Научная статья на тему 'Современные аспекты проявления иррациональности на финансовых рынках'

Современные аспекты проявления иррациональности на финансовых рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЫНКОВ / КРИПТОВАЛЮТА / IRRATIONALITY / BEHAVIORIAL FINANCE / STOCK MARKET / EFFICIENT MARKET HYPOTHESIS / CRYPTOCURRENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пидоренко Иван Александрович

Ставится под сомнение теория эффективных рынков (EMH). Опираясь на современную науку о мозге, приведены доказательства иррациональности человеческого поведения. Рассмотрены основные принципы теории поведенческих финансов и рыночной иррациональности. Показано как она переносится на финансовые рынки и продемонстрирован ряд ее ярких примеров. Раскрыт процесс ценообразования на фондовом рынке, а также воздействие на него элемента иррациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of irrationality on the financial markets

The author casts doubt on the Efficient Market Hypothesis. Relying on the modern brain science, there are stated proofs of the human irrational behavior. The author considers main principles of the behaviorial finance and market irrationality. Moreover he reflects the way how it influences financial markets and demonstrates some standard examples of it. Also the article covers the process of pricing on the stock market and how an irrationality element affects it.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты проявления иррациональности на финансовых рынках»

MODERN ASPECTS OF IRRATIONALITY ON THE FINANCIAL MARKETS

Pidorenko Ivan Alexandrovich, Undergraduate student, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The author casts doubt on the Efficient Market Hypothesis. Relying on the modern brain science, there are stated proofs of the human irrational behavior. The author considers main principles of the behavioriai finance and market irrationality. Moreover he reflects the way how it influences financial markets and demonstrates some standard examples of it. Also the article covers the process of pricing on the stock market and how an irrationality element affects it.

^ Keywords: irrationality; behavioriai finance; stock market; Efficient Market Hypothesis; cryptocurrency. yflK 336.7

UJ

S ^

О ш

% о

X

о

rt

#

* *

212

ВАК РФ 08.00.10

5 Пидоренко И.А., 2018

ПИДОРЕНКО Иван Александрович,

магистрант, Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь уатоопса1тап@дтаИ. сот

СОВРЕМЕННЫЕ А СПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Ставится под сомнение теория эффективных рынков (ЕМН). Опираясь на современную науку о мозге, приведены доказательства иррациональности человеческого поведения. Рассмотрены основные принципы теории поведенческих финансов и рыночной иррациональности. Показано как она переносится на финансовые рынки и продемонстрирован ряд ее ярких примеров. Раскрыт процесс ценообразования на фондовом рынке, а также воздействие на него элемента иррациональности.

Ключевые слова: иррациональность; поведенческие финансы; фондовый рынок; теория эффективных рынков; криптовалюта.

I

Теория эффективных рынков утверждает, что цены всегда справедливы и учитывают всё, но при этом ее авторы делают допущение, что участники рынка всегда действуют рационально, принимая свои решения. Однако рынками правят люди, а, как показывают последние исследования в сфере психологии и нейробиологии, все люди в той или иной степени иррациональны. Это определяется наличием в мозге древней структуры, лимбической системы, доставшейся нам от рептилий в процессе эволюции и отвечающей за выполнение следующих функций: продолжение рода, поиск пищи, выживание. Эта область мозга является частью бессознательного психического процесса и оказывает мощное влияние на поступки людей. Эффективность нашей жизнедеятельности во многом зависит от баланса между неокортексом (новой корой мозга, отвечающей за интеллектуальную деятельность) и лимбической системой. Доминирование той или иной области предопределяет перевес в сторону рациональности, либо напротив, в сторону иррациональности. Но сам факт существования в мозге современных людей этой древней структуры, оказывающей весомое воздействие на их поведение, ставит под сомнение основное допущение авторов теории эффективных рынков, а вместе с этим, и ее основной постулат.

Еще одна гипотеза теории эффективных рынков заключается в том, что невозможно, используя общедоступную или частную информацию, превзойти других инвесторов и, таким образом, извлечь выгоду на фондовом рынке в долгосрочной перспективе. Однако на сегодняшний день существует множество успешных игроков в каждой из категорий: инвесторы (Уоррен Баффетт, Джим Роджерс, Питер Линч), трэйдеры (Ларри Уилльямс, Джек Швагер, Александр Герчик), скальперы (Александр Лукьяненко), арбитражеры (Айвен Боски), и многие другие, которые имеют перевес при осуществлении торговых операций на финансовых рынках. Следовательно, данная гипотеза теории эффективных рынков также подвергается сомнению.

Напротив, современная теория поведенческих финансов в свете последних исследований утверждает, что люди далеко не так раци-

ональны, как это описано в традиционной теории. Инвесторы, заинтересованные в изучении влияния эмоционального фактора, искажающего цены на акции, поведенческие финансы предлагают несколько любопытных описаний и объяснений[1,104].

Иррациональное поведение (от лат. irrationalis - неразумный) - поведение ориентировано на достижение целей без тщательной предварительной оценки сложившейся ситуации и существующих возможностей [1,106].

Иррациональность подразумевает по большей части необдуманное проявление (мысль, идея, чувство, решение, поступок) человека, основанное на чувственном или интуитивном порыве. В этом смысле иррациональным человеком принято называть того, кто в большинстве случаев воспринимает окружающую действительность и моделирует решения вне логического обоснования преимуществ одних решений по отношению к возможным другим решениям и не ориентируется в своей деятельности на заранее разработанный алгоритм действий.

Идея, что психология движет фондовым рынком, идет вразрез с установленной теорией, согласно которой рынки являются эффективными. Однако "тюльпаномания" в Нидерландах в 1630-х, "пузырь" в сегменте интернет-технологий, а также последующий крах соответствующего индекса доткомов, произошедший в конце 1990-х, доказывают наличие иррациональности в поведении рыночных игроков.

Похожая ситуация сейчас развивается на рынке криптовалют. Недавно, 7 декабря, курс биткоина за 40 часов подскочил на 40%, впервые перебив отметку в 12 000 долларов. Менее чем через два дня он стоил уже выше 16 000 долларов. С начала этого года он вырос на 1552%, а с начала 2016 г., когда начался его быстрый рост, - на 3725%. Основной фактор развития бума на рынке криптовалют - это огромное количество экспертов, которые наперебой хвалят биткоин и дают рекомендации на покупку [2]. Предпоследний рывок произошел в следствии появления огромного количества новых спекулянтов, рассчитывающих на получение быстрой прибыли. А последний, в декабре 2017 года, после появления фьючерса на биткоин на чикагской бирже Cboe Global Markets. Теперь вопрос только в том, когда ажиотаж сменится массовыми продажами, и образовавшийся в биткоине "пузырь" лопнет.

Специалисты в сфере поведенческих финансов объясняют, что подобный тип ирраци-

онального поведения - это не аномалия, а обычное дело. В действительности, исследователи смогли воспроизвести поведение рынка, используя очень простые эксперименты.

Согласно теории рефлексивности Джорджа Сороса, котировки на фондовом рынке всегда искажены, а эти искажения, как правило, влияют на лежащие в их основе акции. По мнению Сороса, котировки являются не пассивным отражением стоимости акций, а активным ингредиентом процесса, в ходе которого определяются богатства компаний, акции которых находятся в обращении. Изменение стоимости акций рассматривается как часть исторического процесса. При этом отдельное внимание обращается на неувязку между ожиданиями участников и действительным ходом событий, что является неотъемлемой частью данного процесса.

Рассматривая такую неувязку, можно предположить, что в основе могут лежать ожидания рыночных игроков (завышенные или заниженные), а также их предпочтения, в свою очередь это является формой иррационального поведения. Будетуместным заменить утверждения о том, что рынок всегда прав и цена учитывает всё на два других:

- на рынке всегда присутствуют предпочтения того или иного направления;

- рынок может воздействовать на ход предвосхищаемых им событий.

Для того, чтобы рассмотреть взаимодействие этих двух факторов, необходимо отметить, что применительно к этому случаю, будут существовать связи двух типов: воздействующая функция и когнитивная функция. Ценовой тренд через когнитивную функцию влияет на восприятие участников рынка, а возникающие в нем изменения, в свою очередь, оказывают свой эффект на котировки через воздействующую. Как итог, возникшие изменения могут повлиять на доминирующие предпочтения, а также на основной тренд. Рассматривая стандартный случай хода событий, сначала все факторы усиливают друг друга в одном направлении, затем в другом, что широко известно как модель последовательности "подъем-спад".

Рассмотрим процесс построения данной модели. Предположим, что основной тренд еще не осознан и, следовательно, не отражен в котировках. В таком случае доминирующее предпочтение является негативным. Когда рыночные игроки начнут распознавать ценовой тренд, это повлечет за собой влияние на котировки, что, в свою очередь, станет свиде-

I

UJ

S ^

О ш

Z

О X

о

rt

■X ■X ■X

214

тельством начала самоусиливающегося процесса. Пока предпочтения усиливаются, под влиянием рекомендаций финансовых аналитиков и рыночных спекулянтов, не успевших купить на начальном этапе роста, ожидания растут даже быстрее котировок. При этом рост котировок становится все более зависимым от доминирующих предпочтений, что делает и основной тренд все более от них уязвимым. Как итог, наступает момент, когда доминирующие ожидания больше не могут поддерживать ценовой тренд, и начинается процесс коррекции, который в последствии может превратиться в движение в обратном направлении. Когда самоусиливающийся процесс затягивается, а рост котировок заходит слишком далеко, образуются так называемые рыночные "пузыри", как в случае с индексом доткомов или биткоином, а следовательно, возрастает вероятность резкого разворота. Как видно из описания этой простейшей модели "подъем-спад", каждый ее этап содержит в себе элемент иррациональности, который оказывает свое влияние на исторический ценовой процесс.

В свою очередь, такие экономисты, как Итон, Одеан и Фрацини выделяют следующие принципы поведенческих финансов:

- принятие решений, основанное на эмоциях (чем более важное решение предстоит принять человеку, тем сложнее становится процесс его принятия, потому что, как правило, в таких случаях активируются области мозга, отвечающие за эмоции вместо тех, которые отвечают за логику);

- избежание фиксирования убытков (нежелание индивидуальных инвесторов и менеджеров паевых фондов фиксировать убыток при том, что доходность впоследствии остается отрицательной, и стремление инвесторов значительно ранее продавать активы в случае положительной доходности. Данное поведение, не соответствующее принципам рациональности, получило название эффекта диспозиции во времени) [1,107];

- стадный инстинкт (данный принцип поведенческих финансов дает ответ на вопрос: -"почему люди склонны подражать другим?" В случае движения рынка в том или ином направлении, инвесторы боятся, что другие знают больше или обладают более детальной ин-

формацией. Следствием является то, что инвесторы чувствуют сильное желание делать то, что делают другие);

- выборочное внимание (зачастую люди не видят то, что в действительности происходит в мире. Вместо этого они видят то, что хотели бы видеть или то, что ожидают увидеть. Многие инвесторы переоценивают значение суждений, полученных из маленькой выборки данных или из отдельных источников [1, 107], например, полностью доверяя финансовым аналитикам, рекомендации которых имели успех на определенном этапе в прошлом);

- наличие поведенческих предрасположен-ностей (люди склонны придерживаться одной и той же формы поведения снова и снова. Последние исследования Дрейфуса показали, что среднестатистический американский инвестор держит 75% своих денег в американских акциях, при том, что в начале XXI века американский рынок занимал около 50% капитализации мирового рынка, в 2014 году эта цифра упала до 38% и на данный момент имеет понижательный тренд);

В заключение, стоит отметить, что поведенческие финансы являются наукой, которая только начинает занимать свое место в классических финансах, однако уже сейчас данное направление финансовой мысли может ответить на некоторые вопросы нерационального поведения инвесторов и скорректировать их дальнейшие действия, тем самым улучшив их благосостояние. Главная мысль состоит в том, что теория не говоритлюдям, как обогнать рынок. Вместо этого, она свидетельствует о том, что психология и индивидуальные нейро-биологические особенности влияют на процесс принятия решений, и, соответственно, рыночные цены и фактическая стоимость ценных бумаг отклоняются от нормы с течением длительного времени. Эта же самая особенность, называемая человеческим фактором, объясняет такие феномены, как бум и паника на финансовых рынках.

Примечания:

1. Горецкая В.А. Поведенческие финансы: использование теории перспектив в процессе принятия инвестиционных решений // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13. - С. 104-110.

2. Газета "Ведомости". [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.vedomosti.ru

FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF ACCOUNTING FINANCIAL RESULTS IN THE MODERN NORMATIVE BASE Puchkova Elena Mihaylovna, PhD of Economics, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.