Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРЕЙСОВЫЕ ОСМОТРЫ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / PRE-TRIP INSPECTIONS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL SERVICE / SOFTWARE AND HARDWARE COMPLEX / SAFETY / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юй Н.Д., Вознесенский Н.К., Титов Александр Андреевич

Представлен опыт Свердловской железной дороги в организации проведения предрейсовых медицинских осмотров с использованием автоматизированной системы и программно-аппаратных комплексов, а также возможности психофизиологической службы в предотвращении аварийных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юй Н.Д., Вознесенский Н.К., Титов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF IMPROVING THE RELIABILITY OF THE MEDICAL COMPONENT OF THE HUMAN FACTOR IN RAILWAY TRANSPORT

The experience of the Sverdlovsk railway in the organization of pre-trip medical examinations using an automated system and software and hardware systems, as well as the ability of the psycho-physiological service in preventing accidents, is presented

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

считать зоной влияния. Приказом №74н определены методы выполнения работ на ВЛ под наведенным напряжением:

— с заземлением ВЛ с обеих сторон в РУ и на рабочем месте с использованием для обеспечения безопасного производства работ технологии уравнивания потенциалов или технологии работ «без снятия напряжения»;

— без заземления ВЛ в РУ при заземлении ВЛ только на рабочем месте.

Следует отметить, что на ВЛ (на одном электрически связанном участке) под наведенным напряжением запрещена одновременная работа бригад, использующих разные методы производства работ (п. 38.49 ПОТЭЭ). На ВЛ под наведенным напряжением работы с земли, связанные с прикосновением к проводу (тросу), опущенному с опоры вплоть до земли, должны выполняться: с использованием электр о защитных средств (диэлектрические перчатки, штанги), или с металлической площадки, соединенной проводником с этим проводом (тросом) для выравнивания потенциалов.

При этом указано, что выполнение работ с земли без применения электрозащитных средств и металлической площадки допускается, но только при условии заземления провода в непосредственной близости к каждому месту прикосновения.

Результаты. Анализ изменений новой редакции ПОТЭЭ показал, что в качестве обязательных требований, обеспечивающих дальнейшее повышение безопасного выполнения работ и снижения действия опасных факторов на отключенных ВЛ, находящихся под наведенным напряжением, можно выделить:

— соблюдение организационных и технических мероприятий при работах под наведенным напряжением, оценка достаточности принятых мер по безопасности на рабочем месте;

— работа по проектам производства работ на выполняемую работу по наряду-допуску с обязательным назначением ответственного руководителя работ и работника из числа электротехнического персонала, осуществляющего надзор за бригадами;

— контроль соблюдения порядка действий перед разрывом или соединении проводов ВЛ, с обязательным уравниванием потенциалов этих участков;

— на месте работы бригады при снятии переносных заземлений по окончании работ для исключения несчастного случая необходимо строго соблюдать порядок снятия — сначала отсоединить струбцины обоих заземлений от провода (грозотроса) ВЛ, а затем от заземлителя.

Выводы. Однако, даже при выполнении всех этих требований не обеспечивается полная безопасность персонала от поражения электрического тока, поэтому необходимо внести дополнения в существующие нормативные документы, а именно требуется уточнение зоны влияния наведенного напряжения на отключенную ВЛ, для снижения электротравматизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н (с изменениями на 19 февраля 2016 года).

REFERENCES

1. Rules on labor protection at operation of electrical installations approved by the order of the Ministry of labor of Russia of July 24, 2013 № 328n (as amended on February 19, 2016).

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-823-824

УДК 614.8-027.23-084:625.1/.5

Юй Н.Д.1, Вознесенский Н.К.2, Титов А.А.3

Современные аспекты повышения надежности медицинской составляющей человеческого фактора на железнодорожном транспорте

'Свердловская дирекция здравоохранения ОАО «РЖД», ул. Гражданская, 9, Екатеринбург, Россия, 620107;

2ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России, ул.

Крупская, 44, Пермь, Россия, 614060;

3ЧУЗ «КБ «РЖД — Медицина» г. Пермь, ул. Василия Каменского, 1, Пермь, Россия, 614000

Представлен опыт Свердловской железной дороги в организации проведения предрейсовых медицинских осмотров с использованием автоматизированной системы и программно-аппаратных комплексов, а также возможности психофизиологической службы в предотвращении аварийных ситуаций.

Ключевые слова: предрейсовые осмотры; психофизиологическая служба; программно-аппаратный комплекс; безопасность; железнодорожный транспорт

Для цитирования: Юй Н.Д., Вознесенский Н.К., Титов А.А. Современные аспекты повышения надежности медицинской составляющей человеческого фактора на железнодорожном транспорте. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-823-824

Для корреспонденции: Титов Александр Андреевич, E-mail: alekctitov@rambler.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Yui N.D.1, Voznesensky N.K.2, Titov A.A.3

Modern aspects of improving the reliability of the medical component of the human factor in railway transport

1Sverdlovsk Directorate of health, 9, Grazhdanskaya str., Yekaterinburg, Russia, 620107;

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

2Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University, 44, Krupskaya str., Perm, Russia, 614060; 3Clinical hospital «Russian railways — Medicine» of Perm, 1, Vasiliya Kamenskogo str., Perm, Russia, 614000

The experience of the Sverdlovsk railway in the organization of pre-trip medical examinations using an automated system and software and hardware systems, as well as the ability of the psycho-physiological service in preventing accidents, is presented. Keywords: pre-trip inspections; psychophysiological service; software and hardware complex; safety; railway transport For citation: Yui N.D., Voznesensky N.K., Titov A.A. Modern aspects of improving the reliability of the medical component of the human factor in railway transport. Med. trudaiprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-823-824 For correspondence: Aleksandr A. Titov, E-mail: alekctitov@rambler.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. ОАО «РЖД» является социально ответственной компанией и одним из крупнейших работодателей, сохранившая эффективно функционирующую, полноценную систему производственной медицины.

В современных условиях серьезные задачи ставит перед здравоохранением цифровая экономика [1].

Цель исследования — изучить современные аспекты повышения надежности медицинской составляющей человеческого фактора на железнодорожном транспорте.

Материалы и методы. В исследовании использован дескриптивный анализ.

Результаты. На Свердловской железной дороге действует автоматизированная система предрейсового медосмотра (АСПО), в том числе дистанционные комплексы, что обеспечивает своевременное выявление работников с высоким риском возникновения пароксизмальных состояний, с риском внезапной смерти, что позволяет снизить вероятность аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором. Система представлена 115 пунктами предрей-совых осмотров. На ряде из них размещены программно-аппаратные комплексы (ПАК) для проведения дистанционных осмотров.

Методология обеспечивает выявление депрессивных, стрессовых состояний, усталости и признаков обострения заболеваний на основе измерения параметров пульса и артериального давления. При минимальных временных затратах аналитические программы выявляют группу риска и позволяют перейти к предупредительным мерам. Базы данных объединяют результаты осмотров со всех здравпунктов, передают их цеховым терапевтам и специалистам охраны труда и промышленной безопасности. Сетевые решения обеспечивают надежную синхронизацию и своевременный обмен данными. Предрейсовые осмотры способствуют улучшению здоровья работников, меняя их отношение к своему здоровью. В практику предрейсовых осмотров внедрен специализированный измерительный комплекс КАПД-02-СТ, выполняющий автоматизированное обследование с вводом полученных результатов в базу данных независимо от фельдшера.

На Свердловской железной дороге функционирует психофизиологическая служба — уникальная структура,

деятельность которой направлена на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок. В обязанности входит: психофизиологическое и психологическое обследование профригодности персонала, поддержание высокой работоспособности, эмоциональной устойчивости и психофизиологической надежности работников железнодорожного транспорта. Это позволяет: проводить обследование на психологическую совместимость работников; оценивать потенциальные возможности по психологическим критериям, готовность к действию в экстремальных условиях и при утомлении, работоспособность в условиях монотонного труда, а также скорость реагирования в обычных и стрессовых условиях. Методики способствуют обучению навыкам саморегуляции, тренировке профессионально важных качеств. Проводится психологический анализ причин ошибочных действий и аварийных ситуаций, выработка рекомендаций по их предотвращению. Расширяется мотивация культуры безопасности. В результате формируется система мер по снижению негативного влияния человеческого фактора на безопасность производственных процессов.

Выводы. 1. На Свердловской железной дороге создана система повышения надежности медицинской составляющей человеческого фактора. 2. Опыт производственной медицины ОАО «РЖД» может быть использован для создания современной, эффективно функционирующей системы производственной медицины на промышленных предприятиях любых форм собственности, где велика роль медицинской составляющей человеческого фактора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мызрова К.А., Туганова Э.А. Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития Российской Федерации. Вопросы инновационной экономики. 2018; 8 (3): 479-86.

REFERENCES

1. Mizrova K.A., Tuganova E.A. Digitalization of health care as a promising direction of development of the Russian Fédération. Voprosi innovatsionnoi ekonomiki. 2018; 8 (3): 479-86.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-824-826 УДК 616-036.868-036.8:625.282 Юй Н.Д.1, Малютина Н.Н.1, Лузина С.В.2

Оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации работников локомотивных бригад

1ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России, ул. Петропавловская, 26, Пермь, Россия, 614990;

2ЧУЗ «КБ «РЖД — Медицина» г. Пермь, ул. Василия Каменского, 1, Пермь, Россия, 614000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.