец красного вина Степень налива, мл

«Золотое поле» 720

«ESPAÑA NATURALEZA» 730

По результатам исследования было выявлено, что оба образца не соответствуют заявленному объему в 750 мл, что является количественной фальсификацией.

Для органолептического анализа были использованы специальные дегустационные бо-

Таблица 2 - Дегустационный лист кра^

калы, наполненные в количестве 50 см3. Также соблюдена оптимальная для апробирования вин температура: для красных натуральных - 16-18 0С.

По результатам проведения органолепти-ческой экспертизы были заполнены дегустационные листы, а также приведены общие средние значения (см. таблицы 2,3). эго полусладкого вина «Золотое поле»

Внешний вид Прозрачность 3 Вино достаточно прозрачное, рубинового цвета с небольшим содержанием осадка

Цвет 8

Аромат (букет) Чистота 6 Аромат сильный, соответствует красному вину, с небольшой кислинкой

Интенсивность 7

Качество 12

Вкус Чистота 4 Вкус насыщенный, вино несильно сладкое, с ярковыра-женной кислинкой

Интенсивность 4

Послевкусие 6

Качество 17

Общее впечатление 9 Вино достаточно хорошего качества, с яркой кислинкой

Итого баллов 76/100 Вино в соответствии с органолептическим анализом можно отнести к винам хорошего качества

Таблица 3 - Дегустационный лист красного сухого вина «ESPAÑA NATURALEZA»

Внешний вид Прозрачность 3 Вино прозрачное, рубинового цвета

Цвет 8

Аромат (букет) Чистота 6 Аромат сильный, соответствует красному вину, с небольшой кислинкой

Интенсивность 7

Качество 8

Вкус Чистота 4 Вкус насыщенный, вино не сладкое, терпкое, с ярко выраженной кислинкой

Интенсивность 5

Послевкусие 2

Качество 10

Общее впечатление 4 Вино низкого качества, терпкое

Итого баллов 53/100 Вино в соответствии с органолептическим анализом можно отнести к винам низкого качества

По итогам обработки материалов вино красное полусладкое было отнесено к винам хорошего качества, а вино сухое - к винам низкого качества.

Для определения массовой доли сахаров был использован йодометрический метод, основанный на окислении йодом альдегидной группы сахаров в щелочной среде.

На титрование винного раствора на основе красного полусладкого вина ушло 2,4 см3 тиосульфата.

(2,4*0,009*100*10)/10 = 2,16% = 21,6 г/дм3

Из результатов физико-химического исследования следует, что содержание сахаров равно 21,6 г/дм3, что соответствует требованиям ГОСТ 32030-2021 «Вина. Общие технические условия» для вин красных полусладких (не менее 18,0 г/дм3 и более 45,0 г/дм3), но не соответствует информации, указанной на маркировке испытуемого образца.

На титрование винного раствора на основе красного сухого вина ушло 0,3 см3 тиосульфата.

(0,3*0,009*100*10)/10= 0,27% = 2,7 г/дм3

Из результатов физико-химического исследования следует, что содержание сахаров равно 2,7 г/дм3, что соответствует требованиям ГОСТ 32030-2021 «Вина. Общие технические условия» для вин красных сухих (не более 4,0 г/дм3).

Для определения массовой концентрации титруемых кислот был использован метод, основанный на кислотно-щелочном титровании определенного объема продукта в присутствии индикатора бромтимолового синего до получения нейтральной реакции. В ходе исследования, на титрование 10 см3 винного раствора полусладкого вина концентрации 10% об. ушло 6,8 см3 раствора гидроокиси натрия молярной концентрации 0,1 моль/дм3.

(6,8 *0,0075*1000)/10=5,1 г/дм3

На титрование 10 см3 винного раствора сухого вина концентрации 10% об. ушло 5,4 см3 раствора гидроокиси натрия молярной концентрации 0,1 моль/дм3.

(5,4 *0,0075*1000)/10=4 г/дм3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с требованиями ГОСТ 32030-2021 «Вина. Общие технические условия» массовая концентрация титруемых кислот с учетом допустимых отклонений с пересчетом на винную кислоту должна составлять не менее 3,5 г/дм3, испытуемые образцы соответствуют требованиям.

Для выявления добавленного красителя были использованы следующие методы. Первый заключается в добавлении глицерина к исследуемому образцу вина. На дне стеклянной посуды должен образоваться осадок. При высоком качестве напитка глицерин упадет на дно без изменений в цвете, в противном случае - окрасится в фиолетовый, ярко-красный или желтый оттенок. Второй метод основан на реакции красных вин с щелочью (хозяйственным мылом). Если напиток качественный, его оттенок изменится, и он станет синеватым, серым или более темным, в то время как цвет фальсификата не поменяется. По результатам испытаний, в обоих образцах не было обнаружено добавленного красителя, что указывает на естественный цвет вина.

На сегодняшний день наиболее распространенные виды фальсификации алкогольной продукции - количественная, информационная, а также замена пищевого этилового спирта на более дешевый спирт, приготовленный из непищевого сырья, такого как: целлюлозосодержащее сырье, в том числе древесная щепа и опилки, отходы сельскохозяйственных культур, а также попутные газы, образующиеся при производстве нефти и нефтепродуктов. Присутствие ряда посторонних примесей зачастую связано с применением непищевого спирта. Вкусовое проявление данного отклонения определяется присутствием жгучих «го-

релых» тонов и сопутствуется резким неприятным запахом. При незначительном уровне такой замены требуется достаточно высокий уровень профессионализма, поэтому прибегают к более достоверным физическим и химическим методам испытаний.

Для решения проблемы распространения контрафактного алкоголя необходимо:

- ужесточение законодательства, усиленное регулирование внутренних рынков алкогольных напитков;

- повышение контроля за производством и продажей алкоголя;

- обучение потребителей самостоятельно различать поддельные спиртные напитки;

- сотрудничество между государствами для борьбы с международным оборотом контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что сейчас государство активно борется с фальсифицированным и контрафактным алкоголем. Федеральная служба по контролю за алкогольными и табачными рынками создала уникальное приложение, которое позволяет отследить контрафактную и легальную продукцию по данным из ЕГАИС, определить легальность продажи алкогольной продукции в торговом предприятии, а также сообщить о нарушении в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Для этого необходимо отсканировать федеральные или акцизные марки в местах продажи алкоголя, чтобы проверить, зарегистрирован ли производитель в ЕГАИС.

Перспектива развития этого приложения заключается в создании устойчивой информационной системы для отслеживания алкогольной продукции в ЕАЭС. Подобные нововведения должны существенно снизить риск приобретения некачественной продукции и обезопасить потребителя от неблагоприятных последствий, связанных с фальсификацией алкогольной продукции.

Литература

1. ГОСТ 32030-2021 «Вина. Общие технические условия» [Электронный

ресурс]. - URL:

https://files.stroyinf.ru/Data/758/75878.pdf (дата обращения:

27.11.2023).

2. Алиева А.К., Дмитриченко М.И. Безопасность товаров: учебное пособие/А.К.

Алиева, М.И. Дмитриченко//Издательство СПбГЭУ, 2017. - с. 140

3. Алиева А.К. Сенсорный анализ потребительских товаров/А.К. Алиева. - СПб: издательство СПбГЭУ, 2016г.- 60с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.