Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ'

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / нравоучение / воспитание / творчество / тематика стихотворений.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аллабердыева А.

В статье говорится о многогранном творчестве великого туркменского поэта Махтумкули Фраги и о теме воспитания его произведений. Приведены некоторые примеры стихотворений великого мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ»

УДК - 82.0

Аллабердыева А.

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади

Ашхабад, Туркменистан

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ

Аннотация: В статье говорится о многогранном творчестве великого туркменского поэта Махтумкули Фраги и о теме воспитания его произведений. Приведены некоторые примеры стихотворений великого мыслителя.

Ключевые слова: литература, нравоучение, воспитание, творчество, тематика стихотворений.

Allaberdyeva A.

Senior lecturer Departments of Pedagogy and Psychology Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу

Ashgabat, Turkmenistan

THE MODERN SIGNIFICANCE OF THE THEME OF EDUCATION IN THE WORKS OF MAGTYMGULY PYRAGY

Abstract: The article talks about the multifaceted work of the great Turkmen poet Magtymguly Pyragy and the theme of the education of his works. Some examples of poems by the great thinker are given.

Keywords: literature, moralizing, education, creativity, the subject of poems.

Образование и дисциплина, моральные нормы играют центральную роль в жизни каждого общества. Наш Герой Аркадаг справедливо отмечает, что "Махтумкули Фраги - поэт-гуманист, живший в самый сложный период истории туркменского народа и своим творчеством служивший великим целям единства, независимости и построения независимого государства". Мир поэзии Фраги является источником вдохновения для туркменской литературы.

Следуя путем наших предков, наш мудрец выражает в своих произведениях высочайшие нравственные нормы. До сих пор эти бессмертные строки будут жить в истории нашего народа и станут историей наших языков.

Бесценное наследие наших предков в плане нравов, традиций, морали и искусства лежит в основе творчества нашего поэта. Махтумкули - не только поэт-классик туркменской литературы, но и мудрец, мыслитель, мастер слова восточной литературы. Вот почему творения Махтумкули вдохновляют людей со всего мира.

В любом обществе родители всегда заботятся о воспитании своего ребенка как порядочного, хорошо воспитанного человека, который принесет пользу стране. В ситуации, когда в обществе устанавливаются правила семьи, ребенок вырастает примером и совершенствует мораль, основанную на этих правилах. Именно об этом говорит и Махтумкули Фраги:

Не мучай друга словом безотрадным;

Голодного за стол свой посади;

Будь строг и сух с завистливым и жадным;

Любовь к труду храни в своей груди.

Приветлив будь с бездомным сиротою,

Прими его, согрей, снабди едою;

Будь с грустным добр и раздели душою,

Его беду, в его дела войди.

(Перевод Г. Шенгели).

В этих строках мастер слова нашей классической литературы подчеркивает, что суть порядочности и нравственности каждого человека проистекает из семейного воспитания детей. Долг родителей - воспитать совершенного человека, который много работает, живет честно, верен своему Отечеству, оказывает поддержку бедным и тратит свое время на полезные вещи. Если родители будут следовать правилу халяль в семье, ребенок вырастет совершенным человеком, соблюдающим это правило.

Именно из поэзии Махтумкули проистекают мотивы гражданственности, неукротимого стремления постичь исторические судьбы народа, увлечь его страстным поэтическим словом и поднять на борьбу за свою свободу и счастье, призывы к добру и справедливости, беспощадному обличению лжи, жадности, подобострастия, которая является самой сердцевиной не только классической туркменской литературы, но и всей прогрессивной духовной культуры туркменского народа.

Следует отметить, что внимание Махтумкули к теме храбрости было выдвинуто его временем. Мудрый поэт лучше, чем кто-либо другой, понимал важность построения мощного государства для реализации мечты туркменского народа о мирной жизни, развитии общественного сознания, науки и образования, а также о напряженном труде в течение всего дня. Также великий мыслитель подчеркнул, что для успеха этой идеи важно, чтобы вся туркменская страна действовала сплоченно.

Махтумкули считал создание яркого поэтического образа положительного героя — носителя высоких нравственных качеств — лучшим воспитательным фактором в утверждении справедливости, искоренении пороков и бедствий, царящих в обществе. Поэтическое слово, по его мнению, призвано воспитывать в людях высокие нравственные качества, способствовать устранению всего низменного, незначительного, пробуждать в человеке возвышенные, благородные мысли и чувства. В стихотворениях «Певец», «Наставление», «Ты», «Не останется» поэт обращается к мужественным и отважным сынам народа с призывом грудью встать на защиту поруганной врагами родины, стремясь укрепить в них смелость и преданность. Он презирает людей, которые погрязли в мирской суете с ее мелочными заботами, в водовороте грошовых интересов, растрачивающих силы на личные эгоистические цели («Лежать беспечно на кошме, быть вечно праздным — смертный грех»). Главное в жизни человека — всегда видеть высокую и благородную цель служения народу, отдавать ему всю энергию и помыслы и верить в успех этого благородного дела. От храбрых, побросав пожитки, Враги бегут, как овцы, прытки. Трус в волка лишь в своей кибитке, В себя поверя, превратится.

Махтумкули, по праву смелых И сыч в орла в своих пределах, Нацеля когти, словно стрелы, Топорща перья, превратится. (Перевод Ю.Гордиенко)

Махтумкули Фраги считал хорошее поведение украшением внешности и внутреннего мира человека. Такое поведение также подчеркивает обязательства отпрысков перед своими родителями.

Непримиримая ненависть к угнетателям остается сильнейшей стороной творчества Махтумкули. Поэт понимал, что, только уничтожив социальный гнет, можно сделать людей счастливыми. Пропагандируя гуманизм и правдивость, он возлагал надежду на торжество добра.

Махтумкули не устает восхвалять лучшие качества в человеке. Во всех своих произведениях он преследует одну цель: внушить людям, что они не рабы, а значит, должны быть творцами своей жизни.

Нам известно, что Махтумкули следовал литературным принципам своего отца Довлетмаммета Азади. Чтение книг совершенствует наш разум. Махтумкули упоминает, что он получил образование у ученых, мулл и суфиев в различных медресе. В стихотворении "Прекрасный Ширгази" он указывает на то, что усилия учителей также велики для формирования совершенной нравственной личности:

Мой дух разгневанный да не узнает страха,

Да не погрязнет он среди мирского праха! Тобой воспитанный, он брошен в мир с размаха... Прости, я ухожу, прекрасный Ширгази! (Перевод А.Тарковского)

Вместо заключения хочется отметить тот факт, что в настоящее время ведутся всевозможные исследования в изучении творчества Махтумкули Фраги, печатаются книги на разных языках мира.

Использованные источники:

1. Magtymguly. Бвег1ег yygyndysy. П^Ш - А^аЬа^ Ylym, 2013.

2. Гурбангулы Бердымухамедов. Духовный мир туркмен. - Ашхабад, Туркменская государственная издательская служба, 2020.

3. Magtymguly. Копи! nag§y. - А^аЬа^ Тигктеп medeniyet пе§к^у, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.