МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современные аспекты подготовки специалистов с использованием потенциала социальных партнеров и сетевых технологий
За последние годы в системе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием произошли значительные изменения, связанные прежде всего с внедрением ФГОС и принятием нового закона «Об образовании в РФ». Новые требования порождают новые проблемы, решить которые без участия социальных партнеров не получится.
Е. А. РЫБАКОВ,
кандидат экономических наук, директор Уральского государственного колледжа им. И. И. Ползунова, Екатеринбург
Более 850 учреждений СПО с достаточно большим контингентом студентов были переданы в 2012 году из Министерства образования и науки РФ в ведение субъектов Федерации, только в Свердловской области с федерального уровня были переданы 24 учебных заведения, в которых обучается более 30 тысяч студентов.
Проблемы, влияющие на качество подготовки
1. Дисбаланс в подготовке специалистов
с начальным, средним и высшим профессиональным образованием. Большая часть молодежи пытается получить высшее образование, отдавая предпочтение специальностям управленцев, юристов, экономистов, тогда как производство остро нуждается в рабочих кадрах, особенно квалифицированных специалистах, умеющих и желающих работать на современном промышленном оборудовании, владеющих современными профессиональными стандартами, обладающих значительным набором компетенций.
2. Психологическая, методологическая и методическая неготовность к внедрению ФГОС как преподавателей, так и студентов
3. Устаревающая и устаревшая учебно-лабораторная база образовательных учреждений, отсутствие в учебном процессе современных приборов, устройств, станков, механизмов и других средств производства.
4. Реорганизация учреждений НПО в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», внесшим серьезные изменения в организацию подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, прежде всего в части приема в учреждения СПО (без вступительных испытаний) и организации целевого набора. Этот закон уже сегодня нуждается в значительных поправках и уточнениях.
5. Территориальная и, как следствие, методическая разобщенность специализированных учреждений образования в связи с переходом федеральных учреждений СпО в
субъекты Федерации (например, учебные заведения металлургического, машиностроительного или оборонного комплексов). Более 850 учреждений СПО с достаточно большим контингентом студентов были переданы в 2012 году из Министерства образования и науки РФ в ведение субъектов Федерации, только в Свердловской области с федерального уровня были переданы 24 учебных заведения, в которых обучается более 30 тысяч студентов.
К вышесказанному следует добавить определенные сложности в организации подготовки специалистов, связанные со слабой школьной подготовкой, отсутствием навыков самостоятельного обучения и освоения компетенций.
Опыт социального партнерства
Сегодня ни одно образовательное учреждение не сможет решить проблему организации учебного процесса, не развивая отношения с социальными партнерами.
Интересный опыт сотрудничества с ООО «УГМК-Холдинг» складывается сегодня в уральском государственном колледже им. И. И. Ползунова. УГМК-Холдинг - это крупнейшая в России горно-металлургическая компания, работающая в 11 регионах России, в состав которой входят 37 предприятий с общим количеством рабочих мест более 100 тысяч. В настоящее время компания создает корпоративный технический университет с отличными учебными помещениями, оснащенными самым современным учебным и лабораторным оборудованием, расположенный в городе-спутнике Екатеринбурга - Верхней Пышме. Для подготовки высококвалифицированных специалистов создаваемый образовательный комплекс объединит усилия учебных заведений различного уровня: Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, многопрофильного техникума «Юность», который в настоящее время присоединил к себе техникум «Уралмашевец», и Верхнепышмин-
20 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2013
СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ского филиала Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова. Кроме того, в создании образовательного комплекса активно участвует Министерство общего и профессионального образования в соответствии с распоряжением губернатора о государственно-частном партнерстве, в соответствии с которым учебные заведения Верхней Пышмы за счет бюджетных средств произведут ремонтные работы и приобретут современное оборудование.
Система подготовки высококвалифицированных рабочих в новом образовательном комплексе выстроена в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов предприятия и предусматривает создание центра сертификации. Колледж будет вести подготовку по 5 направлениям: «металлург», «специалист по автоматизации производственных процессов», «специалист по аналитическому контролю качества химических соединений», «электромеханик» и «механик». Методическое сопровождение берет на себя корпоративный технический университет и уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.
Приобрести достаточное количество учебного и лабораторного оборудования, соответствующего требованиям ФГОС и необходимого для реализации образовательных программ по всем направлениям, одному образовательному учреждению не под силу. И здесь вступают
Алгоритм государственно-частного партнерства
11-1 у I I II . III'' ■! |> т'и I, ИидиднаЙИ
К'|)|>||<||);У........... |^||)|>|М1ПЧ бпьп ".'п:'>>-'"? ".......... !>»■'>^10■>
Алгоритм организации учебного процесса
Сетевое взаимодействие учреждений образования
в силу возможности сетевого взаимодействия. Если колледж им. Ползунова имеет хорошую базу по подготовке специалистов по направлениям «аналитический контроль качества химических соединений», «автоматизация производственных процессов», «маркшейдерское дело», то для подготовки механиков можно использовать потенциал Многопрофильного техникума «уралмашевец» и т. д. Кроме того, рациональное взаимодействие учебных заведений исключит дублирование образовательных программ и позволит сконцентрировать усилия педагогических коллективов на повышение качества подготовки специалистов. Эта форма сотрудничества позволит повысить качество подготовки специалистов и сократить ее себестоимость.
Планируемые результаты
1. Подготовка кадров по приоритетным направлениям развития цветной металлургии и горнодобывающей промышленности.
2. Создание учебного комплекса нового типа, оснащенного современным учебно-производственным, 1Т-оборудованием и программным обеспечением.
3. Создание центра справочно-методической и технической поддержки образовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
4. Кооперирование учреждений профессионального образования с предприятием-работодателем для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования сотрудников предприятий.
Результатов деятельности образовательного комплекса в Верхней Пышме следует ожидать в ближайшие 3-4 года. Предлагаемая модель взаимодействия позволит значительно уменьшить расходы предприятий на адаптацию и начальное обучение молодых специалистов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2013 21