Научная статья на тему 'Современные аспекты регионального развития туристических услуг'

Современные аспекты регионального развития туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
263
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / АКТИВИЗАЦИЯ РЫНКА ТУРИЗМА / TRAVEL INDUSTRY / GROWTH INDEX / COMPETITIVENESS / INFRASTRUCTURE / NATURAL AND CULTURAL RESOURCES / GLOBALIZATION / WORLD ECONOMY / REGIONAL ECONOMY / INTERNATIONAL TOURISM / TRAVEL MARKET ACTIVIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козлов Алексей Владимирович

В данной статье комплексно рассматриваются современные аспекты, тен-денции и закономерности современного регионального развития туристических услуг в условиях экономической глобализации мирохозяйственных связей. Особо исследуются факторы и условия повышения конкурентоспособности и привлекательности туристи-ческих услуг в различных странах мира, показатели их измерения. В частности, деталь-но изучается характеристика индекса конкурентоспособности сектора туризма по пока-зателям: качества управления на федеральном и региональном уровне, состояния биз-нес среды и инфраструктуры, состояния человеческих, культурных и природных ре-сурсов. В статье сформулированы основные шаги развития туристической индустрии в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article considers the modern aspects, tendencies and laws of contemporary tourist service growth in regions in the conditions of world economic relations' globalization. Upon closer investigation there are factors and circumstances of increasing competitiveness and attractiveness of tourist service in different countries, figures of their measurement. In particular, the characteristics of competitive ability index of tourism sector in management quality of federal and regional levels; business environment conditions and infrastructure; human, culture and natural resources. The basic steps of travel industry development in the region are formulated in the article.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты регионального развития туристических услуг»

А.В. Козлов

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Аннотация

В данной статье комплексно рассматриваются современные аспекты, тенденции и закономерности современного регионального развития туристических услуг в условиях экономической глобализации мирохозяйственных связей. Особо исследуются факторы и условия повышения конкурентоспособности и привлекательности туристических услуг в различных странах мира, показатели их измерения. В частности, детально изучается характеристика индекса конкурентоспособности сектора туризма по показателям: качества управления на федеральном и региональном уровне, состояния бизнес - среды и инфраструктуры, состояния человеческих, культурных и природных ресурсов. В статье сформулированы основные шаги развития туристической индустрии в регионе.

2010 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

The given article considers the modern aspects, tendencies and laws of contemporary tourist service growth in regions in the conditions of world economic relations’ globalization. Upon closer investigation there are factors and circumstances of increasing competitiveness and attractiveness of tourist service in different countries, figures of their measurement. In particular, the characteristics of competitive ability index of tourism sector in management quality of federal and regional levels; business environment conditions and infrastructure; human, culture and natural resources. The basic steps of travel industry development in the region are formulated in the article.

Ключевые слова

Туристический бизнес, индекс развития, конкурентоспособность, инфраструктура, природные и культурные ресурсы, глобализация, мировая экономика, региональная экономика, международный туризм, активизация рынка туризма.

Key words

Travel industry, growth index, competitiveness, infrastructure, natural and cultural resources, globalization, world economy, regional economy, international tourism, travel market activization.

В последние годы значение туристических услуг и их место в ВВП многих развитых государств значительно возросли. В некоторых случаях за счет туризма формируется до 30 и более % ВВП (Мексика, Испания и т.д.) [1. С. 37]. Стремительное развитие сферы туристических услуг опосредовало формирование мощной туристической инфраструктуры: функционируют регу-

лярные трансконтинентальные туристические маршруты, сформированы

транснациональные гостиничные цепи и консорциумы. Туристические маршруты охватывают практически всю территорию земного шара. В соответствии с оптимистическим прогнозом развития мирового туризма формировались национальные и региональные программы развития туристических услуг, предусматривающие расширение гостиничных сетей, туристического транспорта, досуговой инфраструктуры и точек общественного питания.

Однако в настоящее время обозначилась и стала отчетливо проявляться тенденция по формированию сдерживающих факторов развития туризма.

Они могут быть сведены к трем основным составляющим: 1. Подорожанию продуктов питания в мировом масштабе из-за продовольственного кризиса. 2. Удорожанию туристических маршрутов из-за роста стоимости транспортной составляющей вследствие проградиентно-го повышения цен на углеводороды и электроэнергию. 3. Инфляционным

ожиданиям населения, опосредованным разворачивающимся финансовым кризисом. Если первые два пункта сдерживающих факторов действуют в одном направлении, безусловно, ограничивая развитие мирового туризма, то третий пункт - инфляционные ожидания населения - действует разнонаправленно. Так, часть потенциальных туристов отказывается от осуществления своих туристических планов, опасаясь остаться без средств, при этом другая их часть, напротив, стремится как можно более полно удовлетворить свои туристические амбиции, исходя из посыла, что раз вследствие инфляции они не могут приобрести что-нибудь по-настоящему дорогостоящее и достаточно ликвидное, то лучше постоянно дешевеющие день-

ги использовать на цели туризма для получения собственного удовольствия.

Другой данностью современного этапа развития экономики выступает некоторая регионализация туризма и необходимость учета воздействия глобальных тенденций в туристической сфере не только на федеральном, но и на региональном уровне. Это обстоятельство обусловлено значительным вовлечением регионов в международную деятельность по обмену услуг, в том числе и туризма.

В данном контексте целесообразным представляется обобщение зарубежного опыта, а также опыта различных регионов РФ в сфере регионального туризма, что в дальнейшем может способствовать разработке комплекса универсальных мер для обеспечения возможности трансформационных изменений в туристической сфере региона, учитывающих влияние глобализационных тенденций мировой экономики в контексте туристических услуг.

В региональном аспекте кризис в условиях экономической глобализации так воздействует на туристические интенции1 населения и условия осуществления туристического бизнеса, что следует ожидать оживления относительно недорогих туров, в том числе определенные реминисценции2 в смысле автобусного туризма, автотуризма, организации туров по железной дороге. Осуществление таких туристических поездок подразумевает относительно короткие маршруты от места постоянной дислокации туристов. Следовательно, можно ожидать увеличения туристических потоков в регионы, отвечающие указанным условиям. В этой ситуации регионы, ранее мало представлен-

1 Намерение, цель, направление или направленность в потреблении туристических услуг.

2 В данном случае подразумевается возврат к менее комфортным, но более доступным по ценовому критерию турам.

ные на туристическом рынке, могут получить определенные возможности по развитию данного направления на своей территории. Эффективность данной

практики предполагает использование опыта успешных вариантов применения мероприятий по быстрому расширению туристического присутствия в регионе.

При этом необходимо иметь и рационально учитывать критерии для сравнения эффективности применения тех или иных наборов мероприятий для расширения регионального туризма.

Предваряя описание удобоваримых критериев, следует отметить четко проявившуюся повсеместно коммер-ционализацию туризма. Являясь одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм становится привлекательной сферой деятельности в России, а следовательно, в ее регионах и муниципальных образованиях [2]. Как известно, всемирный совет путешествий и туризма оценивает, что в докризисный период на сектор T&T (Travel & Tourism) приходилось 10,4% глобального ВВП, 12,2% мирового экспорта и 9,5% инвестиций [3].

Также можно отметить, что публичное использование собственных возможностей граждан в плане потребления туристических услуг является важным фактором роста и благосостояния, поскольку благотворно влияет на занятость, увеличивает национальный продукт и улучшает платежный баланс территории, предоставляющей туристические услуги. Следовательно, туристическая индустрия вовлекает в своеобразное соучастие множество граждан, прямо не связанных с туристической отраслью, что оказывает позитивное влияние на оживление экономической активности в регионе. Способствуя созданию оптимальной среды для туризма, правительства совершенствуют инфраструктуру, кроме того, постоянное присутствие туристов в регионе положительно влияет на рост культурного

кругозора и экологической устойчивости, фиксируя внимание местных жителей на ценностях окружающей среды, поощряя бизнес к природоохранным улучшениям.

В целях объективизации явлений в туристической индустрии и для создания равных стартовых условий, Мировой экономический форум для анализа факторов конкурентоспособности сектора приступил к расчету и целенаправленному анализу специального индекса TTCI (the Travel & Tourism Competitiveness Index). В 2007 г. индекс был рассчитан для 124, а в 2008 г. - для 130 стран. Анализ факторов конкурентоспособности в 2007-2008 гг. был выполнен в контексте продвижения процесса экономического развития. Показатель TTCI измеряет факторы и черты привлекательности для развития сектора туризма в разных странах. Индекс

базируется на трех обширных группах параметров, которые способствуют конкурентоспособности и обеспечивают ее. Группы включают более 70 показателей и объединяются в три предварительных показателя, а именно: качество управления, качество бизнес-среды и инфраструктуры, качество человеческих и природных ресурсов. Первый показатель учитывает местные особенности (страновые и региональные), которые относятся к политике и сфере действия правительства; второй затрагивает элементы деловой среды и производственной инфраструктуры; третий включает человеческие, культурные и природные составляющие ресурсного богатства страны (региона). Основное содержание сущностного наполнения указанного индекса представлено в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика составляющих индекса конкурентоспособности

сектора туризма [2]

Составляющие индекса конкурентоспособности сектора туризма (TTCI)

Показатель качества управления на федеральном и региональном уровне Показатель состояния бизнес-среды и инфраструктуры Показатель состояния человеческих, культурных и природных ресурсов

Политические правила и регуляторы Инфраструктура осуществления авиаперевозок Человеческий капитал

Общая криминогенность окружающей среды Инфраструктура автомобильного/ж/д транспорта Отношение населения к туристам

Безопасность и защита интересов отдыхающих Специальная туристическая инфраструктура Природные ресурсы

Потенциал службы местного здравоохранения применительно к отрасли туризма Состояние информационно-коммуникационных технологий Культурные ресурсы

Приоритетность туризма в политических решениях Ценовая конкурентоспособность в индустрии туризма

Ниже представлен краткий комментарий по некоторым разделам.

Среди политических регуляторов важна степень, в которой иностранная собственность и прямые иностранные инвестиции поддерживаются страной, и то, как защищены имущественные права.

Безопасность и защита интересов отдыхающих - критический фактор конкурентоспособности туризма, здесь учитывается уровень общей преступности, насилия и терроризма, дорожных происшествий.

Забота о туризме выражается в бюджетных приоритетах, которыми

правительство может обеспечить финансирование существенных проектов развития; обозначении своих намерений, что может иметь эффект в виде привлечения частных вложений.

К характеристикам инфраструктуры туризма отнесено не только жилье (число гостиничных номеров), но и крупные компании по аренде автомобилей и финансовая инфраструктура для туристов (банкоматы и др.).

Ценовая конкурентоспособность означает доступность цен на товары и услуги, авиабилеты, топливо, размещение.

Человеческие ресурсы гарантируют доступ к ресурсам, необходимым для роста и развития отрасли. При этом учитывается здоровье и уровень образования и подготовки, качество которых зависит не только от образовательной системы страны, но и привлечения частного сектора к улучшению специализированной подготовки персонала и обслуживания.

Отношение населения к туристам измеряется степенью открытости страны и общества для туризма и иностранных посетителей, причем не только населения, но и бизнес-лидеров, относящих туризм к важным деловым контактам. Мера туристической открытости -расходы и денежные поступления в доле от ВВП, которая дает ощущение важности туризма относительно размера страны.

Природные ресурсы, обеспечивающие конкурентные преимущества страны, включают места Всемирного наследия, число видов животных, характеризующее богатство фауны, долю охраняемых территорий.

Размещение культурных ресурсов в каждой стране - важнейший фактор конкурентоспособности туризма во всем мире. В этом блоке отмечаются места мирового культурного наследия (перечень ЮНЕСКО), спортивные ста-

дионы, международные выставки и ярмарки.

По данным второго ежегодного Доклада, в 2008 г. наивысший индекс ТТС1 имели: Швейцария, Австрия и Германия. Последующие места в первой десятке заняли: Австралия, Испания, Великобритания, США, Швеция, Канада и Франция [2].

Российская Федерация занимает 64-е место из 130 (в 2007 г. - 68-е из 124). Нашими соседями в верхней части списка являются Доминиканская Республика и Китай, в нижней части списка

- Индия и Египет.

Так, можно отметить, что Российская Федерация имеет относительно высокие оценки по природным

(22 место) и культурным (34) ресурсам, благодаря наличию мест Мирового культурного наследия из списка

ЮНЕСКО, а также относительно хорошо развитой инфраструктуре воздушных сообщений (33 место). Однако автомобильный и ж/д транспорт, а также собственно инфраструктура туризма, особенно из-за малого количества доступных гостиничных номеров, оценены низко (83 и 66 места соответственно). Заслуживают серьезного внимания слабые позиции безопасности и защиты (127 место) в связи с высоким уровнем преступности и насилия, недостатком доверия к правоохранительным органам в отношении обеспечения защиты, а также высоким уровнем дорожнотранспортных происшествий. Россия оценена как страна, имеющая очень неблагоприятную среду - и деловую (по крайне высоким ограничениям иностранной собственности, не очень хорошей защите имущественных прав и визовым требованиям для посетителей из многих стран - 110 место), и природоохранную (117). В целом сектор туризма в стране не выглядит как государственно приоритетный (по этой позиции она находится на 125 строчке указанного рейтинга).

Учитывая параметры индекса ТТС1, можно считать, что они достаточно полно учитывают факторы формирования и развития въездного туризма как важного сектора хозяйственной деятельности, отражают международный подход к их оценке и позволяют фиксировать проблемные позиции и ориентиры управленческого воздействия в данной сфере. Следовательно, данный индекс имеет смысл учитывать при оценке потенциала региона на своеобразной конкурентной туристической арене.

Можно констатировать, что экономическое значение туризма в Российской Федерации в последние годы растет, однако его вклад в национальный доход остается скромным и насчитывает от 3 до 5% объема ВВП. По данным статистики, в структуре платных услуг населению в 2007 г. культурнорекреационные составляли всего 6,1%, в том числе 1,5 - туристские; 1,6 - санаторно-оздоровительные; 0,7 - физкультуры и спорта; 2,3% - культуры [4].

Следует отметить, что, помимо общемировых тенденций развития туризма и, в частности, его некоторой регионализации, в современном развитии отечественной туриндустрии стали отчетливо проявляться ряд существенных векторов его дальнейшего существования.

Так, стало различимо формирование туристического каркаса. На туристическом рынке начинают активно позиционировать себя такие регионы, как: Байкал, Урал, Алтай, Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край (Кавминводы). Росту приоритетности туризма способствует государственная поддержка в создании туристско-рекреационных зон и строительство комплекса Олимпийских игр в Сочи.

Стратегическое оформление культурно-рекреационной специализации экономики макрорегионов очерчено

в направлениях их развития, представленных в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации до 2020 г., где обозначено:

- сохранение и активное включение культурного наследия в технологии культурного туризма Центрального района;

- развитие историко-культурного кластера, экологического туризма и приморской рекреации Северо-Запада;

- активизация культурного, экологического и спортивного туризма с государственной поддержкой историкокультурных центров Севера;

- стимулирование «брэндов» оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов (в том числе курортов Черноморского побережья, Кавказских Минеральных Вод) с последующим распространением инфраструктурных инвестиций государства на новые курортные центры (Дагестан, Тамань и иные);

- развитие внутрирегиональной рекреации пригородного типа и водного туризма по Волге и ее притокам;

- развитие морской рекреации, экологического и экстремального туризма на основе уникальных природных ландшафтов Камчатки, Приморья, Курил.

Согласно Концепции, интенсификация использования ресурсов должна подкрепляться развитием транспортной и туристической инфраструктуры.

Глобализация российского туристического рынка проявляется во внедрении сетевых форматов в гостиничном и торговом обслуживании с включением в мировые сети и формированием отечественных сетей, что должно повысить стандарты и уровень качества услуг. Происходит консолидация и укрупнение бизнеса по линии специализированных услуг с объединением туроператоров, владельцев гостиниц и

др[5].

Следующей тенденцией является межрегиональная интеграция. Межре-

гиональный подход проявляется на стадии формирования туристического продукта. Его использование лежит в русле мировых тенденций межстрановой интеграции для взаимного роста конкурентоспособности объединяющихся

стран. Так, в рамках региональной организации АСЕАН подготовлены общие требования к уровню квалификации обслуживающего персонала

в туриндустрии, предполагается установление общих стандартов для отелей, сферы питания. Страны Юго-Восточной Азии планируют ввести единую туристическую визу во все страны АСЕАН, создать единые для всех государств турцентры, а также продвигать

на международных туристических выставках Юго-Восточную Азию как единое туристическое направление, предлагая комбинированные туры, например, маршрут Таиланд - Лаос [6]. Подобные тематические маршруты - винный, фестивальный - действуют и в Европе.

Усиление конкуренции международных туристских центров и рост туристских потоков подвигнул и регионы Северо-Запада к объединению в рамках концепции «Новый взгляд на Россию/Windows on Russia». Предполагается создание общего маркетингового центра, дополнительно к турпродукту «Серебряное кольцо» планируется разработка новых продуктов - «Русская зима» и «Загадки русской души». В Ростовской области также предпринимаются определенные попытки для интенсификации туризма. Так, в целях информационного сопровождения туристов, прибывающих в Ростовскую область, в 2008 г. при организационной и информационной поддержке Минэкономики области было создано некоммерческое партнерство «Ростовский региональный туристско-

информационный центр» (ТИЦ). Учредителями ТИЦ выступили: ОАО «Дон-Плаза», ООО «Выставочный центр «ВертолЭкспо», ООО «Туристическо-

коммерческая фирма «Рейна-тур», федеральное государственное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова». В целях оперативного информирования туристов о рекреационных возможностях области ТИЦ приобрел 3 информационных терминала для установки их в зданиях аэровокзала, железнодорожного вокзала г. Ростова-на-Дону [11].

Укрепление культурно-

рекреационной сферы регионов. Внимание к туристической отрасли как к перспективному и приоритетному элементу хозяйственного комплекса проявилось вследствие ухудшения социально-экономического положения российских регионов в период финансового кризиса. Активизация нового ресурса экономики сопровождается практически повсеместной разработкой региональных программ развития туризма с планированием роста его вклада в ВРП, а также методической проработкой самой оценки [7]. Удельный вес туризма в ВРП с учетом популярности региона в мнении въездных туристов колеблется существенно: от 13,7% в Краснодарском крае до 6,5% в Карелии, 3,6% в Новгородской области, 0,6% в Бурятии [8]. В этом контексте для Ростовской области знаковой явилась Областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области на 2008 - 2010 годы». Под ее эгидой осуществлено 17 инвестиционных проектов по созданию туристских объектов, в том числе новых средств размещения. В 2008 году объем инвестиций на реализацию указанных проектов составил 579,5 млн. рублей [11].

Можно констатировать, что рассмотренные выше основные тенденции развития регионального туризма в России следует воспринимать как серьезный шаг на пути к формированию территориальных кластеров (туристско-продуктовых цепочек), а также выработки единой маркетинговой стратегии,

что отражает нацеленность участников туристического рынка на восприятие новых технологий в развитии российского туризма [9].

В свою очередь, не вызывает сомнений тот факт, что проектирование направления развития туристической отрасли в конкретном регионе требует проработки методологических подходов. В этом смысле положительным представляется опыт центра стратегических разработок «Северо-Запад», который выполнял туристические проекты в рамках подготовки стратегий субъектов РФ, разрабатывал концепции развития туризма в Новгородской, Астраханской областях и Красноярском крае [10].

Реализация подобных программ развития традиционно ориентирует на следующие основные шаги в развитии туристической отрасли региона:

- анализ туристического потенциала (состав, масштаб, значимость, качество ресурсов, существующая и потенциальная степень коммерциализации);

- анализ рынка туризма, что даст понимание того, какое место занимает рассматриваемая территория как дестина-ция1 на туристической карте и какие ниши она может занять в перспективе;

- выбор приоритетных туристических направлений, опирающийся на легкость коммерциализации возможных ресурсных позиций;

- разработку механизмов развития туризма с использованием принципов:

- комплексного освоения территории для создания принципиально новой туристической инфраструктуры в регионе;

- кластерного подхода, призванного через организацию коммуникации между всеми участниками туристического бизнеса и поддерживающих отраслей обеспечить максимальный мультипликативный эффект деятельности;

1 Имеется в виду территория со всевозможными удобствами и услугами для туристов.

- культурной политики развития человеческого потенциала в качестве ресурса гостеприимства при сохранении культурной идентичности населения, которая также является туристическим ресурсом территории.

В Ростовской области сделаны существенные шаги в этом направлении. Так, в рамках реализуемой программы развития туризма в целях выявления имеющихся на территориях муниципальных образований области туристских ресурсов был проведен мониторинг туристских ресурсов и объектов туриндустрии. Обследования были проведены по 14 муниципальным образованиям области города Ростов-на-Дону. В результате сформирована информационная база данных, в которую вошли уже известные и вновь выявленные объекты, в том числе: 975 объектов туристской индустрии и туристской инфраструктуры, 253 природных и 1880 социально-культурных объектов туристского значения [11].

Однако, несмотря на определенные успехи Ростовской области в плане оживления мероприятий, ориентированных на активизацию въездного туризма, и существующие позитивные примеры подобного характера из вне, следует учитывать, что бесконтрольный перенос отмеченных положительных примеров развития туристической отрасли как в различных регионах мира, так и в РФ, не является гарантией успеха сам по себе. Требуется с высокой степенью достоверности рассчитывать адаптированный индекс конкурентоспособности сектора туризма для анализируемого региона, что позволит реально учитывать особенности ментальности проживающего населения и его отношения к въездным туристам, а также возможность вовлечения региональных бизнес-структур к ускоренному развитию туристической отрасли в Ростовской области.

Библиографический список

1. Квартальнов В. А. Туризм. М., 2000. С.37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Дмитриева Т.Е., Щенявский В.А. Сектор туризма: уровни и подходы к формированию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Выпуск 5. 2009.

3.The Travel & Tourism Competitiveness Report 2008. Balancing Economic Development and Environmental Sustainability [Electronic resource].

4.Какова доля туризма в ВВП страны?

RAT A news: ежедневная электронная газета для профессионального турбиз-неса. - 2007. - 08-01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ratanews.ru.

5. Смирнова И. Туризм как ресурс / И. Смирнова // Российское экспертное обозрение. Новые ресурсы России. - 2008. -№1(24). - С. 39-43.

6.Головин С. Туризм объединяет / С. Головин // Эксперт. - 2006. - №5. - 6 февр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.expert.ru/.

7.Дмитриева Т.Е. Культурно-рекреационный потенциал муниципального развития / Т.Е. Дмитриева, В.А. Щенявский // Регион. -2008. - № 8. - С. 43-47;

8.Степанова С.В. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Карелии) / С.В. Степанова: автореферат диссертации к.э.н. - Петрозаводск, 2008.

9.Мовилы В.В. Новые технологии развития

туризма / В.В. Мовилы: стенограмма выступления // материалы круглого стола «Перспективы развития въездного туризма на Северо-Западе». - Санкт-Петербург,

2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csr-nw.ru.

10. Смирнова И. Управление развитием

туризма в регионе / И. Смирнова: презентация доклада // Материалы ЦСР «Северо-Запад». - Санкт-Петербург,

2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csr-nw.ru.

11.Информационный портал администрации РО - Режим доступа: http://www.donland.ru .

Bibliographic list

1. V.A. Kvartalnov. Tourism. Moscow. 2000. P. 37.

2.T. Dmitrieva, V. Shchenyavskiy. Tourism Sector: Stages and Forming Approaches // Changes in Economy and Society: facts, tends, forecast. Ed.5. 2009.

3.The Travel and Tourism Competitiveness Report 2008. Balancing Economic Development and Environmental Sustainability [Online resource].

4.What Amount Does Tourism Contribute to a Country’s GDP? RATA news: Digital Dairy Newspaper for Professional Travel Business. -2007 - 08-01 [Online resource]. - Access: http://www.ratanews.ru

5.1. Smirnova. Tourism as a Resource / I. Smirnova // Russian Expert Review. Russia’s new resources. - 2008. - №1 (24). - PP.39-43.

6.5. Golovin. Tourism Unites / S. Golovin // An Expert. - 2006. - №5. - feb.,6. [Online resource].

- Access: http://www.expert.ru/.

7.T. Dmitrieva. Recreational Potential for Municipal Development / T. Dmitrieva, V. Shchen-yavskiy // the Region. - 2008. - №8.

8.5. Stepanova. Tourist Influence on Socio-Economical Development of the Region (Case Study of Republic of Karelia) / S. Stepanova: Abstract of a thesis of Ph.D. in Economics. -Petrozavodsk, 2008.

9.V. Movily. New Technics of Travel Development / V. Movily: shorthand of a speech // Materials of a Round-table Discussion “Outlook For Incoming Tourism Development in the NorthWest Region”. - St. Petersburg, 2007. [Online resource]. - Access: http://www.csr-nw.ru.

10.1. Smirnova. Tourism Development Management in the Region / I Smirnova: Presentation of a report // Materials of the CSR “North-Wesf’.

- St. Petersburg, 2007. [Online resource]. - Access: http://www.csr-nw.ru.

11.Information Portal of Rostov Region Administration - [Online resource]. - Access: http://www.donland.ru .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.